PDA

Просмотр полной версии : Помогите выбрать музыкальный инструмент для обучения в муз. школе!


Alchonok
10.12.2009, 19:09
Имеем следующее: сыну 4,5 года. С 3 лет занимается в гос. муз. школе в подготовительной группе без инструмента. Взяли на основе конкурсного отбора, сейчас педагог говорит, что данные по слуху и т.д. хорошие. К аперелю 2010 г. необходимо назвать иструмент, на котором будем обучаться с сентября (т.е. с 5 лет). Это будет уже подготовит. отделение с муз. инструментом. Ну и в 7 лет - возможность зачисления на бюджетное отделение (по результатам прослушивания).
Вопрос: какой инструмент лучше выбрать, если сам ребенок никаких конкретных предпочтений пока не выказывает, но заниматься музыкой хочет. Сейчас выбрать можем практически любой инструмент. Какой сделать выбор, чтобы потом не пожалеть?
Буду очень благодарна за любые рекомендации, т.к. сами (родители) музыкой не занимались никогда и никаких знакомств и контактов в этой области не имеем. Просто не знаем куда податься :005:

babariha
10.12.2009, 20:05
Для такого маленького проще всего играть на блок-флейте. ИМХО

dubik
10.12.2009, 20:20
У нас была такая же ситуация, только вместо муз.школы у нас гимназия+музыкалка в одном. Сын хотел скрипк:073:, но чего то потом передумал. Ходили с ним к разным педагогам, он слушал инструменты, но сам так ничего и не выбрал - нравилось очень многое:009:. В результате остановили свой выбор на духовых инструментов(из чисто практических соображений), ну и из всех духовых сын выбрал трубу.. Развивает легкие, следовательно улучшается дыхание, увеличивается объем легих, ну и грудная клетка соответственно, что для мальчиков очень даже хорошо и красиво:008:.

Женька*
10.12.2009, 20:57
А преподаватель ничего не советует? Они часто лучше видят, чем родители, на какой инструмент ребенка отдать. Нас вот так на скрипку отправили - не жалеем, хотя даже в мыслях не было на скрипке играть...

Папский городок
10.12.2009, 21:03
Гитару не хотите?

Белая галка
10.12.2009, 21:52
Вообще-то преподаватели обычно сами дают рекомендации, исходя не только из наличия слуха, а из формы рук и физических возможностей ребенка. Для фортепиано нужна широкая ладошка (большой диапазон) и сильные кисти рук, для скрипки - подушечки на пальчиках, для баяна желательна крупная комплекция, для духовых - большой рот и определенная форма губ... Специалисты умеют определять перспективы развития, так как в 4 года довольно трудно предсказать, какая у него будет ладошка. Всё это не фатально, конечно, но при прочих равных... Кстати, духовикам потом проще с армией, если что - в оркестр, только а пенсию они уходят как балерины - в 35, профессиональное заболевание - расширение легких. А на начальном этапе даже полезно, легкие развивает.

Alchonok
10.12.2009, 23:13
Вот в том-то и дело, что преподаватель недавно начал нас активно агитировать идти в класс синтезатора.
Я у знакомых с муз. образованием поинтересовалась - все категорично говорят, что это никуда не годится, что синтезатор - это и вовсе не муз. инструмент, а набор кнопок, которые надо уметь нажать вовремя, чтобы он сам играл. Вот тут и возникла проблема :( Я к педагогу с вопросом - а она мне рекламирует синтезатор и все тут.
Ребенку больше всего, по его словам, нравится орган :) Ну а из имеющихся в муз. школе согласен на пианино. Я так подозреваю, что ему чем инструмент больше - тем лучше. Т.е. его просто привлекает размер. В общем маленький он еще для выбора :(

Голубой Ангел
10.12.2009, 23:15
а может, стоит прислушаться к мнению малыша? я вот в 4 года твердо знала что скрипка - это мое все. очень жалею до сих пор что родители не отдали. на фоно будет проще, если ребенок визуал.

Alchonok
10.12.2009, 23:32
А ребенок-то как раз "слухач" или аудиал по-научному. Зрительная память гораздо хуже звуковой :( Зато стихи учит с 2-х прочтений вслух любые. На слух отлично определяет какой муз. инструмент звучит и т.п. задания выполняет легко. Телевизору предпочитает аудиосказки :) Вот таким куда лучше идти?

Женька*
10.12.2009, 23:36
А синтезатор -это очень интересно! У моих знакомых девочка занимается - полный восторг. И навыки игры на пианино и всякие электронные прибамбасы, и более свободный репертуар. Так что не очень и плохо!

Суповой набор
10.12.2009, 23:58
А преподаватель ничего не советует? Они часто лучше видят, чем родители, на какой инструмент ребенка отдать. Нас вот так на скрипку отправили - не жалеем, хотя даже в мыслях не было на скрипке играть...

Ага, а я еще и сопротивлялась :)

Alchonok
11.12.2009, 00:28
А синтезатор -это очень интересно! У моих знакомых девочка занимается - полный восторг. И навыки игры на пианино и всякие электронные прибамбасы, и более свободный репертуар. Так что не очень и плохо!
А эта девочка сразу на синтезаторе стала заниматься, или все-таки сначала на пианино или каком-то еще инструменте играть научилась? Педагог тоже говрит, что это очень интересно и перспективно в том плане, что вся звукозапись, озвучка, звукорежессура сейчас делается исключительно на синтезаторах и компьютерах. И во многих вузах (ин-т культуры, Герцена, консерватория, вроде тоже называлась) открылись кафедры звукозаписи и звукорежессуры и мол с синтезатора нам туда прямая дорога. Это все очень может быть, но мне кажется, что для начала все же непллохо бы научиться играть накако-то ррадиционном, не электронном муз. инструменте. Для муз. образования так сказать. А там можно хоть и на синтезатор по личному желанию. Но стоит ли в 5 лет, не умея ни на чем играть идти сразу на эту электронику?

Женька*
11.12.2009, 01:32
Эта девочка не прижилась на фоно (год занятий), с преподавателем не сработались, а вот синтезатор оказался лучшим выходом!

FroekenSnork
11.12.2009, 02:02
Я считаю, что если ребёнок любит музыку и хочет серьёзно заниматья, то только на фоно! На фоно можно сыграть всё и будет красиво! Представьте себе полонез Огиньского, сыгранный на трубе! На духовых, народных и ударных инструментах у вас будет очень ограниченный репертуар! Ни флейта, ни скрипка, ни виолончель не звучат в концертах отдельно, только под аккомпанимент фортепиано! На фоно такой широкий спектр возможностей - оттуда вы легко перейдёте и на орган и на синтезатор. И потом, если у вас серьёзная музыкальная школа, обратите внимание на то, как там преподают сольфджио пианистам/скрипачам и всем остальным. Я закончила муз.училище им. Р-Корсакова по теории музыки, и на протяжении всего времени, ещё с музыкальной школы пианисты, скрипачи и теоретики считались музыкальной элитой, а всем остальным сольфеджио преподавали по специальной программе "для отсталых". Я-то как раз играла не на фоно и очень переживала, потому что имела хороший слух и явные способности в решении музыкальных задач. Мне пришлось умолять преподавателей разрешить мне ходить на сольфеджио с пианистами. Только там я узнала, какова вообще суть гармонии и как она прекрасна. А всё потому, что моя мама сказала, что фоно слишком большой инструмент и ставить его некуда! Мой сын (ему 4 года) сейчас тоже ходит в подготовительный класс (такое грамотное сольфеджио для малышей), но со следущего года только на фоно! Я уже и инструмент привезла и нашла куда поставить :)

Marzena
11.12.2009, 02:31
Просто опишу нашу музыкальную биографию, для более полной картины.
Своего сына отдала по-принципу "попроще" на флейту, имея ввиду переход на кларнет. 2 года на кларнете "достали" процессом подготовки и уборки инструмента: 20 мин собираешь, 20 мин играешь, 20 мин разбираешь и чистишь.
Параллельно занимались частно пианино. Пожалуй, жалею, что сразу на фоно не отдали. Оказалось, у ребёнка есть способности к музыке, мог бы сам заниматься.
С 6 класса пошёл на вожделенную гитару, все ост.ин-ты забросил. С гитарой спит, ест и тд. (второй год уже). Нам рекомендовали в 1 классе пойти на домру, если ребёнок о гитаре мечтает: переход со струнного на струнный был бы логичен. Но пугали неадекватностью учителя по домре.
Пианино, конечно, всем инструментам инструмент. Тем более, для мальчика. Для классического полноценного муз.образования.
Гитара по-другому. Тоже замечательный инструмент и очень прикладной. Взял в поход - и ты - душа компании, звезда, все девочки - твои. И не только в походе. В лагере, поездке, в школе на перемене или школьном вечере...
Так что думайте, Вам решать.:009:

homkot
11.12.2009, 11:16
Я сама закончила музыкальную школу,и вот что могу сказать.Если у ребенка идеальный музыкальный слух,то лучше всего ему подойдет скрипка.Фоно и так у него будет вторым обязательным предметом.Да,кстати,если все же соберетесь выбирать фоно основным инструментом,нужно учесть длину пальцев кисти,сможет ли ребенок брать большие аккорды.У меня рука маленькая,и поэтому пришлось менять инструмент.так что лучше с препадом поговорить.;)

trybodyr
11.12.2009, 14:03
А Вы занимаетесь в школе им. глинки на Коллонтай? Если -да, то рекомендую класс трубы. Педагог начинает заниматься совсем с маленькими 6-7 лет. Мальчикам очень нравится у него заниматься. А это главное. Желание и любовь к музыке не пропадает.И для легких полезно и не сидеть все занятие. Осанка не портится. Мы закончили муз. школу по классу трубы.Фортепиано начинается с четвертого класса, как второй инструмент.

Игорь Воеводский
11.12.2009, 15:12
Вот в том-то и дело, что преподаватель недавно начал нас активно агитировать идти в класс синтезатора.
Я у знакомых с муз. образованием поинтересовалась - все категорично говорят, что это никуда не годится, что синтезатор - это и вовсе не муз. инструмент, а набор кнопок, которые надо уметь нажать вовремя, чтобы он сам играл. Вот тут и возникла проблема :( Я к педагогу с вопросом - а она мне рекламирует синтезатор и все тут.
Ребенку больше всего, по его словам, нравится орган :) Ну а из имеющихся в муз. школе согласен на пианино. Я так подозреваю, что ему чем инструмент больше - тем лучше. Т.е. его просто привлекает размер. В общем маленький он еще для выбора :(

Синтезатор - не стоит. Если у ребёнка хороший слух, синтезатор его только загубит. Вероятно, фортепиано лучше всего. Но на него и конкурс больше. Духовые хороши для армии (сам полтора года играл на духов в военном оркестре), но всё же, исходить надо не из идеи армии, которая начнет пугать через 15 лет. Сходите на выставку музыкальных инструментов в Шереметевском дворце, пусть ребёнок имеет возможность увидеть разные инструменты. Если думать о духовых, то о таких, которые годятся и в симфоническом оркестре, и в джазе, т.е. кларнет, флейта, труба, тромбон ...
Главное, чтобы занятия не превратились со временем в каторгу.
Удачи!:ded:

Alchonok
11.12.2009, 16:49
Огромное спасибо за отзывы, очень помогает разобраться :)
Мы действительно занимаемся в школе им. Глинки на пр. Коллонтай. И педагога по классу трубы я видела - действительно очень увлеченный дядечка. Нам и наш педагог его хвалила, говорила, что с большим энтузиазмом относится к своему делу, возит своих учеников на всякие конкурсы и не без результатов. А детям это ведь важно - грамоты, призы и т.п. Вот только ой киндер никак пока на духовые не соглашается :( Можно, конечно, как-то его склонить-уговорить-убедить (он не очень упрямый и к мои словам прислушивается), но я боюсь, что если инструмент не будет ОЧЕНЬ нравится, то занятия быстро надоедят и на этом наше муз. образование закончится :(

Гитара нравится мне самой из тех же соображений, что и многим - можно везде взять с собой, популярно, красиво, девочкам нравится, душа компании и т.д. Все бы ничего, если бы опять-же ребенок хотел. А он не проявляет энтузиазма. Да еще тут ортопед нам сторого-настрого наказала не выбирать в таком маленьком возрасте асимметричные инструменты. Говрит сколиоз - обеспечен. Тоже пугает.

Скрипка, пожалуй, нет, т.к. слух, мне кажется, не идеальный :) У нас есть девочка в группе с идеальным слухом и когда они поют я вижу разницу.

Похоже, что остается действительно фортепиано. И киндер согласен. Вот только, на бюджет там попасть довольно трудно, т.к. конкурс большой. Но это уже другой вопрос. С него, в случае чего, на тот же синтезатор наверное можно будет перейти? Или взять этот синтезатор, как факультатив в более старших классах? Такая практика существует в муз. школах?

По поводу музея муз. инструментов - мы там были в мае этого года. Нас всей группой из муз. школы педагог водила как раз с той целью, чтобы дети посмотрели что бывает и выбрали что нравится. Ну им там всем больше всего колокола понравились, т.к. им разрешили на них поиграть :) Конечно произвели большое впечатление охотничьи рога всех возможных видов и размеров. Моему еще запомнился клавесин (на 2-ом этаже стоит),т.к. тоже разрешили одним пальцем поиграть на нем. Еще все дети запомнили муз. инструмент, состоящий из стеклянных цилиндров (не помню как называется). Весной снова пойдем в этот музей, но не уверена, что это поможет выбрать инструмент для обучения.

А вот если все же решим на фортепиано, то какой инструмен лучше всего покупать домой? Стоит ли сразу искать хороший и соответсвенно дорогой или для начала можно взять и Красный октябрь, а уж если хорошо пойдет и интере не пропадет поменять его на что-то более приличной? Или принципиально сразу учиться на хорошем инструменте? И где их (эти хорошие инструменты) лучше покупать - искать по объявлениям с рук или есть другие места?

Alchonok
11.12.2009, 16:52
Я считаю, что если ребёнок любит музыку и хочет серьёзно заниматья, то только на фоно! На фоно можно сыграть всё и будет красиво! Представьте себе полонез Огиньского, сыгранный на трубе! На духовых, народных и ударных инструментах у вас будет очень ограниченный репертуар! Ни флейта, ни скрипка, ни виолончель не звучат в концертах отдельно, только под аккомпанимент фортепиано! На фоно такой широкий спектр возможностей - оттуда вы легко перейдёте и на орган и на синтезатор. И потом, если у вас серьёзная музыкальная школа, обратите внимание на то, как там преподают сольфджио пианистам/скрипачам и всем остальным. Я закончила муз.училище им. Р-Корсакова по теории музыки, и на протяжении всего времени, ещё с музыкальной школы пианисты, скрипачи и теоретики считались музыкальной элитой, а всем остальным сольфеджио преподавали по специальной программе "для отсталых". Я-то как раз играла не на фоно и очень переживала, потому что имела хороший слух и явные способности в решении музыкальных задач. Мне пришлось умолять преподавателей разрешить мне ходить на сольфеджио с пианистами. Только там я узнала, какова вообще суть гармонии и как она прекрасна. А всё потому, что моя мама сказала, что фоно слишком большой инструмент и ставить его некуда! Мой сын (ему 4 года) сейчас тоже ходит в подготовительный класс (такое грамотное сольфеджио для малышей), но со следущего года только на фоно! Я уже и инструмент привезла и нашла куда поставить :)

А поделитесь, пожалуйста, информацией по поводу инструмента (вдруг таки решим на фортепиано идти) :) Какой лучше всего покупать и где вообще эти самые инструменты берут? Новый, наверное, очень дорого? А б/у стоит искать по объявлениям или есть какие-то комисионные магазины?

trybodyr
11.12.2009, 17:07
Плюсов трубы много:габариты, красота звука, соло трубы также есть в любом произведении а полет шмеля на трубе звучит лучше, чем на пианино,( но его еще сыграть нужно!). Мой сын после трубы и на пианино играет и на гитаре для компании хватает. А надоесть может и фортепиано. Смотря к какому педагогу попадете(((, их много большой поток и деток. А на трубе подход практически индивидуальный и времени тратит педагог не 40 минут, а значительно больше. Решайте сами, посмотрите как там сейчас два маленьких мальчика в дуете играют!:support:

Игорь Воеводский
11.12.2009, 17:31
А вот если все же решим на фортепиано, то какой инструмен лучше всего покупать домой? Стоит ли сразу искать хороший и соответсвенно дорогой или для начала можно взять и Красный октябрь, а уж если хорошо пойдет и интере не пропадет поменять его на что-то более приличной? Или принципиально сразу учиться на хорошем инструменте? И где их (эти хорошие инструменты) лучше покупать - искать по объявлениям с рук или есть другие места?

Если финансовых серьёзных проблем нет, то лучше сразу покупать приличный инструмент. От качества звука, от того, как инструмент держит строй, много зависит. Очень много.

Женька*
11.12.2009, 17:38
Скрипка, пожалуй, нет, т.к. слух, мне кажется, не идеальный :) У нас есть девочка в группе с идеальным слухом и когда они поют я вижу разницу.



Мой скрипач петь не может. При абсолютном слухе. Вот-вот выпрут из хора.Потому что нет в мозгу связи между голосом и ушами. Такое бывает. А хорошо поющие дети не всегда оказываются супер слышащими. Так что только специалист может вам сказать, есть ли слух у ребенка.

Игорь Воеводский
11.12.2009, 17:42
Мой скрипач петь не может. При абсолютном слухе. Вот-вот выпрут из хора.Потому что нет в мозгу связи между голосом и ушами. Такое бывает. А хорошо поющие дети не всегда оказываются супер слышащими. Так что только специалист может вам сказать, есть ли слух у ребенка.

Вы правы, хотя гарантирую, что чисто может запеть любой ребёнок. Когда я руководил хором мальчиков, принимал в хор всех. Некоторые начинали петь чисто через год. Если нет серьёзной патологии, чисто петь может любой. Было б желание.

Женька*
11.12.2009, 17:49
Вы правы, хотя гарантирую, что чисто может запеть любой ребёнок. Когда я руководил хором мальчиков, принимал в хор всех. Некоторые начинали петь чисто через год. Если нет серьёзной патологии, чисто петь может любой. Было б желание.

Конечно! Но для этого надо УЧИТЬ. У нас в хоре, увы, занимаются только детьми, одаренным хорошим голосом изначально... А я пишу именно про выбор инструмента у ребенка с непоставленным голосом. Меня, действительно, потряслоЮ что у моего мальчика есть слух, так как судила я по пению. Кстати, на сольфеджио для него петь - не проблема.

Диона
11.12.2009, 20:11
Я считаю, что если ребёнок любит музыку и хочет серьёзно заниматья, то только на фоно! На фоно можно сыграть всё и будет красиво! Представьте себе полонез Огиньского, сыгранный на трубе! На духовых, народных и ударных инструментах у вас будет очень ограниченный репертуар!
Всё то же самое можно сказать про баян :004:Сыграть можно абсолютно всё, даже оркестровые произведения :))
Кстати, крупная комплекция для этого инструмента совершенно не нужна. Сколько видела хрупких и маленьких баянистов/ аккордеонистов, в том числе девочек.
А ещё рассмотрите ударные. Тоже очень полезное направление ;) Кстати, автор упомянула про какой-то инструмент "с цилиндрами" - что-то типа ксилофона, наверное. "Щелкунчик" смотрели по Культуре? Там как раз можно увидеть много хороших исполнителей на разных инструментах, в том числе ударные очень эффектно выглядят. Они нередко Гран-при берут.

Белая галка
11.12.2009, 20:44
Всё то же самое можно сказать про баян :004:Сыграть можно абсолютно всё, даже оркестровые произведения :))
Кстати, крупная комплекция для этого инструмента совершенно не нужна. Сколько видела хрупких и маленьких баянистов/ аккордеонистов, в том числе девочек.
По поводу возможностей баяна соглашусь. Кроме органа это единственный инструмент, которому доступна полифония.
А вот по поводу комплекции - мы с 6 лет по несколько раз в месяц выезжали (выходили) на всевозможные концерты - от соседних школ до Капеллы и Филармонии. И всюду свой инструмент надо носить с собой. У нас их было 2, т.к. оба играли в одном трио. Профессиональным баянистам на серьезный концерт баян носит ассистент (много раз наблюдали и завидовали). А мой совсем не мелкий шестилетка на сцену Капеллы вышел - в зале хохот, баян на ножках идет, головы не видно. А понеси-ка такой чемодан за ручку полчасика - пальцы потом хорошо двигаться будут? А готово-выборных баянов маленьких не бывает, возможности у инструмента не те.
Это я совсем не к тому, чтобы от баяна отговорить - я его нежно люблю. Но чисто физически это тяжеловато - если, конечно, не ограничиваться стенами родной музыкалки.
А вообще, лучше смотреть, к чему душа у ребенка лежит - тогда и недостатки данных можно компенсировать. Дочка в 5 лет выбрала скрипку и педагога по ней и сама записалась - я пыталась ее на фоно перевести, благо брали - ни в какую. Ни разу не пожалели.

Скво - мутный глаз
12.12.2009, 00:36
Я сама закончила музыкальную школу,и вот что могу сказать.Если у ребенка идеальный музыкальный слух,то лучше всего ему подойдет скрипка.Фоно и так у него будет вторым обязательным предметом.Да,кстати,если все же соберетесь выбирать фоно основным инструментом,нужно учесть длину пальцев кисти,сможет ли ребенок брать большие аккорды.У меня рука маленькая,и поэтому пришлось менять инструмент.так что лучше с препадом поговорить.;)Я пианистка. Рука маленькая, пальцы не длинные. Консерваторию закончила совершенно нормально. Ну да, тем, у кого большая лапа, удобнее, но это не обязательно.
По выбору инструмента: может помочь педагог или рекомендованный кем-либо настройщик. Они как правило знают, ктопродает инструменты более-менее приличного качества и могут адекватно оценить состояние и возможность ремонта того или иного инструмента.Покупка нового хорошего инструмента - это та еще лотерея. Можно прийти в магазин и купить за бешеные деньги такую же каку, как красные октябри последних доперестроечных лет. Ну, утрирую слегка, но все равно , есть такой вариант. Так что лучше, если профессионал поможет.
Ну и собственно черный большой красный октябрь тоже никто не отменял. Вполне приличный ящик. Намного лучше коричневых .

Скво - мутный глаз
12.12.2009, 00:38
Про слух. И пение туда же. Почти любой слух можно развить. Так же как и способность чисто петь.
И раскоординация слуха и голоса тоже "лечится"
Хормейстер не даст соврать ;)

marina-puma
12.12.2009, 01:56
если проблемы со спиной тогда фоно оптимально, мне кажется, за ним криво не сядешь, оно само как-то располагает ровененько сидеть и спинку держать))
я на домре играла, так мы там все сидели такие же кругленькие как и сама домра, вот с тех пор так и хожу ))
к сожалению не во всех музыкалках учат петь и слушать.. работают с теми кто и так все может, очень жаль конечно.. петь - это моя голубая мечта..

Скво - мутный глаз
12.12.2009, 02:58
если проблемы со спиной тогда фоно оптимально, мне кажется, за ним криво не сядешь, оно само как-то располагает ровененько сидеть и спинку держать))
я на домре играла, так мы там все сидели такие же кругленькие как и сама домра, вот с тех пор так и хожу ))
к сожалению не во всех музыкалках учат петь и слушать.. работают с теми кто и так все может, очень жаль конечно.. петь - это моя голубая мечта..У пианистов сутулость - профзаболевание. Родители очень следить должны за осанкой. То, что педагог следит за посадкой за роялем никак не гарантирует, что ребенок после домашних занятий не начнет сутулиться. Мне лично папа исправлял фортепианную сутулость посредством бития по спине ножкой от табуретки. За что ему большое спасибо. Но та же скрипка конечно еще менее благополучна в этом плане.
Да осанка портится от всего - от письма, от игры на муз. инструментах - да мало ли от чего...
Если родители следят - всё хорошо будет

Диона
12.12.2009, 19:32
По поводу возможностей баяна соглашусь. Кроме органа это единственный инструмент, которому доступна полифония.
А вот по поводу комплекции - мы с 6 лет по несколько раз в месяц выезжали (выходили) на всевозможные концерты - от соседних школ до Капеллы и Филармонии. И всюду свой инструмент надо носить с собой. У нас их было 2, т.к. оба играли в одном трио. Профессиональным баянистам на серьезный концерт баян носит ассистент (много раз наблюдали и завидовали). А мой совсем не мелкий шестилетка на сцену Капеллы вышел - в зале хохот, баян на ножках идет, головы не видно. А понеси-ка такой чемодан за ручку полчасика - пальцы потом хорошо двигаться будут? А готово-выборных баянов маленьких не бывает, возможности у инструмента не те.
Это я совсем не к тому, чтобы от баяна отговорить - я его нежно люблю. Но чисто физически это тяжеловато - если, конечно, не ограничиваться стенами родной музыкалки.

Во-первых, вряд ли стоит сразу предполагать, что ребёнок с первых лет начнёт выступать по филармониям :)) это, увы, не так уж многим удаётся ;) большинству приходится как раз ограничиваться стенами родной школы :008:
А во-вторых... странная у вас какая-то школа, извините... Когда наши дети принимали участие в каких-то концертах, школа всегда организовывала автобус. И мелочь свои инструменты не таскала никогда, да и девочки тоже - носили старшие мальчики, учителя (это часто бывают мужчины), родителей обычно тоже просят помочь, и всегда находятся желающие и имеющие возможность. Да и директор с нами на концерты-конкурсы часто выезжал и всегда таскал инструменты. Так что маленьким свои инструменты даже до автобуса доносить не приходилось :065:
Кстати, все хоть сколько-нибудь "профессионалы" уже давным-давно носят инструменты в специальных чехлах за спиной, на манер рюкзака. "Чемоданы" остались только в оркестрах муз. школ, наверное :046: Ну и наконец, тележки есть...

Диона
12.12.2009, 19:39
У пианистов сутулость - профзаболевание. Родители очень следить должны за осанкой. То, что педагог следит за посадкой за роялем никак не гарантирует, что ребенок после домашних занятий не начнет сутулиться. Мне лично папа исправлял фортепианную сутулость посредством бития по спине ножкой от табуретки. За что ему большое спасибо. Но та же скрипка конечно еще менее благополучна в этом плане.
Да осанка портится от всего - от письма, от игры на муз. инструментах - да мало ли от чего...

...от сидения за компьютером... :065:
Не считаю, что это "от занятий музыкой". Если осанка портится, она и без всякой музыки испортится. Слабые у детей кости, мышцы стали... питание неправильное, недостаток движения и пр. Музыка не мешает укреплению позвоночника, если есть такое желание. А если нет, то искривить его прекрасно можно и без всякой музыки :0097:

Белая галка
12.12.2009, 20:09
... странная у вас какая-то школа, извините... Когда наши дети принимали участие в каких-то концертах, школа всегда организовывала автобус.
Если педагог ведет на выездной концерт 3-5 детей, то вряд ли школа станет заказывать автобус. :) Из родителей ходила только я, но мне все равно сыновья не позволяли баяны таскать. А футляров-рюкзаков тогда не было. :( Кстати, баян на спине - это тоже не театральная сумочка для дошколенка, крепкая комплекция не помешает. Впрочем, теперь почти все на колесах, так что задача упрощается. :)
А учились мы в Кикиных палатах и школу всегда вспоминаем с огромной благодарностью.
И спины у всех прямые. :))

Alchonok
12.12.2009, 20:23
А вто такой еще вопрос - если ребенок так и не определиться ни с каким инструментом, можно в 5 лет пойти на аодготовит. отлделение без инструмента и подумать до 6 лет, а там уже и выбрать. Или это не совсем хорошо в том плане, что чем раньше начнинаешь играть, етм лучше результат?

Очень мне не хотелось бы сейчас ф-но домой притащить, а через год-два не знать куда его деть :) т.к. если ребенок откажется заниматься на нем, то заставлять его у меня духу, пожалуй, не хватит.

А как вы вообще считаете, стоит ли заставлять-убеждать-уговаривать ребенка, не желающего заниматься, но имеющего хорошие муз. данные. Особенно если педагог говрит "может", а ребенок не хочет? Не раз слышала от известных музыкантов, что они благодарны родителям, которые когда-то заставили их продолжать занятия, когда они этого не хотели... С другой стороны, не раз встречала людей ненавидящих ф-но :) из-за того, что все дество родители застваляли их его "долбить". Как найти зорлотую середину, как поддержать у ребенка интерес к занятиям. Ведь это требует немалых усилий и кучу времени.

И еще - стоит ли нацеливаться на серьезное муз. образование, если в этой области совсем нет никаких родственников-знакомых-дрезей? Мне одна приятельница сказала, что в этой сфере очень развита семейственность (так это назовем) и чтобы пробиться без этого надо быть ОЧЕНЬ талантливым. В противном случае можно закончить консерваторию, но работы все равно никакой приличной в этой области не найдешь :( Это действительно так?

Белая галка
13.12.2009, 09:54
А вто такой еще вопрос - если ребенок так и не определиться ни с каким инструментом, можно в 5 лет пойти на аодготовит. отлделение без инструмента и подумать до 6 лет, а там уже и выбрать. Или это не совсем хорошо в том плане, что чем раньше начнинаешь играть, етм лучше результат??
Если ребенок действительно способный, то разница в результатах будет проявляться только на конкурсах на первом году обучения.
Очень мне не хотелось бы сейчас ф-но домой притащить, а через год-два не знать куда его деть :) т.к. если ребенок откажется заниматься на нем, то заставлять его у меня духу, пожалуй, не хватит.
Если ребенок занимается в музыкальной школе, иметь дома пианино необходимо. Оно идет обязательным вторым инструментом. Можно, конечно, заменить на что-то другое, но это только если вы точно не собираетесь делать музыкальную карьеру.
А как вы вообще считаете, стоит ли заставлять-убеждать-уговаривать ребенка, не желающего заниматься, но имеющего хорошие муз. данные. Особенно если педагог говрит "может", а ребенок не хочет? Не раз слышала от известных музыкантов, что они благодарны родителям, которые когда-то заставили их продолжать занятия, когда они этого не хотели... С другой стороны, не раз встречала людей ненавидящих ф-но :) из-за того, что все дество родители застваляли их его "долбить". Как найти зорлотую середину, как поддержать у ребенка интерес к занятиям. Ведь это требует немалых усилий и кучу времени.
Кто бы знал ответ на этот вопрос...Наверное, если ребенок действительно проявляет необыкновенные способности, стоит настоять - желание может прийти лет через 5 обучения. Если занятия желательны для общего развития, но вызывают неприятие у ребенка, то можно записаться просто в музыкальный кружок/оркестр районного ДДТ - там нет такого напряжения.
И еще - стоит ли нацеливаться на серьезное муз. образование, если в этой области совсем нет никаких родственников-знакомых-дрезей? Мне одна приятельница сказала, что в этой сфере очень развита семейственность (так это назовем) и чтобы пробиться без этого надо быть ОЧЕНЬ талантливым. В противном случае можно закончить консерваторию, но работы все равно никакой приличной в этой области не найдешь :( Это действительно так?
Музыкальная школы - специализированное профессиональное учебное заведение, и нацеливаться на занятия в ней надо сразу серьезно. Конечно, не каждый выпускник пойдет в муз.училище, но программа школы рассчитана именно на это. А там жизнь покажет - глядишь, и связи появятся... :))
Шепотом: от инструмента тоже очень зависит...

