PDA

Просмотр полной версии : Увлеклась старославянской мифологией


㋛гурцы
26.06.2011, 18:24
вот например необычный обряд

«Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку, на самом деле – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Mega
26.06.2011, 18:25
:112:

Senya75
26.06.2011, 18:30
Может лучше на лысо побриться?:))

diorella
26.06.2011, 18:32
:001::005:

Aнаcтасия
26.06.2011, 18:35
Расскажите еще ченить?

㋛гурцы
26.06.2011, 18:37
Инфы много, в голове такая каша. Найду, выложу обязательно.

Симбиоз
26.06.2011, 18:39
Интересно, выражение " с боку припека" от этого обряда произошло?

㋛гурцы
26.06.2011, 18:41
Кощей БЕСсмертный – демоническое существо мира Тёмной Нави.
И как бы Кощей не кичился, его всегда побеждали, т.к. Бес_смертный. Кощеи Бессмертные являются владыками Серых и любят они себе защиту устраивать. Поэтому ни калёна стрела, ни меч, закаленный на травах, Кощея БЕСсмертного не берут.
А берёт его только Меч Кладенец. Чем же этот Меч отличался от закалённого?


Меч Кладенец (Славяснкий Клинок ) – это мощное информационное оружие, так как по мечу шла РУНОВЯЗЬ, т.е. определённое заклинание. Она создавала особую Энергетическую Структуру Силы вокруг Меча. Таким образом Меч становился оружием Магического воздействия.
Волшебный Меч пробивал любую отрицательную энергетическую защиту, т.к. нет ничего сильнее славянских Рун.
А вот КОЩЕЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ – высоконравственный человек, вегетарианец, питающийся «кашей и щами». Славяне так и говорят: «Щи да каша – пища наша».
Человек, правильно питаясь и соблюдая остальные Законы Прародителя, может жить сколько пожелает, поэтому его называют «БЕЗсмертным». Как известно, смерть Кощея находится в зайце, утке, щуке и яйце, т.е. в той пище, которая запрещается Ведической культурой («кощ» – означает «древний»).

Mitsuko
26.06.2011, 18:46
Плаценту ели?

Черная жемчужина
26.06.2011, 18:46
Я слышала еще один обряд с тестом:010: если ребенок рождался в результате КС, матери везли детей в деревни к бабкам-повитухам, те делали в тесте отверстие и через него протаскивали ребенка:001: как бы имитируя естественные роды:010: смысл этого мне не очень понятен:009:

Но ваш рассказ Аля, вне конкуренции:0007:


Кстати, мой дед родился в 38г в глухой деревне глубоко недоношенным:005: менее 7 месяцев, его выхаживали на печке:016: а может и "в печке":001:

㋛гурцы
26.06.2011, 18:47
Тьфу! Я только читаю.

СофиЛорен
26.06.2011, 18:50
у меня оба ребенка недоношенные...
хоть печь и не горячая, а всего лишь теплая, рада, что к моим детям этот обряд не применялся:))

Aнаcтасия
26.06.2011, 18:50
Кощей БЕСсмертный – демоническое существо мира Тёмной Нави.
И как бы Кощей не кичился, его всегда побеждали, т.к. Бес_смертный. Кощеи Бессмертные являются владыками Серых и любят они себе защиту устраивать. Поэтому ни калёна стрела, ни меч, закаленный на травах, Кощея БЕСсмертного не берут.
А берёт его только Меч Кладенец. Чем же этот Меч отличался от закалённого?




Это что значит? :008:

Mitsuko
26.06.2011, 18:53
Это что значит? :008:

это псевдофольклорный бред, ИМХО.

Mitsuko
26.06.2011, 18:53
Тьфу! Я только читаю.

ф смысле на Руси? :))

Senya75
26.06.2011, 19:00
ф смысле на Руси? :))

Может русичи саентологами были, древними?

㋛гурцы
26.06.2011, 19:00
В смысле плаценту не забирала и не ела (мну щас стошнит).

㋛гурцы
26.06.2011, 19:01
Все вышеперечисленные расы и народности хотя и различаются цветом кожи, но имеют один генотип. Ворогом же Великой Расы и других Рас на Мидгард-Земле являются представители Пекельного Мира, тайно проникшие на Мидгард-Землю, поэтому территория их проживания не определена. В Ведах они названы Чужеземцами или Серыми, а места их первичного обитания – Пеклом.

