PDA

Просмотр полной версии : как помочь ребенку (может кто-нибудь успешно справился...)?


svetusya
14.02.2012, 14:16
Добрый день! Просто не знаю что и делать! Дочка учится во втором классе. Учится хорошо. Но! Я не так давно окончательно убедилась в том, что она забывает все, чему научилась через пару недель. То есть, мы делаем уроки, изучаем например новую тему. Все подробно разбираем. Вроде все поняла и запомнила. И на следующий день на уроке отвечает на 5. Но проходит пару недель и выясняется, что она ВООБЩЕ ничего не помнит из того материала! То же самое по английскому. Через неделю-две, не помнит слова, перевод, как читается... Можно было бы подумать, что проблемы с памятью. Но стихи учит за 1 раз и потом помнит их годами. До сих пор из садика стихи помнит и из 1 класса. То есть дело не в памяти. А в чем? Я уже голову сломала. Поскольку не знаю, что это такое за напасть, то не знаю и как ей помочь. Вот представьте: одноклассники усвоили урок, на следующем занятии еще добавилось материала, потом еще. А мы каждый раз заново изучаем все с начала. Соответственно на то, чтобы сделать уроки уходит кошмарное количество времени, потому что приходится возвращаться на несколько тем назад, поскольку следующая тема опирается на предыдущую.
Может кто-нибудь прошел через это и подскажет, что это за проблема и как справиться?

Jelly
14.02.2012, 14:53
Довольно типичная проблема ("студент не знает предмет в двух случаях: ещё не сдавал и уже сдал").

Чаще всего вызвано тем, что материал прорабатывается с опорой на механическую память, без содержательного осмысления и без формирования связей с уже известными фактами и опытом, без применения в практической деятельности. То есть эти новые знания выучиваются отдельно, не встраиваясь в ассоциативные связи со множеством других уже известных вещей.

Например, можно по-быстрому выучить формулу подсчёта площади прямоугольника, и научиться с её помощью решать задачи такого типа, и благополучно забыть это в течение пары недель.

А чтобы действительно прочно освоить эту тему, можно:
- поэкспериментировать с понятием "площадь" ("на какой прямоугольник из этих понадобиться больше плиточек?"), убедиться, что для прямоугольников разных пропорций нужно разное количество плиточек,
- посчитать площадь прямоугольников методом расчерчивания их на квадраты и сплошным пересчётом,
- ребёнок с большой долей вероятности догадается, что можно не пересчитывать, а складывать, или даже умножать,
- показать, что таблица умножения в классическом виде - это, фактически, таблица подсчёта площади прямоугольника,
- записать принцип подсчёта в виде формулы,
- порешать задачи на эту тему позаковыристее,
- помочь рассчитать, сколько понадобиться кафельной плитки, если вы решите выложить ей кухню.

После такого разбора тема "площадь прямоугольника" будет усвоена очень прочно, и может стать отличной базой для многих других тем ("координатная плоскость", "площадь прямоугольного треугольника", "возведение в квадрат" и пр.)

AnnaMarta
14.02.2012, 15:01
Расскажу, как мы справляемся. У нас есть толстенная тетрадь А4, в которой мы все разбираемые темы прорисовываем разноцветными карандашами. Например, проходили площадь и периметр. Рисовали прямоугольник, периметр обозначали красным, площадь штриховали зеленым, стороны подписывали синим и желтым. Потом и в формулах все делали с такими цветами. Выучивали. Проходили по английскому букву F, рисовали ее с носом, которым она Fыркает, запоминали. И тому подобное. Все вперемешку. Тетрадь очень толстая. Периодически ребенок ее пролистывает, что-то всплывает. Если забыта конкретная тема, то эта страница открывается и обычно моментально вспоминается. Как-то так.

Жираффф
14.02.2012, 15:03
Т. Бьюзен на эту тему: "Наш мозг в чем-то похож на компьютер: у него тоже есть оперативная и долгосрочная память. Когда мы впервые узнаем что-то новое, мы пользуемся "кратковременной" (или оперативной) памятью. Это означает, что информацию мы запоминаем на несколько минут, несколько дней (или даже несколько недель, если пользуемся особыми приемами для запоминания). Но когда надо запомнить ту же информацию навсегда, требуется переместить ее в "долговременную" память. Мы добиваемся этого регулярно возвращаясь к пройденному. Если при усвоении информации ты пользуешься приемами запоминания, описанными в этой книге, тебе достаточно будет всего пять раз вернуться к пройденному, и ты запомнишь его навсегда. Золотое правило повторения: Первое повторение - примерно через час после того, как ты выучил материал, второе повторение - на следующий день, третье повторение - через неделю, четвертое повторение - через месяц, пятое повторение - через шесть месяцев." книга называется "Карты памяти" описанные способы: ассоциативное мышление, воображение, карты памяти и т.п.


Вот скопировала для вас с другого топа

может это поможет.

svetusya
14.02.2012, 15:14
Т. Бьюзен на эту тему: "Наш мозг в чем-то похож на компьютер: у него тоже есть оперативная и долгосрочная память. Когда мы впервые узнаем что-то новое, мы пользуемся "кратковременной" (или оперативной) памятью. Это означает, что информацию мы запоминаем на несколько минут, несколько дней (или даже несколько недель, если пользуемся особыми приемами для запоминания). Но когда надо запомнить ту же информацию навсегда, требуется переместить ее в "долговременную" память. Мы добиваемся этого регулярно возвращаясь к пройденному. Если при усвоении информации ты пользуешься приемами запоминания, описанными в этой книге, тебе достаточно будет всего пять раз вернуться к пройденному, и ты запомнишь его навсегда. Золотое правило повторения: Первое повторение - примерно через час после того, как ты выучил материал, второе повторение - на следующий день, третье повторение - через неделю, четвертое повторение - через месяц, пятое повторение - через шесть месяцев." книга называется "Карты памяти" описанные способы: ассоциативное мышление, воображение, карты памяти и т.п.


Вот скопировала для вас с другого топа

может это поможет.
Спасибо. Наверное у нас как раз в долговременную ничего и не попадает (кроме стихов).

svetusya
14.02.2012, 15:14
Довольно типичная проблема ("студент не знает предмет в двух случаях: ещё не сдавал и уже сдал").

Чаще всего вызвано тем, что материал прорабатывается с опорой на механическую память, без содержательного осмысления и без формирования связей с уже известными фактами и опытом, без применения в практической деятельности. То есть эти новые знания выучиваются отдельно, не встраиваясь в ассоциативные связи со множеством других уже известных вещей.

Например, можно по-быстрому выучить формулу подсчёта площади прямоугольника, и научиться с её помощью решать задачи такого типа, и благополучно забыть это в течение пары недель.

А чтобы действительно прочно освоить эту тему, можно:
- поэкспериментировать с понятием "площадь" ("на какой прямоугольник из этих понадобиться больше плиточек?"), убедиться, что для прямоугольников разных пропорций нужно разное количество плиточек,
- посчитать площадь прямоугольников методом расчерчивания их на квадраты и сплошным пересчётом,
- ребёнок с большой долей вероятности догадается, что можно не пересчитывать, а складывать, или даже умножать,
- показать, что таблица умножения в классическом виде - это, фактически, таблица подсчёта площади прямоугольника,
- записать принцип подсчёта в виде формулы,
- порешать задачи на эту тему позаковыристее,
- помочь рассчитать, сколько понадобиться кафельной плитки, если вы решите выложить ей кухню.

После такого разбора тема "площадь прямоугольника" будет усвоена очень прочно, и может стать отличной базой для многих других тем ("координатная плоскость", "площадь прямоугольного треугольника", "возведение в квадрат" и пр.)
Правильно Вы пишете. Но проблема в том, что именно так мы и разбираем каждую тему. Я не просто с ней читаю учебник, я ей все объясняю, причем и помимо написанного. И не успокаиваюсь, пока она сама мне не объяснит все и задачки каверзные на понимание придумываю. Голова у нее хорошо варит - в смысле она умненькая девочка. Так что я в принципе уверена, что она не тупо заучивает, а понимает материал. А потом напрочь забывает. Но вот Вы правы в том, что эти знания не нужны ежедневно в повседневной жизни. Но ведь из этого складывается понятие интеллигентный эрудированный человек. А что касается английского, то мы каждый день его делаем. То есть нет такого, чтобы были большие промежутки без практики. Но мы например учили глагол "мочь" и предложения с ним всякие. Потом стали изучать другие глаголы. Через неделю, она не смогла даже прочить это глагол. Тем более вспомнить, что он означает. Ну как это?!

Jelly
14.02.2012, 15:18
Правильно Вы пишете. Но проблема в том, что именно так мы и разбираем каждую тему. Я не просто с ней читаю учебник, я ей все объясняю, причем и помимо написанного. И не успокаиваюсь, пока она сама мне не объяснит все и задачки каверзные на понимание придумываю. Голова у нее хорошо варит - в смысле она умненькая девочка. Так что я в принципе уверена, что она не тупо заучивает, а понимает материал. А потом напрочь забывает. Но вот Вы правы в том, что эти знания не нужны ежедневно в повседневной жизни. Но ведь из этого складывается понятие интеллигентный эрудированный человек. А что касается английского, то мы каждый день его делаем. То есть нет такого, чтобы были большие промежутки без практики. Но мы например учили глагол "мочь" и предложения с ним всякие. Потом стали изучать другие глаголы. Через неделю, она не смогла даже прочить это глагол. Тем более вспомнить, что он означает. Ну как это?!

Это похоже на отклонение от нормы, я бы начал суетиться - сводил бы ребёнка к неврологу для начала. Память - это штука не только психическая, но и очень даже физическая: синтез какого-нибудь белка нарушен, или микроэлементика не хватает - и вуаля, не фурычит машинка как надо...

svetusya
14.02.2012, 15:27
Это похоже на отклонение от нормы, я бы начал суетиться - сводил бы ребёнка к неврологу для начала. Память - это штука не только психическая, но и очень даже физическая: синтез какого-нибудь белка нарушен, или микроэлементика не хватает - и вуаля, не фурычит машинка как надо...

Ой, мамочки! Напугали!:001: Тогда вопрос - где хорошего невролога взять? А то в обычной поликлинике только напортят все. Кстати, началось это не с первого класса. А вот когда после лета во второй пошли, то первые звоночки и появились, ноя не обратила внимание, думала - это она просто вредничает.

Ara241a
14.02.2012, 16:13
не надо невролога
попробуйте разные способы опоры памяти
попробуйте прорисовать и делать упор на эти ассоциации
если она хорошо запоминает стихи - делайте слуховые ассоциации
вообщем воспользуйтесь приемами мнемотехники
я например свою 5 летку потихоню ее обучаю - она уже способна запомнить кучу несвязной инфы

Ara241a
14.02.2012, 16:16
Правильно Вы пишете. Но проблема в том, что именно так мы и разбираем каждую тему. Я не просто с ней читаю учебник, я ей все объясняю, причем и помимо написанного. И не успокаиваюсь, пока она сама мне не объяснит все и задачки каверзные на понимание придумываю. Голова у нее хорошо варит - в смысле она умненькая девочка. Так что я в принципе уверена, что она не тупо заучивает, а понимает материал. А потом напрочь забывает. Но вот Вы правы в том, что эти знания не нужны ежедневно в повседневной жизни. Но ведь из этого складывается понятие интеллигентный эрудированный человек. А что касается английского, то мы каждый день его делаем. То есть нет такого, чтобы были большие промежутки без практики. Но мы например учили глагол "мочь" и предложения с ним всякие. Потом стали изучать другие глаголы. Через неделю, она не смогла даже прочить это глагол. Тем более вспомнить, что он означает. Ну как это?!
а вы сами возьмите язык который вы не знаете
и не понимаете зачем он и попробуйте запомнить глагол мочь во всех его прибамбасах
сделайте так что бы оебенок на нем общался и применял его и ребенок прекрасно все усвоит

svetusya
14.02.2012, 16:32
а вы сами возьмите язык который вы не знаете
и не понимаете зачем он и попробуйте запомнить глагол мочь во всех его прибамбасах
сделайте так что бы оебенок на нем общался и применял его и ребенок прекрасно все усвоит

А как это сделать? Я язык не настолько знаю, чтобы говорить на нем, то есть не смогу в повседневной жизни с ней говорить на английском.А с кем ей по-английски общаться? И другие-то одноклассники как-то запоминают... (С учительницей говорила. Она сама не понимает как так)

svetusya
14.02.2012, 16:33
не надо невролога
попробуйте разные способы опоры памяти
попробуйте прорисовать и делать упор на эти ассоциации
если она хорошо запоминает стихи - делайте слуховые ассоциации
вообщем воспользуйтесь приемами мнемотехники
я например свою 5 летку потихоню ее обучаю - она уже способна запомнить кучу несвязной инфы
А можете поконкретнее? Как Вы свою обучаете? Какие приемы мнемотехники помогают?

Ara241a
14.02.2012, 16:39
А можете поконкретнее? Как Вы свою обучаете? Какие приемы мнемотехники помогают?
вы наберете мнемотехника в яндексе и много чего увидите
со своей мы пока четко отработали метод Цицерона (но ей всего 5,8 :) )
это когда вы вводите опорные образы и к ним привязываете то что надо запомнить
например Цицерон знал где он будет выступать и привязывал то что надо запомнить к объектам на площади
мы к объектам в комнате или в машине или по дороге к объектам когда идем

сейчас мы развлекаемся ассоциациями
точнее примитивно представляем один большой объект типа кошку к нему привязываем слово
увеличиваем в кошке ухо и вписываем в ухо слова
это конечно все в воображение
но это конечно зачатки мнемотехники :)
я занимаюсь этим , что память у ребенка развить и пространственное воображение.
Хочу сказать что большее кол-во информации она запоминает на ура таким образом

Ara241a
14.02.2012, 16:42
А как это сделать? Я язык не настолько знаю, чтобы говорить на нем, то есть не смогу в повседневной жизни с ней говорить на английском.А с кем ей по-английски общаться? И другие-то одноклассники как-то запоминают... (С учительницей говорила. Она сама не понимает как так)
другие запомнимает
ваша нет
я вот например зная англ, греческий и немецкий - не могу выучить испанский
хотя слышу его часто
и пытаюсь
потому что нет во первых мотивации, во вторых он мне чужой и я его не воспринимаю никак
попробуйте отправить в языковой лагерь
отвезти в англию и оставить там на детской площадке :.)
ну или на отвести в англоязычный клуб с англо педагогами
я не доверяю особо англ в школе :)

Jelly
14.02.2012, 16:49
не надо невролога
попробуйте разные способы опоры памяти
попробуйте прорисовать и делать упор на эти ассоциации
если она хорошо запоминает стихи - делайте слуховые ассоциации
вообщем воспользуйтесь приемами мнемотехники
я например свою 5 летку потихоню ее обучаю - она уже способна запомнить кучу несвязной инфы


Я тоже не люблю ходить к врачам, но не был бы столь категоричен в этом случае.

Моё внимание в анамнезе привлекают те факты, что:
- начались проблемы с долговременным запоминанием не так давно - в этом году, со второго класса,
- то, что она помнит стихи, выученные в садике и в первом классе, может говорить не сколько о том, что она круто запоминает стихи, сколько о том, что в садике и в первом классе миграция информации в долговременную память работала хорошо, а сейчас "сломалась".

Мнемотехники, конечно, дело хорошее и нужное, но диагностировать источники нежданно возникших проблем с долговременной памятью в любом случае нужно. Они могут быть неврологические, могут быть психологические (какие-то проблемы в отношениях с учёбой вообще), могут быть гормональные - но явно ведь что-то изменилось!

Ara241a
14.02.2012, 16:52
Я тоже не люблю ходить к врачам, но не был бы столь категоричен в этом случае.

Моё внимание в анамнезе привлекают те факты, что:
- начались проблемы с долговременным запоминанием не так давно - в этом году, со второго класса,
- то, что она помнит стихи, выученные в садике и в первом классе, может говорить не сколько о том, что она круто запоминает стихи, сколько о том, что в садике и в первом классе миграция информации в долговременную память работала хорошо, а сейчас "сломалась".

Мнемотехники, конечно, дело хорошее и нужное, но диагностировать источники нежданно возникших проблем с долговременной памятью в любом случае нужно. Они могут быть неврологические, могут быть психологические (какие-то проблемы в отношениях с учёбой вообще), могут быть гормональные - но явно ведь что-то изменилось!
изменилось конечно - ребенок пошел в 2 класс
и стал учить глагол мочь на англ языке
вообще, посылать человека к неврологу...
вы видели нормального невролога???? я например нет
мое личное мнение - прийти к неврологу это все равно что диагноз себе прописать заранее