Yolanda
13.12.2009, 12:43
сама закончила гос муз школу им Ляховицкой по классу скрипки, затем поступила в муз училище Римского Корсакова, до школы с 3 лет занималась с профессором в консерватории, что могу сказать если вы решили встать на этот путь профессионально,детство у ребенка не будет, ежедневные 3-4 часовые занятия на инструменте это норма,причем на любом, дабы расти профессионально нужно много работать,сейчас в школе директор Наталья Михайловна Лейбсон( мой педагог тогда по общему курсу фор-но), если ребенку нравится то смело дерзайте,а инструмент если мальчик можно и из духовых( возможность отслужить потом в городском военном оркестре, вместо армии) если выбирите скрипку, смогу посоветовать репетитора, удачи!

Скво - мутный глаз
13.12.2009, 13:57
Что касается профессиональной карьеры - да. Всё зависит от инструмента. будучи духовиком( только не флейта) или например виолончелистом-контрабасистом или ударником шансов прилично устроиться в музыкантском мире действительно больше, нежели у пианиста. У пианистов-скрипачей "семейственность", как вы выразились , имеет безусловно большей значение. Хотя исключений масса. Моя консерваторская подружка , приехавшая из пригорода Екатеринбурга, не имеющая родственников музыкантов и вообще каког-либо блата, и не являющаяся гениальной пианисткой, работает в училище Рим-Кора и ездит по заграницам с гастролями. Я же сама , тоже без музыкантской семьи, закончила консерваторию, и банально работаю в муз школе, что мне впрочем очень нравится. Всегда хотела преподавать у детей. В общем это вопрос не только блата, но и желания и пробивной силы. Ну и таланта конечно.
Но я бы на вашем месте не стала так далеко вперед заглядывать. Если начнете на фоно, оно вам в любом случае пригодится, даже если на другой инструмент перейдете - ОКФ никто не отменял. А вообще - я кажется в соседнем топе писала - ищите по отзывам сильного и адекватного в плане отношения к детям педагога. Инструмент может быть не так важен. Можно и на фоно всю охоту отбить, а можно и на каком-нибудь фаготе ребенка увлечь.

Скво - мутный глаз
13.12.2009, 14:00
Да, кстати, народные инструменты не особо перспективны в плане карьеры. Гитара - совсем не перспективна. А гитаристы, которые в рок- и поп- коллективах играют - изначально кто угодно, только не гитаристы. Муж мой - гитарист - вовсе например без муз. образования, знаю много и пианистов, и кларнетистов, и кого угодно, кто стали на гитаре или басу играть. А классич. гитариста как раз ни одного не знаю :)) . Вот такой вот парадокс.

Скво - мутный глаз
13.12.2009, 14:03
сама закончила гос муз школу им Ляховицкой по классу скрипки, затем поступила в муз училище Римского Корсакова, до школы с 3 лет занималась с профессором в консерватории, что могу сказать если вы решили встать на этот путь профессионально,детство у ребенка не будет, ежедневные 3-4 часовые занятия на инструменте это норма,причем на любом, дабы расти профессионально нужно много работать,сейчас в школе директор Наталья Михайловна Лейбсон( мой педагог тогда по общему курсу фор-но), если ребенку нравится то смело дерзайте,а инструмент если мальчик можно и из духовых( возможность отслужить потом в городском военном оркестре, вместо армии) если выбирите скрипку, смогу посоветовать репетитора, удачи!Не пугайте! Почему это детства не будет? Ну да, занятия дома должны быть безусловно, но это не значит, что все остальные детские радости потеряны. При грамотном подходе 2 - 3 часа занятий вписываются в нормальный детский режим. И погулять время остается. Нужно только с умом составлять режим дня ребенку. А уж юность (в училищные и консерваторские годы) - точно никто не отменял :)):)):))

Yolanda
13.12.2009, 19:30
я не пугаю, что вы, конечно детство,но за то какое, не как у всех, свои плюсы и минусы, все индивидуально, но легко точно не будет, по себе знаю, переспетивы вот только на сегодняшний день для профессии очень смутные,имхо

Игорь Воеводский
14.12.2009, 13:08
А вто такой еще вопрос - если ребенок так и не определиться ни с каким инструментом, можно в 5 лет пойти на аодготовит. отлделение без инструмента и подумать до 6 лет, а там уже и выбрать. Или это не совсем хорошо в том плане, что чем раньше начнинаешь играть, етм лучше результат?
Обычно все как раз бьются за то, чтобы начать заниматься инструментом как можно раньше. Второй год без инструмента - просто потерянное время и деньги.
Очень мне не хотелось бы сейчас ф-но домой притащить, а через год-два не знать куда его деть :) т.к. если ребенок откажется заниматься на нем, то заставлять его у меня духу, пожалуй, не хватит.

А как вы вообще считаете, стоит ли заставлять-убеждать-уговаривать ребенка, не желающего заниматься, но имеющего хорошие муз. данные. Особенно если педагог говрит "может", а ребенок не хочет? Не раз слышала от известных музыкантов, что они благодарны родителям, которые когда-то заставили их продолжать занятия, когда они этого не хотели... С другой стороны, не раз встречала людей ненавидящих ф-но :) из-за того, что все дество родители застваляли их его "долбить". Как найти зорлотую середину, как поддержать у ребенка интерес к занятиям. Ведь это требует немалых усилий и кучу времени.
Однозначного ответа нет. Я задавал этот вопрос в интервью Сергею Стадлеру и Денису Мацуеву. Первый сказал, что занимался сам, никто не заставлял. Он вообще в детстве полагал, "что все люди учатся играть на каком-нибудь инструменте". Он из семьи музыкантов! А Денис Мацуев сказал, что его заставляли заниматься. Он из семьи, очень далёкой от музыки и от Москвы и Петербурга. Из Иркутска Директор школы Карильона (инструмент отдалённо напоминающий рояль) в городе Мехелин Бельгия. Он сказал "Это мама хотела, чтобы я стал музыкантом". Продолжать этот ряд можно долго. Значительное большинство талантливых людей ленивы и требуют "погонщика", впрочем знаю талантливых детей, которых от инструмента нужно оттаскивать.

