Просмотр полной версии : Особенности нервной системы ребенка и учебная деятельность.
Идея этой темы возникла благодаря Nataijal, участвовавшей в обсуждениях в др. моей теме.
Обычно принято выделять четыре основных типа ВНД (и 4 темперамента) (с оговоркой, что «чистые типы» встречаются нечасто), от которых зависит: скорость возникновения психических процессов (скорость восприятия учебного материала, длительность сосредоточения внимания, быстрота мышления и т.д.); темп и ритм деятельности и пр.:
1) сильный, уравновешенный, подвижный (легкая приспосабливаемость, высокая сопротивляемость трудностям жизни (в том числе, учебным), хорошая стрессоустойчивость, высокая работоспособность…)
2) сильный, уравновешенный, медленный (инертный) (медлительность, хорошая устойчивость к монотонным видам деятельности…)
3) сильный, неуравновешенный, подвижный (вспыльчивость, энергичность, азартность, склонность к резким сменам настроения…)
4) слабый, неуравновешенный, подвижный (низкий уровень работоспособности, высокая чувствительность, высокая утомляемость, неуверенность в себе…)
Более научно:
Типы нервной системы Понятие о Типах нервной системы, введённое в физиологию и медицину основоположником учения о высшей нервной деятельности (http://bse.sci-lib.com/article007534.html) И. П. Павловым (http://bse.sci-lib.com/article086112.html), связано с понятиями о темпераменте, конституции человека (http://bse.sci-lib.com/article064044.html) и конституции животных, интерес к которым зародился на заре человеческой культуры и цивилизации.
Высшая нервная деятельность наряду с общими чертами и закономерностями имеет индивидуальные особенности, свойственные только НС данного организма, его основным нервным процессам (НП) — возбуждению (http://bse.sci-lib.com/article006033.html) и торможению (http://bse.sci-lib.com/article111490.html), характеризующим деятельность коры больших полушарий головного мозга (http://bse.sci-lib.com/article064501.html). Классификация Типов нервной системы основана, по Павлову, на силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Сила НП определяется свойством нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток НП могут быть сильными или слабыми. Под уравновешенностью НП понимают одинаковую их силу. В зависимости от соотношения силы возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными или неуравновешенными, то есть оба процесса одинаково сильные либо один из них заметно преобладает.
Подвижность НП выражается быстротой их возникновения и прекращения, лёгкостью перехода от одного процесса к другому. В зависимости от этого НП могут быть подвижными (лабильными) или инертными. НС каждого организма обладает определённой комбинацией этих особенностей, или свойств, что составляет индивидуальные различия высшей нервной деятельности, характерные черты поведения животного. Среди многочисленных возможных комбинаций основных свойств возбуждения и торможения — их силы, уравновешенности и подвижности — Павлов выделил и охарактеризовал четыре главных Типов нервной системы — три сильных и один слабый.
Интересно пообщаться на эту тему; узнать, как влияют (если вообще влияют) особенности НС на учебную жизнь детей, в зависимости от того, какие свойства НС у ребенка преобладают? Возникают ли характерные сложности? Как Вы с ними справляетесь?
Особенно, если у ребенка выраженный слабый или сильный, подвижный или интертный тип нервной системы.
* Оранжевая Жизнь *
05.11.2011, 15:03
Ой, а я что-то не могу определить, какой тип ВДН у моего сына...:008:
Может, третий, но там не хватает стрессоустойчивости.
А если работоспособность "плавающая" -- то куда? :))
Тип нервной системы -- скорее подвижный, соответственно и в учёбе...всё движется вверх-вниз...:065:
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:11
понимаете, сами по себе типы НД, которые вы охарактеризовали в первом посте - это, по сути, типы темперамента: 1 - сангвиник, 2 - холерик, 3 - флегматик, 4 - меланхолик.
Это природная данность, разумеется она влияет и на учебную деятельность, и вообще на все виды деятельности человека.
Холерик легко загорается, но может бросить дело на середине, т.к. утратил интерес.
Флегматик вдумчиво и серьезно делает работу, но медлителен. Меланхолик - с вечной установкой "у меня не получится". Сангвиник - работает себе и работает, но если нет настроения - может и похалявить.
Дело в том, что к подростковому возрасту уже практически невозможно установить четкую принадлежность в какому-либо из типов. Более того, есть случаи (и частые) когда ребенок приспособился к требованиям взрослых и ведет себя так, чтобы его меньше дёргали. Меланхолик может перестать ныть, холерик может натренироваться доводить начатое дело до конца и т.п. Но это не так хорошо, как кажется, т.к. приводит к внутреннему конфликту между заложенным природой и тем, что требуют окружающие люди. В итоге "природа" может прорваться наружу в самом неожиданном месте.
Когда говорим о подростках, логичнее обратить внимание на так называемые акцентуации - психологические и поведенческие особенности, которые формируются в результате различных жизненных ситуаций и полученного опыта. По ходу жизни акцентуации меняются. Это такой приспособленческий механизм.
Коротенько об акцентуациях - вот здесь: http://www.treko.ru/show_dict_1196
Вот именно они чаще всего и определяют особенности учебной деятельности подростка.
(Извините что длинно и нудно).
Ой, а я что-то не могу определить, какой тип ВДН у моего сына...:008:
Кстати, тоже затрудняюсь с определением. Вот кажется, что всегда такой :0070: ... а потом, бац и уже :045:
:101:
(Извините что длинно и нудно).
:0019: зато вУмно:0005: .... ну и в принципе - понятно :008: :flower:
счас, только ещё ссылочку поизучаю :073: :))
Ой, а я что-то не могу определить, какой тип ВДН у моего сына...:008:
Может, третий, но там не хватает стрессоустойчивости.
А если работоспособность "плавающая" -- то куда? :))
50/50%?
понимаете, сами по себе типы НД, которые вы охарактеризовали в первом посте - это, по сути, типы темперамента: 1 - сангвиник, 2 - холерик, 3 - флегматик, 4 - меланхолик.
Это природная данность, разумеется она влияет и на учебную деятельность, и вообще на все виды деятельности человека.
Холерик легко загорается, но может бросить дело на середине, т.к. утратил интерес.
Флегматик вдумчиво и серьезно делает работу, но медлителен. Меланхолик - с вечной установкой "у меня не получится". Сангвиник - работает себе и работает, но если нет настроения - может и похалявить.
Дело в том, что к подростковому возрасту уже практически невозможно установить четкую принадлежность в какому-либо из типов. Более того, есть случаи (и частые) когда ребенок приспособился к требованиям взрослых и ведет себя так, чтобы его меньше дёргали. Меланхолик может перестать ныть, холерик может натренироваться доводить начатое дело до конца и т.п. Но это не так хорошо, как кажется, т.к. приводит к внутреннему конфликту между заложенным природой и тем, что требуют окружающие люди. В итоге "природа" может прорваться наружу в самом неожиданном месте.
Когда говорим о подростках, логичнее обратить внимание на так называемые акцентуации - психологические и поведенческие особенности, которые формируются в результате различных жизненных ситуаций и полученного опыта. По ходу жизни акцентуации меняются. Это такой приспособленческий механизм.
Коротенько об акцентуациях - вот здесь: http://www.treko.ru/show_dict_1196
Вот именно они чаще всего и определяют особенности учебной деятельности подростка.
(Извините что длинно и нудно).
Совершенно с Вами согласна. Опросник тоже на определение темперамента.
Но обычно родители знают, какая НС у их ребенка: сильная или слабая без всяких опросников. Тот же теппинг-тест, конечно, точнее, но его лучше проводить "не в ручную".
Но у нас здесь не научная дисскусия, а разговор между обычными родителями, поэтому надеюсь, что Вы извините нас за "ненаучный подход".
у моей младшей ярко выраженный 3 тип. Что негативно влияет на учебу - излишняя энергичность (делает задание быстрее, чем поймет его и не умеет проверить саму себя - надо бежать дальше) и излишняя эмоциональность. Что помогает учебе - азарт и желание победить/добиться своего.
У моей старшей скорее 4 тип. Работоспособность только нормальная, все остальное имеет место. Что мешало очень - излишняя чувствительность. Не дай бог учительница что-то не так и не тем тоном сказала... Все уже забыли - эта будет неделю пережевывать и мучиться. Потихоньку проходит - вернее, перестает влиять на учебу. Быстрая утомляемость мешает очень. Справляется благодаря очень приличным способностям и наличию интереса к учебе. С низкой самооценкой помогают справиться реальные успехи. Хотя фразу "я хуже всех по предмету Х" я слышу примерно раз в неделю и сейчас (раньше это было ежедневно и не соответствовало никакой действительности).
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:20
:0019: зато вУмно:0005: .... ну и в принципе - понятно :008: :flower:
счас, только ещё ссылочку поизучаю :073: :))
так я ж защищалась как раз по этой теме...
диплом у меня о том, какие тяжкие последствия наступают, если родители вытравливают из ребенка его природный темперамент и принуждают маскироваться под тип темперамента, удобный и понятный им самим. :008:
темперамент для исследования определяли по мед. докам ребенка в возрасте до года (чтобы определить природный тип) и по одной из методик-опросников (чтобы определить тип темперамента в 10-летнем возрасте). Сравнивали, находили тех, у кого к 10 годам тип темперамента не соответствует "природному". Анализировали поведенческие характеристики, заболеваемость, успеваемость и т.п. Очень наглядная картина получилась. И печальная.
* Оранжевая Жизнь *
05.11.2011, 15:25
50/50%?
Наша такой вот опросник. Постараюсь найти поменьше.
О, это надо проверить...Спасибо:flower: , убегаю, прибегу -- протестируемся! :008:
Алена Сероглазая
05.11.2011, 15:29
Кстати, тоже затрудняюсь с определением. Вот кажется, что всегда такой :0070: ... а потом, бац и уже :045:
:101:
Для определения есть специальные тесты. А вот так на глаз может определить опытный психолог, но он то как раз вряд ли будет основываться только на одном взгляде. :) Предпочтет понаблюдать...поговорить...:)
так я ж защищалась как раз по этой теме...
диплом у меня о том, какие тяжкие последствия наступают, если родители вытравливают из ребенка его природный темперамент и принуждают маскироваться под тип темперамента, удобный и понятный им самим. :008:
темперамент для исследования определяли по мед. докам ребенка в возрасте до года (чтобы определить природный тип) и по одной из методик-опросников (чтобы определить тип темперамента в 10-летнем возрасте). Сравнивали, находили тех, у кого к 10 годам тип темперамента не соответствует "природному". Анализировали поведенческие характеристики, заболеваемость, успеваемость и т.п. Очень наглядная картина получилась. И печальная.
О! Это очень интересно, а не поделитись основными выводами и рекомендациями(вкратце, конечно), о которых полезно знать каждому родителю :091:.
Алена Сероглазая
05.11.2011, 15:34
так я ж защищалась как раз по этой теме...
диплом у меня о том, какие тяжкие последствия наступают, если родители вытравливают из ребенка его природный темперамент и принуждают маскироваться под тип темперамента, удобный и понятный им самим. :008:
темперамент для исследования определяли по мед. докам ребенка в возрасте до года (чтобы определить природный тип) и по одной из методик-опросников (чтобы определить тип темперамента в 10-летнем возрасте). Сравнивали, находили тех, у кого к 10 годам тип темперамента не соответствует "природному". Анализировали поведенческие характеристики, заболеваемость, успеваемость и т.п. Очень наглядная картина получилась. И печальная.
Да. К сожалению, достаточно часто встречаю позицию " у нас не может быть флегматика", "меланхолик? в нашей семье?". :(
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:39
О! Это очень интересно, а не поделитись основными выводами и рекомендациями(вкратце, конечно), о которых полезно знать каждому родителю :091:.
выводы были такие
родители "сильных" типов пытаются "подтянуть" своего ребенка под удобный и понятный им тип темперамента. Или под свой собственный :)) или под тип темперамента супруга. В итоге получают деформированные поведенческие реакции. ребенок просто приучается вести себя определенным образом, чтобы мама и папа были довольны. Или впадает в активный протест (кроме холериков никто к активным протестам не склонен, но их провоцируют). Результат - цветущие неврозы. Многие связывали их проявление с поступлением в школу и самой школой. Оказывалось, что сама по себе школа мало для кого из детей являлась травмой. Травмировали требования родителей, связанные со школой.
А что с рекомендациями? Очевидные, но для многих невыполнимые. Признать, что твой ребенок - не обязательно твоя копия и он имеет право ошибаться и не быть идеальным.
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:41
Да. К сожалению, достаточно часто встречаю позицию " у нас не может быть флегматика", "меланхолик? в нашей семье?". :(
в переводе на бытовой язык: "мужчина должен...." "настоящий мужчина не должен..." "ты же девочка!.." "ты нас с отцом позоришь" "как мы людям в глаза будем смотреть, когда ты такой..."
Алена Сероглазая
05.11.2011, 15:41
50/50%?
Наша такой вот опросник. Постараюсь найти поменьше.
1. Выберите тот ответ, который наиболее точно описывает обычное поведение
1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может смениться раздражением.
2. Настроение всегда ровное, спокойное.
3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.
4. Настроение обычно подавленное, часто грустит.
[FONT=verdana]
Что то меня этот опросник с самого начала напрягает. :)
Не могу понять как это может настроение ВСЕГДА быть ровным и спокойным. Даже когда 2 получил? С другом поссорился ... это уже какая-то характеристика "характер нордический".:)
Или настроение подавленное... На мой взгляд - это показатель не благополучия, а не темперамента. Грусть другое дело, но, опять же, погрустить может каждый.
Меланхолики скорее задумчивы, погружены в размышления, а не грустны. ( понятно, что в пункте 4 непрозрачно намекают именно на них).
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:44
так в том и фишка - это ж опросник, по которому ты сам себя оцениваешь :))
Да, опросник неудачный, постараюсь найти нормальный.
А пока натолкнулась на очень необычный и любопытный (он тоже на определение темперамента), но ответить надо всего на 2 вопроса.
Лично у меня, попал в точку. Как у других?
Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - теплые,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще влажная, то см. 1
Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - теплые,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще сухая, то см.2
Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - холодные,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще сухая, то см. 3
Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - холодные,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще влажная, то см.4
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:46
для взрослых людей это не годится - уже могут развиться заболевания, из-за которых меняется тепловой обмен.
Алена Сероглазая
05.11.2011, 15:47
так в том и фишка - это ж опросник, по которому ты сам себя оцениваешь :))
А нет пособий "вырежи аппендицит сам?":)
для взрослых людей это не годится - уже могут развиться заболевания, из-за которых меняется тепловой обмен.
Ну, ради любопытства можно ;)?
1) Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - теплые,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще влажная, то
Вы относитесь к холерикам.
Вы подвижны, неуравновешенны, энергичны, стремительные, боевые, задорные, смелые, уверенные, решительные, инициативные, азартно беретесь за работу. В критический момент можете работать долго и неудержимо с максимальной концентрацией сил, быстро решаете проблемы и преодолеваете трудности, схватываете информацию на лету, быстро запоминаете, даже не успев осознать. Однако вы вспыльчивы, несдержанны, нетерпеливы, прямолинейны, самоуверенны, плохо владеете собой, не умеете рассчитывать силы и ни в чем не знаете меры, не любите делать монотонную, медленную работу. Ожидание или неудачи способны вывести вас из себя. Стараясь как можно скорее получить результат, вы начинаете опережать события, суетиться. Особенно угнетает вас необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность. Вы отличаетесь резкостью, силой движения, порывистостью, излишней эмоциональностью. Склонны к резким сменам настроения (быстро переходите от радости к печали, от смеха к гневу), непостоянству, подвержены эмоциональным срывам, иногда бываете агрессивны.
Если по знаку зодиака вы относитесь еще и к огненным знакам: Овну, Льву или Стрельцу, то можно с точностью сказать, что Вы холерик.
2) Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - теплые,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще сухая, то Вы:
Вы относитесь к сангвиникам.
Вы чаще всего уравновешенны, энергичны, оживленные, эмоциональные с разнообразием и богатством мимики, громким и быстрым темпом речи. Вы хорошо владеете собой, работоспособны, уверенны в своих силах, впечатлительны, общительные, легко вступаете в контакты. Вы, как правило, легко и быстро приспосабливаетесь к новой обстановке, стремитесь к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываетесь на окружающие события. Вы оптимистичный человек. Умеете увлекать других, поддерживаете хорошую атмосферу в коллективе, любите шутку, остроумие. Часто предлагаете какие-то идеи и добиваетесь их осуществления. Эмоции, которые у вас возникают – преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются (угасают). Вы сравнительно легко и быстро переживаете неудачи. В трудных ситуациях становитесь более собранными и целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора. Вы склонны к решению тактических задач. Возможно в детстве вы были вожаком среди сверстников, так как способны организовывать их на рискованные дела. У вас отсутствует сосредоточенность, не хватает целеустремленности. Очень часто вы не доводите начатое до конца, особенно если работа кажется неинтересной. Для вас характерна неоправданная поспешность поступков, поверхностность. Вкусы и интересы у вас непостоянны.
3) Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - холодные,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще сухая, то Вы:
Вы относитесь к флегматикам.
Вы уравновешенный человек. Обычно спокойны и невозмутимы, терпеливы и выносливы, целеустремленные, продуктивные, с чувством ответственности. Вы сильно привязываетесь к работе, так как способны к длительному и напряженному труду. Вы настойчивые и упорные труженики. Вас трудно обидеть или вывести из себя, вы немного медлительны, нерешительны. Для вас характерна спокойная речь, без эмоций, с невыразительной мимикой. Вы неохотно переключаетесь с одного дела на другое и приспосабливаетесь к новой обстановке. Вам трудно привыкнуть к новым знакомым. У вас преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно постоянны. Говорите вы в основном по делу, не любите пустословия. Вы предприимчивы, однако предлагаете новую идею только после тщательного взвешивания всех “за” и “против”. Прежде чем действовать, вы подумаете о возможных помехах, о том как их преодолеть. Нередко вы долго колеблетесь, принимая решение. При неблагоприятных условиях может развиться пассивный образ жизни, вялость, равнодушие, склонность к выполнению однообразных привычных действий. В зависимости от среды и воспитания из вас могут вырасти и большие лентяи, и целеустремленные борцы :)
4) Если обычно при нормальной температуре ваши руки и ноги - холодные,
а в нормальных условиях ваша кожа чаще влажная, то Вы:
Вы относитесь к меланхоликам.
Очень часто вы бываете неуверенными в себе, в своих силах, нерешительными, робкими, безынициативными, пассивными, вялыми, боязливыми, обидчивыми, любящими одиночество. Вы мнительны, быстро утомляетесь, нелегко осваиваитесь с изменившимися условиями жизни, а в опасные и трудные минуты теряетесь. Для Вас характерна высокая эмоциональная чувствительность и даже душевная ранимость. Вы глубоко и долго переживаете эмоции, даже если и повод был не особенно значительным. В ваших переживаниях очень часто преобладают отрицательные эмоции. Малейшая неприятность способна вывести вас из равновесия. Для вас характерна трудность выбора. Вы склонны к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступаете в контакты с незнакомыми людьми. Вы предпочитаете подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-либо перемен в жизни, вы волнуетесь, нередко понапрасну. Можете успешно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей. Вы запасливы и предусмотрительны. При неблагоприятных условиях у вас может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Вас довольно трудно расшевелить, зато потом вам плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому вы больше других нуждаетесь в навыках психологической защиты от перегрузок – не только физических, но и интеллектуальных и эмоциональных.
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:49
А нет пособий "вырежи аппендицит сам?":)
не удивлюсь, если есть :))
вообще, тип темперамента как тип ЦНС определяется у младенцев безо всяких опросников именно по типам реакции на раздражители.
А нет пособий "вырежи аппендицит сам?":)
Давайте я его вообще удалю, чтобы людей не смущал?
Удалила, но оставила второй, про кожу и конечности, в качестве "развлечения".
Глеб Егорыч
05.11.2011, 15:54
я гипотоник, поэтому у меня вечно холодные конечности, кожа сухая - но я не флегматик.
описание на 70% не совпадает (монотонная речь и скудная мимика это определенно не ко мне :)) Уравновешенным человеком не являюсь)
сейчас я холерик - но по описанию температуры рук/ног совершенно на него не похожа
кем была изначально - сложно сказать :)) подозреваю, что меланхоликом.
я гипотоник, поэтому у меня вечно холодные конечности, кожа сухая - но я не флегматик.
описание на 70% не совпадает (монотонная речь и скудная мимика это определенно не ко мне :)) Уравновешенным человеком не являюсь)
сейчас я холерик - но по описанию температуры рук/ног совершенно на него не похожа
кем была изначально - сложно сказать :)) подозреваю, что меланхоликом.
Мне, наверное, просто "повезло": мои симптомы совпали.
А вообще чистые типы встречаются очень редко, значит, в Вас (как и в большинстве других людей) сочетаются черты разн. типов темперамента.
Алена Сероглазая
05.11.2011, 15:58
я гипотоник, поэтому у меня вечно холодные конечности, кожа сухая - но я не флегматик.
описание на 70% не совпадает (монотонная речь и скудная мимика это определенно не ко мне :)) Уравновешенным человеком не являюсь)
сейчас я холерик - но по описанию температуры рук/ног совершенно на него не похожа
кем была изначально - сложно сказать :)) подозреваю, что меланхоликом.
Опять же, что значит "нормальные условия". Сейчас для меня нормальными являются одни условия, а 5 лет назад были другие. И здоровье меняется...
Т.е. и тип нервной системы должен меняться со сменой условий?
Глеб Егорыч
05.11.2011, 16:00
видимо :))
Опять же, что значит "нормальные условия". Сейчас для меня нормальными являются одни условия, а 5 лет назад были другие. И здоровье меняется...
Т.е. и тип нервной системы должен меняться со сменой условий?
Может и этот опросник удалить, как научно не обоснованный?
Алена Сероглазая
05.11.2011, 16:15
Может и этот опросник удалить, как научно не обоснованный?
Понимаете, хороший врач в экстремальных условиях может сделать операцию и кухонным ножом, а плохой и в операционной инструментами может не справиться. Вопрос много ли среди нас хороших врачей?
Сможем ли мы пользуясь такими инструментами добиться положительных результатов?
Может лучше конкретизируем тему разговора. :008:
И не нужно ничего удалять, а то потом будет не понять, что обсуждали.
Понимаете, хороший врач в экстремальных условиях может сделать операцию и кухонным ножом, а плохой и в операционной инструментами может не справиться. Вопрос много ли среди нас хороших врачей?
Сможем ли мы пользуясь такими инструментами добиться положительных результатов?
Может лучше конкретизируем тему разговора. :008:
И не нужно ничего удалять, а то потом будет не понять, что обсуждали.
Поздно, уже удалила, но зато подкорректировала 1 стр.
А такой опросник подойдет (правда, он САМОопросник?
Анкета для определения типа нервной системы
Оцените каждое свое свойство по 5-балльной шкале. Теперь найдите общую сумму всех оценок по 10 вопросам. Максимальная оценка, которую Вы можете получить, равна 50, минимальная — 10.
1. Способны ли Вы заниматься делом длительное время без перерыва (например, в течение нескольких часов)?
1 — Поминутно прерываю работу, а если не могу это сделать, работаю плохо, допускаю много ошибок.
2
3
4
5 — Несмотря на продолжительную работу, не испытываю никакого утомления.
2. Способны ли Вы к устойчивой концентрации внимания?
1 — Не могу сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от работы.
2
3
4
5 — Всегда целиком поглощен выполнением действия, ничего не замечаю, кроме своего занятия.
3. Умеете ли стойко переносить неудачи?
1 — При неудачах не могу ничем заниматься, сильно переживаю, бывает, плачу, долго не могу взять себя в руки.
2
3
4
5 — При неудачах еще больше собираюсь, мобилизуюсь, они меня не сбивают, не угнетают.
4. Охотно ли беретесь за выполнение ответственной работы?
1 — Избегаю ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняюсь.
2
3
4
5 — Люблю «верховодить», брать ответственность на себя за выполняемые действия.
5. Способны ли работать в неблагоприятной обстановке?
1 — Шум, разговоры, музыка и пр. мешают работе, предпочитаю заниматься в полной изоляции, в тишине.
2
3
4
5 — Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работаю успешно.
6. Отказываетесь ли от намеченных действий при встрече с препятствием?
1 — Даже небольшое препятствие вызывает стремление отказаться от дальнейшей работы, теряю веру в свои силы.
2
3
4
5 — Встречающиеся препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряю веры в свои силы, в успех.
7. Ведете ли Вы себя так же, как обычно, в присутствии начальства?
1 — Присутствие посторонних смущает, избегаю встреч с начальством, не люблю, когда на урок в класс приходит директор.
2
3
4
5 — Присутствие посторонних (или директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
8. Проявляете ли нервозность перед важным событием?
1 — Да. Даже когда вполне подготовлен, не люблю писать контрольные работы, заранее волнуюсь, больше думаю о последствиях возможной неудачи, чем о выполнении необходимого задания.
2
3
4
5 — Контрольные работы или экзамены не воспринимаю как исключительные события. В этих ситуациях чувствую себя, как обычно, не нервничаю.
9. Охотно ли беретесь за работу, требующую больших усилий?
1 — Избегаю продолжительной, утомительной работы, гораздо больше люблю выполнять легкие, не слишком утомительные задания.
2
3
4
5 — Люблю работу, которая полностью поглощает, требует значительной выносливости, больших усилий.
10. Легко ли преодолеваете временные колебания настроения и длительное плохое настроение?
1 — Трудные ситуации, тяжелые события, конфликты сильно выбивают из колеи, портят настроение. Душевное равновесие не могу восстановить очень долго.
2
3
4
5 — Тяжелые жизненные ситуации (болезнь, конфликты) не выводят из равновесия, обычно быстро «прихожу в себя».
Если Вы получили в результате оценку от 10 до 20, то Вас можно отнести, скорее, к людям со слабой нервной системой. Что касается тех, кого можно отнести к средним (оценки от 21 до 39 баллов), то сказать что-то определенное без дополнительного исследования трудно, поскольку нужны более точные методы измерения указанных свойств.
Мне, наверное, просто "повезло": мои симптомы совпали.
А вообще чистые типы встречаются очень редко, значит, в Вас (как и в большинстве других людей) сочетаются черты разн. типов темперамента.
А я переросла. И теперь у меня (где-то после 30ти) сухая кожа и теплые конечности.
Значит ли это, что поменялся тип моей НС? Или это я поменяла свое отношение к ней :)), к "системе"?
Глеб Егорыч
05.11.2011, 16:27
если говорить о диагностических инструментах - вот подборка проф.тестов: http://vikrob.narod.ru/psitests.htm.
Особенно рекомендую обратить внимание на тест ПДО по Иванову и Личко (только для получения подлинных результатов надо, чтобы отвечал сам подросток, а не его мама вместо него). Правда, там очень скудная интерпретация. Но подробную характеристику полученного результата легко найти в интернете.
Доминирующая стратегия психологической защиты (там же по ссылке) - тоже полезная штука. По крайней мере, может быть полезной в понимании механизмов поведения подростка в неприятной для него ситуации.
Глеб Егорыч
05.11.2011, 16:28
все самоопросники для определения типа НС содержат огромную погрешность. Результаты будут необъективны ровно настолько, насколько человек необъективно оценивает своё состояние и свои реакции.
Может лучше конкретизируем тему разговора. :008:
.
Поможете ;)?
По теме. Если говорить об инертности - подвижности НС. У одной из дочерей явное преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, что конечно, накладывало (и накладывает) свои особенности на учебный процесс, начиная со сборов в школу. Если младшей требуется 15 -20 минут на сборы, то старшей, не хватает и 2-х часов и все равно она постоянно везде опаздывает, хотя начинает собираться СИЛЬНО заранее, выполнение д/з (особенно в нач. школе) растягивалось на часы, в итоге, пришлось даже из-за этого сменить школу, где д/з было намного меньше, за счет того, что успевали пройти материал в классе, на уроках...
Сейчас стоит вопрос о выборе уч. заведения и будущей специальности... И надо, кроме всего прочего, учитывать и эту особенность НС. Например, не подойдут УЗ, расположенные дальше 1ч. 15 мин. езды от дома, т.к. если в школу (которая находится в соседнем дворе), дочь собирается не меньше 2-х часов, заводя будильник на 6 утра, чтобы успеть (хотя все равно, постоянно опаздывает) к 9.00 (час дочери необходим только для того, чтобы встать неспеша с постели), то для того, чтобы ей успеть в ВУЗ (колледж), придется вообще спать не ложиться :073:. Кстати, в школу дочь, чаще всего, уходит голодной, т.к. не успевает :073: позавтракать.
Можно ли сказать, что данная особенность НС, ведет к некоторым проблемам (ограничениям) в жизни?
Ест честно... ниче не поняла. У меня деть подходит под все типы (или под все неподходит :)) ). И в общем козе понятно, что если в ребенке более выражена усидчивость и уравновешенность, то это будет помогать в учебе, а подвижность и резкие смены настроения мешать.
Моему ребенку его природная усидчивость, покладистость (надо - значит надо) и отходчивость от обид помогает в учебе, а низкая самооценка (я это точно не смогу) и истеричных характер (слезы по каждому пустяку) мешают. Но ведь это у всех так, разве нет?
ЗЫ: Глеб Егорыч, ну так низя - сказал А, говори и Б - давай сюда свои тесты, интересно же как я испортила собственного ребенка за 10 лет. Я ж теперь спать не буду - буду вспоминать каким он был в год.
Ест честно... ниче не поняла. У меня деть подходит под все типы (или под все неподходит :)) ). И в общем козе понятно, что если в ребенке более выражена усидчивость и уравновешенность, то это будет помогать в учебе, а подвижность и резкие смены настроения мешать.
Моему ребенку его природная усидчивость, покладистость (надо - значит надо) и отходчивость от обид помогает в учебе, а низкая самооценка (я это точно не смогу) и истеричных характер (слезы по каждому пустяку) мешают. Но ведь это у всех так, разве нет?
Значит, у Вашей дочери смешанный тип.
У меня пацан, тот еще тип ;)
:))
Алена Сероглазая
05.11.2011, 17:12
Поможете ;)?
Всегда готова! :036:
Тему открыли Вы, значит есть какие-то наболевшие вопросы...давайте конкретно о них и поговорим. Формулировка, вынесенная в название топика очень широкая, т.е. можем растечься мыслью по древу, и уйти в какие-то дебри.
Алена Сероглазая
05.11.2011, 17:19
Поможете ;)?
По теме. Если говорить об инертности - подвижности НС. У одной из дочерей явное преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, что конечно, накладывало (и накладывает) свои особенности на учебный процесс, начиная со сборов в школу. Если младшей требуется 15 -20 минут на сборы, то старшей, не хватает и 2-х часов и все равно она постоянно везде опаздывает, хотя начинает собираться СИЛЬНО заранее, выполнение д/з (особенно в нач. школе) растягивалось на часы, в итоге, пришлось даже из-за этого сменить школу, где д/з было намного меньше, за счет того, что успевали пройти материал в классе, на уроках...
Сейчас стоит вопрос о выборе уч. заведения и будущей специальности... И надо, кроме всего прочего, учитывать и эту особенность НС. Например, не подойдут УЗ, расположенные дальше 1ч. 15 мин. езды от дома, т.к. если в школу (которая находится в соседнем дворе), дочь собирается не меньше 2-х часов, заводя будильник на 6 утра, чтобы успеть (хотя все равно, постоянно опаздывает) к 9.00 (час дочери необходим только для того, чтобы встать неспеша с постели), то для того, чтобы ей успеть в ВУЗ (колледж), придется вообще спать не ложиться :073:.
Можно ли сказать, что данная особенность НС, ведет к некоторым проблемам в жизни?
Раз перешли к конкретике, можно уточняющий вопрос?
А как она собирается? что делает в эти 2 часа.
Я сама "копуша", но научилась собираться за 20 минут, НО час перед выходом мне просто необходим для нормального пробуждения организма. Родители этого понять не могли ( как это посидеть 20 минут за чашкой кофе, когда нужно "вперед, скачками"), поэтому приходилось маскироваться длительными сборами. Как только стала жить отдельно все сильно переменилось...
Всегда готова! :036:
Тему открыли Вы, значит есть какие-то наболевшие вопросы...давайте конкретно о них и поговорим. Формулировка, вынесенная в название топика очень широкая, т.е. можем растечься мыслью по древу, и уйти в какие-то дебри.
Эта тема просто вытекла из другой темы, себя уже исчерпавшей.
Наболевшие вопросы? Да я уже адаптировалась и к особенностям своей НС (она у меня слабая, нет, ОЧЕНЬ слабая :005:), и к особенностям НС своих детей.
Хотя Вы мне подкинули идею. Т.к. лично меня в данный момент волнует вопрос выбора специальности (профессии), который стоит перед старшей дочерью (да и младшая подрастает), то может быть, поговорим о том, какие ограничения накладывают те или, иные особенности НС при выборе профессии (типа УЗ, вида спорта и пр.)?
Могу (на личном опыте) рассказать, в каких сферах (условиях) очень тяжело работать человеку со слабой НС.
Будет очень интересно, услышать и размышленния людей об ограничениях (сложностях) в проф. сфере, если у человека преобладет интертность, возбудимость нервн. процессов...
Раз перешли к конкретике, можно уточняющий вопрос?
А как она собирается? что делает в эти 2 часа.
Я сама "копуша", но научилась собираться за 20 минут, НО час перед выходом мне просто необходим для нормального пробуждения организма. Родители этого понять не могли ( как это посидеть 20 минут за чашкой кофе, когда нужно "вперед, скачками"), поэтому приходилось маскироваться длительными сборами. Как только стала жить отдельно все сильно переменилось...
Сама поражаюсь, как? Если одной фразой, то "неспеша копается :073:".
В детстве (дошкольном) я путем неимоверных усилий сократила время переодевания дочерми после прихода домой из дет. сада с 2 часов до 1,5, потом 1 часа (это был рекордный предел).
Думаю, что "вылечить" от такого "копошения" дочь, смогут только ее собственные дети :)), мы уже свыклись, подстраиваемся как можем (если надо выходить в 10.00, говорим дочери, чтобы была готова к 8.30, чтобы часам к 10.00-10.30 успела собраться и ее не пришлось ждать 1,5-2 часа)
Алена Сероглазая
05.11.2011, 19:40
Мне самой этого не представить. Если одной фразой, то "медленно копается :073:". Вот сейчас, например, ей надо было ехать на ДОД к 16.00 (1,5 часа ехать (сейчас уже 16.55, а дочь все еще собирается, хотя встала давно и сразу же (!) начала собираться)).
В детстве (дошкольном) я путем неимоверных усилий сократила время переодевания дочерми после прихода домой из дет. сада с 2 часов до 1,5, потом 1 часа (это был рекордный предел).
Думаю, что "вылечить" от такого "копошения" дочь, смогут только ее собственные дети :)), мы уже свыклись, подстраиваемся как можем (если надо выходить в 10.00, говорим дочери, чтобы была готова к 8.30, чтобы часам к 10.00-10.30 успела собраться и ее не пришлось ждать 1,5-2 часа)
Да Вы супер терпеливая мама. :flower:
Да Вы супер терпеливая мама. :flower:
А что делть? Зато младшая у меня, скорее, холерик :0035:. Вот они друг друга и дополняют :071: .
Всегда готова! :036:
Тему открыли Вы, значит есть какие-то наболевшие вопросы...давайте конкретно о них и поговорим. Формулировка, вынесенная в название топика очень широкая, т.е. можем растечься мыслью по древу, и уйти в какие-то дебри.
Давайте, попробуем конкретизировать.
Если возникают учебные (и не только) сложности, связанные с особенностями НС ребенка, то как Вы научились с ними (трудностями) справляться, чтобы не навредить ребенку? Произошли ли изменения с возрастом (у Вас самих, у Ваших детей)?
Если у ребенка выраженный слабый, интертный или неуравновешенный тип нервной системы.
Глеб Егорыч
05.11.2011, 20:47
видимо, надо укреплять слабую нервную систему? витаминизация, закаливания, режим, психогигиена?
видимо, надо укреплять слабую нервную систему? витаминизация, закаливания, режим, психогигиена?
Никто не спорит. У меня, например, слабая НС. Я ее укрепляю - укрепляю, о чем я уже упоминала в др. теме... Положительная динамика есть, но очень ничтожная :005:.
Nataijal
05.11.2011, 20:54
видимо, надо укреплять слабую нервную систему? витаминизация, закаливания, режим, психогигиена?
Видимо. И все - же: беречь и щадить, или нагружать в надежде, что привыкнет?
Со мной такие вещи не проходили: год выжимала из себя все, потом начинала серьезно болеть. Попытки предпринимались раза 3-4 за всю жизнь. Теперь не знаю, как относиться к ребенку. Иду по пути среднему - нагружаю умеренно, возможно - чуть выше, зато кормлю, витаминизирую, выгуливаю и даю высыпаться.
Не покидают сомнения - некотороые говорят, что, если ребенка с раннего детства нагружать максимально - школа, 2 языка, музыкальная, художественная, спорт, то он привыкнет к большим нагрузкам, научится работать, планировать свое время, будет собранным и развитым, раньше созреет, станет ответственными и бла-бла-бла... (или получит срыв вплоть до попадания в психиатрическую больницу - говорят другие).
Пытаюсь хорошо изучить сильные и слабые стороны, и максимально их использовать. То есть, приходится жить в жестких рамках, чтобы сохранять работоспособность.
Алена Сероглазая
05.11.2011, 20:57
Давайте, попробуем конкретизировать.
Если возникают учебные (и не только) сложности, связанные с особенностями НС ребенка, то как Вы научились с ними (трудностями) справляться, чтобы не навредить ребенку? Произошли ли изменения с возрастом (у Вас самих, у Ваших детей)?
Если у ребенка выраженный слабый, интертный или неуравновешенный тип нервной системы.
Ой, тут нет готовых рецептов. В каждом отдельном случае свои.
В любом случае совет Глеб Егорыча будет кстати. укреплять слабую нервную систему? витаминизация, закаливания, режим, психогигиена
Но важно просто принимать себя таким каков есть. Без оценок плохой-хороший.
И зная свои реальные силы строить жизнь.
* Оранжевая Жизнь *
05.11.2011, 21:08
О, а чего удалили опросник??:020:
Тока я пришла домой, приготовила ручку-тетрадку, и нате вам...:059:
Глеб Егорыч
05.11.2011, 21:19
у меня в одном из сообщений осталась ссылка - там тестов много :))
Глеб Егорыч
05.11.2011, 21:22
Не покидают сомнения - некотороые говорят, что, если ребенка с раннего детства нагружать максимально - школа, 2 языка, музыкальная, художественная, спорт, то он привыкнет к большим нагрузкам, научится работать, планировать свое время, будет собранным и развитым, раньше созреет, станет ответственными и бла-бла-бла... (или получит срыв вплоть до попадания в психиатрическую больницу - говорят другие).
ну вот я из тех детей, которые учились в художке, музыкалке и спортшколе, ещё -тройка кружков была тоже всегда
но
мы жили в очень маленьком населенном пункте, где всё территориально в 10 минутах пешком. При этом информационное поле было совершенно иным, например.
Не знаю, как бы я выживала в нынешних условиях, не имея такой закалки. Есть подозрения, что могла бы вообще в итоге организовать свою жизнь просто иначе.
ни одному из моих детей такой ритм не потянуть, потому что они - это не я. Нагрузка чужих детей - тем более ни разу не ориентир.
ну вот я из тех детей, которые учились в художке, музыкалке и спортшколе, ещё -тройка кружков была тоже всегда
но
мы жили в очень маленьком населенном пункте, где всё территориально в 10 минутах пешком. При этом информационное поле было совершенно иным, например.
Не знаю, как бы я выживала в нынешних условиях, не имея такой закалки. Есть подозрения, что могла бы вообще в итоге организовать свою жизнь просто иначе.
ни одному из моих детей такой ритм не потянуть, потому что они - это не я. Нагрузка чужих детей - тем более ни разу не ориентир.
Лично у меня (хотя тема не обо мне, конечно) из-за слабой НС по жизни немало ограничений ("хочется, но не можется").
Было бы интересно, составить список профессий, в которых очень важны такие свойства НС, как сила, устойчивость и подвижность (из личных примеров).
Например, лицам, со слабой НС, непросто работать (но не значит, что невозможно): реаниматологом, хирургом, летчиком-испытателем, тренером олимпийской сборной, шахтером, диспетчером АЭС (?)...
С инертной НС, непросто в профессиях, требующих большой расторопности, частой переключаемости, принятия ответственных решений в условиях дефицита времени: авиадиспетчером (?)...
С легковозбудимой НС, непросто в профессиях:....
Конечно, хотелось бы, поговорить о более близких ("земных") профессиях, например, таких как: прораб, бухгалтер, программист, менеджер и т.д.
P.S. Хотя изначально тема была не про это, может быть, есть смысл перенести тему (про выбор профессий с учетом особенностей НС) в др. раздел?
exception
06.11.2011, 15:57
Не смогла своих определить. Скорее обе 3, а они такие разные....
Обе шустрые и быстро переключающиеся, одна усидчивая, вторая - нет.
Но при этом старшая скорее настроена позитивно, самооценка в норме. Младшая не всегда позитивна и ей это мешает.
Обеим отмечали и отмечают подвижность НС, повышенную возбудимость.
В подростковый возраст пока вошла старшая, младшая - маленькая - младшая школьница.
Легко представляю обеих в профессиях, связанных с техникой и творчеством одновременно - от дизайнера до программиста
Вряд ли смогут преподавать - для этого нужны более крепкие нервы
Но обычно родители знают, какая НС у их ребенка: сильная или слабая без всяких опросников.
:008:
Отметилась пунктом "Всё это полная ерунда" :)
NB! Академика Павлова люблю, уважаю и тщательно штудировала.
Не смогла своих определить. Скорее обе 3, а они такие разные....
Обе шустрые и быстро переключающиеся, одна усидчивая, вторая - нет.
Но при этом старшая скорее настроена позитивно, самооценка в норме. Младшая не всегда позитивна и ей это мешает.
Обеим отмечали и отмечают подвижность НС, повышенную возбудимость.
В подростковый возраст пока вошла старшая, младшая - маленькая - младшая школьница.
Легко представляю обеих в профессиях, связанных с техникой и творчеством одновременно - от дизайнера до программиста
Вряд ли смогут преподавать - для этого нужны более крепкие нервы
Замечательно, когда все в порядке.
exception
06.11.2011, 21:23
:) ну не то чтобы совсем в порядке. Есть индивидуальные особенности, младшая в частной начальной школе, понемногу учится усидчивости. Но систематизировать мой, скажем, опыт сложно - очень много индивидуального.
В общем - наши недостатки - это обратная сторона наших достоинств....
И не всегда понятия "хороший ребенок" и " удобный ребенок" - совпадают...
И не всегда лучшее - лучшее для всех.
Надо искать в рамках возможностей условия, подходящие данному человеку в данный момент.
КаТеНа77
09.11.2011, 18:11
В нашем варианте: у ребенка слабая и неуравновешенная НС (про подвижность НС не понимаю), при этом он усидчив, быстро собирается и очень работоспособен . "Как быть? ", в том смысле, что ребенок вспыльчив и сложности с ним возникают в общении дома, при этом с учебой проблем не возникает.
КаТеНа77
09.11.2011, 18:18
Не покидают сомнения - некотороые говорят, что, если ребенка с раннего детства нагружать максимально - школа, 2 языка, музыкальная, художественная, спорт, то он привыкнет к большим нагрузкам, научится работать, планировать свое время, будет собранным и развитым, раньше созреет, станет ответственными и бла-бла-бла... (или получит срыв вплоть до попадания в психиатрическую больницу - говорят другие).
Пытаюсь хорошо изучить сильные и слабые стороны, и максимально их использовать. То есть, приходится жить в жестких рамках, чтобы сохранять работоспособность.
Специально никогда старшего не нагружала- так получилось, что нагрузился все-равно)
Он привык к нагрузкам! Научился работать, планировать свое время, собран, ответственен!!! ( а может натура просто такая?)
Специально дочку не нагружала- она до недавнего времени оставалась ненагруженной...
Так и не умеет планировать свое время, несобранна, правда развита не по годам и бла-бла-бла)))) ( а может натура просто такая?))
Если сын в учебе берет усидчивостью , работоспособностью и отличной памятью (спасибо музыкалке!), то дочке пока просто все легко дается.
При этом у сына с раннего детства слабый тип НС, у дочки с раннего детства сильнее и устойчивее не придумаешь)
Глеб Егорыч, очень интересно, спасибо. А можно в двух словах, как у младенцев определяют темперамент?
Глеб Егорыч
09.11.2011, 20:39
так и определяют - по особенностям процесса возбуждения и торможения.
У холериков быстрое возбуждение, медленное торможение (в быту - ну типа если ребенок заигрался, устал, но от усталости не засыпает, а капризничает)
У сангвиников быстрое возбуждение и такого же темпа торможение (устал - пошел и лег спать).
И т.д.
krismisi
09.11.2011, 21:26
вписывалмсь сложно и старшая и младшая
ясно, спасибо. Мне трудно представить с учётом этого, что я или сын могли быть когда-то кем-то, кроме холериков, а муж, со слов свекрови, родился истинным флегматиком (и отдельные черты сангвиника приобрёл, с его же слов, осознанно и уже после школы). Видимо, есть люди, более стойкие к давлению внешней среды?
Глеб Егорыч
09.11.2011, 22:29
есть конечно
и как раз флегматики (физиологические) такой устойчивостью к условиям внешней среды и отличаются
есть конечно
и как раз флегматики (физиологические) такой устойчивостью к условиям внешней среды и отличаются
А что про меланхоликов скажите?
КаТеНа77
10.11.2011, 00:07
Я сама когда-то училась на факультете психологии))) На какие только тесты и опросники ни отвечала- везде получалось: тип темперамента смешанный - чаще всего -холерик с меланхоликом) Жгучая смесь такая))) В нашей группе большинство оказалось со смешанным типом. Еще по разным опросникам выходили разные результаты. Ну и день на день тоже не приходился)
Поэтому чем дальше" в лес"...тем более скептично я относилась к результатам подобных исследований.
(однако, интересно это все....)
Глеб Егорыч
10.11.2011, 00:11
да я-то ничего нового не скажу - т.к. в пределах этого топика только кратко пересказываю содержание лекций по возрастной психологии+кое-что из личных наблюдений :))
один из преподавателей, например, уверял, что матушкой-природой не могло быть задумано такого типа, как меланхолик, что среди животных меланхоликов не бывает (или они бывают, но не выживают :)) )
в средние века от меланхолии пытались лечить (подозреваю, что то были на самом деле депрессивные расстройства - и вероятно, именно их принимают за меланхолический темперамент у взрослых)
Глеб Егорыч
10.11.2011, 00:13
Да, но при чем тут тип темперамента и тип нервной системы? Объясните, пожалуйста...( я давно училась и почти все уже забыто...)
так Павлов же доказал существование 4 типов темперамента, под которыми понимается определенные особенности процессов возбуждения и торможения (т.е. с точк зрения физиологии темперамент это и есть характеристика деятельности нервной системы).
КаТеНа77
10.11.2011, 00:14
так Павлов же доказал существование 4 типов темперамента, под которыми понимается определенные особенности процессов возбуждения и торможения (т.е. с точк зрения физиологии темперамент это и есть характеристика деятельности нервной системы).
Да,да....Кое что припоминаю уже)
Спасибо!:)
КаТеНа77
10.11.2011, 00:17
Вот, статью хорошую нашла...Вроде бы все ясно и понятно)
Для интересующихся
http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_1.htm
КаТеНа77
10.11.2011, 00:19
По ней сын получается со вторым и четвертым типом НС. И что дальше?!) (весь в меня)))
Спасибо за ссылку, повеселилась :)):)):))
И что дальше?!
А всё то же: "Учиться, учиться и ещё раз учиться!" (с) :ded:
КаТеНа77
10.11.2011, 00:26
Спасибо за ссылку, повеселилась :)):)):))
А всё то же: "Учиться, учиться и ещё раз учиться!" (с) :ded:
:support::support::support:
YascherKa
10.11.2011, 00:29
Наверняка, есть научно обоснованные исследования на тему, как характер влияет на обучение. Если уж дают советы по воспитанию в зависимости от знака зодиака или имени, то на материалах Павлова диссертации можно писать - сейчас нам профессиональные психологи подскажут, что почитать))
Nataijal
10.11.2011, 00:50
Наверняка, есть научно обоснованные исследования на тему, как характер влияет на обучение. Если уж дают советы по воспитанию в зависимости от знака зодиака или имени, то на материалах Павлова диссертации можно писать - сейчас нам профессиональные психологи подскажут, что почитать))
Не надо все валить в кучу - имя, знак, характер... А вот особенности ВНД на процессы обучения влияют.
С какой стати вам психологи должны подсказывать, что почитать? На то библиотеки есть, включая СПбГУ0шный факультет психологии. Справьтесь там, что бы такого почитать. Боюсь, психологи и сами уже не помнят всех библиографий...:))
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.