Ути Иггипоповна
14.02.2012, 16:53
У меня у самой точно такая же проблема. Что-то складывается в отделение "помни всю жизнь", а что-то во "временное". Причем по какому принципу идет разделение - понять я не могу, логики никакой. Особенно меня мучило это в период учебы, когда нужно было знать историю искусств (и меня на самом деле интересовало всё, что связано с историей искусства), но я не могла, просто не могла запомнить ничего из того, что читала))

EVGUR
14.02.2012, 17:40
прийти к неврологу это все равно что диагноз себе прописать заранее

Ну это вы зря.
Я в прошлом году забила тревогу (ходили в детский сад), занимались с логопедом.
Дома при повторении заданий все время - я не помню, я забыла. Логопед рекомендовала обратиться к неврологу. На консультации врач сказала - никаких проблем и отклонений нет. Прописала таблеточки для улучшения мозговой деятельности (рекомендованы студентам, спортсменам и др.с большими нагрузками). Помогло. Детеныш стал спокойнее, внимательнее.
А врач сказала, что нарушения даже в кровообращении могут влиять на память. Поэтому обязательно надо проверять.

Ara241a
14.02.2012, 17:47
ага, извечная мечта человека о волшебной таблеточке

AnnaMarta
14.02.2012, 19:34
не надо невролога
попробуйте разные способы опоры памяти
попробуйте прорисовать и делать упор на эти ассоциации
если она хорошо запоминает стихи - делайте слуховые ассоциации
вообщем воспользуйтесь приемами мнемотехники
я например свою 5 летку потихоню ее обучаю - она уже способна запомнить кучу несвязной инфы

Вот это верно! Я об этом выше в теме и пыталась сказать. Мы нашли свой способ - это рисовать, писать цветами. А сохраненные рисунки в тетради помогают при необходимости вспомнить моментально, если вылетело из головы.
А на хоре приходится учить песни на немецком. Там мы пользуемся созвучием слов и составляем из них какую-то историю. Впечатывается железно.

Звёздочка
15.02.2012, 13:32
мое личное мнение - прийти к неврологу это все равно что диагноз себе прописать заранее

Вот это точно...:005:

ага, извечная мечта человека о волшебной таблеточке

:flower:

. То есть, мы делаем уроки

Вы рассказываете, как много занимаетесь с ребенком дома.
То есть, я так понимаю, проблема еще и с усвоением материала в школе7

EVGUR
15.02.2012, 14:08
Дело не в волшебной таблеточке, а в том, что, возможно, проблема усвоения материала лежит в медицинской области. У меня в детстве были бооольшие проблемы с щитовидкой. Я вызубривала материал просто наизусть, а утром у доски или на контрольной не могла вспомнить ни слова. Даже медотвод был от экзаменов. А меня все пилили - ни фига не делаешь, ничего не учишь! Уже будучи взрослой, перечитав кучу материалов по своему заболеванию, я узнала КАК заболевания щитовидной железы действуют на здоровье.
Так что, повторюсь - не всегда причина неудач в лени или нежелании учиться.

Фиолетовая
15.02.2012, 14:38
Я хотела (да руки не дошли) для своей дочки (3 класс) создать по каждому предмету тетрадь ТОЛЬКО с одними правилами. Чтобы можно было пролистывать и постоянно освежать в памяти важные вещи. А то у них в учебнике математики (Демидова) и новые темы, и упражнения на пройденное, и правила, и новые упражнения- все одним шрифтом. У нас же как раньше было: правило жирным текстом и в рамочке. Смотришь и зрительная память хочешь-не хочешь работает.

Кин-дза-дза!
15.02.2012, 15:05
Дело не в волшебной таблеточке, а в том, что, возможно, проблема усвоения материала лежит в медицинской области.....

Совершенно согласна.

Я хотела (да руки не дошли) для своей дочки (3 класс) создать по каждому предмету тетрадь ТОЛЬКО с одними правилами. Чтобы можно было пролистывать и постоянно освежать в памяти важные вещи. А то у них в учебнике математики (Демидова) и новые темы, и упражнения на пройденное, и правила, и новые упражнения- все одним шрифтом. У нас же как раньше было: правило жирным текстом и в рамочке. Смотришь и зрительная память хочешь-не хочешь работает.

А в учебнике нельзя выделить текстовыделителем правила? Или рамочку нарисовать? Или они библиотечные?
Я бы так и сделала. Моя книга, как хочу - так и порчу :)

Фиолетовая
15.02.2012, 15:09
Так листать же меньше

svetusya
15.02.2012, 16:51
То есть, я так понимаю, проблема еще и с усвоением материала в школе7

Ну а как это разделить? Просто проблема с удержанием материала в голове. С усвоением (то есть с пониманием) краткосрочным проблем нет вроде бы. Хотя почитав тут про здоровье, я уже волноваться начала. Сейчас пойду в ветку про врачей - буду искать невролога.

Звёздочка
15.02.2012, 17:09
Ну а как это разделить? Просто проблема с удержанием материала в голове. С усвоением (то есть с пониманием) краткосрочным проблем нет вроде бы.

Ну Вы говорите, что ребенок забывает информацию через какое-то время, не сразу же. Ведь после занятий с Вами

на следующий день на уроке отвечает на 5.

А именно в школе не усваивает? Ну так, чтобы прийти домой сразу после прохождения новой темы и сделать домашнее задание совершенно самостоятельно?

Если честно, очень похоже на нашу ситуацию со старшим. Но у нас явные проблемы со здоровьем.. Уже 7й год сидим над всеми уроками дома :010:, из школы вообще практически не приносит никаких знаний. И точно также разжеванный и проработанный, хорошо понятый им материал может через какое-то время вдруг забыть:(. А вот стихи учит очень быстро...

Звёздочка
15.02.2012, 17:16
Дело не в волшебной таблеточке, а в том, что, возможно, проблема усвоения материала лежит в медицинской области.

Я это прекрасно понимаю, да и далеко ходить не надо..
Это немного личное.. :008: Наверное, нельзя всех "под одну гребенку", но лично я в неврологах разочарована, так скажем. У меня, на самом деле, такое чувство, что к ним можно ходить только за диагнозом. А вот реальная помощь?.. :(

Послушаю, что порекомендуют автору. Может быть, действительно, кто-то успешно справился с подобной проблемой.

Кин-дза-дза!
15.02.2012, 17:47
Так листать же меньше

Зато сделать проще (вы же не сделали, например). А выделить может сам ребенок то, что посчитает нужным, глядишь, тоже поспособствует запоминанию.

Мурашкина
15.02.2012, 18:05
Я хотела (да руки не дошли) для своей дочки (3 класс) создать по каждому предмету тетрадь ТОЛЬКО с одними правилами. Чтобы можно было пролистывать и постоянно освежать в памяти важные вещи.

А в учебнике нельзя выделить текстовыделителем правила? Я бы так и сделала.

Зато сделать проще (вы же не сделали, например). А выделить может сам ребенок то, что посчитает нужным, глядишь, тоже поспособствует запоминанию.
Книги библиотечные. Искать по книгам действительно неэффективно.
У нас в школе шпаргальные тетрадочки заставляют вести в обязательном порядке и в началке, а особенно в средней школе с пятого и до последнего класса.
Учителя ЗАСТАВЛЯЮТ-ТРЕБУЮТ вести такие тетрадки. Ими в некоторых случаях разрешают пользоваться во время контрольных и тестовых... Те девочки:)), которые эти тетрадки вели, поступили на литфак и блапгодарят учителей по русскому за эту шпаргальную тетрадку.
Есть одно НО. Мой оболтус ее (их) не ведет:091:
---
По теме.
Автор. Волшебных таблеток нет. При любом раскладе (я о причинах забывчивости) нужен огромный труд (помощь) родителей ребенку.
Но для того, чтобы этот труд не был сизифовым, первоначально необходимо обратиться к хорошему неврологу, дабы исключить или подтвердить диагнозы влекущиме за собой проблемы с памятью.

Мой сын - дисграфик и дизартрик (диагностирована и обследовано). Я знаю, что у таких детей великолепная кратковременная память, но отвратительная длительная память. А значит я поменяла тактику работы с сыном. Мы учим то, за что нужно завтра получить пятерку (стишок, правило, зачет по гитаре...), но я знаю, что это лишь для оценки.
А вот, что касается длительной памяти, то тут я делаю упор не на запоминание, а на понимание.
Я знаю, что он не расскажет через месяц формулировку этого правила (зубри - не зубри), но мне важно, чтобы он понял (знал) его суть "своими словами".
Говорят, что нужно возвращаться к теме не менее 6 раз.

Вот так и мучаемся. :008: