Просмотр полной версии : Януш Корчак - Ваши мнения
Прочла на днях "Как любить ребенка" и "Право ребенка на уважение" Януша Корчака. Его биография вызывает уважение и доверие как к воспитателю, педагогу и психологу. Поделилась с подружкой, у которой сын - почти ровесник моей дочуры. Она категорически не приняла его мнение. Все это неправильно, говорит, что он пишет. Если не следить, не ограничивать, не ограждать и т.п., можно потом пожалеть. Детей надо воспитывать, говорит. А не потакать их капризам, прикрываясь "уважением" к личности. Вот так.
А Вы читали? И что думаете? Особенно интересно мнение профессионалов - психологов, педагогов, воспитателей.
Люблю Тура Хейердала
24.06.2009, 15:02
я пока еще сама неопытная, но Януша Корчака нежно люблю..... Да и опыта у него побольше, чему отдельно взятой подруги.... Да и речи у него вроде нигде не шло о том, что нужно вообще не следить, не направлять.....
Вот нас практичеки всех ограждали, ограничивали, не потакали капризам и т.д. классика жанра. К сожалению, взрослых людей, умеющих друг друга уважать у нас совсем не так много, как хотелось бы....
Табернемонтана
24.06.2009, 15:16
Мне не понравилось, я не прониклась этой книгой. Принципы естественного воспитания исповедовались во все времена, вспомните того же Ж.Ж. Руссо, их никто не отрицает, и такая точка зрения имеет право на существование. Но в книге Януша как-то всё неорганизованно, непричёсанно, временами спорно. Порой кажется, что читаешь мысли не взрослого человека, а обиженного ребёнка. Весьма спорным показался хотя бы тот момент, где он пишет, что мать, ласкающая собственного ребёнка, добирает таким образом недополученную ласку от супруга и пр...
Одним словом, жалко потраченного времени...
Мамулька-красотулька
24.06.2009, 16:32
Я всеми фибрами своей души люблю Яшуша Корчака,еще в институте на педагогике решила,что только так буду воспитывать своего ребека не отступила от своего решения,когда родился мой малыш.И ни капли не жалею,что даю ему свободу,он на порядок развитее своих сверстников.Также еще обжаю семью Никитиных и их систему воспитания,многое у них переняла.
крошка-капитошка
24.06.2009, 17:26
я пока еще сама неопытная, но Януша Корчака нежно люблю..... Да и опыта у него побольше, чему отдельно взятой подруги.... Да и речи у него вроде нигде не шло о том, что нужно вообще не следить, не направлять.....
Вот нас практичеки всех ограждали, ограничивали, не потакали капризам и т.д. классика жанра. К сожалению, взрослых людей, умеющих друг друга уважать у нас совсем не так много, как хотелось бы....
+1000000000. причём не обязательно во всём поступать так. Но идеи у него очень правильные
пока прочитала только половину, сразу пыталась применять на практике, дочка моментально стала ангелом, потом пришлось перестать читать, и я волей-неволей вернулась к обычным методам "повелевания", Дочь истерит, огрызается, меня не слушает
Попробую дочитать. Пока я с ним согласна
Tvilling
24.06.2009, 22:08
Если не следить, не ограничивать, не ограждать и т.п., можно потом пожалеть. Детей надо воспитывать, говорит. А не потакать их капризам, прикрываясь "уважением" к личности.
Я педагог по первому образованию :) и потом еще преподавала возрастную психологию.
Противоречивое мнение у Вашей подруги, возможно, просто ей не подошли данные книги (бывают разные причины, в т.ч. эмоциональные).
Да, границы нужно устанавливать, но надо уметь это делать разумным и по возможности безболезненным способом. Без уважения (без кавычек!) к личности сделать это невозможно. О потакании капризам - у Корчака? может, копия пиратская попалась? (шутка)
В приницпе, всё - воспитание. И осознаные "воспитательные меры", и неосознанные. Какое-то воспитание ребенок получает в любом случае.
Но уважение к личности - это краеугольный камень. Без этого невозможно вырастить свободного человека. (Или - человек, может, и вырастет, в конце концов, свободным, но самому человеку изрядно придется "выдавливать из себя по капле раба" (с) Чехов).
Весьма спорным показался хотя бы тот момент, где он пишет, что мать, ласкающая собственного ребёнка, добирает таким образом недополученную ласку от супруга и пр...Да, тут немножко спорно, но в рамках своего времени (психоанализ и прочие модные течения) в этих мыслях что-то есть. Абсолютно стопроцентного принятия не бывает, всегда найдется что-то, с чем не согласишься или поставишь под сомнение. Живой человек ведь писал.
Tvilling
24.06.2009, 22:21
http://lib.ru/KIDS/KORCHAK/rebenok.txt
Вот о запретах. Как раз к "потаканию капризам" не призывает вроде никто:
Так что же, разрешать ему все? Ни за что - из скучающего раба мы вырастим
скучающего тирана. Запрещая, мы, как бы то ни было, закаляем его волю, пусть
единственно в направлении ограничения и отказа, развиваем его находчивость
при действиях в тесном пространстве, умение выскользнуть из-под контроля,
пробуждаем критическое отношение к жизни. И это имеет ценность как
подготовка- пусть и односторонняя-к жизни. Разрешая "все", надо следить за
тем, чтобы, потакая капризам, не притупить тем самым желания. Там мы
ослабляем волю, здесь-отравляем ее.
Это не "делай, что хочешь", а я сделаю, я куплю, я тебе дам все, что
хочешь, только проси то, что я могу тебе дать, купить, сделать. Я тебе плачу
за то, чтобы ты сам ничего не делал, чтобы ты был послушным.
"Съешь котлетку-мама тебе книжечку за это купит. Не пойдешь гулять, я
тебе за это конфетку дам".
Детское "дай", даже безмолвно протянутая рука должны натолкнуться на
наше "нет", и от этих первых "не дам", "нельзя", "не разрешаю" зависит
огромная область воспитания.
Tvilling
24.06.2009, 22:24
Вот про это я впервые услышала на лекции по педагогике (преподаватель была замечательная, в отличие от мымр, что были до и после нее). Сначала стало страшно, но сейчас очень хорошо осознаю, что всё правильно:
Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка. Может, их больше,
но я нашел три основных.
1. Право ребенка на смерть.
2. Право ребенка на сегодняшний день.
3. Право ребенка быть тем, что он есть.
Только не пугайтесь так по первому пункту. Потом там подробно всё объясняется.
Спасибо вам большое за мнения!
To Tvilling:
Вам особое спасибо!!!Да, высказывания подружки непоследовательны и нелогичны. Думаю оттого, что ей не понравилось. Она толком и не задумывалась об аргументах. Так, ляпнула, что называется.
Я вот теперь сижу перечитываю 10 раз, наверное... С одного раза все не осмыслишь, не запомнишь, не поймешь...
Просто я что-то такое инстинктивно чувствовала с самого рождения. Мама моя, педагог кстати сказать и уважительно говорящая про Корчака, называла мое "нежелание заниматься воспитанием дочи с пеленок, потакание всем ее прихотям" (ребенку месяц отроду, а у него уже прихоти и капризы, оказывается...) и т.п. - ленью и разгильдяйством. Говорила, что такую, как Лиза, надо сразу ставить в жесткие рамки, держать в узде и т.п. Со мной, мол, так и было. Иначе, говорит, она вам потом на шею сядет... Вот я и сомневалась в правильности своих ощущений. Много во мне, конечно, на автомате происходит неправильного... Меня-то воспитали как... Но муж мне не устает указывать на ошибки в поведении с ребенком. У него одно правило для всех моих "ах, как же правильно воспитать ребенка???!!!" - его надо просто любить и принимать таким, как есть. Вот никто его этому не учил... Откуда он это знает???
Tvilling
25.06.2009, 00:07
gele4ka (http://www.forum.littleone.ru/member.php?u=24291), как педагог, учившийся и работавший в разных системах в разных странах, скажу Вам, что в педагогике есть некая "центральная линия партии", которая периодически колеблется. Иногда эти колебания идут в унисон в разных странах и в разные времена, иногда наблюдается разнобой. Это нормально и особо заморачиваться на этом не надо (вот пойдете в сад, потом - еще хуже - в школу, успеете испытать на себе :))
А пока - расслабьтесь.
называла мое "нежелание заниматься воспитанием дочи с пеленок, потакание всем ее прихотям" (ребенку месяц отроду, а у него уже прихоти и капризы, оказывается...) и т.п. - ленью и разгильдяйством. Говорила, что такую, как Лиза, надо сразу ставить в жесткие рамки, держать в узде и т.п. Со мной, мол, так и было. Иначе, говорит, она вам потом на шею сядет...
Так одно другому не мешает. Рамки нужны, но разумные, осознанные и с любовью. Полное отсутствие рамок - тоже издевательство над ребенком, он не ощущает границ и от этого не чувствует себя в безопасности, его мир непредсказуем, а непредсказуемость очень вредна для психики - и детской, и взрослой.
Много во мне, конечно, на автомате происходит неправильного... Меня-то воспитали как... Мне кажется, мы, став родителями, всегда начинаем пересматривать собственное детство. Я сейчас тоже много о чем задумываюсь - что бы я сделала так же, что - по другому, вспоминаю детские обиды какие-то :) Это замечательно. Если Вы сейчас размышляете на эту тему - значит, "воспитание" (пусть даже не очень правильное, да и что такое "правильное" воспитание?) Вам не так уж и навредило. По-моему, это просто замечательно, что Вы задумываетесь о том, как воспитывали Вас.
муж мне не устает указывать на ошибки в поведении с ребенком. У него одно правило для всех моих "ах, как же правильно воспитать ребенка???!!!" - его надо просто любить и принимать таким, как есть. Вот никто его этому не учил... Откуда он это знает???Папе Вашему огромный респект! Есть такие самородки, есть. Любовь и здравый смысл - замечательные вещи.
Спасибо Вам огромнейшее!!! Папа наш самородок - это я уже не по одному этому поняла... Хотя, когда предлагала ему пожениться, даже толком и не понимала всей его ценности...;)
Буду стараться постоянно думать. Это тяжелее всего. Проще просто пойти на поводу у эмоций или еще непонятно чего... и действовать в узких рамках конкретной ситуации, не осознавая, что будет потом от твоих действий... И проще, конечно, думать о себе в первую очередь: быстро засыпай, я устала, мне еще полночи работать... Вот что-то типа этого. Теперь я во что бы то ни стало стараюсь дождаться добровольного ребенкиного согласия спать. Правда, ограничиваю временными рамками: если что, просто гораздо раньше обычного начинаю взывать к ребенкиному сну...;)
Tvilling
25.06.2009, 00:24
проще, конечно, думать о себе в первую очередь: быстро засыпай, я устала, мне еще полночи работать...
Это не совсем по теме, но я в свое время обратила внимание: если я нервничаю, когда укладываю (надо работать, или хочется отдохнуть, или еще какие-то дела), то дети засыпают дольше. Если же я говорю себе: "Да у нас времени вагон, можем сидеть хоть час, хоть два" - отрубаются моментально :)) (они всё-таки здорово чувствуют эмоциональный настрой родителей).
Это не совсем по теме, но я в свое время обратила внимание: если я нервничаю, когда укладываю (надо работать, или хочется отдохнуть, или еще какие-то дела), то дети засыпают дольше. Если же я говорю себе: "Да у нас времени вагон, можем сидеть хоть час, хоть два" - отрубаются моментально :)) (они всё-таки здорово чувствуют эмоциональный настрой родителей).
Согласна с Вами. Сама заметила. Теперь привожу себя в надлежащее состояние заранее.;)
Александра, можно нескромный вопрос.... А если вдруг я столкнусь с каким-нибудь непониманием Корчака, можно ли Вам в личку задать вопрос?
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.