Просмотр полной версии : Статья про сказки ( моя личная)- кому интересно
Всем привет.
Сказками давно занимаюсь. А сейчас вообще актуально, т.к. наша большая семья получила аж 3 малыша.
Сказки и сама люблю и читать - понимать их тоже умею
Хочу поделиться своей статьей. Это не переписанный текст - это синтез того, что было определено, выявлено некоторыми специалистами в области детской психологии.
Собственно вот:
Сказка, рассказанная на ночь
С давних времен так повелось, что перед сном родители рассказывают своему малышу сказку. Но иногда ребенок просит прочитать которую ночь подряд одну и ту же сказку: «Три поросенка», «Три медведя», «Золушку» и т.д. Мама (или папа) каждый раз предлагают почитать что-нибудь новенькое, но настойчивость малыша «Хочу эту!» вновь их возвращает к уже наизусть знакомой сказке.
Так что кроется за таким стремлением слушать одну и ту же историю?
Еще с далеких времен мама, бабушка (или няня), укладывая малыша спать, рассказывала ему чудесные истории, дошедшие до нас в виде народных сказок. Для ребенка это был важный момент, когда родной человек, находясь с ним рядом, в тишине что-то рассказывал ему. И это время принадлежало только им. Через сказки родители передавали те знания, которые ребенок не смог бы понять в силу своего возраста. Через сказки доносилась информация о его мире - семье, где малыш мог чувствовать себя в безопасности. Замечу, что время, когда сказка рассказывалась, вечернее. Малыш в полудреме (сейчас бы сказали в состоянии транса), и все что он слышит, он «впускает» в себя, запоминая.
Так каков же смысл хорошо знакомых нам сказок? Во-первых, нужно обратить внимание, что мама (бабушка) сама часто произносит «мораль» сказки: иногда в виде слов: «Вот видишь, нужно слушаться маму и папу, и тогда с тобой ничего не случится», а иногда выделяя интонацией и силой голоса те или иные слова, которые, на ее взгляд, кажутся наиболее важными. Причем происходит это неосознанно, но для малыша является наиважнейшим моментом. Ведь именно мать дает ему первые уроки, а он доверяет ей безоговорочно.
Итак, значение сказок. «Колобок» – история о нарушении границы дома, «края» и подстерегающих опасностях. «Репка» о том, что всем вместе можно преодолеть любое препятствие или испытание (а первоначальный вариант сказки был таков: мышку не звали; когда кошка, последняя из пришедших, не смогла помочь, все, уставшие, пошли спать, а ночью мышка погрызла всю репку - история о том, что начатое дело нужно доводить до конца). «Три медведя» по-разному воспринимается в зависимости от возраста ребенка. Если малыш еще маленький (3-4 года), он отождествляет себя с Мишуткой и слышит о том, что у каждого должно быть свое место (в доме сейчас и в мире потом). Дети постарше видят в девочке себя как «нарушителя правил». Это желание попробовать что-то запретное, определить границы дозволенного. Сказка «Маша и медведь» о периоде взросления девочки и возможной опасности на ее жизненном пути в виде «хищников- мужчин». Но женская хитрость и мудрость помогает девочке выбраться живой и невредимой. Сказка про «Крошечку- Хаврошечку» и «Василису» - о помощниках, которые всегда рядом. Для Крошечки – Хаврошечки это корова, для Василисы – куколка.
Хочется пару слов сказать о персонаже Бабы Яги. Это не злой герой, это советчик, к которому приходят многие персонажи народной сказки. Считается, что образ Бабы Яги – воплощение древней мудрости, она из царства мертвых, а им известны секреты победы над действительным злом. Вспомним сказку про Василису, которую мачеха послала к Бабе Яге за лучиной света. Ведь не Яга, а мачеха выступает отрицательным персонажем. И именно Баба Яга дает возможность Василисе избавиться от злой мачехи. А обязательный ритуал усаживания главного герой на лопату несет в себе глубочайший смысл. Раньше бабки- знахарки больных новорожденных деток заворачивали в тесто и «запекали» в печи. Потом это тесто выбрасывали собакам, а ребенок выздоравливал.
А если ваш сын или дочка просит почитать или рассказать несколько дней подряд одну и ту же сказку, это показатель для родителей того, что ребенок в последнее время переживает какое-то чувство, проходит определенный этап взросления. А какой именно – подскажет сама сказка.
Несколько рекомендаций для родителей о том, как рассказывать ребенку сказки:
В вечернее время старайтесь именно рассказывать сказки, т.к. чтение книг с картинками отвлекают малыша. Именно рассказывая, вы создадите ту атмосферу, при которой он в форме сказки воспримет любую информацию: о том, что хорошо, что плохо, как надо поступать в тех или иных случаях и т.д.
Выбирайте сказку небольшую по содержанию, чтобы ее можно было бы рассказать за один день. Это даст малышу ощущение завершенности, успокоит его и он будет хорошо спать. А длинные сказки со сложным сюжетом оставьте для дневного чтения. Вот тогда уместно будет и совместное разглядывание картинок, и возможность прервать историю «на самом интересном месте».
Во время прочтения или рассказывания устраните ненужные фоновые шумы: телевизор, компьютер. Посветите это время только своему ребенку – это важно для него.
Старайтесь не заменять совместное чтение аудиозаписями. Даже самые хорошие диски не смогут передать маминого тепла.