Как указывают Веды, они имели другой генотип, были изначально двуполы (гермафродиты), могли быть женщиной или мужчиной (в зависимости от фаз Луны менялась их половая ориентация). У них был серый цвет кожи, поэтому их в Ведах и называли Серыми.
Не подумайте, пжл, что я тут проповедую, ни в коем случае, просто интересно стало, читаю.

Senya75
26.06.2011, 19:03
В смысле плаценту не забирала и не ела (мну щас стошнит).

Значит Вы не саентолог!:ded::))

㋛гурцы
26.06.2011, 19:06
да нет конечно.

Муфа
26.06.2011, 19:20
Интересно как. А Змей Горыныч чьих будет?

Mitsuko
26.06.2011, 19:20
Не подумайте, пжл, что я тут проповедую, ни в коем случае, просто интересно стало, читаю.

вы хоть автора сего труда напишите :))

Сквирелл
26.06.2011, 19:23
Интересно как. А Змей Горыныч чьих будет?
http://www.ldbp.ru/text/sokolov/gorinich.htm

отрицательный герой огромного количества русских сказок и былин был ничем иным, как ракетными войсками армии татаро-монгольских захватчиков. Это наиболее ярко проиллюстрировал фильм 30-х годов «Илья Муромец».

Китайцы™
26.06.2011, 19:33
Первый раз слышу про какие-то Веды:001: и Серых:005:
А вообще старославянская мифология - интересная штука, в универе был, ИМХО, самый интересный предмет:)
Например, "за тридевять земель" - это ни куда нибудь, а в загробное царство, в потусторонний мир, мир мертвых.
Клубочек, который вел в царство, - это то же самое, что нить Ариадны, ориентир, навигатор,который выведет обратно.
Баба-Яга не зря с костяной ногой, ногой скелета, ее избушка - это перевалочный пункт между миром мертвых и миром живых, а она сама - тотемный персонаж, посредник между обоими мирами, помогающий перейти из одного в другой. Как-то так.

㋛гурцы
26.06.2011, 19:34
еще немного про перепеченых детей.
В русской народной сказке Баба-Яга, которой помогают гуси-лебеди, отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва, яг – жертвующий, пожертвователь. Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т.е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди». Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути, – печка – символ человеческого социального бытия. Ведь, действительно, мы – единственные живые существа, поддерживающие и получающие огонь искусственно, единственные в живой природе, термически обрабатывающие свою пищу. В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно полученного продукта питания. Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб. Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки сказок, яблоки Гесперид и т. д.). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых. И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни. До недавнего времени в восточных районах Вологодской области такой кисель творили обязательно на вечерней заре, варили на утренней, используя для этого деревянную посуду, в которую опускали раскаленные камни и помешивали кисель лодочным веслом (лодка, как мы знаем, считалась средством переправы на тот свет, не случайно еще в раннем средневековье скандинавы и руссы хоронили своих знатных покойников в ладьях). Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги. Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное. Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему? Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней. Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся. Интересно, что в санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом), a «paripacya»: быть сваренным, поджаренным, созревать. Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире. В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.

㋛гурцы
26.06.2011, 19:35
Я могу ссылки кинуть.

Эйяфьятлайокудль
26.06.2011, 19:43
Пропп. Исторические корни волшебной сказки.
Почитайте, это классика.

Миссис Сойер
26.06.2011, 19:48
Я могу ссылки кинуть.

Только хотела написать об этом.

㋛гурцы
26.06.2011, 19:57
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/folk
http://www.alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html

㋛гурцы
26.06.2011, 19:58
спасибо, я как раз хотела его поискать.

Chianti
26.06.2011, 19:59
очень интересно

㋛гурцы
26.06.2011, 20:02
http://baby-strannik.narod.ru/sk-bud.htm

Эйяфьятлайокудль
26.06.2011, 20:03
Я просто что хочу сказать, в этой области очень много вымысла, много ерунды, поэтому если и стоит что-то читать, то научное, то, что действительно имеет под собой большой проанализированный материал индоевропейских источников.
А не сомнительные опусы типа "седьмого года восьмой империи".

сапфировая кошка
26.06.2011, 20:04
Очень интересно!!! Спасибо огромное! :flower: Пошла читать ссылки:)

Mitsuko
26.06.2011, 20:04
http://www.alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html
ну тут ваще про яйцехоре написано, читать невозможно, ржака :046:
АТОМЫ

Атомы есть Душа молекулы. Он представляет собою шесть Принципов, а молекула – тело его. Атом есть Атман объективного Космоса, т. е. он находится на седьмом плане нижайшей Пракрити.

Эйяфьятлайокудль
26.06.2011, 20:04
Афанасьева тоже полезно. http://lib.rus.ec/b/364

Pilar
26.06.2011, 20:05
Я слышала еще один обряд с тестом:010: если ребенок рождался в результате КС, матери везли детей в деревни к бабкам-повитухам, те делали в тесте отверстие и через него протаскивали ребенка:001: как бы имитируя естественные роды:010: смысл этого мне не очень понятен:009:


А чем тогда КС делали? Серпами что ли?:001:
а зашивали как?

ИМХО - фигня какая-то.

㋛гурцы
26.06.2011, 20:07
муть тоже интересно почитать (для введения).

Помидоры злые
30.06.2011, 15:11
А чем тогда КС делали? Серпами что ли?:001:
а зашивали как?

ИМХО - фигня какая-то.

Про КС тже удивилась.
Ин тересно.

edeltely
30.06.2011, 15:17
Огурцы - старославянка, вегитарианка...что же дальше?))) скандалыинтригирасследования :))

Я и Диод
30.06.2011, 15:19
Я все это проходила в Институте Детства. Это вы еще только про перепекание ребенка, а есть еще и карты сказок.. там такое... тыдыщ!
А работу про сказку "Гуси лебеди" я защищала. и как раз брала этот материал.

Я и Диод
30.06.2011, 15:22
муть тоже интересно почитать (для введения).

Мне моя професорша, уверяла и доказывала, что это все не муть! И что так было на самом деле... Она вообще помешана на этом предмете. :065: Про мифологию и сказки все знает, мне иногда казалось, что она сама не от мира сего :073:

Баттерфляй
30.06.2011, 15:29
Интересно, выражение " с боку припека" от этого обряда произошло?

Это не из этой сказки, скорее ближе к кулинарии. При выпекании блинов иногда использовались какие-нибудь добавки, допустим, ягоды или фрукты. На сковороду выкладывалась долька яблока и заливалось тестом блинным. Отсюда и поговорка, когда припека (долька яблока) оказывалась сбоку. Кулинары, поправьте меня, если ошиблась в технологии.
Хотя... кто его знает...

㋛гурцы
01.07.2011, 01:34
и наконец просто кросавица:fifa:

㋛гурцы
01.07.2011, 01:36
Расскажите!!!!

Мне моя професорша, уверяла и доказывала, что это все не муть! И что так было на самом деле... Она вообще помешана на этом предмете. Про мифологию и сказки все знает, мне иногда казалось, что она сама не от мира сего
вот юы мне такую профессоршу! А что за институт детства такой? Может и мне надо?

graffiti
01.07.2011, 01:57
а про кикимор есть?

Малшык
01.07.2011, 01:59
а про кикимор есть?

есть...

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=4295875

RESH
01.07.2011, 02:04
Коринфский " Русь народная" - книга - мечта. С болью вернула ее в библиотеку, причем через три года - совесть заела. Теперь мучаюсь, хочу ее иметь а не найти... Вдруг у кого есть, облагодетельствуйте, вовек не забуду.

㋛гурцы
01.07.2011, 02:47
Яндекс говорит есть такое чудо на Озоне, цена 16 тыщ:010:

В гостях у сказки!
01.07.2011, 03:11
золотая книжица. В ней тайны обогащения,перевоплощения или просто государственные?

㋛гурцы
01.07.2011, 03:29
Ну если яндекс не врет, то безобидные Коринфский Народная Русь: сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа

Гротеска
01.07.2011, 11:06
Огурцы, очень рекомендую книгу "Русский народ.его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" Собр. М.Забылиным
это репринтное воспроизведение издания 1880 года. потрясающе интересно, гигантский кладезь информации, по цене очень доступна, я в Озоне покупала.

Длинная коса
01.07.2011, 11:32
краем уха слышала, но без деталей. интересно. спасибо.

Marishan
01.07.2011, 13:12
незнаю, как припек мог помогать при рахите, но вот коровьи кашки , т.е. обмазывание свежими "лепешками" применяются в деревнях при лечении рахита у младенцев:008: