PDA

Просмотр полной версии : Методы обучения чтению


refilla
05.05.2010, 14:18
Вот нашла методики обучения чтеию их так много. Наверное нужно выбрать традиционный!!!:005: (ребенок активно требует научить чтению:)), буквы знаем почти все, узнает в словах)
Как у вас как вы обучаете (для тех кто уже начал):flower::020::support:
Фонетический метод.

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:
Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.
Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики. Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.
Лингвистический метод

Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.
Метод целых слов

Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.
В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.
Метод целого текста

В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.
Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.
Метод Зайцева

Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".
Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)
Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.
Метод Мура


Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.

Метод Монтессори

Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.
Анна Шевякова.

Кин-дза-дза!
05.05.2010, 14:34
а нет волшебного метода? Типа: проснулся и уже умный - читать умеешь? :))
(спасибо)

Polar Bear Mom
05.05.2010, 14:54
Ой, как тут сложно все расписано. Можно проще: буквы уже знаете? Жаль если учили "пэ", а не "п", "эр", а не "р" , то есть названия букв, а не звуков. Малышу будет сложнее складывать "мэ"+"а", чтобы получить слово "мама". В общем, учить лучше звуки. А потом - найти интересную большую книгу, с крупно написанным шрифтом. Отличный вариант - детские энциклопедии. Там обычно есть очень интересные для детей картинки и крупные простые заголовки. Мой сын так очень быстро научился читать.

refilla
05.05.2010, 15:05
Ой, как тут сложно все расписано. Можно проще: буквы уже знаете? Жаль если учили "пэ", а не "п", "эр", а не "р" , то есть названия букв, а не звуков. Малышу будет сложнее складывать "мэ"+"а", чтобы получить слово "мама". В общем, учить лучше звуки. А потом - найти интересную большую книгу, с крупно написанным шрифтом. Отличный вариант - детские энциклопедии. Там обычно есть очень интересные для детей картинки и крупные простые заголовки. Мой сын так очень быстро научился читать.
именно буквы и учили, теперь если спрашиваю, на какую букву начинаестся слово мама, говорит, что на "ма" и так со всеми словами...непойму почему так?

Ка-тюлька
05.05.2010, 18:11
Вот такой букварь ребенку купила http://www.labirint.ru/books/132687/
Все буквы ребенок уже выучил, а как в слоги научить складывать не могла придумать. А в этом букваре очень интересная методика, будем пробовать...

MaMa_Roma
05.05.2010, 19:27
именно буквы и учили, теперь если спрашиваю, на какую букву начинаестся слово мама, говорит, что на "ма" и так со всеми словами...непойму почему так?

потому что не на букву, а на ЗВУК начинается слово....

Топинамбур
05.05.2010, 19:37
Мы душевно начали читать по букварю Жуковой. До этого пробовали многое: и Зайцева (сейчас его кубики используем просто для составления слов); и Азбуку Натальи Павловой; и советский букварь, оставшийся у меня с моего 1 класса :)) ; и по книжке Здравствуйте, буквы! Мисаренко и Войченко; и еще что-то было.

Diana2004
05.05.2010, 19:51
Вначале прошли звуки,и звуко-буквенный анализ(спасибо логопеду в саду)
После этого просто взяла книгу и начала читать:)

оранжевое лето
05.05.2010, 19:53
Пробовали кубики, плакаты,но ничего не получалось. Научились по букварю (спасибо, моей маме), самое трудное для нас было составление слогов.Потом пошло лучше.Второй букварь был Жуковой.

tanchik_k
05.05.2010, 19:56
А мы вообще не учились специально:)
По букварю Жуковой исправляли шипящие-свистящие.

Кармен
05.05.2010, 22:53
подпишусь, потом поизучаю

refilla
06.05.2010, 13:07
а скакого возраста к логопеду нужно на занятия ходить, если есть проблемы?

Ashcusy
06.05.2010, 13:37
Мы тоже по букварю Жуковой читать учились и до сих пор учимся :) Там очень, на мой взгляд, понятно и просто.
Про такое количество методик даже не подозревала...

Многие логопеды говорят, что с 5 лет. До 5 звуки сами могут "встать" на место.

marussia69
06.05.2010, 13:47
А у меня племянник почему-то никак не может освоить слоговое чтение, читать пытается побуквенно - м-а - ма мак - и т.п., прибавляя к уже прочитанному про одной букве и прочитывая все заново каждый раз. Во-первых, это очень долго,во-вторых, половину он теряет в процессе чтения, если слово длинное, то как правило, прочесть его правильно не может, искажает, не понимает, что прочитал. И вот как с этим быть? Ему 7 лет, осенью в школу, занимался на подготовительных в школе весь год, дома вроде невестка учила по Жуковой - не понимаю, почему к семи годам так и не научили? Мои дети - далеко не вундеры, к этому возрасту оба спокойно читали, хотя и не супербегло, но бойко и осмысленно. А этот - тормозит почему-то, от книги бегает как подорванный, учится не хочет вообще! Вроде мальчик нормальный, неглупый, рассуждает хорошо, речь развитая, знает много. Может, не давить на него, как нибудь в школе научат? А если нет? Еще и выбрали английскую спецшколу, а память у парня тоже какая-то странная, произвольная - разные компьютерные фишки запоминает быстро, а стихов наизусть не знает вообще. Короче говоря, проблема. Может, у кого-то есть подобный опыт в обучении чиению? как преодолевали нежелание заниматься, как переходили от побуквенного к слоговому слитному чтению?

трофи
06.05.2010, 13:54
а скакого возраста к логопеду нужно на занятия ходить, если есть проблемы?

Если только нарушено звукопроизношение, то с 5, если еще и фонематический слух(дифференциация близких по звучанию звуков), то тоже с 5, если проблемы охватывают все разделы, то можно и раньше, все зависит от степени нарушения. Проконсультируйтесь с логопедом, будете знать , что у Вашего ребенка.;)

O.l.g.a
06.05.2010, 17:40
Девочки, а букварь Жуковой какой? Нам бы тоже надо приобрести. Со скольки лет можно по нему заниматься? нам 4 года.

Княгиня Ольга
06.05.2010, 18:26
нам почти 5 и с чтением сложно. Буквы все знает, но как всякие эн, эм (спасибо папе с говорящей збукой) буквы у нас никак в слоги не встают, а уз слоги в слова и подавно. Вот и бьемся над этим

dancing in the night
06.05.2010, 18:34
я с чтением не дергала. Много читали мы ей, каждый день на ночь и в течение дня и не по одной сказке. Потом ребенок сам брал книгу и бубнила что-то, рассматривая картинки. А потом как-то захожу к ней в комнату , а она сидит и ме-е-е-е-едленно читает страничку из книги. Просто время пришло и в голове что называется "щелкнуло". Произошло это в 4,9. Сейчас читает бодро, не с супер скоростью, но нормально, осмысленно. Единственное, что потом прошу пересказать прочитанное. Читаем каждый день по 2 страницы добровольно и с желанием узнать продолжение той или иной истории. От букваря Жуковой в свое время исплевались- ну не пошло это пособие и все. Кубиков Зайцева тоже не было. Единственное что было всегда- это постоянно покупаемые книги и совместное их прочтение. На мой взгляд, можно костьми лечь, но пока у ребенка не "торкнет", процесс не пойдет.

leonor4ik
06.05.2010, 23:58
Зачем бится с 4х-летним ребенком над чтением. Прийдет время и научится. Нет ни одного взрослого человека который бы не умел читать. Все рано или поздно начинают читать. Задайте себе вопрос - для чего? Что бы всем рассказывать что моему ребенку 4 и он уже читает стихи. Или чтобы ребенок сам себе читал книжки, а я в это время посижу у компьютера. Для малыша, по-моему, важнее поиграть, сходить погулять, пообщаться с родителями. А вы его загружаете чтением, цифрами и т.д.

МамаТузи
07.05.2010, 00:06
Ребь сам выучил буквы к 3мгодам. Потом долго мучился, желая научиться читать.
Мешали лишние "э"
Помог букварь жуковой. Как только освоил слияние-дело пошло. Тренировались на номерных знаках машин. Этож надо успеть прочитать и выговорить))
ему оч.нравилось. Быстро начал читать нормально. Пэ-мэ ушли.
Интересно, что однажды, при обследовании то ли у логопеда, то ли у психоневролога. В заключении было написано, что не рекомендуется обучение по Зайцеву. Сын тогда уже тексты читал. Совет был не актуален.
Но , оказывается, еще и не всякая методика может подойти.

refilla
07.05.2010, 12:27
Зачем бится с 4х-летним ребенком над чтением. Прийдет время и научится. Нет ни одного взрослого человека который бы не умел читать. Все рано или поздно начинают читать. Задайте себе вопрос - для чего? Что бы всем рассказывать что моему ребенку 4 и он уже читает стихи. Или чтобы ребенок сам себе читал книжки, а я в это время посижу у компьютера. Для малыша, по-моему, важнее поиграть, сходить погулять, пообщаться с родителями. А вы его загружаете чтением, цифрами и т.д.
почему нет? если ему интересно самому, если просит...прогулки и игры не отменяем же...:)), 10-15 минут в день, самое то. считаю, что слишком активный не будет сидеть целыми днями за книгами))))) :))

Евгеха
07.05.2010, 12:55
Я научила свою дочь традиционным методом, звуки, слоги, слова. А подруга пытается (развесила надписи по стенам большими буквами) по Доману. Не так давно была в у нее гостях, вижу на стульчике на писано СТУЛ, спрашиваю у ее сына: " что написано?"
а он "Что разве непонятно, ТАБУРЕТКА".:))
Сделала вывод : Либо подруга не особо старается либо этот метод не подходит