PDA

Просмотр полной версии : Разбор по составу слова "ПОСЛЕДНИЙ"


usta
26.04.2011, 21:32
Не могу найти в Гугле, перерыла уже все. Ребенок мой разобрал так:
"по"-приставка
"след"-корень"
"н"-суффикс
"ий"- окончание.
Было на годовой контрольной.
Учитель исправила, что корень "послед".
Я не согласна. Ищу подтверждение или опровержение, хоть какой-то источник. У учителя телефон выключен, так бы уже спросила, почему она так решила.
Очень буду благодарна за мнения.

Скво - мутный глаз
26.04.2011, 21:45
корень след конечно.

Я.ник
26.04.2011, 21:57
Посмотрела в школьном грамматико-орфографическом словаре. Слова "последний" нет :( Но есть слова: последствие, последыш, последовательный. Везде корень СЛЕД. Как и в слове - следующий. ПОследний - по смыслу это - после следующего. По моему - так.

kitten
26.04.2011, 22:29
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D 0%B5 вот тут написано, что по- приставка.

Ора
26.04.2011, 22:34
Не могу найти в Гугле, перерыла уже все. Ребенок мой разобрал так:
"по"-приставка
"след"-корень"
"н"-суффикс
"ий"- окончание.
Было на годовой контрольной.
Учитель исправила, что корень "послед".
Я не согласна. Ищу подтверждение или опровержение, хоть какой-то источник. У учителя телефон выключен, так бы уже спросила, почему она так решила.
Очень буду благодарна за мнения.

Ваш ребенок,несомненно,прав:flower:Ох,уж эти учителя...

tala
26.04.2011, 22:39
Вот что отвечают на Грамота ру
Вопрос № 179931


Помогите разрешить вопрос: какой корень у слова " последний ": " послед " или " след "? Если можно, то упомяните источник информации! В этимологическом словаре написано, что это слово образовано от слов "по следе ", но преподаватель говорит, что корень " послед ". Скажите, кто прав?
Федотова Юлия Николаевна

Ответ справочной службы русского языка

«Морфемно-орфографический словарь» А. Н. Тихонова фиксирует: _последн-ий_.

Karolina70
26.04.2011, 22:48
У нас тоже это слово было в контрольной. По - приставка, след - корень

Real Mallena
26.04.2011, 23:10
Словарь Тихонова и учительница солидарны в части приставки: тыц! (http://slovari.**********/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D 0%B9/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/)

Думаю, поскольку в современном языке нельзя употребить это слово без приставки, то по- уже не приставка, а часть корня. То же относится к "суффиксу". Хотя у вашей учительницы, видимо, другое мнение. ИМХО, сложное слово для младших классов - раз уж учительница путается ;)

Машшенька
26.04.2011, 23:43
Думаю, поскольку в современном языке нельзя употребить это слово без приставки, то по- уже не приставка, а часть корня. То же относится к "суффиксу". Хотя у вашей учительницы, видимо, другое мнение. ИМХО, сложное слово для младших классов - раз уж учительница путается ;)

так таких слов полно, которые нельзя употребить без приставки.Зачем далеко ходить? "употребить" - тоже нельзя без приставки произнести. тоже корень?

"подоконник"
"безрукавка" и много другого - не повод делать приставку частью корня

Real Mallena
27.04.2011, 00:00
так таких слов полно, которые нельзя употребить без приставки.Зачем далеко ходить? "употребить" - тоже нельзя без приставки произнести. тоже корень?

"подоконник"
"безрукавка" и много другого - не повод делать приставку частью корня

употребить (http://slovari.**********/%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D 1%82%D1%8C/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/) - потребить

подоконник (http://slovari.**********/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D 0%B8%D0%BA/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/) - однокоренное слово "окно"

безрукавка (http://slovari.**********/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D 0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/) - однокоренное слово "рукав"

Заметьте, слово "последний" произошло не от слова "след", а от "послед". Так что корень "след" тут неуместен.

Пользуйтесь сами словарями, ничего сложного, я считаю :017:

olly_sun
27.04.2011, 00:01
:001:http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D 0%B5 вот тут написано, что по- приставка.

Да уж, Википедия в очередной раз фуфло выдала...
Век живи, век учись

Машшенька
27.04.2011, 00:07
Заметьте, слово "последний" произошло не от слова "след", а от "послед". Так что корень "след" тут неуместен.



почему не уместен? по смыслу вполне.

а слово "последний" произошло от слова "послед" так же, как слово, например "посевная" от слова "посев". Ну произошло слово от другого слова с приставкой, приставка не стала от этого частью корня.

Real Mallena
27.04.2011, 00:10
почему не уместен? по смыслу вполне.

а слово "последний" произошло от слова "послед" так же, как слово, например "посевная" от слова "посев". Ну произошло слово от другого слова с приставкой, приставка не стала от этого частью корня.

Ну я не собираюсь вам сейчас рассказывать, как меняется русский язык. Если интересно, сами нагуглите ;)

usta
27.04.2011, 01:02
А разве слово "послед" не от слова "след" произошло? Ведь это логично(((
И по ссылке приведенной получается, что корень"последн"- я правильно понимаю??? У нас "н" выделено как суффикс. Запуталась я. Еще и завтра в командировку, с учителем не пообщаться нормально((

Real Mallena
27.04.2011, 01:15
А разве слово "послед" не от слова "след" произошло? Ведь это логично(((
И по ссылке приведенной получается, что корень"последн"- я правильно понимаю??? У нас "н" выделено как суффикс. Запуталась я. Еще и завтра в командировку, с учителем не пообщаться нормально((

Ошибочно рассматривать происхождение слова, опираясь на наши знания о современном русском языке. Посмотрим словарь Фасмера:

после́дний

др.-русск., ст.-слав. послѣдьнъ ἔσχατος (Остром., Супр.). Производное от др.-русск., ст.-слав., сербск.-цслав. послѣдь "роstеа", др.-русск. послѣди, часто (Срезн. II, 1247 и сл.), сюда же др.-русск. послѣже, русск.-цслав. послѣжде. Ср. след.

ссылка (http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-25339.htm)

Да, мы можем сколько угодно находить связь между словами, но чтобы идти к учителю, нужны более весомые аргументы. Таким аргументом может стать словарная статья.

Я.ник
27.04.2011, 01:33
Короче, можно сделать утешительный вывод: учительница НЕ ПРАВА в любом случае :))
Суффикс Н может быть лишь в случае корня СЛЕД. А другом варианте - суффикса нет, а корень ПОСЛЕДН. Слово неоднозначное, логически корень не определяется, а древнерусские значения еще младшеклассникам неведомы. Короче, ситуация такова, что снижение оценки в этой ситуации педагогически неэтично ИМХО

Нойнэр
27.04.2011, 01:43
Да уж... Какой умник для учеников младших классов выдумал такое задание... Я бы ответила как ребёнок ТС :)

zewaka
27.04.2011, 02:30
Короче, можно сделать утешительный вывод: учительница НЕ ПРАВА в любом случае :))
Суффикс Н может быть лишь в случае корня СЛЕД. А другом варианте - суффикса нет, а корень ПОСЛЕДН. Слово неоднозначное, логически корень не определяется, а древнерусские значения еще младшеклассникам неведомы. Короче, ситуация такова, что снижение оценки в этой ситуации педагогически неэтично ИМХО

Не факт, что учительница не права - по Фасмеру, вроде, как раз так и получается. Да и слова "последующий", "последовательность" и т. д., вроде, тоже говорят в пользу корня "послед-" (везде имеется семантика последовательности, а не следа).

zewaka
27.04.2011, 02:31
Да уж... Какой умник для учеников младших классов выдумал такое задание... Я бы ответила как ребёнок ТС :)
Детям иногда полезно узнать, что в языке не все просто, и задуматься над его законами :)

Real Mallena
27.04.2011, 03:00
Детям иногда полезно узнать, что в языке не все просто, и задуматься над его законами :)

Только хорошо бы, чтоб дети это узнавали до годовой контрольной ))

Gretta
27.04.2011, 11:45
А если ПО- не приставка, то как объяснить написание безударной О в корне?

У моей дочки в контрольной было ОПУШКА, одна учительница сказала, что О-приставка, а другая, что часть корня...

Real Mallena
27.04.2011, 12:31
У моей дочки в контрольной было ОПУШКА, одна учительница сказала, что О-приставка, а другая, что часть корня...

Я вас удивлю :)) Это два разных слова - с приставкой и частью корня: тыц! (http://slovari.**********/%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/)

Что касается по, в корнях тоже встречается по, не только в приставках: пример (http://slovari.**********/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/).

kitten
27.04.2011, 12:38
В слове "понятие" проверяемая безударная гласная

Real Mallena
27.04.2011, 12:47
В слове "понятие" проверяемая безударная гласная

Да не о том речь. Полно слов, начинающихся на по-, где это не приставка

буду занудой (http://slovari.**********/%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/)

kitten
27.04.2011, 12:53
Да не о том речь. Полно слов, начинающихся на по-, где это не приставка

буду занудой (http://slovari.**********/%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/)

Да, полно, но в них можно проверить, что это точно не приставка. А что, получается "след", "следом" не однокоренные слова со словом "последний"?

Real Mallena
27.04.2011, 12:55
Да, полно, но в них можно проверить, что это точно не приставка. А что, получается "след", "следом" не однокоренные слова со словом "последний"?

не все можно проверить, смотрите последнюю ссылку

да, это не однокоренные слова, как выяснилось в этом топике :065:

kitten
27.04.2011, 12:57
посмотрела, видимо добавили, когда я уже ответила :))
просто хочу сказать, если это контрольная за 3 класс, то как раз дети проходили правило про приставки и безударные гласные. Снижать за это слово оценку считаю просто неразумным, если на уроках не обсуждалось происхождение слова.

marfa00
27.04.2011, 13:03
Не факт, что учительница не права - по Фасмеру, вроде, как раз так и получается. Да и слова "последующий", "последовательность" и т. д., вроде, тоже говорят в пользу корня "послед-" (везде имеется семантика последовательности, а не следа).

вот они то как раз говорят не в пользу "послед-", поскольку:
последующий - есть однокоренное и самостоятельно употребимое "следующий"
последовательность - есть однокоренное "следовательно"
у всех этих слов корень "след"

Real Mallena
27.04.2011, 13:16
просто хочу сказать, если это контрольная за 3 класс, то как раз дети проходили правило про приставки и безударные гласные. Снижать за это слово оценку считаю просто неразумным, если на уроках не обсуждалось происхождение слова.

Конечно! Учительница подобрала неудачный материал для контрольной работы.

SaMaMixa
27.04.2011, 13:33
10 взрослых не могут однозначно определиться с правильностью, а каково ребенку. Если слово сложное , его должны проходить на уроке , похоже что не проходили, раз автор не знает правильного ответа. Или должен быть простой понятный алгоритм для определения этих корней.
Идем в сентябре в 1 класс, мне уже страшно...
Автор , когда пообщаетесь с учителем , напишите нам ее объяснения , плиз

zewaka
27.04.2011, 15:34
вот они то как раз говорят не в пользу "послед-", поскольку:
последующий - есть однокоренное и самостоятельно употребимое "следующий"
последовательность - есть однокоренное "следовательно"
у всех этих слов корень "след"

Нет, насколько я понимаю - нет под рукой словаря - "последовательность" и "последующий" как раз образованы не от "след", а от "послед", то есть важна семантика порядка, а не причины или движения. Но это мои домыслы - курсы морфологии и словообразования я слушала очень давно :) Осталось лишь твердая уверенность, что словообразование не следует путать с этимологией :)

Gretta
27.04.2011, 15:52
А если ПО- не приставка, то как объяснить написание безударной О в корне?

У моей дочки в контрольной было ОПУШКА, одна учительница сказала, что О-приставка, а другая, что часть корня...

Я вас удивлю :)) Это два разных слова - с приставкой и частью корня:

Там как раз" опушка леса" имелась ввиду, а задание было объяснить графически написание выделенной буквы. Дочка выделила корень опуш- , объяснить не смогла, написала, что словарное слово:))
Учительница исправила, как ошибку. В работе над ошибками мы не разобрались, пришлось спросить у учительницы, которая ответила: "Конечно, приставка, и ты должна была это знать!"

Real Mallena
27.04.2011, 16:36
Там как раз" опушка леса" имелась ввиду, а задание было объяснить графически написание выделенной буквы. Дочка выделила корень опуш- , объяснить не смогла, написала, что словарное слово:))
Учительница исправила, как ошибку. В работе над ошибками мы не разобрались, пришлось спросить у учительницы, которая ответила: "Конечно, приставка, и ты должна была это знать!"

Подарите учительнице словарь-справочник под редакцией Тихонова, он ей пригодится ;)

Я.ник
27.04.2011, 18:39
Не факт, что учительница не права - по Фасмеру, вроде, как раз так и получается. Да и слова "последующий", "последовательность" и т. д., вроде, тоже говорят в пользу корня "послед-" (везде имеется семантика последовательности, а не следа).
В слове ПОСЛЕДУЮЩИЙ корень явно СЛЕД, т.к. есть слово СЛЕДУЮЩИЙ. А слово ПОСЛЕДНИЙ с этими словами даже не однокоренное:073:

Gretta
27.04.2011, 21:33
Подарите учительнице словарь-справочник под редакцией Тихонова, он ей пригодится ;)

Спасибо, я лучше себе куплю пойду.
Интересно, где его купить можно?

Real Mallena
27.04.2011, 21:52
Спасибо, я лучше себе куплю пойду.
Интересно, где его купить можно?

На озоне (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5850527/) есть старое издание и новое (http://www.ozon.ru/context/detail/id/969530/) дорогое, а в лабиринте (http://www.labirint.ru/books/24015/) - школьный словарь, он подешевле.

Gretta
27.04.2011, 22:00
Спасибо!

zewaka
28.04.2011, 00:16
В слове ПОСЛЕДУЮЩИЙ корень явно СЛЕД, т.к. есть слово СЛЕДУЮЩИЙ. А слово ПОСЛЕДНИЙ с этими словами даже не однокоренное:073:
Не уверена, что так уж явно. Думаю, что ПОСЛЕДУЮЩИЙ образовано от слова ПОСЛЕДОВАТЬ - именно в значении последовательности, а не от СЛЕДОВАТЬ (так, чуть-чуть последовал и перестал :) ). К сожалению, всех этих слов нет у Фасмера (во всяком случае, в онлайн версии, другая сейчас мне недоступна).

Космея
28.04.2011, 00:18
Согласна со всем,только не поняла,почему суффикс н только если корень след.Есть отдельное слово послед-в акушерстве означает плацента или детское место-то,что выходит после плода.И корень так и будет послед.

usta
30.04.2011, 20:12
Вернулась из командировки, поговорила с нашей учительницей. Да, она ссылается на словарь Тихонова тоже. И привела мне примеры про опушку и подушку. Сказала, что в русском языке много таких непростых для разбора слов. Сказала также, что на уроках они не оговаривали это, поэтому многие дети, как и моя, разобрали слово "последний", следуя логике. А это оказалось неправильно. И что, после моего звонка, они посовещались с коллегами, было принято решение не снижать оценку за разбор именно этого слова. Всем детям, кто так разобрал, как и моя, оценки исправили:). Контрольная годовая, ес-но, придумана не учителем, а взята из дидактического материала по программе. У нас 2100 программа. Всем спасибо. Словарь Тихонова куплю. Думаю, пригодится:)

Real Mallena
30.04.2011, 20:27
И что, после моего звонка, они посовещались с коллегами, было принято решение не снижать оценку за разбор именно этого слова.

Вот это правильно! :)

РАДУГА
30.04.2011, 20:51
Словарь Тихонова куплю. Думаю, пригодится:)

имхастое имхо, если там тоже "по-" кусок корня, а не приставка, то такой словарь не нужен

Ну должна же быть логика в языке
Последний - следующий за предпоследним, везде "след" корень.

Про словарь Даля и Ожегова все слышали, а про словарь Тихонова - чесслово, первый раз слышу....

Real Mallena
30.04.2011, 20:56
имхастое имхо, если там тоже "по-" приставка, то такой словарь не нужен

Нет там приставки по. Смотрите по ссылке (http://slovari.**********/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D 0%B9/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/), там морфемно-орфографический словарь 2002 и есть словарь Тихонова.

И странно сравнивать морфемный словарь со словарями Даля и Ожегова.

РАДУГА
30.04.2011, 21:02
ПОСЛЕДНИЙ. Заимств. из ст.-сл. яз. Суф. производное от послѣдъ «потом, впоследствии». См. след. Последний буквально — «следующий потом, после (чего-л. или кого-л.)»
Этимологический словарь, 2004 г.

Насчет последа повеселили....

Real Mallena
30.04.2011, 21:04
ПОСЛЕДНИЙ. Заимств. из ст.-сл. яз. Суф. производное от послѣдъ «потом, впоследствии». См. след. Последний буквально — «следующий потом, после (чего-л. или кого-л.)»
Этимологический словарь, 2004 г.

И что? Этимологию слова в этом топике уже выяснили. Морфемы от этого не поменялись.

РАДУГА
30.04.2011, 21:21
И каждый остался при своем верном мнении.
Кмк, все зависит от способа морфемного разбора , формально-синтетического или формально-структурного