интересно.. как-то не задумывалась над сутью сказок
спасибо, познавательно)))
а вот скажите, если ребенок сам просит переделать конец сказки, это нормально? у нас колобка никто не съел, его домой отпустили, а в 3 медведях они девочку поймали и потом вмсте порядок навели. Типа такого.
И еще, насколько важно рассказывать "в лицах" и с выражением?
Спасибо, познавательно. А я всегда задумывалась над сутью сказок. В этом плане всегда мне была непонятна "Маша и 3 медведя". Девочка нахулиганила и безнаказанно убежала. Правда, муж на это как-то заметил: "А что тыхотела? чтоб ее в конце догнали и разорвали на части???":065::065::065:
Ну, не так жестоко, конечно, но, на мой взгляд, сказка не тому учит..))
Евгения_2
23.12.2009, 13:40
Ага... А теремок? Мишка все разломал и все разбежались... По-моему суть такова, что как ни паши, в итоге ничего не останется и все умрут:))
МАксиМкинА
23.12.2009, 13:48
Спасибо, очень интересная статья!:flower:
regenbogen
23.12.2009, 13:49
хочется сказать: автор, пишите еще!
очень интересно заглянуть немножко глубже
у многих я думаю больной вопрос - а какой смысл сказки "Курочка Ряба"? кто подскажет???
Спасибо за хорошие отзывы. я переживала, если честно.:support::support:
Знаю и про ""Трех медведей", и про "Курочку Рябу" и про "Теремок" и про многие другие сказки.
Сегодня вечером напишу ( сейчас с сыном играем):)
Зовут меня Елена Жукова
regenbogen
23.12.2009, 19:30
Ура, ура!
спасибо, Елена
будем ждать продолжения
Собственно, два часа работы и готова новая статья. Спасибо за стимул.
Сказка на ночь, продолжение
Итак, немного поподробнее о некоторых сказках, с которыми мы знакомим наших детей.
В зависимости от возраста детям подходят те или иные сказки. Принято считать, что читать в прямом смысле слова (а не рассматривать картинки) нужно начинать детям с 2-хлетнего возраста. Это серия книг с повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Повторение сюжета помогает ребенку легче запомнить то, что происходит в сказке. Далее можно переходить к более сложным: «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой». Из зарубежных сказок «Три поросенка».
Примерно с 4 - 5-летнего возраста можно приучать ребенка к волшебным сказкам, где происходят превращения, много действующих героев и сюжет довольно сложный. К таким сказкам относятся «Иван – Царевич и Серый волк», «Царевна - лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
Естественно, вначале у ребенка будет возникать много вопросов. Но это и хорошо, т.к. вы не только своими ответами сможете заинтересовать малыша, но и поведать ему о том, почему герой поступил так или иначе и «хорошо» это или «плохо».
Говорят, что для того чтобы научить ребенка чему-то, что пригодится ему в жизни, не нужно читать ему лекции и морали о хорошем поведении. Стоит лишь рассказывать ему сказки. Именно они дают жизненные ориентиры ребенку. Именно сказки подсказывают пути выхода из трудных ситуаций.
Так какие уроки хранят в себе старинные сказания наших пра-прабабушек?
Мы рассмотрим только русские сказки, т.к. зарубежные имеют свою подоплеку и они все-таки далеки от нашей философии.
О «Колобке» и «Репке» мы говорили в предыдущей статье. Коснемся «Теремка». Сюжет прост: в пустую избушку один за одним приходят и заселяются звери: Мышка – норушка, Лягушка – квакушка, Зайчик – побегайчик, Лисичка- сестричка, Волчок серый бочок. И всем хватает места. Лишь с приходом Медведя домик оказывается мал и разваливается, т.к. новый житель решил жить сверху на доме. Но в итоге все звери строят новый дом, лучше прежнего, где каждому хватит места. На мой взгляд, эта сказка о том, что для каждого в этом мире есть свое место и есть определенные традиции, которые позволяют его найти. А если их нарушить, то можно и себе и другим навредить. И единственная возможность это исправить - помогать друг другу. Тогда для каждого найдется «свое» место и каждому будет уютно.
Сказка «Три медведя» имеет столько смысла, что приходится только удивляться ее насыщенности. Глубинный смысл – у каждого есть что-то свое, что принадлежит только ему. Нарушая общий порядок, мы вносим неразбериху в жизнь семьи. Если мы посмотрим рисунки детей 4-6 лет, то увидим, что все предметы они рисуют по одной линии. У них нет понятия «перспективы» ( если только их не научили рисовать в изостудии). Для детей вопрос равенства и справедливости очень важен. «Мои игрушки», «моя кроватка», «моя тарелка» - это символы защищенности ребенка. Исходя из этого вытекает уже психологический смысл и связан он с рождением второго ( или последующего) ребенка. Очень часто родители отдают младшему кроватку старшего, игрушки старшего, не задумываясь о чувствах, которые испытывает этот старший ребенок. Замечали ли вы (вопрос к мамам двух и более детей), что старший ребенок не только начинает вести себя как маленький, но вновь начинает играть в свои старые игрушки, залезает в свою кроватку, из которой он давно вырос? Это ревность и печаль.
Сказка про «Гусей – лебедей» о том, что сами дети не могут справиться с опасностями, которые их подстерегают за пределами дома. Только помощники (печка, яблонька, речка) могут им помочь преодолеть препятствия.
Трактовка сказки про «Курочку Рябу» есть, хотя это более взрослый вариант. Золотое яйцо ранее олицетворяло приближающуюся смерть. Поэтому дед да баба пытаются его разбить, чтобы предотвратить свой уход. Простое яйцо- символ жизни.
