Сотофа Х
30.10.2009, 02:56
Я вот очень зантересовалась повышенным интересом мам к занятиям Марии Монтессори.
Чесно говоря меня тярзают смутные сомнения что все знают на кого и на что они рассчитаны.Для справки :
Учение Марии Монтессори в последние годы из полузабытой области лечебной педагогики превратилось в популярное и эффективное направление современной реабилитологии и педагогики. М. Монтессори, являясь одновременно психиатром, психологом и религиозным философом, разработала новую технологию обучения аномальных детей моторике и сенсорике, а также предложила оригинальные приемы развития у малышей навыков письма, чтения и счета. Вскоре ее открытие стало широко использоваться во всей детской педагогике. В статье анализируются основные разделы учения М. Монтессори и раскрываются возможности его использования в различных областях детской реабилитологии.
Ключевые слова:
дети, лечебная педагогика, воспитание, обучение, реабилитация, система Монтессори.
Оригинальные принципы обучения и воспитания детей и основы лечебной педагогики, разработанные в начале 20-го столетия Марией Монтессори, вновь стали предметом повышенного интереса врачей и педагогов.
Мария Монтессори (1870-1952) была одновременно психиатром, психологом и философом, она жила и работала в Италии, где стала первой женщиной, получившей степень доктора медицины. В начале своей деятельности она занималась лечением детей с нарушениями нервно-психического развития. Опыт работы с такими детьми позволил ей сформулировать важное положение о том, что "умственно отсталые дети" нуждаются в большей степени в воспитании и реабилитации, чем в лечении. Опыт работы с умственно отсталыми детьми привлек внимание М. Монтессори к проблемам воспитания здоровых детей, в ее системе получили определенное развитие принципы воспитания Ж.Ж. Руссо, Э. Сегена и других известных философов, педагогов, врачей.
Сегодня Монтессори-педагогика переживает как бы второй пик заслуженной популярности. Как часто случается, после продолжительного периода широкого общественного признания интерес к социальным открытиям М. Монтессори в 30-е годы постепенно угас и в странах Европы, и в Америке, однако в 50-е годы, к сожалению, уже после смерти выдающегося ученого, развитые страны мира вновь стали использовать ее систему в обучении и воспитании здоровых детей и в реабилитации детей с ограничением жизнедеятельности и социальной недостаточностью [1-3].
В настоящее время в мире существует сотни тысяч детских учреждений, использующих систему Монтессори. Среди них значительную часть составляют детские реабилитационные центры. Активную работу по распространению этой системы ведет Международная Ассоциация Монтессори.
В нашей стране труды М. Монтессори не издавались более 60 лет, но в настоящее время ее учение стало предметом повышенного внимания отечественных специалистов. Учение и система Монтессори стали широко использоваться в различных детских учреждениях - домах ребенка, реабилитационно-восстановительных центрах, детских садах и школах, детских больницах [3].
Основу системы М. Монтессори составляют три главных принципа [4]: 1) учет индивидуальности каждого ребенка; 2) обеспечение свободы развития; 3) широкое использование возможностей сенсорного и физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребенка.
Принцип учета индивидуальности ребенка предопределяет соответствующий подход к его воспитанию, особенно в возрасте от 3 до 7 лет. На первый взгляд, все дети одного возраста кажутся похожими друг на друга, но при детальном наблюдении за каждым из них обнаруживаются прирожденные или приобретенные особенности или отклонения в развитии. Некоторые из них следует затормозить и, напротив, обеспечить лучшее развитие хорошим качествам ребенка.
"Воспитатель, - пишет М. Монтессори, - ... должен быть проникнут уважением, наблюдая с человеческим интересом за развитием детской жизни". М. Монтессори проводит резкую грань между биологическими и социальными компонентами человеческой природы и стремится определять индивидуальность прежде всего понятиями биологическими. В раннем возрасте наследственные и врожденные особенности или задатки организма, по ее мнению, факторы неизмеримо более важные для развития ребенка, чем воздействие на него окружающей среды. В периоде раннего развития - до школьного возраста - у детей формируются основы воспитанности и культуры. Ребенок учится помогать другим, постепенно постигая законы жизни в коллективе. При этом педагог стремится выявить у ребенка наиболее ценные природные человеческие качества или потенции, поддерживая их развитие в процессе воспитания [5].
Во многом сильный акцент на оценку личностных характеристик в воспитании был сделан М. Монтессори в связи с ее протестом против насаждавшихся в ее годы принципов "казарменного воспитания" детей с полувоенной дисциплиной.
Первоначально для анализа индивидуальных характеристик ребенка М. Монтессори привлекала антропометрические данные, характеризующие физическое развитие детей. Эти материалы были обобщены ею в капитальном труде "Педагогическая антропология". Однако в последующем она не смогла найти практического применения этим показателям в деле воспитания.
Здесь следует подчеркнуть неоспоримую значимость постоянной оценки антропометрических показателей физического развития детей с медико-педагогической точки зрения: если ребенок не отстает в росте и физическом развитии, значит он не страдает серьезными заболеваниями, которые могут существенно изменить условия и тактику его воспитания или сделать его трудно воспитываемым. Исключение из этого правила могут составить болезни психической сферы.
М. Монтессори не сочла возможным включать в биографическую карту ребенка его индивидуальные психологические черты, полагая, что каким бы длинным ни был их перечень, он всегда останется слишком бедным для отдельного ребенка.
Психологическое тестирование М. Монтессори считала делом громоздким, требующим большого труда.
Право оценивать личностные характеристики ребенка М. Монтессори предоставляет педагогу, который наблюдает за развитием ребенка, не втискивая эти характеристики в какие-либо схемы и рубрики.
Однако принимая эту позицию в учении М. Монтессори в качестве существенного элемента воспитания детей, нельзя не учитывать того, что человек - существо социальное и формируется обществом. Поэтому в процессе воспитания ребенка должны стимулироваться социально ориентированные черты его характера или склонности.
По мнению М. Монтессори, коллективное обучение и воспитание детей по стандартным программам подавляет индивидуальность и интеллектуальное развитие отдельного ребенка. Это положение остается справедливым, когда в дошкольных учреждениях дети объединяются в большие группы или обучаются в переполненных классах. С другой стороны, семья зачастую не в состоянии распознать индивидуальность ребенка и правильно воспитывать его: многим семьям недостает умелого наставника. Поэтому, по замыслу М. Монтессори, следует ввести школу в семью: реализация этой мысли может быть осуществлена путем создания миниатюрных "домов ребенка" или "домов дошкольника" - которые должны создаваться при больших домах или в каждом городском квартале. Эти дома по своим архитектурно-планировочным решениям должны быть приспособлены для нужд маленьких детей. В таких учреждениях дети воспитываются опытным педагогом при непосредственном участии родителей, которые всегда могут прийти к ребенку и при желании увести его в любое время домой или на прогулку.
Здесь следует отметить, что в современных условиях развитие детей должно находиться под контролем не только педагога, но врача и психолога. Однако на современном уровне осуществить такой контроль в большом числе мини-школ, создаваемых, согласно М. Монтессори, в каждом квартале города, задача нереальная.
Чесно говоря меня тярзают смутные сомнения что все знают на кого и на что они рассчитаны.Для справки :
Учение Марии Монтессори в последние годы из полузабытой области лечебной педагогики превратилось в популярное и эффективное направление современной реабилитологии и педагогики. М. Монтессори, являясь одновременно психиатром, психологом и религиозным философом, разработала новую технологию обучения аномальных детей моторике и сенсорике, а также предложила оригинальные приемы развития у малышей навыков письма, чтения и счета. Вскоре ее открытие стало широко использоваться во всей детской педагогике. В статье анализируются основные разделы учения М. Монтессори и раскрываются возможности его использования в различных областях детской реабилитологии.
Ключевые слова:
дети, лечебная педагогика, воспитание, обучение, реабилитация, система Монтессори.
Оригинальные принципы обучения и воспитания детей и основы лечебной педагогики, разработанные в начале 20-го столетия Марией Монтессори, вновь стали предметом повышенного интереса врачей и педагогов.
Мария Монтессори (1870-1952) была одновременно психиатром, психологом и философом, она жила и работала в Италии, где стала первой женщиной, получившей степень доктора медицины. В начале своей деятельности она занималась лечением детей с нарушениями нервно-психического развития. Опыт работы с такими детьми позволил ей сформулировать важное положение о том, что "умственно отсталые дети" нуждаются в большей степени в воспитании и реабилитации, чем в лечении. Опыт работы с умственно отсталыми детьми привлек внимание М. Монтессори к проблемам воспитания здоровых детей, в ее системе получили определенное развитие принципы воспитания Ж.Ж. Руссо, Э. Сегена и других известных философов, педагогов, врачей.
Сегодня Монтессори-педагогика переживает как бы второй пик заслуженной популярности. Как часто случается, после продолжительного периода широкого общественного признания интерес к социальным открытиям М. Монтессори в 30-е годы постепенно угас и в странах Европы, и в Америке, однако в 50-е годы, к сожалению, уже после смерти выдающегося ученого, развитые страны мира вновь стали использовать ее систему в обучении и воспитании здоровых детей и в реабилитации детей с ограничением жизнедеятельности и социальной недостаточностью [1-3].
В настоящее время в мире существует сотни тысяч детских учреждений, использующих систему Монтессори. Среди них значительную часть составляют детские реабилитационные центры. Активную работу по распространению этой системы ведет Международная Ассоциация Монтессори.
В нашей стране труды М. Монтессори не издавались более 60 лет, но в настоящее время ее учение стало предметом повышенного внимания отечественных специалистов. Учение и система Монтессори стали широко использоваться в различных детских учреждениях - домах ребенка, реабилитационно-восстановительных центрах, детских садах и школах, детских больницах [3].
Основу системы М. Монтессори составляют три главных принципа [4]: 1) учет индивидуальности каждого ребенка; 2) обеспечение свободы развития; 3) широкое использование возможностей сенсорного и физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребенка.
Принцип учета индивидуальности ребенка предопределяет соответствующий подход к его воспитанию, особенно в возрасте от 3 до 7 лет. На первый взгляд, все дети одного возраста кажутся похожими друг на друга, но при детальном наблюдении за каждым из них обнаруживаются прирожденные или приобретенные особенности или отклонения в развитии. Некоторые из них следует затормозить и, напротив, обеспечить лучшее развитие хорошим качествам ребенка.
"Воспитатель, - пишет М. Монтессори, - ... должен быть проникнут уважением, наблюдая с человеческим интересом за развитием детской жизни". М. Монтессори проводит резкую грань между биологическими и социальными компонентами человеческой природы и стремится определять индивидуальность прежде всего понятиями биологическими. В раннем возрасте наследственные и врожденные особенности или задатки организма, по ее мнению, факторы неизмеримо более важные для развития ребенка, чем воздействие на него окружающей среды. В периоде раннего развития - до школьного возраста - у детей формируются основы воспитанности и культуры. Ребенок учится помогать другим, постепенно постигая законы жизни в коллективе. При этом педагог стремится выявить у ребенка наиболее ценные природные человеческие качества или потенции, поддерживая их развитие в процессе воспитания [5].
Во многом сильный акцент на оценку личностных характеристик в воспитании был сделан М. Монтессори в связи с ее протестом против насаждавшихся в ее годы принципов "казарменного воспитания" детей с полувоенной дисциплиной.
Первоначально для анализа индивидуальных характеристик ребенка М. Монтессори привлекала антропометрические данные, характеризующие физическое развитие детей. Эти материалы были обобщены ею в капитальном труде "Педагогическая антропология". Однако в последующем она не смогла найти практического применения этим показателям в деле воспитания.
Здесь следует подчеркнуть неоспоримую значимость постоянной оценки антропометрических показателей физического развития детей с медико-педагогической точки зрения: если ребенок не отстает в росте и физическом развитии, значит он не страдает серьезными заболеваниями, которые могут существенно изменить условия и тактику его воспитания или сделать его трудно воспитываемым. Исключение из этого правила могут составить болезни психической сферы.
М. Монтессори не сочла возможным включать в биографическую карту ребенка его индивидуальные психологические черты, полагая, что каким бы длинным ни был их перечень, он всегда останется слишком бедным для отдельного ребенка.
Психологическое тестирование М. Монтессори считала делом громоздким, требующим большого труда.
Право оценивать личностные характеристики ребенка М. Монтессори предоставляет педагогу, который наблюдает за развитием ребенка, не втискивая эти характеристики в какие-либо схемы и рубрики.
Однако принимая эту позицию в учении М. Монтессори в качестве существенного элемента воспитания детей, нельзя не учитывать того, что человек - существо социальное и формируется обществом. Поэтому в процессе воспитания ребенка должны стимулироваться социально ориентированные черты его характера или склонности.
По мнению М. Монтессори, коллективное обучение и воспитание детей по стандартным программам подавляет индивидуальность и интеллектуальное развитие отдельного ребенка. Это положение остается справедливым, когда в дошкольных учреждениях дети объединяются в большие группы или обучаются в переполненных классах. С другой стороны, семья зачастую не в состоянии распознать индивидуальность ребенка и правильно воспитывать его: многим семьям недостает умелого наставника. Поэтому, по замыслу М. Монтессори, следует ввести школу в семью: реализация этой мысли может быть осуществлена путем создания миниатюрных "домов ребенка" или "домов дошкольника" - которые должны создаваться при больших домах или в каждом городском квартале. Эти дома по своим архитектурно-планировочным решениям должны быть приспособлены для нужд маленьких детей. В таких учреждениях дети воспитываются опытным педагогом при непосредственном участии родителей, которые всегда могут прийти к ребенку и при желании увести его в любое время домой или на прогулку.
Здесь следует отметить, что в современных условиях развитие детей должно находиться под контролем не только педагога, но врача и психолога. Однако на современном уровне осуществить такой контроль в большом числе мини-школ, создаваемых, согласно М. Монтессори, в каждом квартале города, задача нереальная.