Вход

Просмотр полной версии : Почему Фобос Грунт никуда не полетел...


sss
18.01.2012, 13:18
Вот такое письмо

"Уважаемый Сергей Борисович!
Не так давно СМИ показали Ваше выступление на коллегии Роскосмоса, в котором Вы весьма критично оценили текущее состояние дел в курируемой Вами отрасли. Конечно, уровень Вашей осведомленности в этом вопросе несравним с моим, до недавнего времени бывшим просто ведущим специалистом в ОКБ ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина". Но, на мой взгляд, истинное положение с созданием космической техники более удручающе, чем может показаться. Поскольку проектированием отдельных узлов, устанавливаемых на изделия, я занимался непосредственно, то смею настаивать на своем пессимистическом мнении.

Несколько примеров, позволяющих оценить отношение к проектированию новой техники, практикуемое в этом НПО.

Недавно, в январе этого года, после неоднократных отсрочек был наконец-то запущен аппарат "Электро-Л". Приводы остронаправленных антенн, установленных на нем, разрабатывал я. Такие же приводы (с некоторыми модификациями) будут установлены на аппаратах "Спектр" и на одном из аппаратов спецназначения. Так вот: проектирование этих весьма ответственных механизмов проводилось вообще без технического задания, на основании устных распоряжений, часто весьма противоречивых. И уже когда приводы изготавливались, только тогда пришло техническое задание на их разработку. Сами же антенны определились еще позже. Где я угадал, где не очень...

Это пример по не самому сложному механизму, устанавливаемому на изделие, просто мне более понятному. Но такой подход – обычная практика в НПО им. С.А. Лавочкина. Добиваться же соблюдения норм, принятых в космической отрасли, весьма чревато будущими неприятностями. Впоследствии этот факт я очень даже ощутил на себе.

Еще из жизни. Напрочь отсутствует теоретическое обоснование принимаемых технических решений, хотя по ЕСКД и предусмотрены этапы, предваряющие выпуск рабочей документации. Решающим критерием являются не научно апробированные аргументы, а то - понравится ли конструкция начальнику, или нет. Просто исходя из его эстетических ощущений. Какой-либо инженерный диспут невозможен в принципе. Царит постулат: я начальник – ты дурак. Апеллировать к должностной инструкции бесполезно: это пустая бумажка, а в моем случае (для ведущего специалиста) таковой просто не существовало! Особенно же неприемлемы руководством ОКБ честные (именно не формальные, а объективные, с учетом вероятных условий эксплуатации) расчеты надежности.

После моих упорных настояний, что надежность является определяющей в космической технике, поскольку содержит в себе прочностной и другие показатели, а в конечном итоге определяет конструкцию в целом, один из не последних руководителей остроумно возразил: «Надежность – продажная девка империализма. Надо будет – я (именно Я!) заплачу директору Центра надежности и он напишет ту цифру, какую надо». В основном так и происходит – в отчетах, отсылаемых в ЦНИИМАШ, формально ставится нужное число девяток, а далее жизнь показывает, угадали или нет. Вероятность - она и есть вероятность!

На все тот же субъективизм, зачастую переходящий в откровенную тупость, наталкиваются и попытки внедрить что-то новое. Здесь приходится слышать ответ: «У нас (понимается в НПО) так еще не делали». И все! Доказывать, что когда-то и паровозов не делали, чаще всего бесполезно. Между тем те же американцы, китайцы и др. не спят и их изделия летают и дальше, и, что еще важнее, гораздо дольше наших.

Такие же дела и с испытаниями. В целях мнимой экономии вместо изготовления одного-двух агрегатов для доводочных испытаний, как это и предусмотрено нормативами, в производство закладывается сразу серия, с учетом летных образцов. В итоге исправить конструкцию, если что не так, можно только отчасти. Поэтому на дефекты, выявленные при испытаниях, но не приводящие к откровенной неработоспособности, зачастую просто закрывают глаза. Дескать, все равно вряд ли полетит, а за переделку можно премии лишиться. Но если дефект более очевиден, тогда в брак уходит вся серия. Вот и экономия! В итоге конструктор лишается очевидного в технике права на поисковую ошибку. Отсюда инженерная трусость, безынициативность.