Можно спросить: для каждого возраста свои сказки, а что же читать самым маленьким? Если не считать колыбельные перед сном, которые выполняют ту же функцию, что и сказки, то психологи рекомендуют читать стихотворные произведения. Рифма легко воспринимается ребенком. Кстати доказано, что дети, которым читали в младенчестве стихи и сказки Пушкина, хорошо запоминают тексты и их словарный запас более богатый, чем у их сверстников.
Так что познавайте старые сказки заново. Ведь, порой, то, о чем мы не можем сказать малышу в жизни, можно объяснить через сказку.
а вот скажите, если ребенок сам просит переделать конец сказки, это нормально? у нас колобка никто не съел, его домой отпустили, а в 3 медведях они девочку поймали и потом вмсте порядок навели. Типа такого.
И еще, насколько важно рассказывать "в лицах" и с выражением?
Мне кажется или вашему ребенку 3-4 года? Если он младше, молодец - развивается с опережением. Если с возрастом угадала - это к вопросу о справедливости. Ваш малыш тревожный, не любит конфликтов? Старается все сгладить? Просто явно проявляется потребность в признании и любви. Не бойтесь его перехвалить и зацеловать:):flower:.
Дело в том, что детки пытаются ввести свои правила ( в вашем случае новый конец сказки), когда их не устраивают имеющиеся правила. Порой во вред себе, но для спокойствия и мира в семье:love:
Спасибо! Вам пора писать книгу "О чем расскажет сказка..." - пособие для родителей. Сохраню на комп-ре главы )). Мне правда не хватает такого вот "словаря русских (и не русских) сказок - читаешь ребенку добрую сотню раз одно и то же - надо ж знать, что так усиленно вбиваешь в его маленькую голову)))А можно еще подробней про "все смыслы" "Трех медведей" (если не лень)? - ну, запала она мне в душу..:)). Про рифму - слышала, в очередной раз подтвердили, как полезны стихи. А вот про Пушкина удивили. Он гениален, спору нет, но прям настолько..
Пишите еще - очень жду продолжения! А, и про лица и выражения - присоединяюсь: насколько важно "театрализованное представление" текста или чтение - отдельно, театр - отдельно?
Сотофа Х
24.12.2009, 00:28
Прочитала!Очень грамотно и толково, у меня свое отношение к сказкам, но ваш взгляд мне нравиться тоже.
У меня ребенок видимо ранний из любимых сказок у нас "Аленький цветочек" и "Принцесса на горошине".Правда сейчас я рассказываю собственные сказки.;)
И еще, насколько важно рассказывать "в лицах" и с выражением?
А, и про лица и выражения - присоединяюсь: насколько важно "театрализованное представление" текста или чтение - отдельно, театр - отдельно?
Если на ночь рассказываете, то малыш вряд ли выражение лица увидит:) ( я своему в полумраке пою и рассказываю соответственно).
А если днем - то сам бог велел все раскрашивать эмоциями и голосом ( дети это обожают). Тем самым вы, кстати, сделаете нужные вам акценты сами того не подозревая ( я по-моему об этом писала).
**БегущаяВверх**
24.12.2009, 00:39
Елена, вы молодец!!!!!
Пишите, очень интересно!
Елена, вы молодец!!!!!
Пишите, очень интересно!
+мульон!
Елена, Вы молодец:flower: Это так интересно:)...про мышку - было открытием просто:080: (иногда заменять можно конец сказки:073:), а про "Машу и медведи" - впечатлило....
Сейчас пойду "наслаждаться" второй частью статьи :019:
Вот я проводила занятия по трактовкам и смыслам детских сказок. Как обидно было, что мало мам было. Интерес ведь не только у меня одной!
Alisa's Mum
24.12.2009, 01:50
Спасибо, Елена, очень интересная статья!
Alisa's Mum
24.12.2009, 01:54
Елена, еще могу добавить, что сказки с повторяющимся сюжетом очень важны для формирования воли ребенка. И чем дольше рассказывается одна и та же сказка, тем лучше. Идеальным (по вальдорфским канонам ) расказывается 2 недели, причем каждая сказка под стать времени года и Эпохе,которая переживается в группе.
Елена, еще могу добавить, что сказки с повторяющимся сюжетом очень важны для формирования воли ребенка. И чем дольше рассказывается одна и та же сказка, тем лучше. Идеальным (по вальдорфским канонам ) расказывается 2 недели, причем каждая сказка под стать времени года и Эпохе,которая переживается в группе.
О, как!
Что какому времени года соответствует?
МАШУЛИЧКА
24.12.2009, 01:56
ваша личная!!!!! не плохо!!!!!!!!!!!!
Трактовка сказки про «Курочку Рябу» есть, хотя это более взрослый вариант. Золотое яйцо ранее олицетворяло приближающуюся смерть. Поэтому дед да баба пытаются его разбить, чтобы предотвратить свой уход. Простое яйцо- символ жизни.[/SIZE]
[SIZE=1]
:017: ого! В жизни бы не догадалась....
Сотофа Х
24.12.2009, 02:02
Детям до трех лет повторение одного и того же текста или цепочки действий без существенных изменений по норме 7 - 10 раз, возможны не большие (не существенные )отступления от первоначального варианта.
А мы сказки на ночь сочиняем сами! У нас папа мастер сказки "лепить"! :)
Герои как правило практически одни и те же, но в разных ситуациях! То ежик на поезде ездит и там встречает друзей(началось после первой поездки на метро), то ежик в лес за яблоками ходил, а колобок у нас всегда встречает Винни Пуха и конечно же саму дочу и его ни кто не ест! Ребенку 2.9! Каждый вечер просит и слушает с замиранием сердца! А иногда говорит :"давай я сегодня сама расскажу?"! :) Забавно ее слушать и очень трогательно!
Мне кажется или вашему ребенку 3-4 года? Если он младше, молодец - развивается с опережением. Если с возрастом угадала - это к вопросу о справедливости. Ваш малыш тревожный, не любит конфликтов? Старается все сгладить? Просто явно проявляется потребность в признании и любви. Не бойтесь его перехвалить и зацеловать:):flower:.
Дело в том, что детки пытаются ввести свои правила ( в вашем случае новый конец сказки), когда их не устраивают имеющиеся правила. Порой во вред себе, но для спокойствия и мира в семье:love:
нам 2,4 .:008:
А мы сказки на ночь сочиняем сами! У нас папа мастер сказки "лепить"! :)
Герои как правило практически одни и те же, но в разных ситуациях! То ежик на поезде ездит и там встречает друзей(началось после первой поездки на метро), то ежик в лес за яблоками ходил, а колобок у нас всегда встречает Винни Пуха и конечно же саму дочу и его ни кто не ест! Ребенку 2.9! Каждый вечер просит и слушает с замиранием сердца! А иногда говорит :"давай я сегодня сама расскажу?"! :) Забавно ее слушать и очень трогательно!
Может быть у вас муж сказочник?? Наверное, не записывает свои сказки: рассказал и сразу забыл. У меня сын старший сказки на новый лад придумывает в стихах. А записывать отказывается
Сотофа Х
24.12.2009, 20:38
А я вот стала записывать некоторые сказки которые дочке сочиняю. Не все:ded:
Раньше стихи писала, то что записала в свое время интересно теперь,:004:
А я вот стала записывать некоторые сказки которые дочке сочиняю. Не все:ded:
Раньше стихи писала, то что записала в свое время интересно теперь,:004:
Правильно делали, что записывали. А дочка вырастете, как ей интеренсо читать будет. А вы про дочку сказки сочиняете или на отвлеченные темы?
I-katrina
24.12.2009, 23:23
Ага... А теремок? Мишка все разломал и все разбежались... По-моему суть такова, что как ни паши, в итоге ничего не останется и все умрут:))
А разве в Теремке все так печально заканчивается? Там же вроде после того ,как медведь разрушил теремок, они новый построили - больше,чтоб всем места хватило. Я права,или это так только в мультике было?
Сотофа Х
25.12.2009, 00:04
Пока у нас приоритет о зверюшках, а про нее я тоже сказки сочиняю ,но она чуть старше станет тогда ей расскажу!
У нас так с колыбельными было пока совсем маленькая была я ей пела собственного сочинения, для нее, потом она уговаривать начала не петь:004: теперь мы их просто так поем вместе.:love:
А стихи про нее и для нее я пок:)а не читала хотя написаны давно, думаю может выучим чуть позже.
«Колобок» – история о нарушении границы дома, «края» и подстерегающих опасностях.
А я доче колобка по-другому обясняю, говорю, что люди бывает притворяются добрыми и хорошими, а на самом деле. :001:
tatyana epixina
25.12.2009, 02:00
Такая классная статья!!! А я все переживаю, почему ребенок Репкой и Колобком не интересуется... Оказывается, рановато еще... Мы только стишки читаем всякие, и картинки разглядываем.:)
А про чтение Пушкина нам тоже на курсах для беременных говорили. Я почитываю периодически. Причем начала читать ему Пушкина чуть ли не с рождения, а слоги мы начали говорить только в 7,5 мес. И в год говорим только 4 слова.
А я доче колобка по-другому обясняю, говорю, что люди бывает притворяются добрыми и хорошими, а на самом деле. :001:
Вы правы: это общедоступный смысл, который понятен нам сразу. Да и не за чем малышу что-то более серьезное про Колобка объяснять.
Однако, огромное количество текстов колыбельных и сказок народных начинается с того, что герой нарушает запрет: границу дома покидает, за младшим братом забывает посмотреть, в глубь леса заходит... У Осориной есть книга "Секретный мир детей" . Она исследует именно понятие края в своих первых главах.
А разве в Теремке все так печально заканчивается? Там же вроде после того ,как медведь разрушил теремок, они новый построили - больше,чтоб всем места хватило. Я права,или это так только в мультике было?
Вы знаете, я поняла, что у меня дома практически нет настоящих русских народных сказок. Книжки есть с каждой сказкой отдельно. Но сейчас какие книжки??? В каждой свой вариант, даже колобок ( у меня 3 штуки) и везде тексты разные! Поняла, что надо найти Сказки, собранные Афанасьевым. Этот сборник действительно народных сказок.
IrinaPashkovskaya
24.02.2010, 12:28
Тут недавно по Детскому радио читали сказку "Петушок и бобовое зернышко". Петух подавился зернышком, а Курица пошла за водой. И дальше - бартерный обмен "сначала принеси мне то-то, только тогда я дам тебе". В современной обработке у сказки счастливый конец: Курица после долгой цепи обмена получает воду, дает Петушку напиться, "и бобовое зернышко проскочило. И Петушок вскочил и во все горло закричал КУ-КА-РЕ-КУ".
