Просмотр полной версии : НОВЫЙ государственный образовательный стандарт. Кто за? Кто против?
В свете последних общественных споров об исполнении перед нами обязательств государства в части обеспечения наших детей обязательным образованием основное место занимают государственные образовательные стандарты. Действующие сейчас их варианты - тут (http://forum.littleone.ru/showpost.php?p=43343376&postcount=1).
Тут (http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=286) можно ознакомиться с готовящимися новыми образовательными стандартами
я предлагаю тем, кому есть дело до того, как будет меняться наша школа в обозримом будущем, покопаться в текстах, найти, что их отличает и принять решение, устраивает ли нас новый государственный стандарт образования и, если не очень, то что в нем надо поправить.
Начну с самого близкого мне предмета - русский язык.
давайте разберем, что сейчас есть в государственном образовательном стандарте по русскому, и что будет в новом. А потом разберемся, что нас не устраивает. Итак, по пунктам:
первое - и там, и там идет разделение курса русского языка на два компонента. Теперь они будут называться "Речь" и "Язык". До сих пор, речь шла о" КОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи" и "языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций". В принципе - одна малина. То, что назвали это все проще - нормально.
что касается первой части.
вот, что вкладывается в стандарт сейчас:
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка . Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этичес-кие, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
QUOTE]
вот, как это планируется изменить:
[QUOTE]Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные.
Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.
Овладение различными видами чтения.
Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста.
Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
первое, что мне бросилось в глаза - наконец-то искоренена удивительно тупая формулировка "говорение". Оно полностью заменено термином "УСТНАЯ РЕЧЬ". Что не может не радовать.
Если серьезно, то сейчас у нас есть в курсе русского языка такая вещь как «приемы работы с другими информационными источниками". То есть, в принципе, детей этому как бы учат. Должны учить. Конкретно этой формулировки в новом документе нет. Забавно. Правда, "Информационная переработка текста." - то есть, извлекать из словесного мусора ценную информацию детей все же продолжат учить.
В принципе, получается, что речевой компонент курса русского языка не сокращается, а уточняется и даже немного расширяется. К примеру, чего нет в действующем стандарте - так это запланированное на будущее "Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. " Можно только порадоваться.
С языковым компонентом посложнее. Он более объемный. Итак:
сейчас:
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
.
будет:
Общие сведения о языке.
Русский язык ― национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык ― язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
тут я пребываю в полнейшем восторге. Детям более конкретно объяснят (я надеюсь), откуда взялся их язык, почему он именно такой и чем отличается от других. Это действительно очень важно. Возможно, про видных лингвистов можно и на факультативе, но все равно, не помешает. Что смущает – ликвидируется тезис о языке как о живом явлении. Это очень-очень-очень плохо. Хотя и вполне понятно в свете последних тенденций по «давайте сохраним наш любимый язык таким, как он был при наших дедушках». Но совершенно неоправданно с точки зрения понимания нашими детьми разницы в том, что говорим мы, и что говорят они.
Далее
сейчас:
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
будет
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения и ударения.
Первое, конечно, что выделяется - ликвидируется фонетическая транскрипция. Вернее, не упоминается. Хм. Думаю, это не очень правильно, но почему от этого предложено избавиться, примерно представляю.
Дальше исчезает ориентация в устной речи детей на литературное произношение. В принципе, мысль здравая, потому что ориентироватьсяна пушкинские музЫку и почтовЫе и нУжда - это как-то гхм... спорно. Но, в целом.. ну да,можно обсудить.
Умение грамотно оценивать свою речь – очень важное качество. Почему-то оно куда-то девается из нового стандарта.
дальше
есть:
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
будет:
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Понятие об этимологии.
Этимология - вещь хорошая, но не очень понятно, как она будет доноситься до детей.
Куда-то девается выделение в отдельную строчку применения полученных – кстати весьма и весьма абстрактных знаний – о морфеме на практике. Думаю, это не очень правильно.
дальше
сейчас:
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
будет:
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.
Детям предстоит узнать, что такое паронимы... ну-ну. и понять, какая разница между лексическим и грамматическим значением слова :-( Тут, скорее опять минус - излишняя академичность и заумь для детей среднего школьного возраста.
Исчезает мнение о том, что детям необходимо знать основные лексические нормы современного русского литературного языка. Собственно что такое литературный язык я и сам не очень хорошо до конца понимаю. Может, оно и к лучшему.