Хочу упомянуть и об искусственном разделении структуры ОКБ. Оно поделено на Центры, в каждом из которых свой директор, его замы, плановые отделы и т.п. И такая организация привела к реальной разобщенности некогда единого ОКБ. Центры сами стараются обеспечить себя заказами, и по возможности выполнить этот заказ своими силами, дабы ни с кем не делиться. Отсюда с одной стороны дублирование служб (например, несколько подразделений занимаются редукторами, каждое на свой лад), с другой стороны тот же привод проектируется в трех Центрах – блок управления в одном, электрика в другом, механика – в третьем. И каждая из этих частей не хочет понимать другую. А если случается какая-то нештатная ситуация (а случается это часто), то начинается поиск не причины, а виноватого – каждый валит на другого. Получается как в пословице про дитя и нянек.

В общем, Сергей Борисович, проблем, как говорится, выше крыши.

Не буду рассказывать о системе «откатов». Это совершенно отдельная тема и ей пусть занимаются, если захотят, компетентные органы. Можно поднять документацию по серии запусков «Демонстраторов», по «Солнечному парусу» – да много по чему… Или по современным, например MetNet. Одно скажу: никто их всерьез не собирался и не собирается запускать. А все эти прожекты, включая и разные там «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» и пр., прежде всего прекрасный повод для бесконечных заграничных вояжей начальственной верхушки и элементарного выкачивания денег из бюджета!

А чего стоит эпопея с «Фобос-Грунт»! Вот где настоящая курица, несущая золотые яйца! И если придется все-таки отправить этот аппарат в полет, то очень многие будут искренне огорчены расставанием.

Скажете, что все это голословно? Проверьте сами: сопоставьте даты начала работ, израсходованные суммы и оцените, что уже сделано. И оцените не рекламные ролики и не выставочные макеты, а реальное «железо»! Это несложно. Уверяю, если подойти к этому вопросу не предвзято, без опаски обидеть «хороших» людей, то можно найти много любопытного.
И не думайте, что я это только сейчас выплескиваю. Сколько там работал, столько и кричал, ругался, доказывал. Пока нужны были приводы, по которым я, позвольте проявить нескромность, считался специалистом, меня еще терпели. Соглашались: да, мол, бардак, но что мы можем? И это говорили начальники не последнего уровня. Я им: «Так кричите, ругайтесь, у вас же больше возможностей! Я вам надоедаю, вы выше бейте, может, что и получится?» Какой там! Кто уже на пенсии – боязно за свое теплое место! А кто еще и выше метит, негоже себе карьеру портить. И как в стену из ваты натыкаешься – ни реакции, ни движения!

В итоге все-таки наступила логическая развязка: когда основные работы по моей тематике были завершены, мне устроили элементарную травлю. Заключалась она, прежде всего, в полной профессиональной блокаде. Ну и по мелочи - лишение премий, надбавок и т.п. Записался на прием к Генеральному конструктору, у которого и день для этого определен. Но на подступах к нему тройной рубеж обороны, как перед Москвой в 41-м! Побившись об эту чиновничью стену, я понял, что НПО им. С.А. Лавочкина наплевать и на мой 29-ти летний стаж работы в нем, и на изобретения, которые я внес в копилку его патентов! Можно было бы еще побороться, но я явственно осознал, что окажусь или в психушке, или поневоле стану террористом. Ей-богу, очень хотелось пойти по примеру героя известного фильма «Ворошиловский стрелок»! Но серьезное оружие надо еще поискать, а эта тупая чиновничья масса до того уже достала, что в свои 52 года я просто ушел в никуда.

И скажу откровенно, Сергей Борисович: очень обидно! Обидно прежде всего за то, что еще многое не сделал, хотя и мог бы! Обидно и за то, что ощутил себя изделием, которым попользовались, а потом просто выкинули на помойку - "Электро-Л" летает, антенны наводятся, "мавр сделал свое дело"!

Конечно, хочется верить, что Вам, Сергей Борисович, удастся наладить дела в подведомственной Вам отрасли. Но что-то заставляет меня усомниться, что даже Вы, со всем Вашим потенциалом, сумеете разгрести эти авгиевы конюшни.

В любом случае, желаю Вам удачи!
А я все-таки пытался что-то сделать, пусть и не получилось!

Морозов Николай Васильевич 08.03.2011"

Источник здесь (http://open-letter.ru/letter/26645)

Валерич
19.01.2012, 13:55
Ничего нового для себя тут не нашел....Все как почти везде...и кстати есть мнение,что аффтар этого открытого письма,может быть привлечен за разглашение гос.тайны...:065::))

(\/)етрокот
23.01.2012, 13:04
Фобос-грунт мог бы оказаться самой занимательной космической программой Роскосмоса, если бы он упал на Землю, взял образцы грунта и улетел с ними на Марс. :)):)):)):))

Вad Santa
23.01.2012, 13:29
http://www.lenta.ru/news/2012/01/10/phobos


Владимир Поповкин намекнул на злой умысел в провалах Роскосмоса
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в интервью "Известиям" намекнул, что причиной неудач России в космосе может быть неизвестное воздействие на аппараты, когда они находятся вне зоны видимости российских средств слежения.

"Сегодня нет ясности, почему не запустилась двигательная установка «Фобос-Грунта». Непонятны <...> частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли - там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию. Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать," - заявил глава Федерального космического агентства.

Волчок
23.01.2012, 19:06
http://www.lenta.ru/news/2012/01/10/phobos

как раз те самые яйца у танцора

Mост Ватерлоо
24.01.2012, 00:38
Я слышал только то, что в подобных аппаратах ничего не шифруется на вводе выводе как раз для того, чтобы можно было ловить его всеми силами.

Danil
24.01.2012, 02:25
Вся ветка выглядит как "собака лает - ветер носит". Единственный вопрос - аффтар с Перцем одно лицо или разные?

Волчок
24.01.2012, 10:24
Вся ветка выглядит как "собака лает - ветер носит". Единственный вопрос - аффтар с Перцем одно лицо или разные?

Ну да .. конечно.. тут бабки на скамеечке собрались.

Если что - у меня коллега с ЦНИИМАШЕМ год работал .. или больше - уровень бардака и коррупции запредельный.

Гyлливep
25.01.2012, 07:47
я слышал, что там даже не был дописан софт который должен был быть задействован на Марсе

Если бы аппарат оказался на Марсе, то софт ему не помог бы уже ничем. Планировалась посадка на спутник Марса - Фобос. И оттуда обратно к Земле.
С этим все непросто даже на этапе теоретической части - смотреть Релятивистское предупреждение миссии "Фобос Грунт" (http://www.youtube.com/watch?v=fNqvcsYkix0)

sss
26.01.2012, 13:19
Вот (http://lenta.ru/news/2012/01/26/noway1/)

А виновных найдут. И это будут пришельцы с Альфа-центавры. Так намного проще, чем признать печальный факт полного развала отечественной космонавтики.

Контраст
26.01.2012, 16:33
Причиной падения межпланетной станции "Фобос-Грунт", вероятнее всего, была вспышка на Солнце. К такому выводу, как сообщает РБК, пришла межведомственная комиссия, занимавшаяся расследованием аварии.

Отказ в работе двигателей станции мог произойти по причине "воздействия на космический аппарат плазменного образования в магнитосфере Земли", говорится в отчете комиссии, которую возглавляет председатель научно-технического совета госкорпорации "Ростехнологии" Юрий Коптев.

Как выяснили эксперты, 4 ноября на Солнце произошла мощная вспышка, и в течение последующих десяти суток солнечная активность была аномальной, что могло привести к сбою в электронике. Таким образом, аварию "Фобоса" можно считать трагической случайностью, говорится в заключении.
(c)

так што да... пришельцы...

Поправка... НУЖНО считать трагической случайностью...:046: