PDA

Просмотр полной версии : Активное слушание


Mamyr
03.03.2010, 11:29
Хочу поинтересоваться, может кто просветит...
Встречала в литературе (в частности у Гиппенрейтер) метод активного слушания ребенка. Заметила, что на моего ребенка действует отлично, при истериках различного происхождения, стоит ее "активно послушать", она сразу замолкает. Но вот в чем загвоздка. По идее после активного слушания дети в сознательном возрасте начинают сами проговаривать свою проблему (насколько я поняла из умных книжек :) ), а что делать с человеком, которому 2.5 года?
Просто когда, парой своих фраз, я останавливаю дикий галдеж, очень хочется успех-то закрепить. А пока получается, что ребенок замолчал, услышал меня и... ждет какого-то продолжения. А продолжения-то и нет Я не знаю,что дальше говорить и делать... т.е. истерика возвращается на круги своя...
Может кто знает татктику дальнейшего поведения с детьми "неадекватного" возраста?

Польнер
03.03.2010, 11:35
а что вы такое говорите?

Mamyr
03.03.2010, 11:41
а что вы такое говорите?
Я проговариваю ребенку, то по какому поводу в данный момент истерит. Сама причина истерики не важна, важно то, по поводу чего ребенок переживает именно сейчас. например, последнее: хочу чай/не хочу чай. истерика началась совершенно по другому повод, но в определенный момент вылезло желание чая. Я ей чай налила, сразу стал не нужен, вылила. мгновенная смена курса на хочу чай. Я села с ребенком на один уровень и в утвердительной форме, глядя на нее сказала: Я понимаю, ты хочешь чая. Мгновенная тишина, ответ- да. и смотрит на меня. А я туплю, не знаю, что дальше-то говорить. Вариант, давай налью, почему-то не прокатил :))

Польнер
03.03.2010, 11:52
:))А с готовым чаем уже говорить? А то может, ждать не хочет?
ну ваще, что меня ждет:010:...
сейчас мне хоть удается внимание переключить - особых истерик нет..

Mamyr
03.03.2010, 11:58
:))А с готовым чаем уже говорить? А то может, ждать не хочет?
ну ваще, что меня ждет:010:...
сейчас мне хоть удается внимание переключить - особых истерик нет..
Не, с готовым никак. Ибо момент наливания/выливания чая - это как переключатель. Как только чай в кружке - он не нужен, а оказавшись в раковине - самый желанный на свете :))

CHOPK
03.03.2010, 12:11
Ей нужен не чай,а Ваше внимание!Вниманием дочери завладели и переключайте ее на другую тему.А рассказывать о своем настроении лучше учить,когда ребенку хорошо,а не плохо.Начните с позитива!

Mamyr
03.03.2010, 12:16
Ей нужен не чай,а Ваше внимание!Вниманием дочери завладели и переключайте ее на другую тему.А рассказывать о своем настроении лучше учить,когда ребенку хорошо,а не плохо.Начните с позитива!
Не уверена, что ей нужно внимание. т.к. в эти моменты я с ребенком постоянно, говорю, спрашиваю, пытаюсь наладить телесный контакт. Все вызывает неадекватную реакцию, и только озвучивание ее собственных переживаний выводит ребенка из неадеквата.

CHOPK
03.03.2010, 12:38
Так она рассказывает о своих переживаниях?Здорово!Тогда в чем проблема?Задавайте наводящие вопросы и все!Мы с сынулей любим поговорить по душам и ни каких кризисов не было,а с дочкой сложнее-сама не знает чего хочет.

Mamyr
03.03.2010, 12:45
Так она рассказывает о своих переживаниях?Здорово!Тогда в чем проблема?Задавайте наводящие вопросы и все!Мы с сынулей любим поговорить по душам и ни каких кризисов не было,а с дочкой сложнее-сама не знает чего хочет.
Если бы наводящие вопросы помогали, то и вопроса бы не возникло, вот такая вот тавтология :(

CHOPK
03.03.2010, 13:07
А если чай не выливать?Вы:Я понимаю,ты хочешь чая.Она:да.Вы:чай на столе.И пусть он там стоит.

Gatta
03.03.2010, 15:05
замолчала, услышала, может ждет чего-то нового, хочет переключиться?
все-таки возраст еще не такой большой, чтоб продолжать анализировать проблему и проанализировав успокаиваться.
а так - проговорили - согласна - конфликта нет - а теперь пойдем рисовать, или еще чего
а так получается, что напоминание о конфликте (увидела чай в раковине, или чашку) провоцирует новую истерику

(напишите потом, к чему пришли)

Челнинская_Чуда
03.03.2010, 20:24
актуально... похоже иногда просто сын встаёт не с той ноги и целый день капризничает и сам не знает чего хочет...
можно конечно сказать что любви не хватает (или избыток), но чувствую что дело не во внимании, а просто день не задался. Может же быть просто какая-то ерунда из-за которой всё началось (тупо болтик не смог ввернуть-не получилось) и настроение пропало, а дальше всё по нарастающей как снежный ком...

slavina.
03.03.2010, 20:27
мне кажется в таком возрасте нужно отвлекать, все таки этот метод частично можно использовать

helgochka
03.03.2010, 20:40
У нас тоже такое бывает. Часто с одеждой - снять не может плачет, помогаешь ему, он тут же с воплями пытается снова одеть
Нам 2.8.
Обычно такое бывает с недосыпу, ну или после каких-нибудь событий необычных - прихода гостей, похода в гости или в сильно людные места.
обычно приходится просто ждать минут 20 пока не успокоится:(. на мульты переключается..
Видимо нервная система развивается неравномерно. Возбуждаемся легко, а тормозить пока не умеем.

Сотофа Х
03.03.2010, 20:52
У нас все проще с активным слшанием, я могу с этим чаем пол часа беседу вести пока дочке не надоест конкретная тема.Возьмем ваш пример
Дочь: Хочу чаю
Я вот чай
Дочь не хочу чаю.Я выливаю Опять хочу чая
Я наливаю ставлю на стол опускаюсь на уровень глаз и начинаю беседу: Чаю хочешь я его налью,наливаю

Потом с налитым чаем в кружке и держа в руке спрашиваю поставить на стол или дать тебе в руки?
Мне его подуть или не надо?
Чаю ты хочешь полную чашку или нет? в общем я так могу уоблтать что ей самой все это надоест и она меня уже переключать начнет, или если она говорит ответы предложениями могу перефразировать ее ответ с вопросительной интонацией.
В общем по части уболтать я спец, при чем дочка уже зная мои способности только как я только начинаю беседу, начинает рот мне прикрывать, и меня переключать, ну по принципу мама ты зависла?:009:

U2)
03.03.2010, 21:15
У нас все проще с активным слшанием, я могу с этим чаем пол часа беседу вести пока дочке не надоест конкретная тема.Возьмем ваш пример
Дочь: Хочу чаю
Я вот чай
Дочь не хочу чаю.Я выливаю Опять хочу чая
Я наливаю ставлю на стол опускаюсь на уровень глаз и начинаю беседу: Чаю хочешь я его налью,наливаю

Потом с налитым чаем в кружке и держа в руке спрашиваю поставить на стол или дать тебе в руки?
Мне его подуть или не надо?
Чаю ты хочешь полную чашку или нет? в общем я так могу уоблтать что ей самой все это надоест и она меня уже переключать начнет, или если она говорит ответы предложениями могу перефразировать ее ответ с вопросительной интонацией.
В общем по части уболтать я спец, при чем дочка уже зная мои способности только как я только начинаю беседу, начинает рот мне прикрывать, и меня переключать, ну по принципу мама ты зависла?:009:
Супер!:))

ведро с ГЛАЗАМИ
03.03.2010, 21:26
У нас все проще с активным слшанием, я могу с этим чаем пол часа беседу вести пока дочке не надоест конкретная тема.Возьмем ваш пример
Дочь: Хочу чаю
Я вот чай
Дочь не хочу чаю.Я выливаю Опять хочу чая
Я наливаю ставлю на стол опускаюсь на уровень глаз и начинаю беседу: Чаю хочешь я его налью,наливаю

Потом с налитым чаем в кружке и держа в руке спрашиваю поставить на стол или дать тебе в руки?
Мне его подуть или не надо?
Чаю ты хочешь полную чашку или нет? в общем я так могу уоблтать что ей самой все это надоест и она меня уже переключать начнет, или если она говорит ответы предложениями могу перефразировать ее ответ с вопросительной интонацией.
В общем по части уболтать я спец, при чем дочка уже зная мои способности только как я только начинаю беседу, начинает рот мне прикрывать, и меня переключать, ну по принципу мама ты зависла?:009::)),возьму на заметку!!!

тема очень актуальна для меня!!!

Natusik:)
03.03.2010, 21:53
Я проговариваю ребенку, то по какому поводу в данный момент истерит. Сама причина истерики не важна, важно то, по поводу чего ребенок переживает именно сейчас. например, последнее: хочу чай/не хочу чай. истерика началась совершенно по другому повод, но в определенный момент вылезло желание чая. Я ей чай налила, сразу стал не нужен, вылила. мгновенная смена курса на хочу чай. Я села с ребенком на один уровень и в утвердительной форме, глядя на нее сказала: Я понимаю, ты хочешь чая. Мгновенная тишина, ответ- да. и смотрит на меня. А я туплю, не знаю, что дальше-то говорить. Вариант, давай налью, почему-то не прокатил :))

Про активное слушание тоже читала. На мой взгляд оно для ребенка более старшего возраста. С такими маленькими детками сложно, потому как может получиться навязывание своего виденья проблемы, т.к. они они не всегда осознанно соглашаются с теми утверждениями, которые Вы применяете. Так можно уйти в другое русло, не вычислив проблему, хотя как тут уже писали можно бонально уболтать, и ребенок переключится, уйдет на другую волну - своего рода тоже решение проблемы:)
В Вашем случае, если все-таки следовать методу активного слушания (а там уместны только утверждения, не вопросы) можно продолжить так: "Я поняла, ты не хочешь чай, тебя просто что-то расстроило и поэтому ты капризничаешь..." Вы то сами понимаете, что дело не в чае, значит нужно попробовать плавно переключиться с чая на истинную проблему, может и удасться нащупать:)

Jora
03.03.2010, 22:03
Очень актуальная тема. Я действую так. Сначала путем активного слушания ее затыкаю, а потом начинаю конструктивно решать проблему.
Например, нам нужно в магазин, а ребенок просится на горку. Орет - хочу на горку. Я - я понимаю, тебе хочется покататься с горки... мне тоже ... Она - затыкается от неожиданности. Тут я начинаю искать пути решения проблемы - если мы пойдем на горку, то покатаемся всего чуть-чуть, у нас будут тяжелые сумки и надо будет торопиться домой. Это нам подходит? Она - нет. Я - если пойдем вечером, то покатаемся долго. Это нам подходит? Она - да. Потом как бы приняв решение но не детализировав, иначе можно вернуться к исходному, отвлекаемся. Я - что мы купим в магазине? Она - молочко. И тд

МедведЯ
03.03.2010, 22:13
Хочу поинтересоваться, может кто просветит...
Встречала в литературе (в частности у Гиппенрейтер) метод активного слушания ребенка. Заметила, что на моего ребенка действует отлично, при истериках различного происхождения, стоит ее "активно послушать", она сразу замолкает. Но вот в чем загвоздка. По идее после активного слушания дети в сознательном возрасте начинают сами проговаривать свою проблему (насколько я поняла из умных книжек :) ), а что делать с человеком, которому 2.5 года?
Просто когда, парой своих фраз, я останавливаю дикий галдеж, очень хочется успех-то закрепить. А пока получается, что ребенок замолчал, услышал меня и... ждет какого-то продолжения. А продолжения-то и нет Я не знаю,что дальше говорить и делать... т.е. истерика возвращается на круги своя...
Может кто знает татктику дальнейшего поведения с детьми "неадекватного" возраста?

А вы читали Адель Фабер и элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"? Мне эта книга, например, стала намного понятнее, чем Гиппенрейтер. И у них именно и дается описание и примеры из жизни конктреные родителей как и что говорить и делать можно дальше.

МедведЯ
03.03.2010, 22:19
Я проговариваю ребенку, то по какому поводу в данный момент истерит. Сама причина истерики не важна, важно то, по поводу чего ребенок переживает именно сейчас. например, последнее: хочу чай/не хочу чай. истерика началась совершенно по другому повод, но в определенный момент вылезло желание чая. Я ей чай налила, сразу стал не нужен, вылила. мгновенная смена курса на хочу чай. Я села с ребенком на один уровень и в утвердительной форме, глядя на нее сказала: Я понимаю, ты хочешь чая. Мгновенная тишина, ответ- да. и смотрит на меня. А я туплю, не знаю, что дальше-то говорить. Вариант, давай налью, почему-то не прокатил :))

ИМхо далее все зависит от того, что бы вы хотели, чтобы ребенок делал. Ну например, имхо, вы можете рассказать ему о своих чувствах и предложит далее сделать что-то вместе или что-то другое. Например, я понимаю, что ты хочешь чая. Ты рассроилась из-за тго, что я вылила твой чай и не спросила у тебя расрешения. Извини меня, пожалуйста, Давай я тебе налью снова чая, и ты мне скажешь (покажешь) когда его можно будет убрать. А когда я уберу чай мы вместе пойдем рисовать. Я буду очень рада, что мы с тобой вместе будем рисовать.Мне нравится с тобой рисовать. Хорошо?
Ну вот имхо...

МедведЯ
03.03.2010, 22:25
Я для себя поняла, что ребенку важно, чтобы его поняли, поняли его переживания и важно услышать, что мама тоже переживает, то есть услышать то, что чувствует при этом мама.
То есть, если у мамы ступор и не понятно, как поступить дальше - просто признаться в этом ребенку и сказать, я очень хочу, чтобы тебе было хорошо, я переживаю, я расстраиваюсь, что ты расстраиваешься, я не поняла, но очень хочу понять, что ты хочешь, скажи что. Как я поняла, здесь очень важен тон сказанного.

МедведЯ
03.03.2010, 23:09
ИМхо далее все зависит от того, что бы вы хотели, чтобы ребенок делал. Ну например, имхо, вы можете рассказать ему о своих чувствах и предложит далее сделать что-то вместе или что-то другое. Например, я понимаю, что ты хочешь чая. Ты рассроилась из-за тго, что я вылила твой чай и не спросила у тебя расрешения. Извини меня, пожалуйста, Давай я тебе налью снова чая, и ты мне скажешь (покажешь) когда его можно будет убрать. А когда я уберу чай мы вместе пойдем рисовать. Я буду очень рада, что мы с тобой вместе будем рисовать.Мне нравится с тобой рисовать. Хорошо?
Ну вот имхо...

Щас подумала, что можно переключение еще усилить вспомнив какой-то позитивный момент совместного рисования. Наример, помнишь, мы рисовали солнышко и тучки и девочку?

Mamyr
04.03.2010, 10:57
Всем спасибо!
Кажется я поняла, что основная проблема в том, что я просто сама не знаю, как уболтать ребенка. Надо активно подключать голову. А то получается что я жду от НЕЕ какого-то продолжения (что в виду возраста странно), вместо того, чтобы брать все в свои руки. Буду тренироваться :)