Просмотр полной версии : Как научить пересказывать сюжет?
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 11:47
Вчера смотрела в ТЮЗе сказку Конёк-горбунок. Я попросила пересказать. Услышала подробности про лодку, на которой появлялась царь-девица, узнала, как выглядел костюм конька (который трижды пронёсся между рядами)... ну и ещё массу ненужного.
Попросила пересказать Курочку рябу и Репку. Рассказала. Снова направила её мысль к горбунку. Узнала, что очень смешно Иван задом наперёд на лошадь вскочил. По сюжету - ни слова. Пересказала я сама. Сидела, открыв рот - слушала...
- Дальше сама мне расскажи.
- Ой... ну это... этот подумал... он подумал, что... ой, ну я запуталась.. чтобы царевна Лебедь приехала.
- Тебе интересно было слушать, как я рассказывала?
- Да.
- Теперь сама так же расскажи сказку.
Итог: оторвала нафиг все провода от телевизора, запретила подходить к нашему, сунула в руки книжку (из серии почитай-перескажи, расказики на полстраницы), предупредила, что вечером намерена послушать три пересказа по этой книжке.
Я не понимаю, как так можно? Словарный запас богатый, иногда такими оборотами говорит - у меня голова кружится. Просто поговорить - легко, рассказать (где была, что видела) - затык. Что она в школе-то будет делать?!
Dashulis
08.05.2011, 11:59
Вы знаете, у нас тоже самое. Регулярно выключается тв, забирается псп и т.д. Тренируемся - читаем и пересказывем. Взяла самые простые сказки с картинками, прочитает, а потом пересказывает и на картинки смотрит, чтоб легче было.
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 12:08
Я поняла бы такую неспособность у ребёнка, нигде не бывающего и ничего не читающего. Моя же прынцесса постоянно бывает на разнообразных экскурсиях/мастер-классах/занятия, записана в библиотеку (читаю пока я вслух), дома достойный набор книг детских (библиотекой это называть ещё рано), по тому же тв обожает передачи про русский язык, сама постоянно пишет/состовляет слова из кубиков/магнитов/на доске. То есть речь/язык ей интересны, говорлива от природы... И при этом почти не даются стихи (на всех утренниках максимум - четверостишие, которое учим долго и со скандалами), не запоминает песни и не может пересказывать. Полная противоположность мне.
Серебристая Волчица
08.05.2011, 12:19
Вероятно у ребёнка слабо развита зрительная память. Надо чаще спрашивать что делала и где была после прогулок и ставить "якорьки" т.е. акцентировать внимание, чтобы от этого позже дочка отталкивалась и Вы подсказать могли.
Ребёнок и запомнил из спектакля самое яркое)) А сюжет был второстепенен. Надо было ещё во время просмотра акцентировать на некоторых сюжетах её внимание, потом бы когда спрашивала уточняли что было до и после.
В общем чем дольше Вы будите акцентировать внимание "Где была/что делала?" тем быстрее она привыкнет запоминать детали.
Как вариант, например пройдитесь по новой дороге на прогулке и скажите что обратно она Вас поведёт, пусть запоминает дорогу, но не забывайте спрашивать: "Что ты видишь? Какой дом, река, дерево и тэдэ".
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 12:23
Зрительная развита как раз очень. Её можно хоть сейчас вывезти в неизвестном направлении и высадить посреди поля - вернётся. Мы на авто по городу едем, так она вспоминает, что вот в этом закаулке мы были, когда ездили забирать ботинки папе (из ОЗ на ЛВ и было это пару лет назад, с тех пор в этом закоулке не были).
Она рассказывать почему-то не умеет.
Серебристая Волчица
08.05.2011, 12:26
Она рассказывать почему-то не умеет.
Так попробуйте с наводящими вопросами. Я так понимаю она запоминает тока эмоционально окрашенные моменты вот и надо дополнительно их окрашивать через одно ;) потом ещё реже.
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 12:36
Знаете, как мы учили стих:
Ветераны с орденами
вспоминают о войне
разговаривают с нами
о победной той весне
Я нашла ей картинки:
1. много ветеранов в орденах
2. ДВА ветерана о чём-то говорят (вспоминают о войне)
3. ветераны среди детей на каком-то мероприятии в школе/сельском клубе (разговаривают с нами)
и в заключение показала Парад Победы в июне 1945 на Красной площади (победная весна)
ей якорёк нужен через слово. И всё равно рассказала стих утром через пень-колоду: правильно, дословно, но мучительно вспоминая каждую строчку. Прозой пересказывала правильно, кстати.
