PDA

Просмотр полной версии : Топик для обсуждения статьи «Чтение со знаком качества»


Аурелита
03.05.2011, 10:31
Процесс чтения обладает четырьмя важнейшими характеристиками: скорость, правильность, выразительность и осознанность. Пожалуй, самая понятная и к тому же измеримая характеристика – это скорость чтения. Но при этом возникает резонный вопрос: какую скорость чтения считать хорошей?

Читаем на сайте новую статью «Чтение со знаком качества»: http://www.littleone.ru/articles/7-16/school/270

По поручению администрации форума,
модератор Аурелита

Vасилиса
03.05.2011, 12:24
Статья понравилась, толковая.

Но для себя я давно сделала вывод: чтение вслух и про себя - два совершенно разных процесса, с разной техникой, разными целями, разными подходами. Соотвественно, с разными методиками обучения. И мне было трудно уловить момент, когда с ребенком переходить с одного варианта на другой. Ведь классе во 2-3-м от него требуется и качественное чтение вслух, и быстрое чтение учебника.

Все, что нужно для чтения вслух, описано в статье. Важный момент: одновременно задействованы обработка знАкововй информации, ее дешифровка, речь, слух. Очень большая нагрузка на мозг! Многие не справляются с синхронизацией процесса.

При чтении "про себя" важна скорость схватывания и обработки информации. Выразительность, правильность произношения тут абсолютно не важны. Человек работает только с визуально-знАковой системой. При хорошем навыке быстрого чтения обработка информации идет даже без "дешифровки" (не задумываясь, как именно произноситься данная комбинация знаков - поэтому легко воспринимаются числа, формулы, аббревиатуры).
Сюда же относится очень полезный навык "чтения по-диагонали", когда сначала надо из огромного массива выхватить блоки с нужной информацией, а потом уже их более внимательно читать. Незаменимая вещь при подготовке докладов, рефератов и т.д.!
Вопрос: как сделать так, чтобы тренировки на "чтение с выражением" не повредили "чтению-сканированию"?

rubus_arctica
03.05.2011, 16:02
статья неплохая, только язык по-моему слегка тяжеловат для восприятия.

Vасилиса, чтение "про себя", "по диагонали", конспективное чтение - это уже, как говорится, другая тема. В статье в общем-то в основном о периоде, когда ребёнок только учится читать и читает в основном вслух. Вообще, в 1-2 классе чтение-сканирование по-моему не очень актуально, а вот начиная с 3го класса - уже вполне.

Мишкина мама
03.05.2011, 16:54
Заметила, что при чтении вслух у нас страдает та самая "осознанность". Ребёнку бывает потом сложно рассказать, о чем же он прочитал — много сил уходит собственно на процесс чтения-воспроизведения, а смысл прочитанного теряется.
Поэтому пока перешли к чтению про себя, оставив для выразительного чтения вслух — стихи.

Vасилиса
04.05.2011, 10:10
Заметила, что при чтении вслух у нас страдает та самая "осознанность". Ребёнку бывает потом сложно рассказать, о чем же он прочитал — много сил уходит собственно на процесс чтения-воспроизведения, а смысл прочитанного теряется.
Поэтому пока перешли к чтению про себя, оставив для выразительного чтения вслух — стихи.

Вы таки будете смеяться, но я сама почти ничего не воспринимаю при собственном чтении вслух. При скорости 2-4 стр в минуту и отличном усвоении "про себя".

mamich
04.05.2011, 10:57
Статья хороша... Для меня на первом месте всегда стояла именно осознанность. Когда ребено понимает О ЧЕМ прочел, когда он понял смысл, смог пересказать своими словами, добавив при этом СВОЮ, личную эмоциональную оценку, тогда и выражение появляется.
Ну а что до скорости чтени - это только опыт.

Мишкина мама
04.05.2011, 12:37
Вы таки будете смеяться, но я сама почти ничего не воспринимаю при собственном чтении вслух. При скорости 2-4 стр в минуту и отличном усвоении "про себя".

У меня тоже такое бывает ) Особенно, когда налегаешь на чтение "с выражением" ))

Inferno444
06.05.2011, 10:59
ага, теряем с взрослением навыки чтения вслух ,все торопимся и торопимся, вариант "про себя" идет как основной...когда начинала дочке вслух читать, тоже ловила себя на мысли, что местами не осознаю, ничего, привыкла)))