идем дальше:
сейчас:
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
будет
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
От более общего взгляда на язык мы переходим к более частному. Видимо, будет более конкретно разъясняться морфологическая структура не на абстрактном, а на конкретном уровне. Возможно, это правильно. Зачем детям нужна омонимия - вопрос открытый. Но пусть будет - забавная ведь штука. Опять избавляемся от ориентации на литературный язык.
дальше
сейчас:
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
будет:
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные ― нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Способы передачи чужой речи.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
предложения осложненной структуры теперь появляются... ну-ну. И теперь в цене членимость текста. Ну бог с ним. Ничего страшного. В целом,все то же самое. Кроме и очередного ухода от литературного языка и исключения практического применения полученных знаний.
дальше:
сейчас:
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
.
будет: Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
тут разницы, кажется, нет. Ну, кроме исключения пункта «соблюдение основных орфографических норм».
В последней части стандарта обучения русскому языку коренные различия:
Сейчас существует третий компонент, вероятно такой малюсенький, что про него всегда забывают в концах четвертей:
содержание, обеспечивающее формирование
КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКой КОМПЕТЕНЦИи
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообога-щение языков народов России.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
В новом образовательном стандарте эту часть предлагается включить в раздел «Язык» и изложить так:
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм.
Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Очевидно, что происходит ухудшение понимания того, зачем было нужно изучение языка предыдущие 9 лет. Теперь вскользь упоминается, что вот, да есть такой литературный язык и у него есть основные нормы. Заодно – что похвально- говорят, что у этих норм все же есть варианты. Прерасно. Но то, что вместо культуры межнационального значения появляется оценка правильности речи – кагбэ символизирует.
Медвежья мать
06.05.2010, 21:57
торжественно обещаю вечером почитать английский язык и физику
как бывший педагог так сказать.......
это ж надо время, внимание и "много думать"
Денис, а как вы считаете, ЕГЭ и эти нормы должны иметь хоть что-то общее?
НоваяЖизнь
06.05.2010, 22:46
Ой как читать-то долго и нудно и малопонятно, я ведь не педагог.. Голосовала за вариант 2, меня не устраивает ЕГЭ категорически.
Опять-таки это гос.стандарты,а речь о гос.заказах..так вот гос.заказы могут оказаться совершенно другими и какими пока никто не знает..ну это мое понимание процесса,может кто лучше разбираеться,подскажите:)
Денис, а как вы считаете, ЕГЭ и эти нормы должны иметь хоть что-то общее?
да, я думаю, что ЕГЭ должно быть проверкой освоения детьми школьной программы. то есть, тогоа самого государственног остандарта. и если они не соответствуют, то это неправильно, и с этим надо бороться.
Ой как читать-то долго и нудно и малопонятно, я ведь не педагог.. Голосовала за вариант 2, меня не устраивает ЕГЭ категорически.
хм.
торжественно обещаю вечером почитать английский язык и физику
как бывший педагог так сказать.......
это ж надо время, внимание и "много думать"
завтра постараюсь осилить литературу. и пообщаться с вами на тему английского. с физикой я пас.
Cherries
07.05.2010, 02:49
меня тоже ЕГЭ не устраивает, моему ребенку сегодня 4 поставили по окружающему миру, потому что он написал что живые организмы состоят из белков-жиров-углеводов, а НАДО БЫЛО НАПИСАТЬ ЧТО ИЗ КЛЕТОК... хоть убейся. Что делать не знаю. ЕГЭ это путь в никуда(((
меня тоже ЕГЭ не устраивает, моему ребенку сегодня 4 поставили по окружающему миру, потому что он написал что живые организмы состоят из белков-жиров-углеводов, а НАДО БЫЛО НАПИСАТЬ ЧТО ИЗ КЛЕТОК... хоть убейся. Что делать не знаю. ЕГЭ это путь в никуда(((
возможно, даже путь в огненную геенну. хорошо, что мы тут не обсуждаем ЕГЭ, правда? :-)
Cherries
07.05.2010, 02:58
возможно, даже путь в огненную геенну. хорошо, что мы тут не обсуждаем ЕГЭ, правда? :-)
ну каюсь)) не успела стандарт прочитать... а вообще и браться за него боюсь)), но у меня мама в школе работает и подруга ... мне изнутри виднее))).
ну каюсь)) не успела стандарт прочитать... а вообще и браться за него боюсь)), но у меня мама в школе работает и подруга ... мне изнутри виднее))).
у меня тоже довольно много подруг в школе работает :-) и во многом это и сподвигает меня выяснить, как планируется изменить стандарт образования :-)
KateriAn
07.05.2010, 16:20
Не так не пойдет. Где вариант, я не читал, но меня не устраивает. Было бы 90%.
SENI SEVIREM
07.05.2010, 17:48
автор, спасибо за тему, прочитала с интересом - до педагога мне далеко, самостоятельно в стандартах, и тем более в их изменениях, разобраться крайне сложно! а вообще как обывателю и родителю, мне бы хотелось, чтобы школы были такими как в моем детстве - бесплатными и хорошими, но без перегибов с интенсификацией и проч., правда судить я могу только по своей родной школе - она была лучшей в моем маленьком городе, и сравнивая сейчас знания свои и знания своей подруги из Москвы, не раз убеждалась, что у нас были отличные преподаватели и программы (например мхк, философия и астрономия в старших классах - нам преподавали их так, что до сих пор люблю эти предметы). что творится в школах сейчас - не знаю, ребенок еще маленький, а те кто учился-уже окончили...
вариант, я не читал, но меня не устраивает. Было бы 90%.
Вы оптимист. Я так думаю, что все 95%.
Natalena
07.05.2010, 18:53
Я против вот этого пункта. Категорически. Даже путем апробации.
5.2.6. Основы духовно нравственной культуры
народов России
Данная предметная область вводится с 2010 г. для апроба
ции в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования,
отдельных субъектов Российской Федерации (поручение Пре
зидента Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа
2009 г. No Пр 2009).
Комплексный учебный курс дифференцируется по моду
лям: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейс
кой культуры», «Традиционные религии в России», «Основы
светской этики». Предметное содержание курса должно соот
ветствовать образовательным и воспитательным целям, а так
же интересам и возрастным особенностям обучающихся на
ступени начального общего образования, иметь примерно
одинаковую структуру и направленность, отражающую важ
нейшие основы религиозных культур и светской этики, свя
занные с духовно нравственным развитием и воспитанием.
Обучающиеся по своему желанию и с согласия родителей
(законных представителей) выбирают для изучения один из
модулей.
Название и состав предметов предметной области будут
уточнены по итогам апробации в субъектах Российской Фе
дерации в 2010—2011 гг. указанного комплексного учебного
курса.
Не так не пойдет. Где вариант, я не читал, но меня не устраивает. Было бы 90%.
Ну уж справедливости ради тогда и пункт " я не читал,но меня все устраивает" таких тоже немало:073:
НоваяЖизнь
07.05.2010, 22:53
Я против вот этого пункта. Категорически. Даже путем апробации.
5.2.6. Основы духовно нравственной культуры
народов России
Данная предметная область вводится с 2010 г. для апроба
ции в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования,
отдельных субъектов Российской Федерации (поручение Пре
зидента Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа
2009 г. No Пр 2009).
Комплексный учебный курс дифференцируется по моду
лям: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейс
кой культуры», «Традиционные религии в России», «Основы
светской этики». Предметное содержание курса должно соот
ветствовать образовательным и воспитательным целям, а так
же интересам и возрастным особенностям обучающихся на
ступени начального общего образования, иметь примерно
одинаковую структуру и направленность, отражающую важ
нейшие основы религиозных культур и светской этики, свя
занные с духовно нравственным развитием и воспитанием.
Обучающиеся по своему желанию и с согласия родителей
(законных представителей) выбирают для изучения один из
модулей.
Название и состав предметов предметной области будут
уточнены по итогам апробации в субъектах Российской Фе
дерации в 2010—2011 гг. указанного комплексного учебного
курса.
Да, я тоже против этого.
Ну а ЕГЭ.. Разве сдача этого пресловутого ЕГЭ не закреплена образовательным стандартом?
Этот ЕГЭ не подходит для тех, кто умеет думать, все нормальные преподаватели это признают и тем не менее.. На встрече с Медведевым какая-то учительница на вопрос президента о ЕГЭ мялась, мялась и робко так сказала, что он не подходит для творческих дисциплин.. Отчего прямо-то не сказать, что ни для чего он не подходит..
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.