Maslenitsa
08.05.2011, 12:48
Неумение связно пересказывать события - одна из основных проблем у младших (а часто и не только) школьников. Поэтому ваш ребенок не исключение. У детей в этом возрасте преобладают эмоции - "А он его бац по голове, а потом убежал" получается самое яркое впечатление от сказки. Поэтому учите ясно выражаться на нейтральных сюжетах из серии "Чем вы занимались в садике", "Мы сходили в ХХХХ, давай вспомним, что мы видели". Учите обязательно начинать с введения: где, что и как. Если это сказка, то "Сказка называется .... Главных героев зовут... Полезно пересказывать сюжеты немых сказок типа мультика про Машу и Медведя, тогда ребенок заранее не будет отвлечен запомнившимися фразами из фильма.
И не требуйте от ребенка слишком многого - главное регулярность, научитесь
Серебристая Волчица
08.05.2011, 13:27
Знаете, как мы учили стих:
У меня, вроде, память всегда была хорошая, но в детсве, помню, учила стихи с отцом и коробкой карандашей ;)
Сначала читала столько раз сколько карандашей, потом рассказывала складывая карандаши обратно. Да это зубрёжка с одной стороны, но с другой стороны утром рассказать могла.
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 13:44
Полезно пересказывать сюжеты немых сказок типа мультика про Машу и Медведя, тогда ребенок заранее не будет отвлечен запомнившимися фразами из фильма.
Спасибо! Напомнили, что у меня есть шикарная книжка с советских ещё времён. Там типа комиксов в 2-3 картинки: например, урица ведёт свой выводок цыплят, по дороге им попадается самоварная труба, жёлтые цыплята в ней заходят и выходят уже чёрненькими, курочка в ауте. При этом подписи к картинкам - на немецком, отпечатана в ГДР. Видела недавно точно такую же с русскими надписями - цена неадекватная. В общем, будем с этой книжкой тренироваться. Но всё-таки пересказать и составить рассказ по картине - разное...
Вредная баба
08.05.2011, 13:47
Моя мелкая заканчивает 1 класс. Пересказ стали задавать в 4 четверти, 2 страницы текста с картинками :ded:....
Поэтому учите ясно выражаться на нейтральных сюжетах из серии "Чем вы занимались в садике", "Мы сходили в ХХХХ, давай вспомним, что мы видели". Учите обязательно начинать с введения: где, что и как. Если это сказка, то "Сказка называется .... Главных героев зовут... Полезно пересказывать сюжеты немых сказок типа мультика про Машу и Медведя, тогда ребенок заранее не будет отвлечен запомнившимися фразами из фильма.
И не требуйте от ребенка слишком многого - главное регулярность, научитесь
+ много.... А еще я бы не стала наказывать ребенка телевизором, заставлять пересказывать и ты пы.... Больше разговаривала бы, обсуждала с деткой увиденное, прочитанное...
Спасибо! Напомнили, что у меня есть шикарная книжка с советских ещё времён. Там типа комиксов в 2-3 картинки: например, урица ведёт свой выводок цыплят, по дороге им попадается самоварная труба, жёлтые цыплята в ней заходят и выходят уже чёрненькими, курочка в ауте. При этом подписи к картинкам - на немецком, отпечатана в ГДР. Видела недавно точно такую же с русскими надписями - цена неадекватная. В общем, будем с этой книжкой тренироваться. Но всё-таки пересказать и составить рассказ по картине - разное...
А это не книга В.Сутеева? Можно спокойно в любой библиотеке взять, если это то, о чем я думаю :)) Моя любимая книжка в детстве))))) Свекровь отдала нам "мужнюю" книжку, когда родились наши дети. А потом мы ее вернули, когда появились племянники.
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 14:02
я думаю - да, сутеев.
там ещё лягушка к ногам цапли привязала как качели верёвочные - и они вместе путешествовали
а ещё 2 черепашки сыепились лапками и укатились с берега в воду
и ещё мышонок в бутылке сидел, кошка пошла за удочкой, а тем временем мыши прибежали и организовали побег мышонку
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 14:03
я бы не стала наказывать ребенка телевизором
будем считать, что таким образом я организовала ребёнку время на чтение/рассматривание книг
Пуп земли
08.05.2011, 16:58
У нас в садике учат пересказывать по схемам: послушали рассказ, нарисовали 5-6 схематичных картинок (выделили основное в сюжете, что за чем идет), потом, глядя на эту схему, ребенок пересказывает. Потом, я так понимаю, ребенок должен без картинок привыкнуть выделять основное и запоминать последовательность.
Стихов специально задают учить очень много, не только к праздникам - тренируют память. Сначала были попроще, всякое там про осень и снежинки, потом сложные, сейчас вот задали из "Медного всадника" "...и тщетной злобою не будут тревожить вечный сон Петра" и т.п., я сама еле выговариваю :)).
Mама Сладкой Малины
08.05.2011, 18:22
вам хорошо - у вас сад логопедический
а у нас занятий много, но нацелены больше на чтение и математику
Пуп земли
08.05.2011, 18:38
вам хорошо - у вас сад логопедический
Да, очень мне нравится, как с ними занимаются, и не только логопед, с садиком очень повезло в этом смысле.
pixell2009
08.05.2011, 18:41
я думаю - да, сутеев.
там ещё лягушка к ногам цапли привязала как качели верёвочные - и они вместе путешествовали
а ещё 2 черепашки сыепились лапками и укатились с берега в воду
и ещё мышонок в бутылке сидел, кошка пошла за удочкой, а тем временем мыши прибежали и организовали побег мышонку
Это Н.Радлов,"Рассказы в картинках":) Замечательная книжка!
У моей старшей дочки была такая проблема.
Справились так. Каждый вечер я читала перед сном книжку (длинную сказку на несколько вечеров). А на следующий вечер, беря книгу, спрашивала: так, про что мы вчера читали? На чем остановились? И дочь пересказывала по мере способности, а я помогала. Так постепенно все лучше и лучше пересказывала.
Топинамбур
08.05.2011, 19:57
Саш, у нас ситуация один в один.
у нас с пересказом тоже глухо бьюсь уже второй год и что меня поражает учит текст ДОСЛОВНО
точка отсчета
08.05.2011, 22:40
и у нас та же проблема.
читаем ежедневно. начали с маленьких рассказиков. и то сначала мне приходилось помогать, задавать наводящие вопросы. весь год тренируемся. к концу года уже может самостоятельно прочитать и пересказать. в нашем случае-просто упорные тренировки в этом деле.
Мурашкина
08.05.2011, 22:49
Возможно уже ответили. Отвечаю по ТС.
Наш опыт.
1) Сначала перессказ только в диалоге. Я вопрос - сын ответ.
2) Потом/позже тоже в форме диалога , но увеличивать ответную часть. Т.е. Вы как бы задаете вопрос уже по абзацу. Расскажи, о их встрече. Чем кончилось.
3) Очень хорошо нам помогала игра Расскажи про свой день. Каждый вечер мы в койке рассказывали друг другу очень подробно о том, как прошел наш день (сын учился перессказывать-излагать, запоминать детали, мама держала руку на пульсе его личной жизни).
4) Потом перессказ ребенка, но вставлять корректирующие вопросы (что-то подзабыл, расширить).
5) И только потом - перессказы в чистом виде.
При этом подчищять прямую речь - переводя ее в косвенную и корректировать предложения, чтобы не начинались с "потому что".
Подчищая не обидеть. Ты хотел сказать, а дальше полная фраза... Извини, я не поняла... а дальше полная фраза...
Так было у нас.
Mама Сладкой Малины
09.05.2011, 11:32
У меня радость. Оказывается, дочь была уверена, что надо рассказать слово в слово по тексту. Пока я не начала орать, что не надо останавливаться на час, вспоминая точное слово и вместо слова СЛЫЛА можно сказать СЧИТАЛАСЬ...
- А что, можно ДРУГИМИ словами?
- Да, я тебе сто раз уже сказала - своими словами.
- Но я же не знала, что своими - это другими:010:
Девы, я что поняла: он считала, что своими - это это точно по тексту, но не читать, а просто говорить. Грубо говоря: если НАИЗУСТЬ рассказываю я - то это - МОИМИ словами, а если она - то это её словами.
В итоге пересказала мне вчера три текста и начало Конька-горбунка (дальше попросилась спать). А уж с картинками по тексту как дело пошло - обалдеть просто можно. Правда, обрадовавшись возможности рассказывать своими словами, дочь пыталась и отсебятину СВОЮ(!) внести в текст. например, когда Иван въехал в город, приведя двух красавцев-коней на продажу, весь город танцевал и радовался:))
Книга с картинками - Радлов. По ней ребёнок меня утром радовал.:love:
Пуп земли
09.05.2011, 11:58
У меня радость. Оказывается, дочь была уверена, что надо рассказать слово в слово по тексту.
Саша, поздравляю, что разобрались!
Моя так же не понимала, что значит "читать про себя" :)).
Как забавно! Очень рада за Вас!:))
А я пыталась в школе почти так же вольно излагать историю древнего мира, как Ваша дочь Конька-Горбунка.:065:
Класс был в восторге! Хорошо, что и у учителя было прекрасное ЧЮ.:))
mamaolya
09.05.2011, 16:35
История древнего мира лучше всех пересказала Тэффи:)
По поводу пересказов: надо чаще обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное, происходящее. Тогда не только будет формироваться и увеличиваться лексикон, но и развиваться умение пользоваться словами и оборотами.
Мурашкина
09.05.2011, 17:31
История древнего мира лучше всех пересказал Тэффи:)
По поводу пересказов: надо чаще обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное, происходящее. Тогда не только будет формироваться и увеличиваться лексикон, но и развиваться умение пользоваться словами и оборотами.
Чаще обсуждать - рецепт, но еще не панацея. (ИМХО)
Перессказ - это отдельный навык.
У моей подруги сын. Когда он пытается что-то рассказывать, сплошные бе да ме, одни эмоции да междометия, полное неумение строить фразы. Да, он расскажет увиденное-услышанное, но это не будет перессказ.
И потому я настаиваю :008:, что есть дети, которым просто обсуждать - не достаточно, очень многих детей, нужно именно учить перессказу.
Как учились мы - я написала выше.
Да. Еще вспомнила. В нашем классе есть мальчик. Уровень интеллекта (по тестам психологов) выше высокого, а вот он в мыслях спешит, не успевает за текстом и потому забывает (упускает) куски. Он в рассказе бежит впреред-вперед и и не понимает, что перессказа у него не получается - весть текс у него в контексте в голове остается, а на гора он выдает лишь начало и конец.
ИМХО
mamaolya
09.05.2011, 18:34
Обсуждение - один из элементов. Это развитие навыков устной речи.
Если в моем школьном детстве нас ругали за "слова-паразиты", то теперь слова вообще исчезают - одни междометия и "блины".
Самое важное - уловить основную мысль рассказа. Понять - "о чем" и "о ком".
Очень важно уметь составить план, сначала из трех пунктов, потом каждый раздробить на мелкие....
Для младших - уже писали. Картинки по сюжету.
Nataijal
09.05.2011, 20:57
История древнего мира лучше всех пересказал Тэффи:)
По поводу пересказов: надо чаще обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное, происходящее. Тогда не только будет формироваться и увеличиваться лексикон, но и развиваться умение пользоваться словами и оборотами.
Тээфи - это женщина.:)
Нам тема и в 5 классе сверхактуальна. По истории имеем 2-3, потому что пересказывать не умеем совсем.
mamaolya
09.05.2011, 22:08
Тээфи - это женщина.:)
Спасибо, что указали. Уже исправила:)
ИгорьФ69
09.05.2011, 22:45
По поводу пересказов: надо чаще обсуждать прочитанное, увиденное, услышанное, происходящее. Тогда не только будет формироваться и увеличиваться лексикон, но и развиваться умение пользоваться словами и оборотами.
Многолетняя работа в средней и старшей школе (учителем математики) привела меня к пониманию того прискорбного факта, что школьная программа в основном направлена на "запихивание" в неокрепший мозг ребенка огромного массива информации. Практически совсем не уделяется внимание привитию в т.ч. описанных Вами навыков.
В настоящее время тренирую юных шахматистов. Для достижения спортивного результата вынужден развивать их мышление. В том числе развиваем на занятиях шахматами навыки выделения ребенком сути услышанного. С детьми 4-6 лет приходится обсуждать в т.ч. народные сказки, т.к. эта тема им более знакома, чем , например, "типовые планы игры в Карлсбадской пешечной структуре".
mamaolya
09.05.2011, 22:50
В последнее время просто боюсь произносить, на что направлена школьная программа. Только не на образование и не на развитие мышления.
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.