PDA

Просмотр полной версии : Реально ли научить писать сочинения?


Anatolia
03.08.2009, 12:22
На уроках литературы обязательной частью выполнения программы являются сочинения на заданную тему. При сдаче ЕГЭ по данному предмету человек должен уметь написать грамотный, красивый и художественный анализ указанного в билете произведения. Однако, в подавляющем большинстве случаев в школе не учат, как это делать, ограничиваясь зачитыванием вслух лучших сочинений и критикой тех, что вызывали возмущение педагога несоответствием его внутреннему стандарту.
Как вы считаете, каким образом можно было бы научить вашего ребенка писать сочинения, если этого не дождаться от школы?

натася
03.08.2009, 12:32
Реально.
Я шла на золотую медаль, но сочинения за меня до 10 класса писала мама. Только тссссссссссссс

В 11 классе мне нашли классного преподавателя по лит-ре... Ну и за полгода я написала с ней столько сочиений.... сборник можно было издавать.
На экзамене написала влегкую.
Преподавательнице - мое глубочайшее уважение. Она просто умница.

ishma
03.08.2009, 12:47
конечно, реально!!!

Я даже своего глубоко негуманитарного брата научила.

Только нужно время потратить.

Я тратила где-то час на обсуждение темы, важных моентов (главное - не высказывать свое мнение, а пытаться "скормить" побольше фактуры - событий эпохи, других похожих произведений, психологического анализа), формировала у брата определенное мнение.

Потом мы с ним обсуждали направление, в котором нужно строить развитие темы сочинения, потом писали план. Потом он уже сам писал текст. Первые 2-3 раза приходилось переписывать (если честно - в основном потому, что брат употреблял выражения "типа", "в таком роде" - смешно получалось).

Сочинений через 5 брат вполне справлялся сам, я правила только грамотность и чуть-чуть стилистику.

Заранее были оговорены следующие моменты:
1. Писать аккуратным разборчивым почерком медленно большими красивыми буквами. Это организует мысль. (Успевал додумать, прежде чем записать)
2. Писать короткими предложениями - не более двух основ (вы не представляете насколько после этого нехитрого приема возрастает грамотность текста)
3. Минимизировать количество вводных конструкций
4. Цитировать не больше 2-3 предложений.

В итоге результатом я очень довольна.

но следует оговориться. Я - филолог по образованию. С правом преподавания русского и литературы в средней школе)))))

marina777
03.08.2009, 12:53
конечно, реально!!!

Я даже своего глубоко негуманитарного брата научила.

Только нужно время потратить.

Я тратила где-то час на обсуждение темы, важных моентов (главное - не высказывать свое мнение, а пытаться "скормить" побольше фактуры - событий эпохи, других похожих произведений, психологического анализа), формировала у брата определенное мнение.

Потом мы с ним обсуждали направление, в котором нужно строить развитие темы сочинения, потом писали план. Потом он уже сам писал текст. Первые 2-3 раза приходилось переписывать (если честно - в основном потому, что брат употреблял выражения "типа", "в таком роде" - смешно получалось).

Сочинений через 5 брат вполне справлялся сам, я правила только грамотность и чуть-чуть стилистику.

Заранее были оговорены следующие моменты:
1. Писать аккуратным разборчивым почерком медленно большими красивыми буквами. Это организует мысль. (Успевал додумать, прежде чем записать)
2. Писать короткими предложениями - не более двух основ (вы не представляете насколько после этого нехитрого приема возрастает грамотность текста)
3. Минимизировать количество вводных конструкций
4. Цитировать не больше 2-3 предложений.

В итоге результатом я очень довольна.

но следует оговориться. Я - филолог по образованию. С правом преподавания русского и литературы в средней школе)))))


как замечательно Вы всё рассказали:flower:

Белая галка
03.08.2009, 12:59
На уроках литературы обязательной частью выполнения программы являются сочинения на заданную тему. При сдаче ЕГЭ по данному предмету человек должен уметь написать грамотный, красивый и художественный анализ указанного в билете произведения. Однако, в подавляющем большинстве случаев в школе не учат, как это делать, ограничиваясь зачитыванием вслух лучших сочинений и критикой тех, что вызывали возмущение педагога несоответствием его внутреннему стандарту.
Как вы считаете, каким образом можно было бы научить вашего ребенка писать сочинения, если этого не дождаться от школы?
Как это - в школе не учат писать сочинения? Да еще " в подавляющем большинстве случаев". Есть специальные методики в рамках обязательной программы общеобразовательной школы. Вы с учителем литературы разговаривали?

About
03.08.2009, 13:27
По своему школьному опыту: в школе не научили (или плохо научили):(. Во всяком случае, я боялась писать. В выпускном классе был взят репетитор. И ровно за три занятия она объяснила, как это делается. В результате 5/5 за школьное сочинение и 5 за сочинение на вступительных экзаменах на ин.яз Герцена. Поэтому уверена, что научить можно:ded:. Теперь о сыне: сочинения писали с 5 класса (т. е 3 года) по каждому пройденному произведению. Но только на уроке, в специальных тетрадях, ни одного опуса родители не видели:008:. На просьбы показать учительница "была занята", "не могла найти" и "отдавала потом". Знаем только отметки и они неизменны: 4 за содержание и 5 за грамотность :005:. Так что не в курсе, научили или нет, надеемся узнать в следующей школе.:001:

ishma
03.08.2009, 13:45
Как это - в школе не учат писать сочинения? Да еще " в подавляющем большинстве случаев". Есть специальные методики в рамках обязательной программы общеобразовательной школы. Вы с учителем литературы разговаривали?

в теории это хорошо. На практике моя школьная учительница литературы (родом из глухой белорусской деревни, пединститут закончила заочно на Сахалине) была больше озадачена тем, не накрашены ли у кого ногти (о ужас!!!), ресницы (позор!!!!), кто пришел без сменки? В общем на обучение сочинениям времени не оставалось

Николя
03.08.2009, 14:00
)

3. Минимизировать количество вводных конструкций




А можно поподробней, КАК? Плиззз:flower:

РС: У меня не получается :( (и сама пишу на много-много страниц длинючими предложениями, смотрю и сын стал так же писать)

Fee4ka
03.08.2009, 14:07
А вот интересно как можно научить писать сочинение в школе, если в закончившемся году - 8 класс - объяснили теорию, записали ее в тетради по литературе и написали ОДНО сочинение и ОДНО сочинение - изложение (так и не поняла, что это за зверь)?

Елена_97
03.08.2009, 14:23
Сочинение - такой же вид работы, как и любой вид заданий по другим предметам (в отличие, к примеру, от эссе на заданную тему). У него есть свои законы и свои рамки.
Написать сочинение - это как доказать теорему. Дано - требуется доказать - доказательства - что и требовалось доказать. Вполне реально научить "рыбе" сочинения. Потом рассортировать темы (поскольку какое бы количество тем не было, они все равно распределяются по группам: сравнительные, психологические, морально-нравственные и т.д.) и научить "рыбе" вступлений к каждой теме. Далее - только знание текста для выбора доказательств. И в конце - вывод, который, по сути, должен повторить встпление, токо чуть другими словами (что и требовалось доказать).
Неплохо научиться преобрзовывать тему в вопрос, т.к. любое сочиение есть, по большому счету, есть ответ на вопрос, поставленный в теме.
Это коротенько :).

ishma
03.08.2009, 14:44
А можно поподробней, КАК? Плиззз:flower:

РС: У меня не получается :( (и сама пишу на много-много страниц длинючими предложениями, смотрю и сын стал так же писать)

здесь можно исходить из того, что один абзац - это одна мысль. Нужно ее начать, развернуть и закончить. Не стоит использовать "во-первых", "во-вторых" и т.п. Это может привести к потере мысли.

Начиная абзац, нужно представить - что именно вы хотите в нем сказать. Так будет проще закончить свою конструкцию. Длинные предложения не так старшны сами по себе (Толстой их использовал, Гоголь), они страшны как источник возможных ошибок в согласованиях и знаках препинания.

Готового рецепта - вот делайте так, тогда предложения будут короткими - нет. Просто, желая избежать ошибок, я стала тренироваться писать более короткими предложениями.

Даже если длинное предложение уже написано - можно попробовать разбить его на более короткие. Тогда сочинение будет легче читаться, мысли лучше поймут его читатели.

Брату-ленивцу хорошо помогала мысль, что если писать более короткими предложенями, то сочинение получится в итоге длиннее))))))

Еще раз подчеркну - более простые конструкции являются следствием заранее обдуманной мысли - что именно я хочу сказать.

Для того, чтобы понимать - о чем следует говорить дальше - нужен план сочинения. Часто учителя только на словах рассказывают: пишите план, это полезно! А по факту план сочинения ребенок пишет последним, потому что НАДО. Насколько я помню себя, было трудно организовать свою мысль без посторонней помощи, поэтому пишешь как пишется, а потом составляешь к этому план. Здесь нужна помощь родителей и предварительное обсуждение

ishma
03.08.2009, 14:47
изложение (так и не поняла, что это за зверь)?

на уроке (как правило, спаренном) зачитывается некий текст. Связный - либо небольшой рассказ, либо отрывок из произведения.

Задача ученика - передать содержание этого отрывка близко к тексту.

Николя
03.08.2009, 15:11
ishma :flower:
Елена_97 :flower:

Белая галка
03.08.2009, 16:12
сочинение - изложение (так и не поняла, что это за зверь)?
Видимо, имеется в виду изложение с элементами сочинения? По прослушанному тексту пишется пересказ (изложение содержания), а далее свои мысли по поводу содержания текста (что хотел сказать автор и что вы лично об этом думаете).

Елена_97
03.08.2009, 16:36
ishma :flower:
Елена_97 :flower:

Вэлкам!
Ежели буду в силах и вопрос будет актуален, мож, накдаю еще пару мыслей. Токо не сегодня :fifa:

Николя
03.08.2009, 16:47
Вэлкам!
Ежели буду в силах и вопрос будет актуален, мож, накдаю еще пару мыслей. Токо не сегодня :fifa:


До сентября ещё месяц (да и вообще- век живи,век учись :)) )
Так что "кидайте" в любое удобное для Вас время :flower:

Александрия
03.08.2009, 17:08
Как это - в школе не учат писать сочинения? Да еще " в подавляющем большинстве случаев". Есть специальные методики в рамках обязательной программы общеобразовательной школы. Вы с учителем литературы разговаривали?

у нас сочинения даются на дом, где дети уже "справляются" как могут - кто из инета списывает, у кого родители пишут....
Темы не разбираются, ничего не анализируется.просто - тупо оценка. Кстати сами сочинения на дом почитать родителям не выдают.

Фортуна
03.08.2009, 18:22
Есть специальные методики в рамках обязательной программы общеобразовательной школы. Вы с учителем литературы разговаривали?

Методики-то, может, и есть. Да только учителей пюлюющих и на методики, и на методистов, ратующих за соблюдение этих методик, очень много.

Белая галка
03.08.2009, 19:08
Методики-то, может, и есть. Да только учителей пюлюющих и на методики, и на методистов, ратующих за соблюдение этих методик, очень много.
В школьной программе есть ряд предметов, которые может вести необязательно профессионал. Но есть два предмета, экзамен по которым обязателен для всех выпускников - математика(алгебра письменная) и русский/литература именно в форме сочинения. Именно поэтому учителя этих предметов, понимая, что по результатам экзаменов будут судить о качестве их работы, прикладывают все усилия - работают индивидуально, требуют посещения факультативов, просят администрацию в наиболее слабых классах давать им замещения других уроков...Кто же станет рубить сук, на котором сидит?
Вижу только один возможный подводный камень. Возможно, что обучение написанию сочинений входит в программу неполной средней школы, а в старших классах учИтеля, как правило, меняют, и за экзамены (и работу предыдущего коллеги) отвечает уже он, хотя в его программе часов на такое обучение уже не выделено...:016:

mol
03.08.2009, 19:13
Можно и зайца научить курить! А уж школьника обучить написанию сочинений - проблем нет. (Сложнее научить грамотно излагать свои мысли и эти мысли иметь). Существуют определенные правила написания текстов. Они отнюдь не сложные. Зачин - основная часть - выводы. Для красоты можно вставлять "крик души". В любую из частей. Лучше - в последнюю.:)
Абсолютно права Елена 97.

Downshifter
03.08.2009, 20:05
Научить писать - реально. Осложняется тем, что очень часто ребенка так замучали этими сочинениями, что он их тихо ненавидит. Тогда сложнее. А вообще - объясняешь структуру, даешь почитать, что пишут другие. И писать, писать, писать... до потери пульса.

Белая галка
03.08.2009, 21:20
в закончившемся году - 8 класс - объяснили теорию, записали ее в тетради по литературе и написали ОДНО сочинение

Осложняется тем, что очень часто ребенка так замучали этими сочинениями, что он их тихо ненавидит.
Ну вот, на родителей не угодишь! Мало - не учат, много - замучили ребенка...:)

mamaolya
03.08.2009, 21:56
Мой все время пишет. То по изучаемым произведениям, то по картине, то на свободные темы - что я делал в выходные, какой день был самым запоминающимся в моей жизни .... Почти каждую неделю сочинения. Заниматься некогда. Я даже пару штук сама написала, чтоб не измучилось дитя.:) Им иногда дома разрешают черновик написать.

Savishna
03.08.2009, 22:11
Мой рецепт - если дитя не будущий литературовед, надо сначала писать сочинения на насущные для него темы: например, "Почему меня уже можно отпустить с приятелями нна выходные в Таллин", "Почему второй Хаммер - это отстой", "Пирсинг на пупке - это не вульгарно" и т.д. Пусть текст имеет вполне осязаемые риторические последствия - убедить кого-то, высказать позицию по актуальном вопросу. При этом все формальные праила должны быть соблюдены: план, тезисы, ключевые слова. Текст оцениваеется не только на предмет грамотности и стилистики, но и на предмет "работает - не работает", т.е. каково его воздействие на читателя, степень убедительности.

Важно дать понять, что человеку еще придется "сочинять сочинения " в дальнейшей жизни: на работе, с противоположным полом, на форумах тех же... Дать понять, что слово - это инструмент, что это не только для ЕГЭ, но для жизни пригодится.

mamaolya
03.08.2009, 23:13
Savishna, Ваш ответ прекрасный! Я полностью согласна. Только не думаю, что у кого-то из родителей достанет сил убедить ребенка писать дополнительные работы. Уж очень наши дети ленивы. А те, кто не поленится - наверняка уже умеют писать сочинения!:)

Savishna
04.08.2009, 00:55
Savishna, Ваш ответ прекрасный! Я полностью согласна. Только не думаю, что у кого-то из родителей достанет сил убедить ребенка писать дополнительные работы. Уж очень наши дети ленивы. А те, кто не поленится - наверняка уже умеют писать сочинения!:)

А если в момент устного горячего отстаивания своей позиции сказать - изложи, и если будет убедительно, согласиться? Слабо? Пусть поверит в силу письменного слова!

Universe
04.08.2009, 01:02
Ну вот, на родителей не угодишь! Мало - не учат, много - замучили ребенка...:)
IMHO вещи одного порядка. Как уже упоминалось выше, такие сочинения-обузы не для развития чувства языка, а некоторая обязаловка-отписка. Не на интересные для ребят темы, а такие, которые либо обязательно по программе (для проверяющих) надо - мало, либо учитель придерживается мнения, что чем больше пишет, тем быстрее сам научится - тогда их, естественно, будет много (но темы задаёт учитель, исходя из своих представлений о том, о чём писать).
Но ни приёмов составления текста, ни опорных подсказок не даётся, и как результат - дети всё равно не умеют ничего и чувствуют себя беспомощными.

Vilika
04.08.2009, 14:30
Мой рецепт - если дитя не будущий литературовед, надо сначала писать сочинения на насущные для него темы: например, "Почему меня уже можно отпустить с приятелями нна выходные в Таллин", "Почему второй Хаммер - это отстой", "Пирсинг на пупке - это не вульгарно" и т.д. Пусть текст имеет вполне осязаемые риторические последствия - убедить кого-то, высказать позицию по актуальном вопросу. При этом все формальные праила должны быть соблюдены: план, тезисы, ключевые слова. Текст оцениваеется не только на предмет грамотности и стилистики, но и на предмет "работает - не работает", т.е. каково его воздействие на читателя, степень убедительности.

Важно дать понять, что человеку еще придется "сочинять сочинения " в дальнейшей жизни: на работе, с противоположным полом, на форумах тех же... Дать понять, что слово - это инструмент, что это не только для ЕГЭ, но для жизни пригодится.
Надо попробовать после летних каникул:flower:

A.A.L.
04.08.2009, 14:40
Девочки, а у нас сейчас нет никаких детских газет журналов, куда бы брали статьи от детей, так сказать "внештатных кореспондентов". Просто если твое сочение статейку (пусть на 2 обзаца и после редактуры) публикуют это очень стимулирует.
А еще можно завести блог :)

Николя
04.08.2009, 15:00
Не знаю :(
Раньше - при "Смене" был подростковый кружок.

РС: Надо по поиску пройтись. Может быть в АГ :009:

РС:РС: А так, для стимула - лучшие стенгазеты/доклады учительница вывешивает в рекреации, а сочинения - магнитиками на доску :)

Елена_97
04.08.2009, 15:20
А если в момент устного горячего отстаивания своей позиции сказать - изложи, и если будет убедительно, согласиться? Слабо? Пусть поверит в силу письменного слова!

Не путайте сочинение с эссе на заданную тему.

Сочинение - это не отстаивание своей позиции. Многие темы вообще не предполагают отстаивания никакой позиции. Сравнительные, к примеру. Или анализ эпизода. Часто "своя позиция" в такой работе, как сочинение, оказывается просто смешной, поскольку ничего за собой и под собой, как правило, не имеет.

Ребенок, конечно, может грамотно остаивать свою позицию, что Митрофанушка - это совершенно нормальный ребенок, которого задолбали учителя, а ему хочется резвиться и голубей гонять. И я посмотрю, что он получит за такое сочинение. Это достаточно консервативный вид работы. И понимать авторскую позицию в произведении необходимо. То есть, выдав свои мысли про Митрофанушку, надо еще умудриться написать про то, что позиция автора произведения в данном вопросе несколько иная.

Редко, очень редко попадаются действительно одаранные дети, которые могут в конце работы, в качестве некоего восклицательного знака высказать свою позицию. Для этого надо глубоко знать не только текст, но и творчество автора в целом.

Николя
04.08.2009, 15:40
Редко, очень редко попадаются действительно одаранные дети, которые могут в конце работы, в качестве некоего восклицательного знака высказать свою позицию. Для этого надо глубоко знать не только текст, но и творчество автора в целом.


Это точно :))
Мой так :009: написал по Гайдару "Тимур и его команда", что учительница после оценки приписала красной пастой :046: "У книги новый художник?!"

Елена_97
04.08.2009, 15:45
"Окраина небольшого города.. Вокруг грязь, нечищенные улицы, плохо пахнет.. Валяются остатки пищи, объедки, громко разносится по округе пьяная нецензурная брань .." :001:

Внимание, вопрос: "свою позицию" из начала сочиения по анализу какого известнейшего стихотворения я привела? :073:

Николя
04.08.2009, 16:02
Что-то революционное?

Первое что пришло на ум - Блок "Двенадцать"

Елена_97
04.08.2009, 16:12
Что-то революционное?

Первое что пришло на ум - Блок "Двенадцать"
Ответ неверный. Вернее, наполовину :support:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!" кричат.

А дальше там был вообще улетный текст про то, как незнакомая дама берет автора за руку и вытаскивает из "пьяного болота". И, главное, у автора есть "ключ, к которому осталось найти замочную скважину"..:073: Почти по Фрейду..
Ну вот же - про ключ:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Вот такая, блин, интерпретация с позицией ;)

бармалей
04.08.2009, 16:13
"Окраина небольшого города.. Вокруг грязь, нечищенные улицы, плохо пахнет.. Валяются остатки пищи, объедки, громко разносится по округе пьяная нецензурная брань .." :001:

Внимание, вопрос: "свою позицию" из начала сочиения по анализу какого известнейшего стихотворения я привела? :073:
Это - "своя позиция", типичный пример? :001: Или вам настолько не везло с учениками, или... дело не в них :010:
Зы. Так пошло выпендриваться по поводу такого стихотворения глупо... а вот потоньше можно такое запендюрить... Блоку бы понравилось! Кстати, есть и "...Там дамы щеголяют модами, там каждый лицеист остер" Знаете, если чуть-чуть поцитировать, немного путая, точнее, не указывая, откуда цитата....м-м-м-м.... :080:

Елена_97
04.08.2009, 16:15
Ученики были очень разные. Это сочинение не моего ученика, а вычитанное в процессе проверки МЕДАЛЬНЫХ работ на городской комиссии :fifa:
Медаль же, вот и надо было выпендрится, ой, пардон, показать свою позицию. Там еще похлеще встречались. Но это - конечно, шедевр.

Николя
04.08.2009, 16:19
Ответ неверный. Вернее, наполовину :support:


Ну хоть наполовину :))
Отвечала с лёту
И главное ...автора-то угадала :008: (хвастаюсь)

Pchelka_05
04.08.2009, 16:57
Реально. Я в 11 классе перед поступлением в ВУЗ занималась с репетиром, котрая научила меня писать и грамотно ихзлагать свои мысли. Сочинение в ВУЗ я потом на 5 написала. Потом нас еще и в ВУзе этому учили, как раз писать всякие эссе и иже с ним. Так что все от препода зависит.

Savishna
04.08.2009, 19:06
Вышеозначенный рецепт, который Вам напомнил эссе, - просто стремление доказать ребенку, что текст - это инструмент, с помощью которого можно достигать своей цели. А сочинение - один из инструментов. Там нужно показать знание произведения и навыки его анализа, а не собственное мнение? Пожалуй, спорно. При наличии первого второе не помешает.

Кстати, то, что было приведено как авторская позиция по "Незнакомке" - скорее для изложения, чем для сочинения.

Елена_97
04.08.2009, 20:14
Ученику надо ответить на вопрос, поставленный темой сочинения, выбрав в качестве аргументов необходимое, безусловно, на его взгляд, но все-таки из произведения определенного автора. Вот в отборе примеров, доказательств и аргументов и может,всего, скорее проявится "своя позиция".
Нет, ну можно, конечно, доказывать - как я уже писала выше - благие намерения Митрофаушки. Но смею Вас уверить, хорошей оценки не будет.
Конечно, Вы в праве учить Ваше чадо так, как Вам видится, но тогда неизбежно возникает вопрос, а что, собственно, нужно: получить хорошую оценку за сочинение как за вид определенной работы или научить болтологии и силе печатного слова? Тогда можно научить доказывать, что черное - это белое, а дважды два - пять. Не проблема. Такого у нас в инете на всяких сайтах типа компромат ру полно. Только зачем?

Savishna
05.08.2009, 12:42
Конечно, Вы в праве учить Ваше чадо так, как Вам видится, но тогда неизбежно возникает вопрос, а что, собственно, нужно: получить хорошую оценку за сочинение как за вид определенной работы или научить болтологии и силе печатного слова?

Если я научу ребенка силе печатного (и письменного тоже) слова - с сочинениями все будет в порядке, это точно! Что сочинение, что коммерческое предложение, что любовное письмо - законы построения текста универсальны. И время, которое ребенок тратит на получения навыка писания сочинений, которые потом в жизни писать не придется больше никогда, я хочу употребить с пользой. А еще оставляю за ребенком право по-разному относиться к произведениям школьной программы - вплоть до рвотного рефлекса. Если Достоевский терпеть не мог Тургенева, почему дети должны одинаково почитать всех? Нужно научить технологии, не навязывая смыслов.

бармалей
05.08.2009, 12:53
Ученику надо ответить на вопрос, поставленный темой сочинения, выбрав в качестве аргументов необходимое, безусловно, на его взгляд, но все-таки из произведения определенного автора. Вот в отборе примеров, доказательств и аргументов и может,всего, скорее проявится "своя позиция".
Нет, ну можно, конечно, доказывать - как я уже писала выше - благие намерения Митрофаушки. Но смею Вас уверить, хорошей оценки не будет.
Конечно, Вы в праве учить Ваше чадо так, как Вам видится, но тогда неизбежно возникает вопрос, а что, собственно, нужно: получить хорошую оценку за сочинение как за вид определенной работы или научить болтологии и силе печатного слова? Тогда можно научить доказывать, что черное - это белое, а дважды два - пять. Не проблема. Такого у нас в инете на всяких сайтах типа компромат ру полно. Только зачем?
А можно один вопрос? У меня смутное подозрение, что даже для автора произведения все совсем не так однозначно, как для автора учебника. И герои выпуклые, неоднозначные характерны именно для талантливой литературы. Кстати, умение грамотно, с аргументами, доказать, что дважды два - пять - признак свободного владения технологией доказательств, этакая игра. И я совсем не уверена, что лихое словоблудие намного хуже выученных таблиц "характеристик героев". И официальные прочтения классики разных лет иногда отличаются...м-м-м-м... довольно заметно. Плюс подростковое желание делать поперек, по-моему, его лучше бы использовать учителю в мирных целях, разрешая и поощряя дискуссии. А пинать не за то, что черное - не белое, а за незнание того, о чем говорит и прорехи в логике. А учителю, что, слабо доказать свое мнение? Он же априори сильнее?
Ну, и проинформировать об официальной точке зрения и о том, что ЕГЭ или экзамены надо сдавать как положено.
Зы. По аналогии с теоремами. Троечный уровень - повторение формулировки и доказательства, показанного учителем. В аттестате может быть от 3 до 5. (зависит трудолюбия, аккуратности, от характера учителя и требований.)
Четверочный - знание формулировок и приемов доказательств, путь от "дано" к "ч.т.д". самостоятельно с использованием конкретных приемов. Оценки могут быть от 5 до 3 (если учитель впадает в истерику от малейшего отклонения от собственного образца записи)
Отлично - свободное владение предметом, умение сформулировать определение, доказать теорему другим способом. Оценки - опять от 3 до 5. Другой вопрос, что тех, кто выходит на третий уровень мало, а тех, кто не удосуживается даже прочитать - масса.

Елена_97
05.08.2009, 12:58
А еще оставляю за ребенком право по-разному относиться к произведениям школьной программы - вплоть до рвотного рефлекса. Если Достоевский терпеть не мог Тургенева, почему дети должны одинаково почитать всех? Нужно научить технологии, не навязывая смыслов.
Странное отношение к предмету.. А зачем их всех любить-то? Я, например, геометрию ненавидела до рвотного рефлекса. И химию. Но это же не избавляло меня от необходимости иметь по данным предметам положительную оценку. И более того - это мне в жизни НИКОГДА не пригодилось. Но я же учила. Так и с сочинением. Это просто вид школьной работы. Какое отношение это имеет к тому, пригодится он в жизни или нет?

Не пойму, как связан рвотный рефлекс на Тургенева с необходимостью анализироват текст романа "Отцы и дети" при написании сочинения?:009:
Задали вопрос - можно ли научить писать сочинение. Если Вам это не нужно и Вы считаете, что сами научите ребенка данному виду работы, то зачем так возмущаться-то?
Я просто пытаюсь объяснить, что уметь обращаться с печатным словом и уметь писать сочинения - это несколько разные вещи. Ребенок может сочинять рассказы, а сочинения писать на тройки. Просто потому что логика в работе отсутствует напрочь, к примеру.

Плюс подростковое желание делать поперек, по-моему, его лучше бы использовать учителю в мирных целях, разрешая и поощряя дискуссии. .
дискуссии, безусловно, поощряются на уроках. Как, наверное, и на математике, физике и др. Но не на контрольных работах. Сочинение - это такая же контрольная работа. Да, некий элемент творчества присутствует, конечно. И тем не менее. Дискуссии на контрольной могут привести к тому, что ребенок просто не уложится в сроки работы. Да и размеры, как я понимаю, теперь в ЕГЭ для этой работы ограничены.

И, конечно, ежели я предложу тему "Мое отношение к писателю Тургеневу" - вот здесь уместно будет в красках описать свой рвотный рефлекс и объяснить его причину :065:
Но уж если тема сформулирована как "Проблематика романа "Отцы и дети" - то тут уж, извините, рвотный рефлекс придется попридержать, увы.

Диона
05.08.2009, 13:12
А можно один вопрос? У меня смутное подозрение, что даже для автора произведения все совсем не так однозначно, как для автора учебника. И герои выпуклые, неоднозначные характерны именно для талантливой литературы. Кстати, умение грамотно, с аргументами, доказать, что дважды два - пять - признак свободного владения технологией доказательств, этакая игра. И я совсем не уверена, что лихое словоблудие намного хуже выученных таблиц "характеристик героев". И официальные прочтения классики разных лет иногда отличаются...м-м-м-м... довольно заметно. Плюс подростковое желание делать поперек, по-моему, его лучше бы использовать учителю в мирных целях, разрешая и поощряя дискуссии. А пинать не за то, что черное - не белое, а за незнание того, о чем говорит и прорехи в логике. А учителю, что, слабо доказать свое мнение? Он же априори сильнее?
Ну, и проинформировать об официальной точке зрения и о том, что ЕГЭ или экзамены надо сдавать как положено.

У нас в этом году была замечательная литература. По моему убеждению, именно такая, какая и должна быть. Учебники запрещены :065: Уроки - дискуссии о прочитанном. Учитель не то что не навязывает свою точку зрения, но вообще избегает прямо её высказывать, чтобы не давить на учеников. В сочинении можно высказать любое мнение по поводу прочитанного, но с непременным условием грамотно его аргументировать, т. е. те самые тезисы-доказательства-выводы, по всем правилам :support: Но что касается ЕГЭ... по написанию "эссе" ("как положено") будут специальные занятия в следующем году ;)

Елена_97
05.08.2009, 13:16
Вопрос в том, что с появлнием всяких сборников типа 500 золотых сочинений этот вид работы давно превратился в профанацию. Сочинение надо было уже давно отменить как вид экзаменационной работы.
Изложение с элементами анализа текста, эссе, анализ стихотворения, анализ эпизода, рецензия - вот это как-то еще может показать подготовку по литературе. Всем этим видам работ тоже можно научить.
Не знаю, что сейчас в этом замечательном ЕГЭ, это мне не близко совсем. Но, надеюсь, что уж какую-нибудь не меньшую гадость наши методисты придумали.

бармалей
05.08.2009, 13:43
дискуссии, безусловно, поощряются на уроках. Как, наверное, и на математике, физике и др. Но не на контрольных работах. Сочинение - это такая же контрольная работа. Да, некий элемент творчества присутствует, конечно. И тем не менее. Дискуссии на контрольной могут привести к тому, что ребенок просто не уложится в сроки работы..
:009: А домашние сочинения - это разве не возможность подумать, собрать материал, изложит свое мнение не торопясь и веско? В классе не все могут гладко и бойко говорить, и не на всех хватает времени. И почему по литературе-то мнение может быть только или одно, или ошибочное?
И, конечно, ежели я предложу тему "Мое отношение к писателю Тургеневу" - вот здесь уместно будет в красках описать свой рвотный рефлекс и объяснить его причину :065:
Но уж если тема сформулирована как "Проблематика романа "Отцы и дети" - то тут уж, извините, рвотный рефлекс придется попридержать, увы.
Вы так уверены, что в романе "Отцы и дети проблематика одна?" Я, кстати, обратила внимание, что у моих детей в учебнике она излагалась не совсем так, как у нас. А главное - там есть еще очень много вопросов, совсем никак не затронутых официальной концепцией. И Базаров - человек очень неоднозначный, да и относиться и к "отцам", и к Аркадию можно очень и очень по разному. Причем строго по тексту. А в соответствии с этим вылезут и совсем другие проблемы, поставленные в романе,и вопросы - с ответами и без.

бармалей
05.08.2009, 13:45
Вопрос в том, что с появлнием всяких сборников типа 500 золотых сочинений этот вид работы давно превратился в профанацию. Сочинение надо было уже давно отменить как вид экзаменационной работы..
+1000

Елена_97
05.08.2009, 13:59
Вы так уверены, что в романе "Отцы и дети проблематика одна?" .

Проблематика - это и есть круг проблем. Так же, как тематика - круг тем.
И, безусловно, к Базарову можно относиться по-разному. Токо в любом случае - подобрать правильные эпизоды для аргументации своего отношения. И понимать при этом позицию автора, тоже, кстати, неоднозначную.
А про домашние сочинения здесь уже писали :fifa: Хорошо бы их потом дождаться хотя бы через месяц после поставленного срока. И, видимо, все потому, что народ увлекается именно творческим отбором материала, а совсем не по другим причинам..
Вы путаете понятия "иметь свое мнение по означенному вопросу" и "уметь это мнение правильно уложить в рамки сочинения". Мы ведь, вроде бы, по второму вопросу начинали обсуждение в данной теме..

бармалей
05.08.2009, 14:10
Проблематика - это и есть круг проблем.
И, безусловно, к Базарову можно относиться по-разному. Токо в любом случае - подобрать правильные эпизоды для аргументации своего отношения. И понимать при этом позицию автора, тоже, кстати, неоднозначную.
Но вы же писали ранее, что это как в геометрии: есть "дано", есть то, что требуется доказать, свобода - только при выборе аргументов. А если начнет доказывать, что параллельные прямые пересекаются в бесконечности? А если под тем же названием "проблематика..." ученик докажет, что в романе поставлены и другие проблемы, и не менее важные, и, поскольку о них не говорилось в учебнике, считает нужным осветить в сочинении именно их? И далее - грамотно и с аргументами. Или возьмет традиционный круг проблем и с цитатами докажет, что Тургенев вообще-то убедительно показал, что белое - это белое, странно, что его считают черным. Я, собственно, вот об этом.
Зы. Листала в магазинах сборники готовых сочинений. Вот где вагон полуграмотного бреда! И ведь покупают, значит, прокатывает.

Елена_97
05.08.2009, 14:15
Но вы же писали ранее, что это как в геометрии: есть "дано", есть то, что требуется доказать, свобода - только при выборе аргументов. А если начнет доказывать, что параллельные прямые пересекаются в бесконечности? А если под тем же названием "проблематика..." ученик докажет, что в романе поставлены и другие проблемы, и не менее важные, и, поскольку о них не говорилось в учебнике, считает нужным осветить в сочинении именно их? .

Да за ради Бога. Еще раз повторюсь: высказывая свое мнение, надо обязательно показать, что вы понимаете авторскую позицию. И - неплохо бы - еще позиции критиков. А дальше - плиз, "вы говорите, что интеллигенция - это мозг нации, а я считаю, что интеллигенция не мозг нации, а г-но".. Ну, как-то так. И объясните, почему :)

А про "дано" и "доказать" - просто иначе не научить логике построения сочинения. Еще раз - не путать с эссе на заданную тему. И, кстати, часто работает прием доказательства "от обратного". Попробовать перевернуть вопрос, поставленный в теме, и оттолкнуться от противного.

Диона
05.08.2009, 14:29
Да за ради Бога. Еще раз повторюсь: высказывая свое мнение, надо обязательно показать, что вы понимаете авторскую позицию.

А что значит "понимать авторскую позицию"?! Её очень по-разному можно понимать! :065: Нет ни у кого "патента" на "единственно правильное" понимание авторской позиции :004: Вроде бы бармалей об этом?

Елена_97
05.08.2009, 14:34
Есть много способов выражения авторской позиции. То есть, как сам автор может в произведении художественными средствами прямо или косвенно свою позицию выразить. Этому тоже учат на уроках литературы. Ну, должны учить..
И, конечно, позиция автора по отношению к своему герою может быть неоднознанчной. Пример - все тот же Базаров. А может быть и вполне однозначной. Более того - выраженной прямо. "Онегин - добрый мой приятель". :support: Вот вам и отношение :). А иногда до этой позиции надо докопаться. Через речь персонажа, через прямые и косвенные характеристики, через пейзаж и через выбор собственно проблематики произведения самим автором.


Но вообще мне это напоминает разговор слепого с глухим.
"Можно научить доказывать, что дважды два - четыре?
Можно.. Могу научить..
А если я имею свое мнение по данному вопросу? Дважды два - пять. Или десять. Или вообще - дважды два - это лошадь. А если я творчески хочу подойти к доказательству и применю теорию вероятности. И вообще - кто тут говорит, что дважды два - четыре? И зачем это надо доказывать? Я лучше пойду и докажу, что крокодилы летают. Или не летают.."

Утрирую, конечно.. Но, граждане, вопрос-то простой. Да, можно научить писать сочинение. Но если человек не хочет, чтобы его научили - в чем проблема-то? Зачем эти рассуждения на общие окололитературные темы? Ну понятно же, что вы в каких-то вопросах правы. Но к обучению написания сочинения это не имеет ровно никакого отношения. Я нигде не ггворила, что я научу иметь только одно мнение - мое, а остальные будет неправильные. Я могу просто научить писать сочинение. ПРосто дать навыки для этого типа работы. И все.

бармалей
05.08.2009, 14:47
Так мы уже давно ушли от прямо заданного вопроса "можно ли научить?". Или это не форум, где от вопроса о, например, о собаках, все плавно переходят к квартирному вопросу?

Елена_97
05.08.2009, 14:51
Ну, данную особенность этого форума видно невооруженным взглядом :065: От проблемы подростковых отношений уйти к статистике расхода зерновых на душу населения в Татарстане и влиянию этого расхода на статистику смертности в соседней ветке - это круто..

Диона
05.08.2009, 14:52
Так мы уже давно ушли от прямо заданного вопроса "можно ли научить?". Или это не форум, где от вопроса о, например, о собаках, все плавно переходят к квартирному вопросу?
Повеселили! :)) Пожалуйста, покажите мне топ, где "от вопроса о собаках все плавно переходят к квартирному вопросу"?! :046: обычно всё происходит с точностью до наоборот! "От вопроса о собаках" уйти невозможно- он необыкновенно актуален и животрепещущ! :065:

Елена_97
05.08.2009, 14:53
Но кончится-то все равно одним - :014: :028:

Foudre
05.08.2009, 15:06
Вэлкам!
Ежели буду в силах и вопрос будет актуален, мож, накдаю еще пару мыслей. :fifa:

:flower: А можно и про эссе тоже?

бармалей
05.08.2009, 15:08
Не, ну квартирный вопрос и свекрови - животрепещущее!

Savishna
05.08.2009, 15:21
Эссе в ЕГЭ очень сильно меняется год от года. По мере движения ЕГЭ в массы. Пару лет назад методисты приветствовали индивидуальность и свое мнение. Теперь не то... А все дело в том, что в массе проверяющих обеспечить приличный уровень восприятия невозможно. Вот и получается: дано, решение, ответ.

Елена_97
05.08.2009, 15:25
про эссе тоже?

Эссе-то как раз более вольный вид изложения мыслей, чем сочинение. Со свободной, в отличие, от сочинения, композицией. И именно в эссе автор выражает свою индивидуальную точку зрения на предмет. Задача - донести свою точку зрения в такой достаточно краткой форме, каковым является эссе. Не путать его с рассказом, поскольку в рассказе присутствует драматические события и, безусловно, доля вымысла.
Стиль эссе отражает личность автора. Эссе, безусловно, более эмоционально, чем сочинение, более личносто ориентированный жанр (как раз, то о чем выше много говорили :) ) По стилистике - эссе ближе к разговорной лексике. Вплоть до возмможности построить эссе в форме беседы с воображаемым читателем :)
Как писал один литератор, эссе находится на границе жанров. Стоит чуть больше разоткровенничаться - и получим дневник. Стоит чуть больше уйти в логику - и будет статья :020:
На первом плане в эссе всегда автор. С его чувствами, впечатлениями, ассоциациями, эмоциями, оригинальным (здесь это приветствуется) взглядом.
Ну, как-то так. Потом еще попробую дома глянуть.
То есть, даже если "дано - доказательство - вывод", все равно эмоции и личность автора эссе должна просматриваться. Иначе можно нарваться на запись о несоблюдении законов жанра. Ну хотя бы пусть ребенок употребляет какие-то конструкции в предложении, которые будут выражать именно его отношение. То есть, буквально свое "Я". Мне кажется, я считаю, это произвело на меня такое-то впечатление, я думаю, я переживал, я чувствовал то-то и то-то.. - ну, типа того :065:


А где мы сейчас эссе пишем? В ЕГЭ?

Если несложно, киньте в меня ссылкой на примеры заданий такого плана в ЕГЭ :001:

Елена_97
05.08.2009, 16:14
В общем, ежели будет искать примеры эссе именно на литературные темы (поскольку этот жанр, безусловно, расцвел именно в литературной критике) - это, по большому счету, критические статьтьи о литературных произведениях, написанных критиками 19 века. :ded: Белинский, Герцен etc. Элементарно купить какой-нибудь сборник с выдержками критических статей того периода. Это и будет нагляное пособие, тысызыть.

Hera
05.08.2009, 16:49
На мой взгляд, проблема в ходе обсуждения разделилась на две:
1. Научить писать "сочинения" как аттестационную работу, как учат решать квадратные уравнения - чтоб получился правильный ответ и была гарантирована пятерка. Наверное, это не так уж сложно, если ученик не совсем дурак, а учитель - профессионал. Правда, для этого надо точно знать критерии оценивания работ этими самыми пресловутыми экспертами :065:
2. Научить ярко, интересно, убедительно и не шаблонно высказывать свои достойные внимания мысли (а для начала обзавестись таковыми). Этому, по-моему, научить невозможно. Это дело самообразования и самосовершенствования. :017: Но наверняка можно помочь. КАК? (Много полезного тут уже написали, спасибо!:flower:)

Savishna
05.08.2009, 17:03
Научить ярко, интересно, убедительно и не шаблонно высказывать свои достойные внимания мысли (а для начала обзавестись таковыми). Этому, по-моему, научить невозможно. Это дело самообразования и самосовершенствования. :017: Но наверняка можно помочь. КАК? (Много полезного тут уже написали, спасибо!:flower:)

Помочь можно прежде всего тем, что приучить письменно высказывать свои мысли. Письменный монологический текст организует мысль, структурирует ее. Писание позволит прийти от 2-3 разрозненных мыслей к стройной цепочке посылок и выводов. В разговоре человек сразу получает реакцию на высказанное - согласие, контаргумент, обиду, усмешку - а в письменной речи реакцию надо моделировать, предвидеть. Именно пользуясь письменным текстом и его анализом можно донести мысль, что очевидное и недвусмысленное для автора высказывание может быть воспринято самым неожиданным и отличным от предполагаемого способом.

P.S. Человек, способный логично излагать свои мысли, аргументы и доводы, собирать, обрабатывать и компилировать информацию, - будет востребован практически в любой области.

Елена_97
05.08.2009, 17:10
2. Научить ярко, интересно, убедительно и не шаблонно высказывать свои достойные внимания мысли (а для начала обзавестись таковыми). Этому, по-моему, научить невозможно. :)
Даже самые яркие, нестандартные и пр. мысли надо как-то уложить и систематизировать, чтобы в итоге получилось то самое сочинение как жанр или как вид работы, кому как более понятно. Этому можно научить.

Елена_97
05.08.2009, 17:13
Помочь можно прежде всего тем, что приучить письменно высказывать свои мысли. Именно пользуясь письменным текстом и его анализом можно донести мысль, что очевидное и недвусмысленное для автора высказывание может быть воспринято самым неожиданным и отличным от предполагаемого способом.
P.S. Человек, способный логично излагать свои мысли, аргументы и доводы, собирать, обрабатывать и компилировать информацию, - будет востребован практически в любой области.
Это общие фразы, которые могут относиться как к сочинению, так и к любому письменному высказыванию. Хоть к писанине на форуме.
Еще раз: сочинение - это жанр, у которого есть, свои задачи, свои условия и условности. Им можно научить. А дальше - излагайте, что хотите. Хоть неожиданным, хоть "ожиданным" способом.
Но надо соблюдать законы жанра. Если Вы хотите написать сонет, вы будете использовать законы написания сонета. И никак не получится сделать из него поэму.

Просто "грамотное, логичное, яркое, неожиданное, нешаблонное" и т.д. и т.п. изложение своих "достойных внимания" мыслей - это не есть сочинение. Именно в ТОМ значени, в котором о нем здесь поставлен вопрос. Если, конечно, считать любое литературное произведение сочинением, тогда - да, конечно. Но речь-то не об этом..

Нет, конечно, Гоголь и Пушкин нарушили некторые законы литературных жанров. Но на то они и Гоголь с Пушкиным..

Foudre
06.08.2009, 10:47
Даже самые яркие, нестандартные и пр. мысли надо как-то уложить и систематизировать, чтобы в итоге получилось то самое сочинение как жанр или как вид работы, кому как более понятно. Этому можно научить.

Елена_97, большое спасибо. Я все поняла. Где сейчас пишиут эссе не знаю, мне была интересна эта тема для систематизации информации в голове ( своей и ребенка) .:flower:

Елена_97
06.08.2009, 11:34
Если еще есть необходимость, можно что-то расписать более подробно..
Просто я попыталась объяснить, что сочинение - это действительно определенный жанр или вид работы. И оно должно строится по своим законам жанра. И логически, и композиционно, и стилистически. К примеру, композиционно по-разному выстраиваются сочинения на сравнительную тематику, сочинения - анализы эпизода, анализы стихотворения, сочинения на менее конктерные темы (к примеру, психологического порядка). По-разному надо сформулировать вступление и заключение к таким темам.

Еще очень многое - почти все - зависит от того, как поставлена тема, которую хорошо бы научиться переделывать в вопрос, поскольу сочинение - и есть ответ на вопрос, поставленный темой.
Вот сравните: "Тема свободы в творчестве Пушкина" и "В мой жестокий век восславил я свободу..." (А.С. Пушкин). Вроде бы одинаковые темы.. Чего там - болтай и болтай красиво про тему свободы.. Ан нет. Вторая тема гораздо сложнее (как и любая, сформулированная в виде цитаты из произведения), глубже. Если в первом сочинении достаточно убедительно наболтать про то, как шло развитие понимания "свободы" автором (от цыган до осознания свободы в творчестве), приведя цитаты.. То во второй нужно еще и понимание этого "жестокого века", знание, что это слова из предсмертного стихотворения "Памяник", которые сам поэт поставил на второе место в своих заслугах перед народом и поэзией ("И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу..").
И этому пониманию и видению различных формулировок темы тоже можно научить. :support:

:039: Пардон, многовато получилось.. Надеюсь, рвотный рефлекс ни у кого не проявился?

ishma
06.08.2009, 11:56
Отличный образец эссе - Мишель Монтень, "Опыты". Монтень - один из родоначальников этого жанра.
Там хорошо прослеживается именно построение текста.

С Белинским проблема в том, что от него до сих пор тошнит меня, а я, знаете ли, дипломированный филолог. Тем более что Белинский бы просто созвучен советской власти, откуда его бешеная популярность в нашей литературе.

"Опыты" написаны французским дворянином, и представляют собой вообще весьма занимательное чтение. Мне кажется, ими можно подростка заинтересовать, а не просто заставить прочесть.

Вообще же всем рекоментую)))

Foudre
06.08.2009, 11:58
. Надеюсь, рвотный рефлекс ни у кого не проявился?

очень интересно и понятно. Особенно когда сравниваете и даете примеры.

Фортуна
06.08.2009, 12:24
И этому пониманию и видению различных формулировок темы тоже можно научить. :support:

:039: Пардон, многовато получилось.. Надеюсь, рвотный рефлекс ни у кого не проявился?

Аффтар. Пешы исчо :0072:

Очень интересно читать. Правда-правда.
С примерами особенно ярко. :flower:

Елена_97
06.08.2009, 12:25
С Монтенем - понятно. Просто суть вопроса в том, что в качестве экзаменационного задания по литературе будет предложено все-таки эссе на литературную тематику. То есть, все равно с уклоном в мало-мальский разбор произведения, в хоть какую-то критику. У Монтеня же рассуждения на боле общую тематику.

Пожалуйста, тошнит от Белинского - возьмите того же Достоевского с речью о Пушкине, Писарева с Базаровым, Цветаеву "Мой Пушкин", кстати. У Цветаевой есть и другие эссе. Просто русские писатели и критики все-таки ближе как-то.. мне, во всяком случае :100:

Диона
06.08.2009, 13:28
С Белинским проблема в том, что от него до сих пор тошнит меня, а я, знаете ли, дипломированный филолог. Тем более что Белинский бы просто созвучен советской власти, откуда его бешеная популярность в нашей литературе.

Видимо, вас в школе Белинским перекормили :065:
Нам, можно сказать, повезло (и мне, и ребенку) - наши учителя критиками и учебниками не увлекались, никакой строго определённой точки зрения придерживаться не требовали, больше давали возможность обсудить произведение, поспорить о нём... Белинского было задано просто почитать и составить тезисы его статьи про Онегина (уже ребенку, из своей школы я вообще не помню, чтобы мы самого Белинского читали :008: была какая-то статья о нем в учебнике, и всё). Почитали мы Белинского - довольно лёгкое и забавное чтение, никакого напряга или отвращения само по себе не вызывает :)) если не вставлять в какой-то идеологический "советский" контекст...

Николя
06.08.2009, 13:56
"Опыты" написаны французским дворянином, и представляют собой вообще весьма занимательное чтение. Мне кажется, ими можно подростка заинтересовать, а не просто заставить прочесть.

Вообще же всем рекоментую)))


Спасибо :flower:
Возьму на заметку.

ishma
06.08.2009, 14:13
Видимо, вас в школе Белинским перекормили :065:
Нам, можно сказать, повезло (и мне, и ребенку) - наши учителя критиками и учебниками не увлекались, никакой строго определённой точки зрения придерживаться не требовали, больше давали возможность обсудить произведение, поспорить о нём... Белинского было задано просто почитать и составить тезисы его статьи про Онегина (уже ребенку, из своей школы я вообще не помню, чтобы мы самого Белинского читали :008: была какая-то статья о нем в учебнике, и всё). Почитали мы Белинского - довольно лёгкое и забавное чтение, никакого напряга или отвращения само по себе не вызывает :)) если не вставлять в какой-то идеологический "советский" контекст...

дело в том, что Белинский не дает нормального представления о произведении.
Действительно хороший разбор - у Лотмана.

Мне попадались дети, которые считают, что Онегин зверски убил Ленского, или что Татьяна вышла замуж за старого толстого генерала. Белинский как-то забывает прояснить, что это не так)))

Просто обсудить произведение без тяжелой артиллерии бывает сложновато, у нас уже не тот взгляд на вещи.

Елена_97
06.08.2009, 14:25
дело в том, что Белинский не дает нормального представления о произведении.
Действительно хороший разбор - у Лотмана.
.

Литературные критики 19 века, в частности Белнский, были приведены в качестве примера написания чего-то близкого к эссе на литературную тематику. Лотман - это все-таки несколько другое. Это статьи, комментрарии и etc. То есть то, что Вы называете "нормальным разбором" :073:

mol
06.08.2009, 15:34
Мне попадались дети, которые считают, что Онегин зверски убил Ленского, или что Татьяна вышла замуж за старого толстого генерала. Белинский как-то забывает прояснить, что это не так)))


Белинский писал для тех, кто и сам читал произведение!

ishma
06.08.2009, 16:07
Белинский писал для тех, кто и сам читал произведение!

дело не в том - читал или не читал, а в том что спустя столько лет непонятен контекст, многие традиции, многие поступки.

читать и понять - разные вещи. Хорошее сочинение пишется - если понять. В своем первом посте в этом топике я писала, что очень важно при подготовке к написанию сочинения поговорить, объяснить "темные" места и т.п.

Николя
06.08.2009, 17:55
дело не в том - читал или не читал, а в том что спустя столько лет непонятен контекст, многие традиции, многие поступки.

читать и понять - разные вещи. Хорошее сочинение пишется - если понять. В своем первом посте в этом топике я писала, что очень важно при подготовке к написанию сочинения поговорить, объяснить "темные" места и т.п.

+1

А то -
Татьяна входит в зал
За нею важный генарал ....
...................................

Да и на "смотринах" упоминался старый толстый генерал , ею (Татьяной) заинтересовавшийся :))

Вот детям и запомнилось.

РС: Да что детям? Я,:009: как-то и сама, спустя 30лет, про генерала :008:, а не князя лучше помню :))

ishma
06.08.2009, 19:02
+1

А то -
Татьяна входит в зал
За нею важный генарал ....
...................................

Да и на "смотринах" упоминался старый толстый генерал , ею (Татьяной) заинтересовавшийся :))

Вот детям и запомнилось.

РС: Да что детям? Я,:009: как-то и сама, спустя 30лет, про генерала :008:, а не князя лучше помню :))

не, старый не упомянался))) "Кто, этот толстый генерал?"
Если обратить внимание на текст, то Онегин весьма непринужденно болтает с этим якобы "старым" гереналом. Вряд ли он бы мог себе это позволить, если бы это был именно старик.
Скорее всего это был так называемый "геренал 12-го года", то есть тот что получил это звание в войне с Наполеоном.

Так что не стоит обвинять Татьяну в геронтофилии. Возможно он даже толст был только в сравнении с тонким станом Евгения. А разница в возрасте у них была небольшая.

mol
06.08.2009, 23:55
А где написано, что Гремин старый? А что толстый? Откуда такая информация?

Николя
07.08.2009, 09:51
А где написано, что Гремин старый? А что толстый? Откуда такая информация?


( в Собранье)

Так мысль ее далече бродит:
Забыт и свет и шумный бал,
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.
Друг другу тетушки мигнули
И локтем Таню враз толкнули,
И каждая шепнула ей:
- Взгляни налево поскорей. -
"Налево? где? что там такое?"
- Ну, что бы ни было, гляди...
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое...
Вот отошел... вот боком стал...
"Кто? толстый этот генерал?"


LV.

Но здесь с победою поздравим
Татьяну милую мою, И в сторону свой путь направим,
Чтоб не забыть, о ком пою...
............................................
Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал...
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
............................................


Да, "старый" :)) нигде не упоминается, но "толстый" - один раз всё-таки есть :))

MGA
07.08.2009, 19:19
Увы, редкий учитель учит. В массе своей сразу дают задание написать сочинение. С самого несмышленого возраста. Т.е. подготовительная работа, выдача на руки технологии:) практически отсутствует. Учителя говорят, что некогда. Редко когда обсуждается даже план сочинения. В общем, учить должны, но мало где учат, увы.

Я учитель английского. Не пожалела в прошлом году времени, чтобы научить пятиклашек пересказывать текст. Даже этому нехитрому делу надо учить, а не тупо задавать, как часто случается... дать в руки инструменты, а потом уже дело пойдет. Но из-за этого освоения инструментов и неспешности - чтобы у всех получилось - программу я, в итоге (не на бумаге, а по факту) выполнить не успела. Ничего страшного в этом не вижу, лучше меньше, да лучше. Но завучи и родители так думают редко:).

Savishna
07.08.2009, 19:31
Увы, редкий учитель учит. В массе своей сразу дают задание написать сочинение. С самого несмышленого возраста. Т.е. подготовительная работа, выдача на руки технологии:) практически отсутствует. Учителя говорят, что некогда. Редко когда обсуждается даже план сочинения. В общем, учить должны, но мало где учат, увы.

Я учитель английского. Не пожалела в прошлом году времени, чтобы научить пятиклашек пересказывать текст. Даже этому нехитрому делу надо учить, а не тупо задавать, как часто случается... дать в руки инструменты, а потом уже дело пойдет. Но из-за этого освоения инструментов и неспешности - чтобы у всех получилось - программу я, в итоге (не на бумаге, а по факту) выполнить не успела. Ничего страшного в этом не вижу, лучше меньше, да лучше. Но завучи и родители так думают редко:).

:flower: Побольше бы таких учителей. А как учили пересказывать? Поделитесь, пожалуйста.

MGA
07.08.2009, 19:45
Вкратце - все понять, уметь выделить главное, в этом главном - ключевые слова и словосочетания, ни в коем случае не "зарываться" в косвенную речь - маленькие еще, не выпутаются; изначально максимально простые предложения строим, потом, у кого получается, пытаемся их расширять. Большая работа с синонимами - а то забыли слово, уже в ступоре. Когда учились - можно было смотреть на план в виде вопросов, потом - на список ключевых словосочетаний и слов, который составляли сначала вместе, потом каждый сам. Не забывать про то, что мы в нашей жизни все время рассказываем истории:) - и чтобы тебя слушали, рассказ должен быть понятным и интересным, не важно, на каком языке говоришь. Еще много всяких моментов, но это уже на уроках:).
Я - не особенный учитель ни разу. Я пока еще не очень уставший:) - работаю по специальности после долгих лет работы переводчиком.

Алискинсон
11.08.2009, 17:39
послушаю

асик
13.08.2009, 00:34
Девочки, пожалуйста,поделитесь явками и паролями чудо-педагогов по сочинениям. ОООчень надо! 9 класс, в школе одно сочинение за год... Опыта и умения нет, а так НАДО!!!

mamaolya
13.08.2009, 00:37
Попробуйте в "Петрополь" ребенка записать. Там научат владению словом и мыслями.

наглый кот
10.09.2009, 12:23
Эх... везет же кому-то с учителями... )))
Это я по поводу всей дискуссии.. Видно, что многие люди увлеченные, а не просто потому работают, что Герцена (и т.п.) закончили...

Malinna
10.09.2009, 22:08
Девочки, пожалуйста,поделитесь явками и паролями чудо-педагогов по сочинениям. ОООчень надо! 9 класс, в школе одно сочинение за год... Опыта и умения нет, а так НАДО!!!
нам тоже очень надо, 10 класс, посоветуйте репетитора:flower:

Vасилиса
11.09.2009, 13:16
У меня лично план тоже всегда писался постфактум.
Пока дочка в 5-м классе, ей даю простейшую подсказку-план любого текста: кто-где-когда-что делал-зачем?
пример: "Я (1) с рабочего места (2) сейчас (3), общаюсь на ЛВ (4), чтобы занять перерыв (5)".
Каждый пункт можно развернуть: Я, служщая средних лет и мать пятиклассницы, имею на работе частичный доступ в Инет и иногда этим пользуюсь (1). ...

С аналитическими сочинениями важно, чтобы МЫСЛИ были - затем они оформлются описанным выше способом. А с мыслями может быть большой напряг, дети имеют другой жизненный опыт и мнения, чем взрослые, и иногда просто не понимают, чего от них хотят. Поэтому часто обсуждение произведения сводится к заучиванию официальной точки зрения.

П.С. Из своего опыта 25-летней давности. Долго мучили тему "Чехов - враг пошлости". Проблема была в том, что учитель и учебники под пошлостью подразумевали тупую рутину, а все абсолютно десятиклассники - похабство ("пошлый анекдот"). Мы все старательно искали в указанных произведениях грубое описание эротических сцен - ну не было их там! Сочинение весь класс переписывал раза три, даже отличники - на "тройки". Учительница заподозрила бойкот и подростковый бунт, были разборки.