И еще - стоит ли нацеливаться на серьезное муз. образование, если в этой области совсем нет никаких родственников-знакомых-дрезей? Мне одна приятельница сказала, что в этой сфере очень развита семейственность (так это назовем) и чтобы пробиться без этого надо быть ОЧЕНЬ талантливым. В противном случае можно закончить консерваторию, но работы все равно никакой приличной в этой области не найдешь :( Это действительно так?
Пробиться всюду трудно. Роль мамы-бабушки в музыкальном воспитании хорошо описана в 3-м номере журнала "АТОБУС" в статье о детском международном фестивале "Ступени мастерства"

chudnaya
14.12.2009, 13:55
Да, кстати, народные инструменты не особо перспективны в плане карьеры. Гитара - совсем не перспективна.


Если талант, да не загубленный- найдёт свою нишу. Главное" за руку вести" иногда.
Сама окончила школу по классу балалайки. способность огромная, и в общем-то желание, Первые места по специальности, и в муз. училище тоже... но...
"-Мама, почему ты тогда не настояла?"
А насчёт выбора инструмента- как кто-то говорил, доверьтесь опытному педагогу, он определит .

FroekenSnork
14.12.2009, 15:08
Ого! Какой резонанс!
На счёт инструмента я согласна с мнением, что из недорогого подойдёт чёрный "Красный Октябрь" годов 70-х. Можно ещё подержаного немца взять - например, "Roenisch" и пригласит хорошего настройщика. Если сын бросит заниматься, всегда можно продать - не обязателно в нём бутыки хранить всю жизнь (так мои знакомые фоно используют).

На счёт поступления на бюджетное фоно и огромного конкурса - это правда. Но я для себя так решила: если сын не поступит, мы всё равно на другой инструмент не пойдём. Я тогда возьму просто педагога по фоно, который будет ходить к нам домой (ведь не зря же я заканчивала училище - хоть связи завела) и учить сына играть, рассказывая параллельно основные правила по сольфеджио. А уж по муз.лит-ре я его сама просвещу. С педагогом и договориться проще и вопрос нервной конкуренции снимается сразу, т.е. в случае болезни ребёнка ему не придётся лихорадочно догонять"остальных". Ну и пусть это будет не "серьёзное" муз. образование, но всё равно, по-моему, очень полезное. Тем более, что мы собираемся в школу с большой нагрузкой по общим и специальным предметам, и сомневаюсь, что эти нагрузки смогут безболезненно сочетаться с муз. школой. Зачем мучить ребёнка? А если поступит, посмотрим, как пойдёт:fifa:

На счёт профессионального муз. образования, мне кажется, что если способности у ребёнка есть, но он не хочет заниматься, то можно и позаставлять (не в ущерб здоровью) :), а если и заниматься не хочет, и талантами не блещет, так зачем терять время? Может, он гениальный конструктор и следует серьёзно заняться моделированием?! :016:

Однозначно знаю только одно - музыка (фоно в частности) для общего развития- это ОЧЕНЬ ХОРОШО! Пианист Ван Клиберн, кстати, сказал мне тут третьего дня (по телевизору):), что ничто так не развивает ум, как музыка и математика. По-моему, он не дурак :009:

Alchonok
15.12.2009, 00:20
А насчёт выбора инструмента- как кто-то говорил, доверьтесь опытному педагогу, он определит .[/QUOTE]

Вот наш очень опытный педагог и определила, что нам лучше всего на синтезатор идти :001:, все более-менее знакомые с муз. образованием мне пальцем у виска покрутили по поводу синтезатора. И ведь ребенок не худший в их группе (может даже очень-очень не худший :005:), и музыкой заниматься хочет, а вот такой соевт получил... Ну почему??? Мне просто очень хочется понять :009:Неужели им (в муз. школе) так важно просто заполнить все классы инструментов, что остальное уже совсем не важно? Если почлушать завуча в нашей муз. школе, то лучшие инструменты - это домра и гусли :004:И перспективы там для всех просто ОТЛИЧНЫЕ. Просто мафия какая-то :))

Вот интересно, что скажет наша педагог, когда я сообщу, что синтезатор нас не устраивает и мы хотим на ф-но? Начнет агитировать на балалайку или на баян?

По поводу развития мозгов в результате муз. занятий, то наша педагог тоже неоднократно это упоминала. И еще то, что часто способности к музыке сочетаются с математическими способностями. Так что я теперь еще и к физ-мат школам присматриваюсь :005: Вот только совмещать это наверное трудновато будет.

Что касается покупки ф-но то мне посоветовали взять в муз. школе телефон настройщика и уже через него найти подходящий инструмент (типа, настройщики знают где и что продается). Настройщику за это придется заплатить 1000-1500 руб. Это действительно нормальная схема? Может кто-то может поделиться телефоном хорошего настройщика, который действительно поможет подобрать инструмент? Буду очень благодарна :flower:

abc33
15.12.2009, 01:35
Скрипка, однозначно.
Мы уже разочаровались в ней 100 раз, но не расстаться никак...:))

Игорь Воеводский
15.12.2009, 11:03
Что касается покупки ф-но то мне посоветовали взять в муз. школе телефон настройщика и уже через него найти подходящий инструмент (типа, настройщики знают где и что продается). Настройщику за это придется заплатить 1000-1500 руб. Это действительно нормальная схема? Может кто-то может поделиться телефоном хорошего настройщика, который действительно поможет подобрать инструмент? Буду очень благодарна :flower:

Как завуч или педагог навязывает синтезатор или балалайку, потому, что в этом классе недобор, так и настройщик может посоветовать тот инструмент, за который ему продавец хорошо заплатил.
Впрочем, во всех профессиях встречаются порядочные люди. Оптимисты даже считают, что их большинство. А главное, чтобы постоянная подготовка к очередным экзаименам не заслонила МУЗЫКУ.
Мне посчастливилось провести полтора часа на уроке третьеклассника (лауреата всевозможных премий). Какое ни с чем не сравнимое блаженство наблюдать идеальное взаимопонимание талантливого педагога и талантливого ученика! Полный восторг!
А синтезатор категорически не годится. Сначала любой акустический инструмент!!!

