PDA

Просмотр полной версии : А как Вы учите ГЛАСНЫЕ звуки?


Лаго-Наки
21.10.2009, 12:36
Известный факт: чтобы ребенок начал читать легко, его надо учить не буквам, а звукам. И вот тут я затупила. А как Вы учите такие гласные звуки как ё, я, ю, е? Вы произносите их мягко как например в слове "мёд", или твердый йотированный звук как например, в слове "ёжик". Ведь в разных словах они читаются по-разному.

Я.ник
21.10.2009, 12:40
Даже и не знаю. Ребенок в 1,5 года увидел их в Букваре, спросил, как называются и запомнил. Вот и вся методика. А разница звуки-буквы в первую очередь касается СОГЛАСНЫХ. Например, ребенок должен сначала выучить, что Р - это не "эр", а просто "р".

Лаго-Наки
21.10.2009, 12:45
Это да. Но вот я столкнулась с тем, что мы начинаем читать. И ребенок например в середине слова произносит йотированную ё, потому что он так запомнил. Может, я не так учила? Или как объяснить ребенку, что эти звуки могут читаться по-разному. Ой, что-то меня клинит, наверное...

OLK
21.10.2009, 12:46
Дочку такие тонкости не волнуют - спросила у нее, ей Ё в слове "ёжик" и в слове "мёд" показались одинаковыми. А вот почему пишется "молоко", а говорится "малако" - это пока непонятно :)

Я.ник
21.10.2009, 12:52
Дочка в 5 лет протестовала против написания бабОчка. Даже кричала, что там "А" должно быть. Слова с Я,Ю,.. обычно начинают читать в самом конце, когда достигнут определенный уровень чтения (они в конце букварей, обычно). Тогда уже проще получается.

shuckson
21.10.2009, 15:35
Вообще-то я сама тоже не вижу разницы в произношении ё в словах ёжик и мёд...
не помню, чтобы это вызывало у меня проблемы...

А вообще, эта методика касается согласных... и когда мои знакомые занимались с логопедом, насколько я знаю, упор делался на произношении согласных... т.е. именно согласные за счет последующих гласных произносятся мягко или твердо... и даже когда определяют, какие звуки ребенок не говорит - то там получается: твердое л (ложка), мягкое ль (лён) и т.д.

так что я все-таки думаю, что ё в словах ёжик и мёд произносится одинаково, а смягчается за счет первой согласной м

ylitka
21.10.2009, 15:42
Известный факт: чтобы ребенок начал читать легко, его надо учить не буквам, а звукам. И вот тут я затупила. А как Вы учите такие гласные звуки как ё, я, ю, е? Вы произносите их мягко как например в слове "мёд", или твердый йотированный звук как например, в слове "ёжик". Ведь в разных словах они читаются по-разному.

Факт совсем неизвестный. Я своего ребенка сначала учила быквам. В 1,5- два года знали все БУКВЫ. Потом без всяких заморочек и проблем стали учится читать. Без всяких проблем начала читать и сейчас нам 5 -во всю читает. Если честно, я даже не понимаю вашу проблему. Почему эти звуки или буквы надо учить как-то по- особенному? И какая разница в произношении этих двух слов тоже не очень понятно :009:

Лаго-Наки
21.10.2009, 15:46
Ну ладно. вчера пытались прочитать слово Лёд. он его читает как л-йод. Вот в чем проблема. Но в принципе я уже поняла, надо наверное обяснять про мягкие и твердые согласные, тогда и проблем не будет с этими гласными звуками. Спасибо всем!

геменотик
21.10.2009, 15:52
мы гласных и согласных не разбираемся, а читаем прилично
вот теперь занимаемся с ними в тетрадках
только вот почему трЕугольник(вчера спросил)

ЭльфиК
21.10.2009, 15:55
Ну ладно. вчера пытались прочитать слово Лёд. он его читает как л-йод. Вот в чем проблема. Но в принципе я уже поняла, надо наверное обяснять про мягкие и твердые согласные, тогда и проблем не будет с этими гласными звуками. Спасибо всем!

У нас на начальном этапе чтения тоже возникали такие проблемы - дочь читала лйод, лйустра и т.д. :)) Я просто поправляла ее каждый раз, и она быстро сообразила, как правильно читать. А потом объяснили ей про мягкие согласные и за проблему это считаться перестало. :)

Лаго-Наки
21.10.2009, 15:57
У нас на начальном этапе чтения тоже возникали такие проблемы - дочь читала лйод, лйустра и т.д. :)) Я просто поправляла ее каждый раз, и она быстро сообразила, как правильно читать. А потом объяснили ей про мягкие согласные и за проблему это считаться перестало. :)
Ну слава Богу, мы не одни такие. А то уже расстроилась. Все сразу с первого раза все понимают, а мой тормозит. Поняла, все наладится! И даже поняла как наладить!

Ertini
22.10.2009, 00:12
Я, Ё, Ю, Е - это не звуки, а буквы, которыми обозначают сочетания звука [й] cо звуками [а] [о] [у] [э].
Данные буквы обозначают 2 звука, если стоят в начале слова или после других гласных (значит, читаем Ё как [ЙО] (ЁЖИК, БОЁК)).
1 звук (а,о,у,э), если стоят после согласных. В этом случае буквы Я, Ё, Ю, Е указывают на мягкость предшествующего согласного (МЁД) и читаются как [а] [о] [у] [э].
Лучше составить табличку-запоминалку.
А - Я
О - Ё
У - Ю
Э - Е
Ы - И ("И" тоже указывает на мягкость согласного)
Таблица помогает запомнить, что гласные 2 ряда служат для обозначения мягкости согласных на письме.

ylitka
22.10.2009, 00:44
Я, Ё, Ю, Е - это не звуки, а буквы, которыми обозначают сочетания звука [й] cо звуками [а] [о] [у] [э].
Данные буквы обозначают 2 звука, если стоят в начале слова или после других гласных (значит, читаем Ё как [ЙО] (ЁЖИК, БОЁК)).
1 звук (а,о,у,э), если стоят после согласных. В этом случае буквы Я, Ё, Ю, Е указывают на мягкость предшествующего согласного (МЁД) и читаются как [а] [о] [у] [э].
Лучше составить табличку-запоминалку.
А - Я
О - Ё
У - Ю
Э - Е
Ы - И ("И" тоже указывает на мягкость согласного)
Таблица помогает запомнить, что гласные 2 ряда служат для обозначения мягкости согласных на письме.

ДА, и все это для четырехлетки :support:

pmar
22.10.2009, 11:16
мы гласные учили слогами. вот сначала читаем страницу, например:
об ов ог од ож оз
ёб ёв ёг ёд ёж ёз
бо во го до жо зо....
бё вё гё дё жё зё
и тд. дочка научилась читать недели за полторы в 4.5 года и сразу уверенно и с удовольствием.

milinka
22.10.2009, 13:45
а как правильно - "дизграфия" или "дисграфия"?

pmar
22.10.2009, 13:50
Здравствуйте! Я логопед, поэтому отвечу так, не надо сарказма, это действительно можно и нужно объяснять детям, даже 4-х летним! Почему? А потому, что детям до школы необходимо дать представление о ЗВУКОВОМ составе слова. Ведь в школе мы не только читаем, но и пишем, поэтому необходимо рассказать ребенку что звучание слова отличается от его написания, ИНАЧЕ - вас ждет дизграфия(
здравствуйте, логопед, это хорошо и раз представилась возможность задать интересующий меня вопрос, то не упущу. :)
я - взрослая уже тетя, сколько в меня не пытались вбить науку о звуковом составе слове - тщетно. До сих пор не различу звонкие и глухие слоги. А вот дисграфией ни разу не страдала, напротив, сочинения-диктанты всегда в школе писала лучше всех, в СПбГУ поступала - написала сочинение на пять, одна из немногих.
вот сейчас моя дочь занимается с логопедом, они тоже учат эти звонкие-глухие. Дочь, как и я, в этом не особенно разбирается, логопед говорит что будет писать с ошибками. А вот точно ли будет? И почему логопеды так категоричны?

KoshkaNatashka
22.10.2009, 13:53
Я тоже просто поправляю, а если не помогает, то объясняю. Сейчас читает без проблем, а вот когда пишет, все время переспрашивает: как написать "те" - Т+ Е или Т + Ь + Е. Объясняю. Пока не усвоил :)

KoshkaNatashka
22.10.2009, 13:55
До сих пор не различу звонкие и глухие слоги.

Что, серьезно?! Не могу такого представить. Вы не чувствуете, когда работают голосовые связки, а когда нет?
Попробуйте сказать шепотом (т.е. без голоса) слово "зуб" - получится "суп". И т.п.

ylitka
22.10.2009, 17:54
Здравствуйте! Я логопед, поэтому отвечу так, не надо сарказма, это действительно можно и нужно объяснять детям, даже 4-х летним! Почему? А потому, что детям до школы необходимо дать представление о ЗВУКОВОМ составе слова. Ведь в школе мы не только читаем, но и пишем, поэтому необходимо рассказать ребенку что звучание слова отличается от его написания, ИНАЧЕ - вас ждет дизграфия(

Безусловно надо. Но в пределах возраста. Во первых, до школы не надо, а можно дать представление о составе cлов. И ничего не произойдет , если она получит это представление в школе в 1 или 2 классе( не знаю когда точно) В мое время, а это в 90х годах это давали в школе и мало кого ждала дисграфия. А если у ребенка какие-то проблемы, то прежде всего его показывают специалистам, мы тоже до 4 лет с буквой Л имели трудности, и смягчали звуки , и иногда даже В говори, достаточно было полгода с логопедом и все проблемы ушли.
Представляю как вы им объясните правописание?:010:

Базяба
22.10.2009, 18:00
а как правильно - "дизграфия" или "дисграфия"?
Для логопеда это непринципиально:)):)):))

pmar
22.10.2009, 18:21
Что, серьезно?! Не могу такого представить. Вы не чувствуете, когда работают голосовые связки, а когда нет?
Попробуйте сказать шепотом (т.е. без голоса) слово "зуб" - получится "суп". И т.п.
честное слово и я в упор не понимаю, когда логопед мне пытается объяснить, типа вот так "ЛА" дочь говорит правильно, а так "ЛА" -нет. я вот разницы не слышу, чтобы контролировать, присаживаюсь перед дочкой и слежу за языком, широкий или узкий. на слух разницу не слышу вообще.
шепотом "зуб" зубом и остается. и голосовых ссвязок не чувствую.

KoshkaNatashka
22.10.2009, 19:00
шепотом "зуб" зубом и остается. и голосовых ссвязок не чувствую.

Это точно неправда, скажите шепотом кому-нибудь другому или, лучше, попросите кого-нибудь другого сказать Вам :)

kinklim
22.10.2009, 21:28
честное слово и я в упор не понимаю, когда логопед мне пытается объяснить, типа вот так "ЛА" дочь говорит правильно, а так "ЛА" -нет. я вот разницы не слышу, чтобы контролировать, присаживаюсь перед дочкой и слежу за языком, широкий или узкий. на слух разницу не слышу вообще.
шепотом "зуб" зубом и остается. и голосовых ссвязок не чувствую.

А какая разница от "ЛА" и "ЛА" ? Л- "она и в Африке"- всегда звонкая, а вот если "ЛА" и "ЛЯ"- то это твердая и мягкая. По поводу "путанья" звонких и глухих- так это элементарно не "выученный урок"- в нашем алфавите есть глухие и звонкие согласные из них некоторое количество парных(б-п, г-к, з-с ит.д), а есть не парные М, Л, Н и т.д- это нужно знать как таблицу умножения, другое дело что в некоторых словах слышим глухой звук, а пишем звонкий- но это уже проходят в школе.
А до школы дети делают схемы слов - где указывается твердая или мягкая согласная( обычно синим цветом -твердая, зеленым-мягкая)

kinklim
22.10.2009, 21:47
А по теме, до школы учить ребенка что Ё -это сочетание двух звуков "й" и "о"- не надо( в школе это конец первого класса)
Учить что гласные -это те буквы которые можно петь (поющие): ааааа, оооооо, ииииии, ёёёёёё и т.д- т.е тянуть все гласные

pmar
22.10.2009, 22:04
Это точно неправда, скажите шепотом кому-нибудь другому или, лучше, попросите кого-нибудь другого сказать Вам :)
ну вот не знаю. может потому, что я знаю что говрю, то я различаю зуб и суп шепотом. "Б" получается как-бы мягче, а "П" резче
попросила дочь послушать - она через раз различает, может просто угадывает.
она зуб и суп говорит одинаково. но я могу просто не слышать.
как и про ЛА и ЛА. Дочь говорит одним способом (язык как-то не так ставит), логопед ее учит ставить иначе. Логопед на слух понимает, как ставится язык, а мне все эти ЛА кажутся одинаковыми.

Диона
23.10.2009, 00:24
Ну ладно. вчера пытались прочитать слово Лёд. он его читает как л-йод. Вот в чем проблема. Но в принципе я уже поняла, надо наверное обяснять про мягкие и твердые согласные, тогда и проблем не будет с этими гласными звуками. Спасибо всем!
Он, наверное, просто не узнаёт слово "лёд"? Обычно дети просто узнают знакомое слово и очень радуются, что вот - из этих чёрненьких значков, оказывается, получилось что-то осмысленное! :080: Вы ему просто объясните, что тут написано "лёд". Пусть он примет это как факт ;) Если ребёнок чего-то не понимает и не может додуматься сам, как правильно читать - надо его просто поправить, и всё. Постепенно запомнит, что как читается, а со временем и разберётся.

Диона
23.10.2009, 00:29
здравствуйте, логопед, это хорошо и раз представилась возможность задать интересующий меня вопрос, то не упущу. :)
я - взрослая уже тетя, сколько в меня не пытались вбить науку о звуковом составе слове - тщетно. До сих пор не различу звонкие и глухие слоги. А вот дисграфией ни разу не страдала, напротив, сочинения-диктанты всегда в школе писала лучше всех, в СПбГУ поступала - написала сочинение на пять, одна из немногих.
вот сейчас моя дочь занимается с логопедом, они тоже учат эти звонкие-глухие. Дочь, как и я, в этом не особенно разбирается, логопед говорит что будет писать с ошибками. А вот точно ли будет? И почему логопеды так категоричны?
Ага. Моему ребёнку логопед тоже пыталась объяснить, что ему прямая дорога в коррекционную школу, а в обычной он не сможет учиться, потому что... :ded: о том, что он к этому времени (в 6 лет) не только уже читал совершенно свободно любые тексты с полным пониманием содержания, но и писал практически без ошибок, она и не подозревала :046: и это без всяких "звуковых разборов"... :008:

ylitka
24.10.2009, 07:04
В литературе встречается и тот, и другой вариант.


Есть русский орфографический словарь и там встречается только в одном виде. Еще нигде не видела, чтобы в литературе было написано диЗграфия.

Диона
24.10.2009, 15:11
Мы не категоричны, НО, к сожалению, это ПРАВИЛО, а Вы - редкое исключение, вы человек, который обладает, возможно, так называемой "врожденной грамотностью".

Удивительно слышать об этой так называемой "врожденной грамотности" от специалиста...
Вы что, действительно полагаете, что некоторые люди вот так и рождаются уже грамотными?! :)) Насколько мне известно, правильный термин - автоматическая грамотность (ну, с терминами у вас сложные отношения, это уже понятно) :008: И достигается эта автоматическая грамотность в процессе обучения... и, стало быть, зависит-таки от него... и почему-то раньше "автоматически грамотных людей" было значительно больше ;) до того, как дошкольников и первоклашек стали грузить этим самым фонетическим разбором... ну да это старая тема...

На самом деле всё просто - ребёнок запоминает графический облик слова, и слово, написанное неправильно, вызывает у него ощущение "здесь что-то не так" :065: Конечно, легче развивается автоматическая грамотность у того, кто научился читать рано (до 5-6 лет) - раз, и у кого лучше развит зрительный канал восприятия (т. н. визуалы) - два. А вот если малыша начать грузить "фонетическим разбором" и тем более заставлять его записывать слово так, как оно слышится - это только создаёт в голове лишнюю путаницу, которая потом мешает некоторым детям разобраться, так как же всё-таки пишется то или иное слово... он привык разбирать слово на звуки и записывать их - а это очень часто не совпадает с правильным написанием слова!

Я тоже учу детей грамоте. Обязательно сразу говорю, как правильно пишется слово и никогда не допускаю, чтобы дети фиксировали на бумаге неправильное написание! Все эти "звуковые разборы" с классификацией звуков просто выкидываю... ребёнку гораздо проще запомнить, что когда видишь рядом Б и Е, то это читается БЕ, чем усваивать, что в данном случае буква Е обозначает смягчение предыдущего согласного, а вот в начале слова, после гласной и после разделительных твёрдого и мягкого знаков - йотированность... :046: Устраиваю детям забавные упражнения, где неправильно написанные слова надо исправить... Главное - чтобы ребёнок с самого начала запечатлел в памяти правильное написание слова! А то сначала долго фиксируем его внимание, что в слове "собака" он слышит только гласные А, а потом начинаем вдалбливать ему в голову, что в одном случае из трёх там таки надо писать О! Да ребёнку проще сразу запомнить, что "собака" пишется именно так...

Ertini
24.10.2009, 16:59
А по теме, до школы учить ребенка что Ё -это сочетание двух звуков "й" и "о"- не надо( в школе это конец первого класса)
Учить что гласные -это те буквы которые можно петь (поющие): ааааа, оооооо, ииииии, ёёёёёё и т.д- т.е тянуть все гласные

ЁЁЁЁЁ в этом списке и быть не должно. У нас только 6 гласных звуков. Ё к ним не относится.
Так вот , чтобы не было подобных проблем, не нужно детям в 4 года давать читать слова с йотированными гласными. А, тем родителям, которые сами не понимают, чем звук от буквы отличается и т.д. и т.п., лучше даже не начинать без специалиста обучать ребенка чтению.

Ertini
24.10.2009, 17:01
А какая разница от "ЛА" и "ЛА" ? Л- "она и в Африке"- всегда звонкая, а вот если "ЛА" и "ЛЯ"- то это твердая и мягкая. По поводу "путанья" звонких и глухих- так это элементарно не "выученный урок"- в нашем алфавите есть глухие и звонкие согласные из них некоторое количество парных(б-п, г-к, з-с ит.д), а есть не парные М, Л, Н и т.д- это нужно знать как таблицу умножения, другое дело что в некоторых словах слышим глухой звук, а пишем звонкий- но это уже проходят в школе.
А до школы дети делают схемы слов - где указывается твердая или мягкая согласная( обычно синим цветом -твердая, зеленым-мягкая)

Разница в произношении. Всегда звонкий [Л] можно произносить правильно, а можно искаженно. Вот логопед и учит слышать и ощущать разницу между правильным и неправильным произношением.

Ertini
24.10.2009, 17:09
автоматическая грамотность у того, кто научился читать рано (до 5-6 лет) - раз, и у кого лучше развит зрительный канал восприятия (т. н. визуалы) - два. А вот если малыша начать грузить "фонетическим разбором" и тем более заставлять его записывать слово так, как оно слышится - это только создаёт в голове лишнюю путаницу, которая потом мешает некоторым детям разобраться, так как же всё-таки пишется то или иное слово... он привык разбирать слово на звуки и записывать их - а это очень часто не совпадает с правильным написанием слова!

По этой самой причине сначала дети овладевают фонетическим принципом письма (как слышу, так пишу), а затем уже морфологическим и историческим.

Ertini
24.10.2009, 17:14
Вы ему просто объясните, что тут написано "лёд". Пусть он примет это как факт Если ребёнок чего-то не понимает и не может додуматься сам, как правильно читать - надо его просто поправить, и всё. Постепенно запомнит, что как читается, а со временем и разберётся

Согласна, пока у ребенка не сформировалось четкое представление о звуках и буквах, этот способ единственно возможный.

pmar
24.10.2009, 18:07
Главное - чтобы ребёнок с самого начала запечатлел в памяти правильное написание слова! А то сначала долго фиксируем его внимание, что в слове "собака" он слышит только гласные А, а потом начинаем вдалбливать ему в голову, что в одном случае из трёх там таки надо писать О! Да ребёнку проще сразу запомнить, что "собака" пишется именно так...

вот, полностью согласна.