Так вот. В первоначальной версии этой сказки конец, наоборот, трагичен. Пока Курица договаривается да обменивает, Петушок умирает.
У меня ребенку 2,8. Она отождествляет себя с Машенькой, говорит что она набедокурила. И по окончании сказки САМА придумала просить прощения у папы-медведя... Вот так...
Miracle Nataly
24.02.2010, 15:10
хочется сказать: автор, пишите еще!
очень интересно заглянуть немножко глубже
у многих я думаю больной вопрос - а какой смысл сказки "Курочка Ряба"? кто подскажет???
Я тоже каждый раз рассказывая своему карапузу про Курочку рябу думаю, а в чём смысл этой скзаки? А ему по-моему смысл совсем и не нужен )) Просто любит повторять за мной движения (типа постучать, поплакать, порадоваться и т.д.)
Елена и Сергей
24.02.2010, 15:40
да интересно
Меркурий
24.02.2010, 20:54
Спасибо за статью, Елена!
Очень интересный анализ. Некоторые сказки и взрослым не худо было бы перед сном перечитать, чтобы задумались...
Будем рады, если еще что-то созреет до статьи.
ведро с ГЛАЗАМИ
24.02.2010, 21:49
пишите еще!!!
и все таки смысл курочки-рябы...мне не понятен,чего баба с дедом то рыдают,когда яйцо разбилось,или это золотое яйцо должны были именно они разбить?а?
мобильная мама
25.02.2010, 01:16
Прочитала топ!!!!! в восторге!!! Елена вы молодец-завтра малышу уже по другому буду преподносить сказки. В последнее время его любимой стала три поросенка- может сможете раскрыть нам и здесь некий смысл..... Заранее спаибо!!! Хотя бы коротенько ;)
микстурка
25.02.2010, 01:20
Спасибо, очень интересно!!!!
podsnezhniki
28.02.2010, 01:13
Во-первых, мое глубочайшее признание автору за труды! Столько полезной информации, глубокого анализа с учетом детской (и не только) психологии!
Я с рождением ребенка, как, наверное, и многие другие, переживаю "второе детство". С необыкновенным удовольствием перечитываю стихи, сказки (даже несколько раз подряд), вспоминая при этом свои "прошлые" ощущения, сравнивая с новыми, анализируя (или пытаясь) с высоты своего все-таки небольшого, но уже взрослого опыта.
Когда-то лет восемь-десять назад видела передачу по телевизору, посвященную русским сказкам. Многое отложилось в памяти. Например, понравилась мысль о том, что наши сказки, в отличие от зарубежных, отражают дружественную герою атмосферу (все ему помогают, кто делом, кто советом, да и зло в конечном итоге побеждается). А в иностранных сказках персонажи чаще эдакие супер-герои, но одинокие, во враждебном им мире. Поэтому у ребенка, читающего русские сказки, не формируется некоего комплекса неполноценности из-за отсутствия сверх-качеств, а наоборот, складывается ощущение, что даже если ты маленький и слабый, но добрый и с открытой душой, то всегда найдется тот, кто тебе поможет. (Хотелось бы верить, что это отражает и современные социальные нормы...)
А про мою трактовку Курочки Рябы могу сказать следующее: Как бы ни прекрасно было золотое яйцо, но яичницу из него не сделаешь! (Есть еще подобный сюжет про превращение в золото всего, до чего дотрагивается рука, в итоге чего человек умирает от голода и жажды.)
ИИИринкААА
28.02.2010, 15:40
Елена, спасибо огромное за Ваши статьи и разъяснения. Не могли бы Вы объяснить смысл других сказок. Ребенок каждый вечер просит ему прочитать "Волк и семеро козлят".
Меркурий
28.02.2010, 15:49
... наши сказки, в отличие от зарубежных, отражают дружественную герою атмосферу (все ему помогают, кто делом, кто советом, да и зло в конечном итоге побеждается). А в иностранных сказках персонажи чаще эдакие супер-герои, но одинокие, во враждебном им мире. Поэтому у ребенка, читающего русские сказки, не формируется некоего комплекса неполноценности из-за отсутствия сверх-качеств, а наоборот, складывается ощущение, что даже если ты маленький и слабый, но добрый и с открытой душой, то всегда найдется тот, кто тебе поможет.
Вот точно! Я по детству помню, что от прочтения русских сказок остается хорошее умиротворенное настроение, а от зарубежных - интересно, необычно и как-то будоражище-тревожно... Они мне тогда казались более взрослыми, что ли.
Кин-дза-дза!
28.02.2010, 16:14
пишите еще!!!
и все таки смысл курочки-рябы...мне не понятен,чего баба с дедом то рыдают,когда яйцо разбилось,или это золотое яйцо должны были именно они разбить?а?
Ну вы даете! Читайте и будете удивлены...там СТОЛЬКО смысла - ужос! http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2096701&highlight=%EA%F3%F0%EE%F7%EA%E0+%F0%FF%E1%E0
Боюсь теперь думать, какой тайный смысл скрыт в: раз, два, три, четыре, пять -0 вышел зайчик погулять!
Сказка «Маша и медведь» о периоде взросления девочки и возможной опасности на ее жизненном пути в виде «хищников- мужчин».
гхм
это кто же в период взросления «Машу и медведь» читает?
купила книгу - "Сказкотерапия" называется - оч познавательная. Есть сказки о том, как объяснить, например, ребенку смерть или уход мамы на работу.