Юрина мама
15.12.2009, 11:36
Мы учимся в частной школе на ф-но (из обычной ушли) по очень усеченной программе (сын ходит только на инструмент). Учитель от него без ума, но так же "без ума" и от его лени. Последнее время сын расставляет банки и бутылки, берет палочки из японского ресторана и начинает копировать японских барабанщиков. Почти вынудил меня купить билеты второй раз на этих самых барабанщиков, был в полном восторге. Вот собственно вопрос: А где научиться играть на ударных? Но только не в серьезном заведении, на полную школьную программу ни времени, ни нервов не хватит. Можно ли купить детскую ударную установку, электронную, чтобы никому вокруг не слышно было?

Диона
15.12.2009, 12:38
Если почлушать завуча в нашей муз. школе, то лучшие инструменты - это домра и гусли :004:И перспективы там для всех просто ОТЛИЧНЫЕ.
Так ведь самое забавное, что это ПРАВДА :004::065:

Вот интересно, что скажет наша педагог, когда я сообщу, что синтезатор нас не устраивает и мы хотим на ф-но? Начнет агитировать на балалайку или на баян?

Так получается, вы знаете, на что хотите? :009: Я почему-то так поняла, что вы ещё сами не определились... Если вы однозначно хотите на фортепиано, в чём проблема - поступайте и учитесь :support:и какая вам разница, что педагог говорит, я так понимаю, что вам не верится в её искренность, тогда просто не обращайте внимание на её "советы" ;)

Alchonok
15.12.2009, 18:27
Так ведь самое забавное, что это ПРАВДА :004::065:

Так получается, вы знаете, на что хотите? :009: Я почему-то так поняла, что вы ещё сами не определились... Если вы однозначно хотите на фортепиано, в чём проблема - поступайте и учитесь :support:и какая вам разница, что педагог говорит, я так понимаю, что вам не верится в её искренность, тогда просто не обращайте внимание на её "советы" ;)

На самом деле, до конца еще не определилась :005:
Когда я заводила эту тему я была в полной растерянности. Т.к. поначалу мы уже практически полностью решили идти на ситезатор, даже стали разузновать где и какой надо купить и думали, как подкопить нужную весьма немалую сумму. Я очень доверяла искренности нашего педагога, которая нам этот синтезатор порекомендовала. Ну и ребенку он понравился - еще бы столько всяких кнопочек, спец. эффектов и т.д.
Слава богу, хватило ума все же поискать неких не близких знакомых с муз. образованием и спросить у них совета. Вот тут-то вся моя уверенность и полетела вверх тормашками, т.к. все в один голос сказали, что это не серьезно! Но посоветовать куда же тогда податься (в смысле на какой инструмент) никто толком не мог, т.к. надо видеть ребенка, его склонности, возможномти и т.п.
Вот тогда-то я ирешила завести эту тему, чтобы хоть в общих чертах разузнать плюсы и минуся разных муз. инструментов.

Вот примерный результат:
1. Класс ф-но и скрипки дают наиболее обширное муз. образование и идти на эти инструменты надо как можно раньше. НО для скрипки нужен идеальный слух.
2. На народные инструменты можно пойти позже, т.е. уйти, скажем, с ф-но, если не пойдет, а заниматься на них с 5 лет стоит только если есть большое желание именно на них играть.
3. Духовые инструменты красиво звучат, практичны в быту :)), хроши для армии, НО с ними в случае серьезной работы можно приобрести проблемы с зубами и с легкими (пенсия с 35 лет).
4. Гитара не очень перспективна, да еще проблемы с бюджетными местами, да еще ортопед не советует (пугает сколиозом).

Ну и что мы имеем в сухом остатке, если еще учесть, что ребенок хочет ф-но (хотя, как уже писала, не уверенна, что это серьезное и осознанное желание)?

Alchonok
15.12.2009, 18:28
Скрипка, однозначно.
Мы уже разочаровались в ней 100 раз, но не расстаться никак...:))

А чем скрипка так привлекательна? Поделитесь своей любовью :008:

Белая галка
15.12.2009, 19:48
Вот примерный результат:
1. Класс ф-но и скрипки дают наиболее обширное муз. образование и идти на эти инструменты надо как можно раньше. НО для скрипки нужен идеальный слух.
Слух для скрипки, конечно, нужен. Но это то, что реально можно развить у ребенка, не рожденного с абсолютным слухом. Гораздо труднее развить чувство ритма. А вот то, что необходимо в первую очередь каждому музыканту - эмоциональность, артистизм, кураж - не развивается ничем. Если этого нет, то серьезным музыкантом на одной технике стать невозможно, ни на каком инструменте.

Ника09
18.12.2009, 00:02
А вот если все же решим на фортепиано, то какой инструмен лучше всего покупать домой? Стоит ли сразу искать хороший и соответсвенно дорогой или для начала можно взять и Красный октябрь, а уж если хорошо пойдет и интере не пропадет поменять его на что-то более приличной? Или принципиально сразу учиться на хорошем инструменте? И где их (эти хорошие инструменты) лучше покупать - искать по объявлениям с рук или есть другие места?
Как то Вы так Красный октябрь то опустили :) Между прочим среди них есть очень хорошие инструменты :ded: (тут еще год выпуска важен и некоторые другие детали).. некоторые так наоборот за ними гоняются..
Новое вы вряд ли потянете.. теперь это в основном импортные инструменты и оооочень дорогие.. а с рук вполне можно найти отличный инструмент от "даром" до ...... руб.
Что касается инструмента.. например в школе консерватории духовые не с 1 класса, а ждут смены зубов у ребенка, поэтому он сначала может заниматься на фортепиано, а потом основным инструментов становится духовой.. или, например, по ходу учебы можно взять факультатив дополнительно (саксофон, и т.п.).
А ударные инструменты ему не нравятся? такая специализация может много где пригодиться, если потом пойдет по музыкальной дорожке и дальше..
А вы вообще как хотите, чтоб ребенок занимался? для общего развития или серьезно? И музыкальную школу хотите только свою?

Бенина мать
18.12.2009, 01:27
я полный профан в этих вопросах, поэтому поделюсь просто наблюдением: может для скрипки и нужен идеальный слух, но нам про это никто не сказал... просто послушали мальчика, предложили пойти к балалаечникам, мол у них места есть. На что я завучу твердо сообщила, что на балалайку мы не пойдем, ибо мальчик собрался на скрипку.... кажется мальчик уже слегка в этом сомневается, но тем не менее первая четверть прошла)))