PDA

Просмотр полной версии : Модели дд и предложения к усовершениствованию системы. Обсуждаем.


ОксанаВ.
31.12.2009, 04:24
Эта тема выросла из соседней (http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=2171806&highlight=%E3%E5%E7%E0%EB%EE%E2&page=4).
с целью подвести предварительные, обобщенные итоги положению дел и рассмотреть возможные варианты организации системы сиротства, так как, очевидно, в ближайшие десятилетия мы от нее не избавимся, преобразуйся ли она во что бы то ни было.
Добровольцам/волонтерам, которые всерьез готовы заниматься проблемой сиротства очевидны значительные недостатки сиротской системы. Посмотрим, что можно сделать.

Цели:
воспитание полноценной личности приспособленной к нашей совр. жизни.
Факторы, осложняющие влияние посторонних для дд людей на воспитательный процесс:
- эпизодическое общение и большей частью на расстоянии.
- ввиду того, что требуется продолжительное время для установления таких отношений, при которых возможно планомерное эффективное воспитательное воздействие, уменьшается количество готовых заниматься этим людей, что, соответственно, сужает поле возможного оказания воздействия.
Основные из распространенных проблем детей дд:
1)потребительство; 2)небережливость,

Что есть и что по идее должно бы быть: (рассматривается деятельность отдельно волонтера и воспитателя.):

Деятельность волонтера/добровольца в основном включает две составляющие - общение и дарение. Рассматриваем обе:
Принципы волонтерского/добровольческого общения с детьми дд:
Уважение к личности, из которого происходят искренность, и расчет на свою голову в конечном счете сообразно пользы этого, или того для ребенка.

Принципы подбора подарка/дарения.:
Цель - не избаловать. Про дарение подарков из страниц темы где-то с 5 по 10 написано достаточно, чтобы сделать вывод, что надо смотреть по ситуации.
Поэтому тут придется своей головой думать, какую вещь* ребенку следует "заслужить", а какую нет, смотреть по ситуации адекватность стоимости даримого. Обращая в том числе внимание и на то, выпрашивает ребенок эту вещь, или нет.
-------
* то же можно сказать не о вещи, а, как в нашей жизни, к примеру о походах на разн. мероприятия (для дд это мб приезд гостей).
------
Но можно выявить некоторые разумные принципы, которых следует придерживаться, чтобы дар не шел во вред:
- От посторонних в обычной жизни наши дети не берут, и логично будет, если подарки не будут получаться детьми от "гостей на раз". Это для формирования отношения к "своим" и "посторонним". (если "постоянных" нет пусть спонсируемый подарок дарит сам воспитатель не афишируя, что это можно интерпретировать как подачку.)
- Род даримого должен обязательно включать такие сферы как развивающие пособия/книжки/игрушки помимо "развлекательных". Это формирует отношение к личностному развитию, как к особой ценности для этого ребенка и препятствует развитию любых проявлений эгоцентричности.


Деятельность воспитателя, как понимаю это контроль за поведением, привитие элементарных навыков общежития.
Как известно, воспитатели - народ занятой, их можно понять. Но все же выражу, что в идеале хотелось бы.

1. отношения с воспитываемыми должны строиться на взаимоуважении, а значит сотрудничестве и взаимоподдержке. Воспитатель должен скорее не надзирателем, а по-человечески товарищем.
Препятствия: дефекты искусства выражения воспитательной мысли педагогов, происходоящие то ли от оскомины от перегрузок, то ли от недостатка педагогического образования, приводят к непониманию со стороны воспитуемых, что влечет открытые конфликты, либо наличие для них лишнего раздражителя что, как минимум, просто тормозит или останавливает процесс воспитания.
Решение: Надо хотя бы элементарно образовать в этом педагогов, чтобы замечания выражались адекватно (цивилизованно). Чтобы этот взрослый был, если не близким другом, то не прописавшимся оскорбителем человеческого достоинства ребенка. (Так как, хотя культурный уровень везде различен, и дикари знали об уважении.)

2. Замечено также, что воспитатели в некотором количестве случаев не педагогично относятся к неписанным обязанностям детей, доделывая самим их работу, Что приводит к формированию привычке к халяве и эгоцентризму. Также встречается другая крайность.
Решение: Надо если не расписать, то уж обстоятельно обговорить эти обязанности - на равных договориться с воспитуемым.

3а. Замечено также, что в силу той же занятости, или по другим причинам, воспитатели уделяют недостаточно времени личному общению с воспитуемыми, или совместному с ними труду, что неблагоприятно влияет на установление, поддержание и развитие их межличностных отношений, без которых попросту невозможен полноценный воспитательный процесс.
3б. Также следовало бы посвещать время привитию любви к культурной составляющей жизни. Без нее человек - не человек. Совместный просмотр видео с обсуждением по ходу, чтение книги на ночь, и прочее.
Не знаю про загруженность воспитателей, но взятие на себя еще этих перечисленных дел вероятнее намного осложнит и без того нелегко дающийся труд.
Решение:
(относительно этого пункта "общение в совместной деятельности" хорошее решение, помимо простой семьи, дд семейн. типа - )
Помимо снятия части нагрузки с воспитателей необходимо повышение эффективности адекватного воздействия воспитателей на воспитуемых с помощью психологической службы. Освободившееся время по крайней мере откроет хорошие перспективы.

Но, вообще-то поле для совместной деятельности Восп. и восп. . не обширное в том числе потому, что закрыты многие важные для обычной современной жизни сферы деятельности (кухня, ремонт и проч.), что обедняет багаж необходимого для будущей жизни ребенка опыта и заставляет эти обе стороны искать новые сферы деятельности для совместного приложения сил восп. и восп. (садоводство, вышивание, ...) пусть не такие необходимые, которые даже не всегда могут стать реальностью (Отсутствие материалов для определ вида деятельности, места, и тп). Поэтому не факт, что найдется на что потратить с воспитуемым это освободившееся время.
---

Вот собственно все, что собрала и могу предложить к обсуждению.


Вообще-то предлагается где-то вариант с эксперементальным дд:
обученный персонал, дети не знавшие дд, постоянные и обученные волонтеры/добровольцы, хорошая психологическая служба и адекватная нагрузка на персонал, нормальное материальное обеспечение.

leokondrat
31.12.2009, 10:43
Сейчас нет совсем времени, поэтому отвечу предельно коротко.
Цель - ни в коем случае не воспитание. Это недостижимая цель, вроде коммунизма. Даже ставить себе такую не стоит в здравом уме.
Цель - семейное устройство.
Работа с кровной семьей, поиск замещающих.

ОксанаВ.
31.12.2009, 15:51
Ответ ув. leokondrat
У меня написано, что цель - не просто воспитание как процесс, а, цитирую, «Цель – воспитание полноценной личности приспособленной к нашей совр. жизни». В моем сообщении нет уточнения, чья это цель, потому что имеется ввиду самая общая. Это цель вообще на все времена относительно не взрослой части населения. И для семьи, и для государства, и для дд. Только (обсуждаемые наши) дд не могут справиться с такой задачей, так как результаты их деятельности не могут соответствовать ключевому слову этой фразы, а именно определению «полноценной». А поскольку не могут справиться с задачей, то для них по определению задачей номер 1 является вытекающая из первой цель "поиска семьи". (Очевидно Вы имели ввиду, что указанная цель - цель, по моему мнению, подходящая для дд. И я бы с Вами согласилась, но требуется уточнение, на данный момент есть одно "но" по поводу того, приоритетна ли даже эта цель поиска семьи перед воспитательной. На данный момент нельзя сказать, какая из целей «воспитание» какое-никакое в дд, или подыскивание полноценных семейных вариантов имеет большее значение, так как, если заняться в основном вторым, пара поколений – в основном за борт, а если в основном заниматься первым, соответственно проблема сиротства в основном не решится.)


И я правильно поняла, Вы определяете семейное устройство (в отличие от воспитания) как цель для кого - и для волонтера и для официальных соответствующих органов?


И не знаю, кого Вы имеете ввиду, говоря, что "воспитание - недостижимая цель", т к по отношению и к официальным воспитателям дд это выглядит странно, и, тем не менее, к некоторым волонтерам с некоторыми подопечными тоже. Второе требует комментария. Аксиома: Процесс этого самого воспитания происходит между норм. взрослым и ребенком незаметно, было бы достаточным их взаимодействие. И хорошо, допустим, представим волонтеры не имеют влияния на воспитательный процесс (или представьте, что каждый раз дд посещают только новые лица) и ездят туда просто своим приездом показать небезразличие к явлению "сирота" финансируя то или иной дд путем дозируемой равноценной раздачи из рук в руки детям в виде подарков. Смысл таких поездок!? Это только может показать, что толпы посторонних (а даже если и полузнакомых!) считают нормальным что-то дать "потому что сирота" ...
Так что установление достаточно глубоких межличностных отношений между приезжающим и ребенком (из чего само собой следует "воспитание") - это цель волонтера. И она вполне достижима, не мне рассказывать. Просто примеров мало. (Происходящее сегодня в значительной степени похоже на гипотетический описанный пример с "новыми лицами".)

Требуется уточнение, кого Вы имели ввиду.

ОксанаВ.
31.12.2009, 22:28
Вот в статье "Чем помочь детскому дому? или «Мухи и их котлетки»" (http://www.dvaga.ru/hotline/chem-pomoch-detskomu-domu-ili-muxi-i-ix-kotletki.html#comment-9) ценная мысль о том, что "люди хотят эффективно помогать, а им подбрасывают технологии, с помощью которых по-настоящему помогать друг другу могут только сами выпускники детских домов", и далее разъясняются различия в восприятии.

Еще там про интересную историю с песком (http://www.you-help.ru/news/pomoshch_detyam_sirotam/otchet_dd_4). Можно по-разному расставлять акценты. Вот А.Гезалов считает, что это дурная помощь, а тот, кто это действо придумал - что вовсе нет.
Цель создания данной темы - разобраться, что надо в первую очередь, а что во вторую. Итак, обсуждение открыто.

----------------

Про трудовое воспитание воспитанников дд. Мои размышления.
Вот еще идеи, как усовершенствовать системку. Навела на мысль статья "Трудовые навыки", (http://www.uspeshnye-siroty.ru/navigator/voprosyi-otvetyi/trudovyie-navyiki.html) посвященная навыкам труда сирот.
Вот в некоторых дд платят за работу. Например сейчас работает такая система, вышел ребенок на улицу, от нечего делать или еще от каких мыслей взял лопату, почистил крыльцо от снега. И он знает, что, пусть Марья Ивановна "часы" запишет - можно будет деньги получить.
Так можно это преобразовать, чтобы и формировались не формирующиеся при такой схеме рабочие навыки, то есть чтобы работал не "под настроение", а целенаправленно. Ведь в реальной рабочей жизни фрилансерского мало)
Например, это может выглядеть так.
Хочет ребенок "заработать", значит записывается, что, к примеру в определенное время, или на определенный срок, или с определенного времени будет делать какую-то там работу. Или лучше пусть регулярно следит за чем-либо, как у нас - мусорным ведром, собакой и тп. Тратя это время эффективно, работая качественно. А зарплата не обязательно деньгами - соблазнов меньше.
Что думаете?

(К тому же, эх, работа эта легковата - пятерка минуток очистить крыльцо - какая ж это Работа? А другую откуда взять?) Значит найти что-нибудь повесомее. И если выдумывать, что повесомее, придет мысль:
А я вот еще не понимаю, разъясните, почему в целях норм. развития трудовых навыков не устраивать какие-нибудь "предприятия-производства при дд" (размер не имеет значения)? Ведь существуют семейные предприятия, где дети работают с родителями? Где тут нарушение прав детей?


Возвращаюсь к статье. Там сказано, что ребенок в семье воспитывается тем, что 1) имеет свои обязанности по содержанию общего дома плюс 2) просто смотрит, как качество работы родителей отражается на его, ребенка, благосостоянии. И конечно 3) видит, как организовывают работу родители.
Так не понятно, что же видит ребенок дд? Что он знает о том, как организовывает выполнение своих обязанностей баба Маша? Он вообще видит "Работу"? На мой взгляд ему видно только мельком, как кто-то заполняет отчет о чем-то, и как кто-то в свободное от этого время просто сидит и "наблюдает", либо не пойми куда по каким делам бегает и договаривается и опять сидит надсмотрщиком. Влот вся Работа, которую он видит. И разве обсуждается работа этих воспитателей при детях, как родители обсуждают какие-то рабочие вопросы к примеру главы семейства дома?

Вот и получается, резюмируя по этим трем пунктам, что 3) организации работы не видит, 2) качество работы воспитателей, или дд в целом его личного благосостояния не касается (анкормить обязаны всегда по полной программе, как и обуть-одеть) И, наконец 1) обязанности какие-то может у них и есть (дежурство по мытью полов (воспитатели часто доделывают за детей их работу - это отдельный вопрос)) А обязанности со школьным дз? Это же основная деятельность ребенка!(опять же, некоторые воспитатели много на себя берут, как чересчур опекающие родители - и проблемы с мотивацией их детей у тех и тех в чем-то идентичны.) Я не знаю, что и ответить про д/з. Вот про мытье полов можно человеку показать наглядно, что иначе грязь будет и тп, и тогда он моет, так как видит, что иначе грязно. А тут надо аналогично бы объяснить, что, вот выучишься - Человеком станешь. Ага, станет)), когда редко кто в дд считает, что имеет реальные шансы кем-то стать. Вот и мотивации каюк, и фактическая реальная обязанность учиться теряет свое значение, становясь для ребенка "тем, для чего просто нужна галочка"

Вот и получили по итогам трех пунктов не приспособленного к труду человека.

Вот в самом деле, так задумаешься, наши дети и еду себе сварганят, когда необходимо, и порванную одежду/сумку подошьют. Сами решат, когда уроки делать, сколько у компа сидеть. А тут что? (все за ручку да надсмотром) Неужто боятся, что успеваемость упадет и начальство над дд втык сделает за "плохую работу" дд!? Нет, в самом деле дд не позавидуешь. Вот ребенок "скатится" - родителю просто справочка придет на всякий случай, если он еще не в курсе, и родитель - он фактически последняя инстанция и сам себе суд, на что дает ему право родственные узы с чадом - решает проблему не ожидая грозного взгляда ни инспектора, ни учителя. А в дд-то, как ни крути, конечно контроль за работой дд нужен. Но как придя с проверкой отличишь, насколько плохи дела, ведь может ребенок временно скатился по личным временным трудностям,что простительно, а может это признак системной халатности??



Вот еще цитата из Гезалова А., статья "Миллион пицц" (http://www.uspeshnye-siroty.ru/roditelyam/nastavnikam/million-pitsts.html) про трудовые навыки. "О трудовых навыках детей-сирот говорить не стану, их просто нет, а то, что навыками называются, (ими любят, кичатся руководители детских домов), есть набор умений, малого употребления — заправка кровати, штопка носков, чистка зубов, не более. Все это от того, что, находясь на государственном обеспечение, ребенок получает эти блага без особых усилий."

Криптан
01.01.2010, 09:32
Макаренко делал неплохо. полностью самообеспечение + еще и прибыль от того, что подростки делали.

Оно засасывает... вот пример. Как-то я с сыом пролежала 7,5 месяцев в Москве. В одной палате. Менялись пациенты. Медсестры уже давно родные, по шагам их узнаешь. по набору продуктов в столовой определяешь дни недели. Все подчинено строгому режиму. Сперва хреновато, а потом втягиваешься и получаешь удовольствие. Малейшее отклонение от графика вызывает оторопь.
А потом я приехала домой. Другие запахи, комнаты кажутся крохотными, полно безделушек, никто за тобой не следит и нет этого кагалда, который, вроде, и перестал засечать. Все непривычно. реадаптация...

но к чему я веду... 11,30 сын жалуется, что голоден. Я прошу подождать. 12,30. сын голоден, я тоже. прошу подождать. начало второго. Сын очень голоден, я тоже и прошу подождать, пока еду привезут... будет, мол, на обед куриный бульон и рис с курицей, так как сегодня вторник... "Мама, мы же дома!"

Готовить пришлось самой, стирать пеленки (нам выдавали чистые) тоже самой, и ходить по магазинам тоже самой и понимать, что чай, конфеты, фрукты и печенье - не еда. А еда - нечто другое.

комментарии нужны? Я - взрослый человек, выросший в семье, но вот волею судеб проживший разом 7,5 месяцев в Системе.

ОксанаВ.
01.01.2010, 13:12
реадаптация Вот и получается, что, либо нельзя их (тем более в их 16-17 лет) выбрасывать в жизнь без соответствующей адаптации,либо систему превратить не в Систему. И похоже на то, что на данной момент уместно устройство чего-нибудь скорее для первого варианта. Только как хорошо организовать эту помощь выпускникам?