Академия материнства
10.02.2011, 18:51
Всем доброго времени суток!
У каждого свои недостатки - а меня на статьи потянуло. Начала писать их год назад - много накопилось. Почитайте, может кому пригодится))
Расти счастливым!
Каждая мама рано или поздно задает вопрос: почему мой ребенок такой активный, или стеснительный, или ленивый, или неинициативный. И дело не только в воспитании. Если знать этапы формирования тех или иных личностных черт, то можно путем воспитания развивать их у сына или дочери.
Эриком Эриксоном уже очень давно была разработана теория развития личности. В ее основе лежит формирование определенных личностных качеств в разном возрасте. И в зависимости от того, как ребенок прошел данный возрастной период, получал ли он поддержку от родных и значимых для него людей, закладывается основа его характера.
Итак, по порядку.
От рождения до 1 года. Первый год жизни ребенка характеризуется формированием базового доверия к миру. За этот период он неосознанно делает вывод о том, стоит ли доверять миру вообще и себе в частности. Казалось бы, как такой малыш может это понять, но факты говорят сами за себя. Малыш хочет кушать, играть, спать, хочет на ручки… Это его потребности, его желания. Если родители эти потребности удовлетворяют, ребенок остается доволен, весел и спокоен. Он уверен в том, что он нужен, он может рассчитывать на маму и папу и доверять им, а значит всем вокруг. Одобрение его первых умений формирует его уверенность в том, что он может справиться с любым заданием (даже если это произойдет не сейчас, а много позже). Так происходит формирование доверия к окружающим и уверенность в своих силах, которая накладывается на ВСЮ жизнь человека.
Период от 1 года до 3 лет - возраст развития автономии, самостоятельности. Желание родителей сделать что-то вместо своего ребенка, быстрее и лучше чем он, для того чтобы помочь ему, похвально, но малышу пользы не приносит. Что чувствуете вы, когда вашу работу выполняет кто-то быстрее и качественнее в вашем присутствии? Такие же мысли и у вашего крохи: « Я ничего не умею», «Мне так никогда не сделать», «Я еще маленький для этого»… А ведь каждый ребенок проходит кризис трех лет ( который последнее время очень помолодел), когда малыш заявляет о своей самостоятельности. Именно в этом возрасте появляется либо чувство гордости от своих результатов, либо чувство стыда , которое возникает из-за того, что мы не даем самому ребенку добиться положительного результата от своих действий и сравниваем его с другими детьми, которые , в отличие от нашего, умеют что-то делать лучше, чем наш.
Возраст от 3 до 6 лет – период инициативы. Увы, не всегда родителям она нравится. Нам комфортнее, когда малыш послушен и делает всегда так, как хотим МЫ. А чего хочет ОН? Осознанное родительство проявляется не только в желании воспитать ребенка личностью. Оно должно поддерживаться именно в жизни, когда мама или папа искренне интересуются желаниями своих детей, их интересами, и самое главное, уважают эти интересы. Ведь можно сказать: « Я даю тебе 5 минут времени еще поиграть», А можно: «Сколько времени тебе надо, чтобы закончить игру?». Поверьте, дети ответственнее, чем мы думаем! Именно в это время формируется либо чувство вины и пассивность, либо желание проявлять инициативу.
Возраст 6 до 12 лет – благодарный период для родителей: развитие трудолюбия. Если за много лет до этого ваш малыш возьмет вашу любимую скатерть и с радостью будет мыть ею полы, пока вы не видите, чтобы сделать вам сюрприз – не ругайте его. Получив наказание один раз, ребенку уже не захочется помогать вам очень долгое время. Лучше поддерживать его желание и корректировать процесс ( или переделывать потом, когда он не видит), чем в подростковом возрасте взывать к его сознательности, чтобы он убрался хотя бы в своей комнате.
Возраст 12-19 лет приходится на подростковый и связан с я-идентичностью . В это время (кто-то раньше, кто-то позже) человек определяет свое место, сферу своих интересов. Поэтому подростки так часто меняют свои увлечения. Делают они это для того, что найти себя. Задача родителей: дать возможность выбора для подрастающего ребенка, подсказывая возможные сферы. И, конечно, уважать мнение сына или дочери.
Теория развития личности Э.Эриксона на этом не заканчиватся. До конца нашей жизни мы будем делать выбор: идти ли по пути формирования и развития, или затаиться и ничего не менять в жизни. Но это уже ответственность взрослого человека за самого себя. А пока мы в ответе за наших детей. И помочь им, поддержать, направить и обязательно похвалить за результат в наших силах. Ведь каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал уверенным в себе человеком, который не пасует перед трудностям;, который умеет договариваться с людьми, а не конфликтовать с ними; который любит свою работу и является профессионалом в своем деле; который не уходит от ответственности и самостоятельно принимает решения. Так пусть наши дети будут именно такими.
У каждого свои недостатки - а меня на статьи потянуло. Начала писать их год назад - много накопилось. Почитайте, может кому пригодится))
Расти счастливым!
Каждая мама рано или поздно задает вопрос: почему мой ребенок такой активный, или стеснительный, или ленивый, или неинициативный. И дело не только в воспитании. Если знать этапы формирования тех или иных личностных черт, то можно путем воспитания развивать их у сына или дочери.
Эриком Эриксоном уже очень давно была разработана теория развития личности. В ее основе лежит формирование определенных личностных качеств в разном возрасте. И в зависимости от того, как ребенок прошел данный возрастной период, получал ли он поддержку от родных и значимых для него людей, закладывается основа его характера.
Итак, по порядку.
От рождения до 1 года. Первый год жизни ребенка характеризуется формированием базового доверия к миру. За этот период он неосознанно делает вывод о том, стоит ли доверять миру вообще и себе в частности. Казалось бы, как такой малыш может это понять, но факты говорят сами за себя. Малыш хочет кушать, играть, спать, хочет на ручки… Это его потребности, его желания. Если родители эти потребности удовлетворяют, ребенок остается доволен, весел и спокоен. Он уверен в том, что он нужен, он может рассчитывать на маму и папу и доверять им, а значит всем вокруг. Одобрение его первых умений формирует его уверенность в том, что он может справиться с любым заданием (даже если это произойдет не сейчас, а много позже). Так происходит формирование доверия к окружающим и уверенность в своих силах, которая накладывается на ВСЮ жизнь человека.
Период от 1 года до 3 лет - возраст развития автономии, самостоятельности. Желание родителей сделать что-то вместо своего ребенка, быстрее и лучше чем он, для того чтобы помочь ему, похвально, но малышу пользы не приносит. Что чувствуете вы, когда вашу работу выполняет кто-то быстрее и качественнее в вашем присутствии? Такие же мысли и у вашего крохи: « Я ничего не умею», «Мне так никогда не сделать», «Я еще маленький для этого»… А ведь каждый ребенок проходит кризис трех лет ( который последнее время очень помолодел), когда малыш заявляет о своей самостоятельности. Именно в этом возрасте появляется либо чувство гордости от своих результатов, либо чувство стыда , которое возникает из-за того, что мы не даем самому ребенку добиться положительного результата от своих действий и сравниваем его с другими детьми, которые , в отличие от нашего, умеют что-то делать лучше, чем наш.
Возраст от 3 до 6 лет – период инициативы. Увы, не всегда родителям она нравится. Нам комфортнее, когда малыш послушен и делает всегда так, как хотим МЫ. А чего хочет ОН? Осознанное родительство проявляется не только в желании воспитать ребенка личностью. Оно должно поддерживаться именно в жизни, когда мама или папа искренне интересуются желаниями своих детей, их интересами, и самое главное, уважают эти интересы. Ведь можно сказать: « Я даю тебе 5 минут времени еще поиграть», А можно: «Сколько времени тебе надо, чтобы закончить игру?». Поверьте, дети ответственнее, чем мы думаем! Именно в это время формируется либо чувство вины и пассивность, либо желание проявлять инициативу.
Возраст 6 до 12 лет – благодарный период для родителей: развитие трудолюбия. Если за много лет до этого ваш малыш возьмет вашу любимую скатерть и с радостью будет мыть ею полы, пока вы не видите, чтобы сделать вам сюрприз – не ругайте его. Получив наказание один раз, ребенку уже не захочется помогать вам очень долгое время. Лучше поддерживать его желание и корректировать процесс ( или переделывать потом, когда он не видит), чем в подростковом возрасте взывать к его сознательности, чтобы он убрался хотя бы в своей комнате.
Возраст 12-19 лет приходится на подростковый и связан с я-идентичностью . В это время (кто-то раньше, кто-то позже) человек определяет свое место, сферу своих интересов. Поэтому подростки так часто меняют свои увлечения. Делают они это для того, что найти себя. Задача родителей: дать возможность выбора для подрастающего ребенка, подсказывая возможные сферы. И, конечно, уважать мнение сына или дочери.
Теория развития личности Э.Эриксона на этом не заканчиватся. До конца нашей жизни мы будем делать выбор: идти ли по пути формирования и развития, или затаиться и ничего не менять в жизни. Но это уже ответственность взрослого человека за самого себя. А пока мы в ответе за наших детей. И помочь им, поддержать, направить и обязательно похвалить за результат в наших силах. Ведь каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок стал уверенным в себе человеком, который не пасует перед трудностям;, который умеет договариваться с людьми, а не конфликтовать с ними; который любит свою работу и является профессионалом в своем деле; который не уходит от ответственности и самостоятельно принимает решения. Так пусть наши дети будут именно такими.