marinkarowan
02.06.2009, 14:03
Хотелось бы рассказать о моем опыте шефской работы. Может быть кому-то будет полезно, т.к. не всем детям можно найти родителей, кому-то это уже даже не нужно,
но близкий человек нужен каждому.
Почти 4 года назад я попала в детский дом. Мне был 21 год. Попала случайно. Детский дом находился далеко в Подмосковье. Мы попали как раз на предновогоднее чаепитие, и как-то так получилось что я натолкнулась на 12-ти летнего мальчишку, который ревел в уголке (что-то там ему не додали). Мы разговорились, я пообещала позвонить 1-го января и поздравить его с Новым годом. Позвонила, поздравила, первый разговор прошел косо ( да-нет-нормально-не знаю что вам говорить-хорошо провел праздник).
После этого я решила поездить в этот детский дом вместе с местными волонтерами,
помогала на занятиях по рисованию, пыталась сама что-то такое преподавать,
и смотрела во все глаза на этого мальчика. Мне он, честно скажу, не нравился:
нервный, истеричный, завистливый и жадный, он часто вызывал во мне негативные
чувства, тем не менее - глаза не отлипали, чувствовала - мое.
Потом весной случился бэнц! выяснилось что его и еще парочку мальчишек переводят в другой детский дом, под горкой. Я тогда еще не очень разбиралась
в системе детских домов. Наш детский дом был коррекционный 8-го типа, переводили
в дом инвалидов. Если честно, я испытала некоторое облегчение. Ребенок уходил
из моего поля зрения, свобода ( мне сейчас немного стыдно за эти эмоции, но пишу как есть ). Потом мне передали что ребенок просил передавать привет и сказал что скучает. Сердце екнуло, я пошла туда.
Занятия художников прекратились на лето, а так получилось что ребята из дома инвалидов в тот год не смогли никуда уехать на каникулы, я пообещала что буду
приезжать каждый выходные. Мы с Мальчиком остались фактически оди-на-один.
Дом инвалидов, это такая тюрьма в цветочек. Там ничего нельзя: слишком жирной(сладкой-соленой-кислой) пищи, все одинаково пресное, слишком активных занятий, слишком большой свободы. Там живут очень разные дети, как совсем тяжело больные, так и вполне здоровые ребята ( в основном подростки ) с трудными судьбами. Недалекие, неграмотные, совершенно ни к чему не стремящиеся, они
свыклись с тем что они-инвалиды, их жизнь кончилась. Из дома инвалидов не выходят, оттуда переводят во взрослые ПНИ или дома престарелых, а потом на кладбище. Но боже мой! послушали бы вы иногда, какие перлы выдают эти "инвалиды", насколько у них развито чувство юмора, философский взгляд на мир,
правда не у всех, но может я плохо смотрела :)
В то лето начались наши бодания с Мальчиком. Мальчик кричал что он инвалид, я орала что он врет, что он здоров и мы это всем докажем.
Стали думать как доказывать. Решили заниматься, я вспомнила что вообще говоря учитель. Мальчик, к слову, довольно умненький, был просто страшно нервным, при малейшей ошибке мог порвать тетрадь, перевернуть парту и разрыдаться. Потом я уже узнала что его всплески были вызваны тем что его била учительница из этого интерната. Так часто бывает, причина неадекватного поведения в окружении, а в итоге ребенку ставят диагноз и отправляют по этапу.
Еще раз повторю, я была порядочной дурой, и, владей я тогда всей полнотой информации, возможно наша жизнь сложилась бы по другому. Стала получать
консультации, мне обрубили практически все надежды. Размещать в интернете фото - нельзя, опека не разрешает. Забрать в семью - нельзя ( я живу с родителями, и мама, несмотря на то что очень поддерживала меня в желании помочь, была жестко против). Понизить диагноз и перевести в другой интернат - нельзя, учреждение не поддержит инициативу. Если бы тогда я знала больше. Но не знала, увы.
Мы стали заниматься, сперва со скрипом, по заданиям, которые я выдумывала сама : вписать букву, пересчитать картинки, нарисовать что-то, потом появились учебники, из которых делали выборку, потом книжки. Выяснилось что часть проблем
с письмом и чтением вызваны тем что у ребенка плохое зрение. Поскандалили с врачами,у Мальчика появились очки. Тренировали усидчивость, я просто брала за плечи, или за руку, и сидела рядом, пока он читал, уговаривая не сдаваться, пробовать еще раз одолеть трудное предложение.
Параллельно утрясали проблемы с администрацией. Меня выгоняли каждую неделю, каждую неделю я приезжала к директору и объясняла что мне надо обратно ;)
В конце-концов собрали кучу документов и разрешили ходить.
Мы с Мальчиком очень много разговаривали, о том как он жил раньше, о том как будет жить в будущем. Помню как в особенно тоскливый период, рисовали с ним
дом Будущего и решали кого из одногруппников пригласим в гости, сколько там будет окон, сколько кошек и сколько цветочных горшков.
Где-то через год, ребенок завел меня в палату и, пряча глаза, шепотом попросил быть его мамой. Тогда состоялся самый трудный разговор в нашей жизни.
Я жестко пресекала до этого все попытки назвать меня мамой, но он все равно состоялся. Мы сошлись на тезисе что я не мама, я друг, но мы всегда будем вместе.
Я не смогу забрать его домой, но всегда буду рядом. В электричке у меня вдруг пошел мороз по коже, я начала понимать что значит "всегда". А потом пришло понимание, что да, всегда, потому что именно этого нервного, глупенького и смешного мальчишку я ужасно люблю. И я готова на "всегда".
После этого был долгий период "ломки". Мне очень хотелось "закосить", не поехать в интернат, а пойти на свидание , или в поход, забыть о проблемах с воспитателями,
которые регулярно грузили на тему "да он же дебил, а ты здоровая девка, зачем он тебе нужен". потом отрывала задницу от стула и ехала. Со временем вошло в норму,
привыкла. Изменилась.
Стал меняться и ребенок. Он успокоился, у него повысилась успеваемость, появилась
цель в жизни. Мы решили любым способом выйти из инвалидной системы, а для этого, прежде всего, стать лучшими. Мальчик провел гигантскую работу над собой.
Из нервного, жадного, агрессивного мальчишки он превратился в мудрого и благородного юношу. Наверное кто-то скептически ухмыльнется, помня что я пишу
про ребенка-инвалида, но поверьте мне на слово. Вдруг у него стали появляться самые разнообразные интересы, которые мне удавалось, ттт, по мере сил поддерживать. Он рисует, вышивает, готовит, занимается спортом, читает ( правда книжки для самых маленьких, но очень упорно ). Мне радостно думать что в его становлении как личности есть несколько кирпичиков, положенных и моей рукой.
Он, та-дам, не ругается матом вообще. В среде, где мат-норма, это удивительно.
Параллельно стала меняться обстановка в интернате. Наверное идеи заразительны :) появились кабинеты трудовой адаптации, экскурсии, мне разрешили приводить
волонтеров и начались праздники, кое у кого из воспитанников завязалась переписка. В прошлом году из нашего интерната впервые забрали ребенка, взрослую девочку.Забрала женщина-волонтер. Это была сенсация.
В этом году Мальчик успешно прошел комиссию по инвалидности, и, если не сменятся настроения в нашем интернате, в следующем году ему понизят
диагноз и отправят учиться в училище. Он уже совсем взрослый и самостоятельный.
Правда девушками еще не интересуется ;) но жизненный план на ближайшие пять лет уже расписал. Мы хотим продолжать занятия, с тем чтобы по окончанию училища сдать экзамены за начальную массовую школу( и нам это по силам ) и продолжить дальше заниматься экстерном, чтобы получить аттестат, выбить квартиру, найти подходящую работу ( ребенок хочет в Макдональдс :) уже рассказал мне как вырастет из мойщика полов до старшего менеджера ), а потом наверное учиться дальше.
Я пишу мы, потому что с его выходом из интерната наша дружба не заканчивается.
Наше общение было не элементом воспитания, мы действительно стали друзьями.
Прошу прощения, что чересчур много писала именно о себе в этой ситуации. Но мне казалось важным описать именно метания неоперившегося шефа, чтобы доказать что это не больно и не страшно :046: а помощь, даже такая, может многое изменить.
но близкий человек нужен каждому.
Почти 4 года назад я попала в детский дом. Мне был 21 год. Попала случайно. Детский дом находился далеко в Подмосковье. Мы попали как раз на предновогоднее чаепитие, и как-то так получилось что я натолкнулась на 12-ти летнего мальчишку, который ревел в уголке (что-то там ему не додали). Мы разговорились, я пообещала позвонить 1-го января и поздравить его с Новым годом. Позвонила, поздравила, первый разговор прошел косо ( да-нет-нормально-не знаю что вам говорить-хорошо провел праздник).
После этого я решила поездить в этот детский дом вместе с местными волонтерами,
помогала на занятиях по рисованию, пыталась сама что-то такое преподавать,
и смотрела во все глаза на этого мальчика. Мне он, честно скажу, не нравился:
нервный, истеричный, завистливый и жадный, он часто вызывал во мне негативные
чувства, тем не менее - глаза не отлипали, чувствовала - мое.
Потом весной случился бэнц! выяснилось что его и еще парочку мальчишек переводят в другой детский дом, под горкой. Я тогда еще не очень разбиралась
в системе детских домов. Наш детский дом был коррекционный 8-го типа, переводили
в дом инвалидов. Если честно, я испытала некоторое облегчение. Ребенок уходил
из моего поля зрения, свобода ( мне сейчас немного стыдно за эти эмоции, но пишу как есть ). Потом мне передали что ребенок просил передавать привет и сказал что скучает. Сердце екнуло, я пошла туда.
Занятия художников прекратились на лето, а так получилось что ребята из дома инвалидов в тот год не смогли никуда уехать на каникулы, я пообещала что буду
приезжать каждый выходные. Мы с Мальчиком остались фактически оди-на-один.
Дом инвалидов, это такая тюрьма в цветочек. Там ничего нельзя: слишком жирной(сладкой-соленой-кислой) пищи, все одинаково пресное, слишком активных занятий, слишком большой свободы. Там живут очень разные дети, как совсем тяжело больные, так и вполне здоровые ребята ( в основном подростки ) с трудными судьбами. Недалекие, неграмотные, совершенно ни к чему не стремящиеся, они
свыклись с тем что они-инвалиды, их жизнь кончилась. Из дома инвалидов не выходят, оттуда переводят во взрослые ПНИ или дома престарелых, а потом на кладбище. Но боже мой! послушали бы вы иногда, какие перлы выдают эти "инвалиды", насколько у них развито чувство юмора, философский взгляд на мир,
правда не у всех, но может я плохо смотрела :)
В то лето начались наши бодания с Мальчиком. Мальчик кричал что он инвалид, я орала что он врет, что он здоров и мы это всем докажем.
Стали думать как доказывать. Решили заниматься, я вспомнила что вообще говоря учитель. Мальчик, к слову, довольно умненький, был просто страшно нервным, при малейшей ошибке мог порвать тетрадь, перевернуть парту и разрыдаться. Потом я уже узнала что его всплески были вызваны тем что его била учительница из этого интерната. Так часто бывает, причина неадекватного поведения в окружении, а в итоге ребенку ставят диагноз и отправляют по этапу.
Еще раз повторю, я была порядочной дурой, и, владей я тогда всей полнотой информации, возможно наша жизнь сложилась бы по другому. Стала получать
консультации, мне обрубили практически все надежды. Размещать в интернете фото - нельзя, опека не разрешает. Забрать в семью - нельзя ( я живу с родителями, и мама, несмотря на то что очень поддерживала меня в желании помочь, была жестко против). Понизить диагноз и перевести в другой интернат - нельзя, учреждение не поддержит инициативу. Если бы тогда я знала больше. Но не знала, увы.
Мы стали заниматься, сперва со скрипом, по заданиям, которые я выдумывала сама : вписать букву, пересчитать картинки, нарисовать что-то, потом появились учебники, из которых делали выборку, потом книжки. Выяснилось что часть проблем
с письмом и чтением вызваны тем что у ребенка плохое зрение. Поскандалили с врачами,у Мальчика появились очки. Тренировали усидчивость, я просто брала за плечи, или за руку, и сидела рядом, пока он читал, уговаривая не сдаваться, пробовать еще раз одолеть трудное предложение.
Параллельно утрясали проблемы с администрацией. Меня выгоняли каждую неделю, каждую неделю я приезжала к директору и объясняла что мне надо обратно ;)
В конце-концов собрали кучу документов и разрешили ходить.
Мы с Мальчиком очень много разговаривали, о том как он жил раньше, о том как будет жить в будущем. Помню как в особенно тоскливый период, рисовали с ним
дом Будущего и решали кого из одногруппников пригласим в гости, сколько там будет окон, сколько кошек и сколько цветочных горшков.
Где-то через год, ребенок завел меня в палату и, пряча глаза, шепотом попросил быть его мамой. Тогда состоялся самый трудный разговор в нашей жизни.
Я жестко пресекала до этого все попытки назвать меня мамой, но он все равно состоялся. Мы сошлись на тезисе что я не мама, я друг, но мы всегда будем вместе.
Я не смогу забрать его домой, но всегда буду рядом. В электричке у меня вдруг пошел мороз по коже, я начала понимать что значит "всегда". А потом пришло понимание, что да, всегда, потому что именно этого нервного, глупенького и смешного мальчишку я ужасно люблю. И я готова на "всегда".
После этого был долгий период "ломки". Мне очень хотелось "закосить", не поехать в интернат, а пойти на свидание , или в поход, забыть о проблемах с воспитателями,
которые регулярно грузили на тему "да он же дебил, а ты здоровая девка, зачем он тебе нужен". потом отрывала задницу от стула и ехала. Со временем вошло в норму,
привыкла. Изменилась.
Стал меняться и ребенок. Он успокоился, у него повысилась успеваемость, появилась
цель в жизни. Мы решили любым способом выйти из инвалидной системы, а для этого, прежде всего, стать лучшими. Мальчик провел гигантскую работу над собой.
Из нервного, жадного, агрессивного мальчишки он превратился в мудрого и благородного юношу. Наверное кто-то скептически ухмыльнется, помня что я пишу
про ребенка-инвалида, но поверьте мне на слово. Вдруг у него стали появляться самые разнообразные интересы, которые мне удавалось, ттт, по мере сил поддерживать. Он рисует, вышивает, готовит, занимается спортом, читает ( правда книжки для самых маленьких, но очень упорно ). Мне радостно думать что в его становлении как личности есть несколько кирпичиков, положенных и моей рукой.
Он, та-дам, не ругается матом вообще. В среде, где мат-норма, это удивительно.
Параллельно стала меняться обстановка в интернате. Наверное идеи заразительны :) появились кабинеты трудовой адаптации, экскурсии, мне разрешили приводить
волонтеров и начались праздники, кое у кого из воспитанников завязалась переписка. В прошлом году из нашего интерната впервые забрали ребенка, взрослую девочку.Забрала женщина-волонтер. Это была сенсация.
В этом году Мальчик успешно прошел комиссию по инвалидности, и, если не сменятся настроения в нашем интернате, в следующем году ему понизят
диагноз и отправят учиться в училище. Он уже совсем взрослый и самостоятельный.
Правда девушками еще не интересуется ;) но жизненный план на ближайшие пять лет уже расписал. Мы хотим продолжать занятия, с тем чтобы по окончанию училища сдать экзамены за начальную массовую школу( и нам это по силам ) и продолжить дальше заниматься экстерном, чтобы получить аттестат, выбить квартиру, найти подходящую работу ( ребенок хочет в Макдональдс :) уже рассказал мне как вырастет из мойщика полов до старшего менеджера ), а потом наверное учиться дальше.
Я пишу мы, потому что с его выходом из интерната наша дружба не заканчивается.
Наше общение было не элементом воспитания, мы действительно стали друзьями.
Прошу прощения, что чересчур много писала именно о себе в этой ситуации. Но мне казалось важным описать именно метания неоперившегося шефа, чтобы доказать что это не больно и не страшно :046: а помощь, даже такая, может многое изменить.