PDA

Просмотр полной версии : Синдром отличника. Что с ним делать?


Taтьяна
03.11.2009, 08:59
собственно, тема уже такая была. пишу в теме подростков, хоть и старшей дочере 21, но подходящих разделов не вижу.
дочка учится на 5 курсе, в мед.университете, с ярко выраженным синдромом отличника, как она сама говорит. оценки играют для нее большую роль с целью получения стипендии, да и "не хочу быть хуже одногруппников", на занятиях обязательно надо быть лучшей. может это и неплохо, но жить в таком напряжении, уверена, не очень хорошо. естественно, дочь спрашивает меня, что ей делать? не обращать внимания на оценки она не может, чтобы в группе кто-то отвечал лучше ей тоже уже неприятно и обидно.
что в таком случае посоветовать можно?
на теории она не зацикливается, дежурит по собственной инициативе в хирургии, работает в научном кружке. т.е., за учебниками она не сидит целыми днями.

Пламя
03.11.2009, 11:53
ну и какие проблемы?
Она просто не хочет снижать свою внутреннюю планку. Это же нормально хотеть быть на высоте.
Я тоже так закончила университет с красным дипломом и рыдала над единственной четвёркой, хотя школу с пятью тройками чуть не закончила (в последний момент из жалости исправили их на 4).
А вообще стремление быть лучшим это прекрасно. Потому что надо быть лучшим в своей профессии, чтобы получить признание. Тем более в такой профессии, которую выбрала Ваша дочь.

Шуршик
03.11.2009, 12:11
Да, но иногда это выливается в невроз.
Вы сами, видимо, вольно или невольно формировали у нее подобную систему ценностей. Как выход - понимание того, что ценность человека как личности не пропорциональна оценкам. Ни прямо, ни обратно. Или сама переломается. Я переломалась сама. Это,конечно, не означает, что ничего не надо делать.. Надо, но ДЛЯ СЕБЯ, а не для оценок или "чтобы быть не хуже".

Бетти
03.11.2009, 13:15
как она сама говорит. оценки играют для нее большую роль с целью получения стипендии, да и "не хочу быть хуже одногруппников", на занятиях обязательно надо быть лучшей. не обращать внимания на оценки она не может, чтобы в группе кто-то отвечал лучше ей тоже уже неприятно и обидно.

Вот то, что неприятно и обидно, если кто-то отвечает лучше, - это плохо и свидетельствует о психологических проблемах, так что к психологу не помешает обратиться.
А в стремлении быть лучше нет ничего плохого, если у человека не возникает неприятных ощущений, когда кто-то другой лучше. Если дискомфорт есть, когда кто-то лучше, тогда есть какая-то проблема или невроз.

Женька*
03.11.2009, 13:36
У меня были подобные проблемы. Закончились, правда, раньше - в предпоследнем классе. Я перешла в другую школу (олее крутую, чем прежняя, филологическую) и там меня реально обломал учитель математики и наш классный руководитель. Он просто ставил мне пары - давал задания посложнее, чем по программе и заваливал без труда. Я, конечно, засела за математику и ко второму триместру вылезла на пятерки, но получать двойки научилась и усвоила, что не оценка главное, а умение работать и интерес к предмету. Мне стало реально легче в жизни (спасибо вам, Юрий ВАсильевич!). ХОтя... до сих пор напрягает, если что-то получается плохо.

mosotova
03.11.2009, 13:52
У моей старшей дочери аналогичные проблемы. В школьные годы обращались к психологам, на некоторое время помогало, но со временем всё возвращается на круги своя. Дочь сама страдает от этого. Каждый раз, когда меняла школы (приехали в Питер из Латвии, потом поступила в 239), поступила в универ говорила: "всё, меня здесь никто не знает, буду как все учиться" и не помогает. Даже 239 умудрилась с медалью закончить. Сейчас третий курс, время к сессии и чувствую, что ей уже тяжело в психологическом плане, буду искать психолога. Над учебниками тоже не сидит, всегда занималась спортом, причём в спорте тоже надо было быть всегда первой. Пока занималась, была чемпионкой Латвии на протяжении 3 лет, в Питере в большой спорт не пошли, учёба перевесила.
А в мед.институте наверное так и должно быть, если Вы не ощущаете, что ей это давит на психику, то пусть будет ОТЛИЧНЫМ медиком.

Taтьяна
03.11.2009, 16:22
к психологу пробовали обращаться, но психолог со своей стороны проблем не видит.
а дочь говорит, что ей это мешает в плане того, что вот во время занятия ей всегда надо быть лучшей. кто-то забьет и сидит молчит, получает двойки, а она не может как все. а ей хочется.
кстати, если говорить о школе, то школу она закончила с тройками.

Нанэ
03.11.2009, 16:49
А разве можно сейчас что-нибудь исправить? Ведь ей уже 21 год, она как личность уже сформировалась.
Мне кажется, что это останется на всю жизнь. Я имею ввиду, зависимость от внешних оценок результатов ее труда.

Не стоит сильно переживать (ИМХО).
Лишь бы не развились порочные черты характера, например, зависть.
А так есть и хорошая сторона: целеустремленность, честолюбие, трудолюбие и пр. , да и знание предмета, профессионализм

ЛяБлонд
03.11.2009, 16:57
5ый курс. Толку сейчас что-то пытаться менять?

mosotova
03.11.2009, 16:59
к психологу пробовали обращаться, но психолог со своей стороны проблем не видит.
а дочь говорит, что ей это мешает в плане того, что вот во время занятия ей всегда надо быть лучшей. кто-то забьет и сидит молчит, получает двойки, а она не может как все. а ей хочется.
кстати, если говорить о школе, то школу она закончила с тройками.

Может ей просто нравится быть отличницей именно в медицине, да и стипендия стимул хороший, типа первый заработок. У меня крёстная учится на 4 курсе в мед. институте, с 3 курса пошла работать мед.сестрой, отличницей стало быть сложнее, ломки были жуткие. Лично мне интересно было быть отличницей только, когда я училась в мед. училище - за всё время учёбы ни одной 4, закончила с красным дипломом. В школе бывали и тройки, потом училась в техническом ВУЗе, без троек, но и не отличница. А у Вас раз бывало по-другому, значит это не совсем синдром отличника вот психолог и не видит проблем. Ей просто хочется всё знать очень хорошо и показывать другим, что это возможно. Просто в медицинском институте учиться это несравнимо ни с чем, и кто там не учился, тот не поймёт.

Mама Сладкой Малины
03.11.2009, 18:44
Татьяна, а я ничего не путаю: Ваша дочь Вас уже внуками одарила? Может быть, у неё синдром отличницы на фоне того, что она чувствует себя взрослее одногруппников из-за того, что уже мать?

Мне как-то довелось учиться в группе, где я была старше всех на 3-4 года. Поскольку все видели во мне взрослую=умную, приходилось "блистать", хотя вообще я никогда фанатизма к учёбе не испытывала.

Немарта
04.11.2009, 18:42
господи, неужели и у отличников есть проблемы? я уже 8 лет страдаю, что моя дочь троечница , а вокруг, как назло, одни отличники ( или близкие к ним), я даже боюсь младшую в школу отдавать, реально боюсь...

мамаВеты
04.11.2009, 18:49
Вы знаете мне на сегодня 37 лет и "диагноз" тот же, но в жизни это только помогает, а особенно в работе.Руководители ценят сотрудников с такими чертами в характере, больше доверяют и даже советуются. Если тебе однажды стало не в мочь работать, можешь даже побездельничать денек другой , с рук сходит.Ну а потом снова в бой. Я Вам завидую , у моей старшей есть мальнекие намеки на такой синдром, а вот на младшей природа решила отдохнуть.

Еля
04.11.2009, 20:29
А разве можно сейчас что-нибудь исправить? Ведь ей уже 21 год, она как личность уже сформировалась.
Мне кажется, что это останется на всю жизнь. Я имею ввиду, зависимость от внешних оценок результатов ее труда.

Не стоит сильно переживать (ИМХО).
Лишь бы не развились порочные черты характера, например, зависть.
А так есть и хорошая сторона: целеустремленность, честолюбие, трудолюбие и пр. , да и знание предмета, профессионализм

Согласна. Но думаю, что в 21 год- уже все что хотелось- развилось.
Вспоминаю наш класс... была круглая отличница Оленька- мы ненавидели ее жутко, и вовсе не за то, что у нее одни пятерки, а за то, что она просто зеленела от злобы, зависти , когда кого-то хвалили учителя, когда кто-то получал отличную оценку...
Сейчас мне жалко ее!!! Бедная, сколько ей пришлось вынести!!!

Думаю, что пример из моего детства совсем не похож на вашу дочку...
На мой взгляд, ответственное отношение к учебе- замечательно, но главное- не перегибать...

zoluschka
06.11.2009, 15:21
Простите, если мое сообщение не впишется в общий восторженный хор. Но если Вы понимаете под "синдромом отличника" желание во всем и всегда быть лучше других и обусловленный этим желанием страх ошибиться в процессе начала нового дела, то такой синдром - ничего хорошего...
У меня подруга закончила школу с золотой медалью, а мединститут с красным дипломом. Работает медсестрой.На работе она, естественно, образованнее и лучше всех, ее начальство уважает и ценит. Но она боится искать какую-нибудь должность покруче, с более достойной з/п. Говорит: боюсь, что не получится, не смогу быть лучшей, не потяну... И так уже 15 лет.
Кроме того, имея УЖАСНЫЕ отношения с мужем, она никому в этом не признается и не спешит расставлять все точки над i, потому что не может признать тот факт, что у кого-то семейная жизнь сложилась лучше, чем у нее. Дочка подруги учится в 4 классе на одни пятерки, при этом в интеллектуальном плане, поверьте, не представляет из себя ничего особенного. Даже более того.:073: Последние годы подруга активно обвиняет во всех этих своих "особенностях" так называемый "синдром отличника"...
Так что синдром этот далеко не всегда помогает человеку стать успешным. По крайней мере, в том, что он гораздо хуже, чем настоящий интерес к какому-нибудь делу, можете не сомневаться.

Buzina
07.11.2009, 21:51
тоже соглашусь, что это может в жизни помешать, причем сильно.
У Вашей дочери на данный момент 100 % успех. И нет права на ошибку. Позднее любой промах или осознание того, что кто-то лучше может ее сильно... расстроить. Мне кажется , что умение принимать свои ошибки и учиться на их без потери душевного спокойствия - это одно из самых главных качеств в жизни.

настена82
08.11.2009, 22:01
Ничего хорошего в синдроме отличника нет. Перфекционизм доведет рано или поздно до невроза, так как не возможно быть лучше всех всегда и везде. Тем более если дочь и сама видит, что это ей мешает. И насчет того, что личность уже к 21 году сформировалась, не согласна. Сформировалась то сформировалась, но изменить можно. Работать в плане перфекционизма надо либо с психотерапевтом, либо психологом.

lu_scha
09.11.2009, 01:22
Я просто не представляю, какая героиня ваша дочка, Таня!Ведь двойняшки же ещё у неё.И без бабушек.Как она умудряется ТАК учиться?
На самом деле, Вы правы, психологическая проблема имеется.У меня тоже было что то подобное.Только не "на отличницу", а "на степендию", т.е. без троек.Трудно это, действительно.
Я предполагаю проблему с самооценкой, с угрозой её понизить самой себе.