ведро с ГЛАЗАМИ
28.02.2010, 18:02
Ну вы даете! Читайте и будете удивлены...там СТОЛЬКО смысла - ужос! http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2096701&highlight=%EA%F3%F0%EE%F7%EA%E0+%F0%FF%E1%E0
Боюсь теперь думать, какой тайный смысл скрыт в: раз, два, три, четыре, пять -0 вышел зайчик погулять!
:)):)):))
Кин-дза-дза!
28.02.2010, 20:58
купила книгу - "Сказкотерапия" называется - оч познавательная. Есть сказки о том, как объяснить, например, ребенку смерть или уход мамы на работу.
У меня такая же есть, но сочинять свои сказки я не умею и в этом она мне не помогла. Образцы там действительно есть, но вот реальное их применение, особенно, например, при энурезе - это, думаю, слишком сложно. У дочки нет энуреза, есть страхи (черезмерное количество), но у меня не получается, какой-то просто кретинизм авторский :(
Елена, Вы молодец, что думаете и пишете, но всё это давно известно науке фольклористике. И детской психологии. Почитайте книгу Марии Осориной "Секретный мир ребенка" и походите к ней в университет на занятия, если есть возможность.
И еще. Сказка - это жанр УСТНОГО народного творчества, в каждом регионе есть свои варианты даже классических сюжетов. Бессмысленно искать классический текст русской сказки. Афанасьев - лишь один из собирателей сказок, он записывал их только в определенном регионе. И уверяю вас, вы никогда не решитесь читать его сказки детям без адаптации - там мат, смерть и много другого совсем недетского. Это у Пушкина есть канонический авторский текст, а у народных сказок его нет и быть не может.
И я например - как филолог, кандидат педагогических наук и мать двоих детей - считаю, что бессмысленно читать Пушкина маленьким детям. Только ради материнского удовольствия. Ребенок, не понимающий смысла текста, начинает воспринимать эти сказки как радио, непонятный звуковой фон. И вообще перестает стараться их понять.
Удачи Вам
Елена, Вы молодец, что думаете и пишете, но всё это давно известно науке фольклористике. И детской психологии. Почитайте книгу Марии Осориной "Секретный мир ребенка" и походите к ней в университет на занятия, если есть возможность.
И еще. Сказка - это жанр УСТНОГО народного творчества, в каждом регионе есть свои варианты даже классических сюжетов. Бессмысленно искать классический текст русской сказки. Афанасьев - лишь один из собирателей сказок, он записывал их только в определенном регионе. И уверяю вас, вы никогда не решитесь читать его сказки детям без адаптации - там мат, смерть и много другого совсем недетского. Это у Пушкина есть канонический авторский текст, а у народных сказок его нет и быть не может.
И я например - как филолог, кандидат педагогических наук и мать двоих детей - считаю, что бессмысленно читать Пушкина маленьким детям. Только ради материнского удовольствия. Ребенок, не понимающий смысла текста, начинает воспринимать эти сказки как радио, непонятный звуковой фон. И вообще перестает стараться их понять.
Удачи Вам
Так сказки Пушкина рекомендуют по одной основной причине - слог и ритмика стихотворения. По крайней мере, я так всегда считала...что заявленный смысл - это только для более повзрослевшего поколения:))
Кин-дза-дза!
28.02.2010, 23:38
Про Пушкина, попыталась читать дочке в 3 года - не пошло, включила аудиосказку, дочка сказала: мама, выключи эту грустную сказку. Почему грустную - я не поняла, но согласна, что они не по возрасту.
Тут недавно по Детскому радио читали сказку "Петушок и бобовое зернышко". Петух подавился зернышком, а Курица пошла за водой. И дальше - бартерный обмен "сначала принеси мне то-то, только тогда я дам тебе". В современной обработке у сказки счастливый конец: Курица после долгой цепи обмена получает воду, дает Петушку напиться, "и бобовое зернышко проскочило. И Петушок вскочил и во все горло закричал КУ-КА-РЕ-КУ".
Так вот. В первоначальной версии этой сказки конец, наоборот, трагичен. Пока Курица договаривается да обменивает, Петушок умирает.
А у меня только один смысл "высвечивается".Петушок вместо того что бы поделиться с курочкой бобовым зёрнышком сожрал его в "одно горло" и подавился,а бедная курочка мало того что осталась голодной так ещё и бегала "на посылках" что бы он себе горло смазал.А ведь Бог велел делиться.Мораль-не жадничай.
Сказка про "Трёх медведей". Пришла Машка в чужой домик,съела чужую еду (кашу),сломала чужой стульчик,помяла чужие кровати так ещё и сбежала не подумав да же извиниться.Мораль-делай что хочешь и ничего тебе за это не будет :065:.
Про Пушкина, попыталась читать дочке в 3 года - не пошло, включила аудиосказку, дочка сказала: мама, выключи эту грустную сказку. Почему грустную - я не поняла, но согласна, что они не по возрасту.
А я если честно Пушкина не очень люблю,хоть и говорят что у него правельный язык,но я спотыкаюсь чуть ли не на каждом слове.Но сказки читать буду.Традиция.
Сотофа Х
01.03.2010, 17:35
Про" Петушка и бобовое зернышко" ужас ужасный.Я по глупости прочла дочке потом долго объясняла что надо сразу помогать попавшему в беду.И нельзя терять ни минуты если грозит опасность.Больше эту сказку мы не читаем.
Мало того что все чего то хотят , да еще и желания у всех ни имеют ни какой логики.Например зачем:
речке листик?
Липке нитка?
