Littleone 2009-2012 - Показать сообщение отдельно - Аутизм-ОБСУЖДЕНИЕ-II
Показать сообщение отдельно
Старый 04.03.2012, 13:00
ответ для Гитарик , на сообщение « Аутизм-ОБСУЖДЕНИЕ-II »
  #218
Ирискa
Элита
 
Аватар для Ирискa
 
Регистрация: 20.11.2006
Адрес: ВО
Сообщений: 1 685


прошу прощения за задержку)

PECS


ААС - аугментативная альтернативная коммуникация (когда нужно общаться с неговорящим ребенком), и подробнее об одном ее направлении - PECS. это система общения ребенка со взрослым картинками и пиктограммами. очень удобна для маленьких аутят, поскольку не требует контакта глаза-в-глаза, речи. с помощью этой системы ребенок может сообщить взрослому о своих желаниях, нуждах.

1 этап.

ассистент помогает ребенку. чтобы получить необходимую вещь (лучше брать что-то яркое - игрушку, фломастер...), ребенок должен дать картинку с изображением этой вещи. сперва рукой ребенка берет картинку и дает ее взрослому ассистент. подкрепление осуществялется любимой едой ребенка (сушкой, печенькой...) если ребенок не понимает схем, можно использовать фотографию данного конкретного предмета, и постепенно переходить к упрощенным картинкам. иногда, чтобы ребенок понял, что от него требуется и начал пользоваться картинками ("валютой") уходит до полугода.

2 этап.

выбор между двумя предметами. ребенка спрашивают, ты хочешь яблоко или банан? (для примера), он выбирает ту картинку, чего хочет. пищевое подкрепление здесь уже уходит, ведь ребенок "заплатил" за то, что получил (картинкой-валютой).
вводят не только картинки предметов, но и понятия "хочу" (картинка протянутых рук), "не хочу" (скрещенные руки), "еще" и т.п.
например, ребенка качают на одеяле, как он любит (купают,....). вдруг останавливаются. он негодует. его спрашивают, что ты хочешь? и он должен дать картинку "еще".
то есть вырабатываем у него условный рефлекс.
вводят картинки с обозначением глаголов: купаться, смотреть телевизор, есть, танцевать, слушать музыку...
обязательно должен быть выбор картинок у ребенка!

3 этап.

ребенок должен сформировать фразу из 3 и более картинок - "я" "хочу" "купаться", "я" "хочу" "красное" "яблоко".
такие серии картинок можно выкладывать на доске с липучками. можно делать альбомы на спиральках с откидными сериями - чтобы ребенок быстро "набрал" свою фразу, и как еще подскажет фантазия.

таким образом ребенок без речи может выразить свои желания, чувства, вступить в полноценный контакт со взрослым.

в случае, если моторика не сохранна (ДЦП), то в зависимости от тяжести повреждения, ребенок может показывать пальцем на нужную картинку, брать ее, если она приподнята (под нее клеят кусок поролона), указывать зажатым в кисти (привязанным) предметом, указывать указкой, закрепленной на головном шлеме (если сохранны только движения шеи) и т.д.

обязательно нужно договориться о сигнале ошибки - если взрослый понял ребенка неверно, ребенок должен это обозначить.

в современных условиях можно использовать айпады - делать меню с сериями картинок по темам. всем детям нравится техника.

важно проводить занятия системно, постоянно, и с помощью родителей.
имеются альбомы с такими пиктограммами: Рыскина, Лазина "Коммуникация это не только слова".

есть фильм "Клеймо" о работе с тяжелым ДЦПшкой, который при полном отсутствии речи, взаимодейтсвуя со своим педагогом, надиктовывает потрясающей красоты и романтичности стихи - это к вопросу о том, зачем так мучаться и возиться. ребенок, у которого есть возможность самому вступить в контакт, потрясающе раскрывается!

примеры, как выглядят эти пиктограммы:

Ирискa is offline   Цитировать ·