PDA

Просмотр полной версии : Теория и практика: книги, которые вам НЕ помогли


Глеб Егорыч
11.09.2011, 23:27
Есть топик, где собран перечень книг по детской психологии, дошкольной педагогике, развитию, воспитанию.
Часто появляются топики с просьбами помочь решить какую-то проблему - и в основном советы сводятся к "сходите к врачу/психологу" или "прочитайте такую-то книгу, она мне очень помогла".
Мне в своё время пришлось добровольно-принудительно читать массу педагогической литературы. Своих детей тогда еще не было, и я не могла оценить, насколько книга близка к практике.
Сейчас прошло время - честно могу сказать, что реально полезным на практике оказался только базовый учебник по возрастной психологии и разные книги со стихами, загадками, описаниями игр и занятий. А всё остальное - кажется сильно оторванным от реальности, пустой тратой времени и денег на такое чтение.

Соответственно, вопрос.

Насколько часто вы читаете какую-то специальную литературу по психологии/педагогике/развитию ребенка - и находите её пустой, бесполезной, не имеющей отношения к реальной жизни?

frosh
11.09.2011, 23:36
не знаю- литература или нет. занимаюсь с ребенком "Игралочкой" от Петерсон. нам помогает. другие книжки по развитию не катят. и знаменитая "Общаться с ребенком? как?" очень рекомендуемая психологами- теоретически понятна, а на практике для меня неприменима абсолютно.

Sang Real™
11.09.2011, 23:44
не знаю- литература или нет. занимаюсь с ребенком "Игралочкой" от Петерсон. нам помогает. другие книжки по развитию не катят. и знаменитая "Общаться с ребенком? как?" очень рекомендуемая психологами- теоретически понятна, а на практике для меня неприменима абсолютно.

+1, тоже понимаю, но воплощение в жизнь только под сильными успокоительными для меня, не выдерживает моя нервная система такого подхода

Глеб Егорыч
11.09.2011, 23:49
вы о книге Гиппенрейтер?

когда она только появилась - считалась чуть ли не панацеей, но для меня не были актуальными те проблемы, поэтому на личном опыте не смогла оценить, работают ли её советы
а сейчас всё чаще слышу, что реальной, практической пользы и от книг Гиппенрейтер не смогли получить очень многие прочитавшие

KateriAn
11.09.2011, 23:52
вы о книге Гиппенрейтер?

когда она только появилась - считалась чуть ли не панацеей, но для меня не были актуальными те проблемы, поэтому на личном опыте не смогла оценить, работают ли её советы
а сейчас всё чаще слышу, что реальной, практической пользы и от книг Гиппенрейтер не смогли получить очень многие прочитавшие

Да, ладно:)) Значит надо прочесть еще раз. Мне, честно говоря, с первого раза тоже ее советы мутью показались. Но, так как мне было актуально, то вот читаю ее периодически уже года 3. Метод активного слушания стал моим вторым я. Правда, только с детьми:)

Ninazina
11.09.2011, 23:56
Тоже поддержу тут Гиппенрейтер. Мне способ активного слушания помогает не только в общении с ребенком, но и с другими людьми.

Мариса
11.09.2011, 23:59
Да, ладно:)) Значит надо прочесть еще раз. Мне, честно говоря, с первого раза тоже ее советы мутью показались. Но, так как мне было актуально, то вот читаю ее периодически уже года 3. Метод активного слушания стал моим вторым я. Правда, только с детьми:)
Согласна полностью. Первое прочтение было безуспешным, даже раздражало своей однобокостью. Позднее перечитывала и пришла к хорошим результатам, там рекомендации надо воспринимать более широко, подстраивая под свой темперамент.

Читала другие книги (не помню я авторов:008:), все остальное казалось мутью.

УЭБ forever
12.09.2011, 00:03
Все теории Домана -- книги ни о чём вообще.

Tikki
12.09.2011, 00:03
ИМХО, в абсолютно любой области профессиональной (и не только) литературы очень много хлама. И многие читают что попало, и решают больше никогда эту муть не читать. Ну, это как прочитав бульварный роман, решить, что романы - полная фигня, не учитывая, что роман - это не мягкая книжка с томной дамой на обложке, а - Толстой, Дефо, Кундера, например. Так что ерунды очень много. А хорошего меньше.
Многие "популярные" издания для родителей написаны явно малограмотными людьми. В учебниках и более-менее научных источниках тоже всякое попадалось...

вы о книге Гиппенрейтер?

когда она только появилась - считалась чуть ли не панацеей, но для меня не были актуальными те проблемы, поэтому на личном опыте не смогла оценить, работают ли её советы
а сейчас всё чаще слышу, что реальной, практической пользы и от книг Гиппенрейтер не смогли получить очень многие прочитавшие
Опять ИМХО, но это очень зависит и от того, кто читает. Не про Гиппенрейтер конкретно. Имеющий уши услышит и всё такое.

P.S. Читала много, и "добровольно-принудительно" в том числе, многие годы :))

Глеб Егорыч
12.09.2011, 00:05
Читала другие книги (не помню я авторов:008:), все остальное казалось мутью.

вот я как раз про "всё остальное"
с Гиппенрейтер - да, возможно, не сразу доходит принцип использования и поэтому есть те, кто жалуется, что не вынес из книги ничего полезного
а вот это "всё остальное" - в принципе, получается, я вообще не видела положительных отзывов о какой-либо книге, которая помогла нескольким людям. Хотя пока обсуждаем тут на форуме всякие жизненные ситуации - выясняется, например, что порой человек просто не учел психологию возраста (не знал, не понял). И понимаю, что вряд ли кто-то намеренно возьмется читать именно учебники по психологии. Хотят каких-то практических, прикладных книг с советами по решению проблем. А те книги, что эти как бы практические советы дают - очень оторваны от жизни.
Так понимаю, что например базовые учебники по психологии вообще непопулярны...
Из личных разочарований - книги Сесиль Лупан, которые были так популярны одно время (Доман туда же :065:)

Мариса
12.09.2011, 00:23
вот я как раз про "всё остальное"
с Гиппенрейтер - да, возможно, не сразу доходит принцип использования и поэтому есть те, кто жалуется, что не вынес из книги ничего полезного
а вот это "всё остальное" - в принципе, получается, я вообще не видела положительных отзывов о какой-либо книге, которая помогла нескольким людям. Хотя пока обсуждаем тут на форуме всякие жизненные ситуации - выясняется, например, что порой человек просто не учел психологию возраста (не знал, не понял). И понимаю, что вряд ли кто-то намеренно возьмется читать именно учебники по психологии. Хотят каких-то практических, прикладных книг с советами по решению проблем. А те книги, что эти как бы практические советы дают - очень оторваны от жизни.
Так понимаю, что например базовые учебники по психологии вообще непопулярны...
Из личных разочарований - книги Сесиль Лупан, которые были так популярны одно время (Доман туда же :065:)
Я читала учебник по психологии, в голове ничего не осталось, воспринималось как пустой текст.Там скорее информация для студентов, нужны дальнейшие объяснения.
А с Вашими разочарованиями полностью согласна, я даже дочитать не смогла....

Глеб Егорыч
12.09.2011, 00:39
да мне тоже кажется что учебники по психологии мало помогут маме, уже имеющей на руках дитя, да ещё и в ситуации, когда проблемы уже есть, а путей решения их пока не видно

сижу уже думаю - неужели скоро станут популярными курсы для молодых родителей аналогичные курсам будущих мам?

кстати, на моей памяти было такое издание - называлось "домашний педагогический университет" или что-то такое. Типа журнала, выходило раз в месяц в формате маленьких книжечек (типа нынешних покет-буков). Печатали в основном переводные издания, что для советской реальности было чем-то запредельным. У меня мама их выписывала и читала. Я всё ещё боялась, что меня сейчас по этим книжкам воспитывать начнут :)) - ну мне лет 8-9 было.

Кстати, именно в этих журналах я потом увидела книгу "Как на самом деле любить детей", например. В магазинах не видела, в сети есть, недавно на неё давали ссылку. Читала её, опять же, ещё в бездетном возрасте - очень понравилось. Стала читать сейчас - почему-то не вдохновилась совершенно.

plann
12.09.2011, 01:33
Я сейчас читаю Бабушкину Что находится в карманах детства
прям совсем не нравится

МИММИ
12.09.2011, 01:54
Все теории Домана -- книги ни о чём вообще.

+1

Florista
12.09.2011, 03:01
Мы с дочкой сейчас в деревне и я заказала "что-нибудь про то, как детей воспитывать". По внутреннему наитию воспитывала старшую 20 лет назад, с младшей пришло понимание, что иногда не знаю как поступить. Привезли мне книгу Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, Как слушать,чтобы дети говорили". Читаю, интересно. С комиксами, с упражнениями, с примерами.Решила только по ней и действовать. КАк только случилась неприятная ситуация, тут же наорала.:( Буду пробовать дальше.

Olivia
12.09.2011, 03:26
Мы с дочкой сейчас в деревне и я заказала "что-нибудь про то, как детей воспитывать". По внутреннему наитию воспитывала старшую 20 лет назад, с младшей пришло понимание, что иногда не знаю как поступить. Привезли мне книгу Адель Фабер, Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, Как слушать,чтобы дети говорили". Читаю, интересно. С комиксами, с упражнениями, с примерами.Решила только по ней и действовать. КАк только случилась неприятная ситуация, тут же наорала.:( Буду пробовать дальше.

Мне эта книга очень нравится,именно практическая часть хорошо расписана, правда,на практике-совсем далеко не так,как в их примерах-применил определённый подход-и оппаньки,ребёнок стал золотым и всё наладилось.Но,многие примеры действительно мне помогли,даже удивилась,когда ребёнок впал в злость-истерику-я стала описывать его состояние,и предложила изобразить его эмоции на бумаге-он не отказался,и начал чирикать лист-другой-третий,а потом резко успокоился и сам переключился на игру. Рисование его "освободило" от отрицательных эмоций,так же можно рвать бумагу, бить подушку-но мой ребёнок на это не вёлся.Важно при этом показать ребёнку,что понимаешь его чувства (а не говорить,что всё ок,не страшно и сразу предлагать выход из ситуации), и помочь избавиться от негатива приемлемым способом. И другие советы в этой книге тоже помогают мне-описание ситуации вместо критики ("на кухне раскиданы игрушки" вместо "опять ты раскидал и не убираешь"). Так же юмор использую,ситуацию абсурда...В одно время сынок фанател от зелёных трамваев,и если приходилось ехать в красном-устраивал истерику, поначалу использовала переключение,доводы в пользу красного трамвая:)),вплоть до "щас вообще пешком пойдёшь":073:.А тут предложила доехать на трамвае до магазина,купить балончик с краской и перекрасить трамвай красного цвета в зелёный-вместе посмеялись и он успокоился. Много можно примеров писать,но ещё раз повторюсь-далеко не всё идёт по сценарию примеров из книг, дети не роботы, что одному подойдёт-то другому может и не подойти.

Tikki
12.09.2011, 10:11
Ещё подумала - отношение к книгам зависит и от того, что мы хотим в ней найти. ИМХО, не может быть в воспитании никаких готовых рецептов - просто потому, что все дети разные, все родители разные, и все ситуации разные. Ребёнок - не машина, работающая по определённому алгоритму. Поэтому, если искать именно универсальный рецепт "Если ребёнок сделал то-то, Вы скажите.сделайте так, и ребёнок в момент исправится", то будешь разочаровываться - потому что многие действительно хорошие книги, написанные с умом, не дают никаких универсальных рецептов, та же Осорина, нежно мной любимая, или Бабушкина, которую тут уже поругали :)) - они именно помогают понять ребёнка, проникнуть в его мир, а не учат им управлять. А большинство тех, кто пишет именно рецепты - это из серии "Как найти себе мужа" или "Как разбогатеть за месяц". И, ещё - готовые рецепты смахивают на манипулирование скорее, чем на воспитание.

P.S. Что-то наверное не совсем по теме получилось. :008:

Jousephine
12.09.2011, 10:16
не знаю- литература или нет. занимаюсь с ребенком "Игралочкой" от Петерсон. нам помогает. другие книжки по развитию не катят. и знаменитая "Общаться с ребенком? как?" очень рекомендуемая психологами- теоретически понятна, а на практике для меня неприменима абсолютно.
+1 по всем пунктам

мумики
12.09.2011, 10:31
Все теории Домана -- книги ни о чём вообще.
А Вы занимались или только читали?:)) Я вот только читала :(, а на особых кто занимался то прогресс колоссальный: читающие и понимаюшие прочитанное дети с глубоким УО в карте. Так что тут вопрос не в Домане, да и перевод на русский и издание первых книг было без ведома самого Домана.

kat_spb
12.09.2011, 16:54
А для меня оказались довольно полезными книги не столько по возрастной психологии, сколько публикации, описывающие эксперименты и исследования в области возможностей детей различного возраста (к коим и относятся всевозможные методики раннего развития). Пока дочка была совсем маленькой, наиболее актуально было читать, про то, как и в какой зависимости обычно происходит развитие, позже это позволило выработать свою точку зрения, когда и какие виды деятельности стоит предлагать ребенку. Позже стала больше читать психологической и коррекционной литературы про взаимоотношения между людьми, формирование сфер интересов и еще на всякий случай чуть-чуть "влезла" в логопедию и в возрастную физиологию. Ну, и, естественно, гуглю статьи по мере возникновения конкретных вопросов.

kika-chucha
12.09.2011, 17:11
Вообще мути много, входит в одно ухо и выходит:004: Отношусь ко всем психологам очень недоверчиво - не помогают.. Но подружка подсунула книжку, пришлось прочесть - книга Екатерины Мурашовой "Ваш непонятный ребенок", разбираются ошибки воспитания детей разных возрастов на конкретных примерах. Мне понравилось, нашла некоторые ошибки в воспитании своего ребенка, правда уже упущенные..

kat_spb
12.09.2011, 17:12
А Вы занимались или только читали?:)) Я вот только читала :(, а на особых кто занимался то прогресс колоссальный: читающие и понимаюшие прочитанное дети с глубоким УО в карте. Так что тут вопрос не в Домане, да и перевод на русский и издание первых книг было без ведома самого Домана.
Я тоже только читала методику. И, на фоне прочего прочитанного, мое мнение, для здорового ребенка это не оптимальная методика (т.е. существуют более эффективные способы добиться описанных там результатов). Хотя карточки с энциклопедическими данными к методике шикарные :)) У друзей иногда берем, нам самим их интересно читать и рассматривать.

kat_spb
12.09.2011, 17:18
А всё остальное - кажется сильно оторванным от реальности, пустой тратой времени и денег на такое чтение.

Чтобы сделать какой-то свой вывод неплохо бы знать, какие выводы, пусть даже ошибочные (или далекие от реальности) уже сделали другие. Поэтому вряд ли трата времени такая уж пустая. Ну, а про трату денег - можно и с компа читать.

bigstarka
12.09.2011, 21:24
вы о книге Гиппенрейтер?

когда она только появилась - считалась чуть ли не панацеей, но для меня не были актуальными те проблемы, поэтому на личном опыте не смогла оценить, работают ли её советы
а сейчас всё чаще слышу, что реальной, практической пользы и от книг Гиппенрейтер не смогли получить очень многие прочитавшие


ну мой муж например в восторге от гиппенрейтер, джон грея и т.д.
Гиппенрейтер вообще все книги перечитал.
С дочерью общается на 5, я очень многому учусь у него, ибо самой читать пока некогда(

Liя
12.09.2011, 22:13
Заинтересовали книги :
Стив Биддалф - Воспитывать мальчишек ...Как ?
Эндрю Фуллер - Рожденные бунтовать
Понятие книги Гиппенрейтер - Продолжаем Общаться с ребенком Так ? пока не пришло

Biene
12.09.2011, 22:37
Тоже поддержу тут Гиппенрейтер. Мне способ активного слушания помогает не только в общении с ребенком, но и с другими людьми.
Про активное слушание есть и у Фабер&Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали..." Очень важный метод. Я вообще про книги скажу так - если воспринимать их буквально, как инструкции, будет много разочарования. Для меня главное - получить импульс, сигнал, чтобы задуматься и докопаться, возможно, перейдя от одной книги к другой в поисках каких-то ответов. Вот у Ирины Млодик, детского психолога, есть серия чудесных книг, записей передач. Она показывает и рассказывает, что и как бывает в разных ситуациях, комментирует и всегда выступает на стороне ребенка - мне она очень симпатична. Но ее книги не инструкции, а такие рассуждения, которые посылают сигналы в мой мозг, когда я сама "ловлю" себя на чем-то, хочу глубже узнать что-то. Если интересно, вот тут есть ссылки на ее передачи http://popdoc.ru/articles/318 и в контакте на ее страничке выложена куча видео для детского канала

frosh
12.09.2011, 23:00
Тоже поддержу тут Гиппенрейтер. Мне способ активного слушания помогает не только в общении с ребенком, но и с другими людьми.

с детьми не получается, а со взрослыми- только так:)) и необязательно эхом вторить, сиди и с участливым видом кивай головой,, ну и вопросы по теме задавай вовремя:))

Кин-дза-дза!
12.10.2011, 21:14
Очень часто читаю такую литературу. Но я не читаю все подряд, так сказать. А либо любимых авторов, либо нарыв книгу в Лабиринте с кучей отзывов от рецензентов, которые мне сипатичны, либо по рекомендации с ЛВ опять же от тех, кто мне симпатичен.

Что мне не понравилось:
Книги Болотовского. Вся информация, данная в книге была для меня не нова. Потеряла только время да и книга не сама дешевая.
Категорически не понравилась книга Томаса Фелана Воспитание без принуждения. ее надо было назвать "дрессура детей, результат гарантирован".
некрасова Материнская любовь. Главная идея книги мне понятна, даже в какой-то степени повлияла на меня, но сама подача :001: напоминает стиль написания страшилки, которые мы рассказывали в пионерлагере. В темном темном доме была темна, темная комната :) книга полна историями типа "одна женщина так любила своего сына, что умерла от рака, но и с того света не давала ему жить и он спился". Надо иметь чувство меры.