Глупость какая то.:065:
Сотофа Х
01.03.2010, 17:43
А у меня только один смысл "высвечивается".Петушок вместо того что бы поделиться с курочкой бобовым зёрнышком сожрал его в "одно горло" и подавился,а бедная курочка мало того что осталась голодной так ещё и бегала "на посылках" что бы он себе горло смазал.А ведь Бог велел делиться.Мораль-не жадничай
Вы не правы курочка сама отказалась от зернышка.;)
Вот цитирую начало:
Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!
— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
Вот ссылка на текст:http://hyaenidae.narod.ru/story1/030.html
Вы не правы курочка сама отказалась от зернышка.;)
Вот цитирую начало:
Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!
— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
Вот ссылка на текст:http://hyaenidae.narod.ru/story1/030.html
Какой кошмар :001:,Эту версию сказки я не читала,у меня другая.
"Вот однажды выгреб петушок большое бобовое зёрнышко.Ну,-думает,-это зёрнышко курочке не проглотить,съем лучше его сам...Была корова,косцы,пекарь,дрова..."Видимо вариантов этой сказки очень много.
Елена, вы очень интересно и доступно пишете, спасибо!
У меня к вам вопрос, если это конечно уместно. Я часто читаю о том , что дети просят рассказать /прочитать одни и те же сказки\книжки. Но моя дочь просит все время что то новое, мы уже у моей мамы забрали целую гору моих детских книжек. Она каждый вечер выбирает себе две книжки которые мы не читали еще, и если ей предложить, ту которую читали, она отказывается. Это необычно мне кажется
IrinaPashkovskaya
01.03.2010, 18:54
Про" Петушка и бобовое зернышко" ужас ужасный.Я по глупости прочла дочке потом долго объясняла что надо сразу помогать попавшему в беду.И нельзя терять ни минуты если грозит опасность.Больше эту сказку мы не читаем.
Мало того что все чего то хотят , да еще и желания у всех ни имеют ни какой логики.Например зачем:
речке листик?
Липке нитка?
Глупость какая то.:065:
Логика есть. Это сказка с ЭКОНОМИЧЕСКИМ смыслом - бартерный обмен. До появления денег нужно было пройти семь кругов ада, чтобы стать хозяином нужной тебе вещи. Вспомните аналогичный отрывок из "Незнайки в Солнечном городе" - рассказ Незнайки об экономике Цветочного города: Понадобилось вапм сшить брюки, вы взяли грушу и пошли к портному, а ему нужна не груша, а стол, вы пошли к столяру, а ему нужна не груша, а топор - и так далее.
И финал данной сказки - к каким последствиям (порой, плачевным) может привести бартерная экономика
Сотофа Х
02.03.2010, 01:50
Логика есть. Это сказка с ЭКОНОМИЧЕСКИМ смыслом - бартерный обмен. До появления денег нужно было пройти семь кругов ада, чтобы стать хозяином нужной тебе вещи. Вспомните аналогичный отрывок из "Незнайки в Солнечном городе" - рассказ Незнайки об экономике Цветочного города: Понадобилось вапм сшить брюки, вы взяли грушу и пошли к портному, а ему нужна не груша, а стол, вы пошли к столяру, а ему нужна не груша, а топор - и так далее.
И финал данной сказки - к каким последствиям (порой, плачевным) может привести бартерная экономика
Дело не в том что это бартерный обмен, а в том что всем этим товарищам нужны вещи которые логически не привязаны друг к другу, , какая логика и потребность в листочке, никакой, так же как дереву нитка, просто если бы они требовали что то что было бы логически объяснимым, это одно, а так билеберда.:065:
А у меня вот этот вариант сказки (http://www.teremok.in/narodn_skazki/russkie_skazki/Petushok_zernishko.htm) правда сильно урезанный,но есть логическая цепочка.
Пошла курочка к корове за маслом,корова попрасила сена,пошла к косцам-ксцы попросили пирогов,пошла курочка к пекарю-пекарь попросил дров,пошла курочка в лес и нарубира дров САМА.Ну и в обратном порядке.Дрова пекарю,пекарь испёк пирожки косарям,косари дали сена корове,корова дала масла петушку.
Сотофа Х
02.03.2010, 09:55
Ну тогда у вас все логично.;)
Тоже конечно с выручкой и помощью проблемы, но хоть логика есть и то радует, а в нашем варианте фикня какая то.:001:
Оказывается в топике столько ответов!!! А уж и думать про свои "писания" забыла.
Сейчас всем отвечу по порядку, кто задавал вопросы
Отвечаю:
А разве в Теремке все так печально заканчивается? Там же вроде после того ,как медведь разрушил теремок, они новый построили - больше,чтоб всем места хватило. Я права,или это так только в мультике было?
Проверив первоначальный вариант "теремка" могу вас заверить, что в Теремке жили все кому не попадя: вошки, блошки, ящерки... И медведь разрушает домик, после чего все жители разбегаются. Все остальные варианты - "адаптированные".
Я тоже каждый раз рассказывая своему карапузу про Курочку рябу думаю, а в чём смысл этой скзаки? А ему по-моему смысл совсем и не нужен )) Просто любит повторять за мной движения (типа постучать, поплакать, порадоваться и т.д.)
пишите еще!!!
и все таки смысл курочки-рябы...мне не понятен,чего баба с дедом то рыдают,когда яйцо разбилось,или это золотое яйцо должны были именно они разбить?а?
А про мою трактовку Курочки Рябы могу сказать следующее: Как бы ни прекрасно было золотое яйцо, но яичницу из него не сделаешь! (Есть еще подобный сюжет про превращение в золото всего, до чего дотрагивается рука, в итоге чего человек умирает от голода и жажды.)
Про курочку Рябу:
Яйцо идревле читается символом жизни или смырти,в зависимости от "Окраса" ( вспомните, на Пасху мы тоже яйца красим в "красный" цвет как знак воскрешения). Так вот "золотое"яйцо - сомвол предстоящей смерти. И желание разбить его - возможность "обойти" грядущее - отхождение в мир иной. Мышка яичко разбила, а не сами старики - они печалятся, что не они повлияли на отсрочку. Простое яйцо - жизнь.
В последнее время его любимой стала три поросенка- может сможете раскрыть нам и здесь некий смысл..... Заранее спаибо!!! Хотя бы коротенько ;)
Смысл знаю, очень -очень давно сним знакома: это этапы становления ребенка: от наивного шалунишки к более продуманному и организованоому в своих действиях, и от него к умелому и уверенному в себе:flower::)
Елена, спасибо огромное за Ваши статьи и разъяснения. Не могли бы Вы объяснить смысл других сказок. Ребенок каждый вечер просит ему прочитать "Волк и семеро козлят".
Не думала на эту тему, и пока нигде не встречала интерпретаций;)
гхм
это кто же в период взросления «Машу и медведь» читает?
Конечно, никто не читает:004:А "Красную шапочку разве в 11-12 лет читают? А "Синюю бороду? А ведь это книги об одном и том же:ded:
Елена, Вы молодец, что думаете и пишете, но всё это давно известно науке фольклористике. И детской психологии. Почитайте книгу Марии Осориной "Секретный мир ребенка" и походите к ней в университет на занятия, если есть возможность.
И еще. Сказка - это жанр УСТНОГО народного творчества, в каждом регионе есть свои варианты даже классических сюжетов. Бессмысленно искать классический текст русской сказки. Афанасьев - лишь один из собирателей сказок, он записывал их только в определенном регионе. И уверяю вас, вы никогда не решитесь читать его сказки детям без адаптации - там мат, смерть и много другого совсем недетского. Это у Пушкина есть канонический авторский текст, а у народных сказок его нет и быть не может.
И я например - как филолог, кандидат педагогических наук и мать двоих детей - считаю, что бессмысленно читать Пушкина маленьким детям. Только ради материнского удовольствия. Ребенок, не понимающий смысла текста, начинает воспринимать эти сказки как радио, непонятный звуковой фон. И вообще перестает стараться их понять.
Удачи Вам
По поводу Осориной - я на нее ссылалась в одном из своих ответов топика, но за рекомендацию спасибо. Дело в том, что я очень давно занимаюсь "поисками смысла":)). Перечитала Зинкевич-Естигнееву "Тайный шифр женских сказок", К.П.Эстесс "Бегущая с волками", Словари мифологические, знаков и символов. Мне эта тематика интересна. Я еще на 2 курсе писала курсовую по старославянскому языку по смыслам,близкому и родственному значению слов ( жаль ,что результаты там в вузе и остались).
А пушкинские сказки я люблю:flower::support:
Про Пушкина, попыталась читать дочке в 3 года - не пошло, включила аудиосказку, дочка сказала: мама, выключи эту грустную сказку. Почему грустную - я не поняла, но согласна, что они не по возрасту.
Дети вообще редко любят аудио сказки - там так заунывно иногда рассказывают. Вот мультики еще красивые. А слова-то одни - тяжеловато для малышонка:)
Дело не в том что это бартерный обмен, а в том что всем этим товарищам нужны вещи которые логически не привязаны друг к другу, , какая логика и потребность в листочке, никакой, так же как дереву нитка, просто если бы они требовали что то что было бы логически объяснимым, это одно, а так билеберда.:065:А в нашей книжке не только логично,но и бескорыстно:Кузнец дал хозяину косу(даром),хозяин дал коровушке свежей травы,коровушка дала молока,хозяюшка сбила масло,дала маслица курочке.:)Обработка О.Капицы.Еще и мораль есть:петушок подавился,потому что курочку не слушал - торопился всегда.
Кин-дза-дза!
09.05.2010, 23:38
...
Дети вообще редко любят аудио сказки - там так заунывно иногда рассказывают. Вот мультики еще красивые. А слова-то одни - тяжеловато для малышонка:)
детские аудиосказки бывают разные. Есть целые радиоспектакли. Например, Алиса в стране чудес с текстами песен Высоцкого (он там, кстати, поет), Волшебник Изумрудного города (с ренатой литвиновой) - это, конечно, постарше, вот для 2-3-х леток подойдет Жили-были ежики (Усачева).
Короче, ищите и найдете!
jspb2006
10.05.2010, 01:15
спасибо
ждем дальнейших расшифровок))
Натусик 80
10.05.2010, 01:19
спасибо
natule4ka
10.05.2010, 01:31
уж столько было про сказки.... прочитала все что написано, и ничего нового не открыла.... где то все подобное слышала, даже долго смеялась над сказкой буратино
Кин-дза-дза!
01.10.2010, 00:27
Автор, ау!
IrinaPashkovskaya
01.10.2010, 20:51
Кстати, я где-то слышала, что "Три поросенка" есть вольный перессказ английской сказки "Три свиньи", где сюжет был с точностью до наоборот - несчастному волку доставалось от свинячьих проделок. И в конечном итоге он их съедает и живет долго и счастливо
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.