Littleone 2009-2012 - Показать сообщение отдельно - В Министерстве образования и науки РФ готовят шокирующую реформу школьного образовани
Показать сообщение отдельно
Старый 21.05.2010, 12:08
ответ для Nataly+ , на сообщение « Cейчас попробую, хотя я абсолютно не... »
  #6655
galinka-malinka 1
Мега-элита
 
Аватар для galinka-malinka 1
 
Регистрация: 29.10.2007
Адрес: Новая Ижора
Сообщений: 3 264


Цитата:
Сообщение от Nataly+ Посмотреть сообщение
Cейчас попробую, хотя я абсолютно не специалист в дошкольном образовании и в работе учителей младшей школы. Об этом надо говорить именно с учителями "началки", причем работающими не последние лет пять, а имеющими стаж педагогической работы 20-30 лет. Они смогут провести реальные сравнения, выявить причины, сравнить конкретные методики.

Так что мнение мое будет полупрофессиональным. Я буду говорить лишь о том, что вижу "сверху".

Во-первых, изменение социальной среды. Сравните наше детство и детство нынешних детей. Больше книжек с яркими картинками. Больше разнообразных красочных игрушек. ТВ не черно-белое, а цветное. Компьютер. Мультики (сравните "плавные" длинные советские и яркие мелькающие американские). Интернет. Фильмы (сравните "плотность событий" в старых советских фильмах и спектаклях и в сегодняшних "экшнах").
Вывод 1: жизнь стала динамичнее.
Вывод 2: ребенка сложнее удивить (красочным опытом на химии в 8 классе, удивительным фактом на биологии в 6-ом, классической мелодией на музыке в 4-ом) и, следовательно, сложнее заинтересовать.
Вывод 3: ребенку при таком потоке информации (ее больше и она более доступна) труднее удерживать внимание длительное время; тот же мультик из нашего детства на черно-белом экране в нашем детстве был событием и смотрелся с восхищением и открытым ртом от начала до конца, сегодня же, щелкая каналы, можно перебрать массу разных мультиков и не остановиться ни на чем.
Вывод 4: ребенок в меньше степени стал способен делать "неочевидные выводы" и "додумывать" (не надо додумывать, что коробка из-под обуви - это шкаф, а пенал старшего брата - это диван для куклы... ведь мама купила целый домик Барби... не надо ... короче, каждый может додумать множество разных примеров из своего опыта).
О том, что нынешние дети начинают гораздо позже, чем мы, говорить и писать, говорят уже многие психологи и педагоги дошкольного образования.

Во-вторых, изменение информационной среды. Информация стала более доступной. Следовательно - менее ценной. Поэтому учитель перестает быть для ребенком неким носителем сакрального знания. То, что он говорит, можно прослушать, не усвоить, забыть, и при необходимости найти в других источниках. Более того - то, что он говорит - это всего лишь прямая речь человека. Это гораздо менее ярко и увлекательно, чем компьютерная игра, новый ай-под, 3Д-кино или еще какой-нибудь детский (ныне весьма доступный) фетиш. Соответственно - долго концентрироваться на прямой речи человека нынешнему ребенку сложнее. Более того - не просто концентрироваться на ней, но и выискивать логику, понимать, что из первого вытекает второе, третье и так далее.
Вывод: советские фронтальные методики, основанные на работе преподавателя в группе, в которой преподаватель является источником знаний и руководителем процесса, а учащиеся группы - своеобразными его "подчиненными компаньонами", "играющими" по установленным правилам (сейчас они слушают преподавателя; через полчаса выполняют его задание; через сорок минут заслушают своего товарища по группе), - работают все хуже или вообще не работают. Часть детей не способны слушать все 40 минут... часть уже соскучилась и позволяют себе "дурака валять"... часть пропустила "второе" и, соответственно, "третье" и "четвертое" им уже не догнать...

"В-третьих" вытекает из "во-вторых". А именно - из доступности знания. Вспоминаем нашу махровую советскую юность. Если реферат - то книга. Если книга - то библиотека. Если конспект - то трудоемкий, рукописный. Если курсовая - то многократно переделанная, на машинке отпечатанная. Знания достигаются - более длительно. Следовательно - они более ценны, более весомы, остаются в голове надолго.
Переходим в день сегодняшний. Если реферат - то интернет. Если книга - то "либ.ру". Если конспект - то распечатанный на принтере или отксеренная тетрадь соседа. Если курсовая - то скачанная из интернета.
Хорошо, не будем о грустном. Доклад. Просто доклад. Где его берем? Правильно... из Интернета... быстренько компонуем разные источники, убираем лишнее, выравниваем шрифт, распечатываем (даже на переписывание не потратимся: время - деньги!).
Вывод... знания фундаментальные, энциклопедические становятся гораздо менее ценны априори... то бишь практически до начала учения. Зачем мне запоминать факты, даты, формулы, главы, параграфы? Зачем трудиться и переписывать, учить наизусть? Я могу в любой момент залезть в Интернет и найти нужную информацию. Следующий момент - я пользуюсь этой информацией (сдаю реферат преподавателю). Следующий - я ее забываю.

В-четвертых, изменение менталитета в принципе. Я не говорю, что учитель должен быть царем и богом, а сидящие перед ним индивидуумы должны замереть, раскрыв рот, и ловить каждое его слово. Безусловно, ценится умение и вести дискуссию, и парировать, и умение задавать вопросы, и умение искать противоречия... но планируемый по программе урок-лекция зачастую превращается сегодня в защиту учителем своей точки зрения перед Ивановым, который думает иначе, перед Петровым, который считает, что этот материал ему не нужен, перед Сидоровым, которому просто не интересно, перед Семеновым, которому ничего не понятно, и он занимается своим делом.
Вывод: советские "фронтальные" методики сегодня работают хуже в том числе и по банальной причине "трудно наладить дисциплину в классе".
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!
__________________
- Хочу стать выдрой.Я бы с камушками играла, ела на животе, много всего весёлого....
- А я хочу стать собой,только выспавшейся...
- Будь реалисткой- у нас больше шансов стать выдрами....
galinka-malinka 1 is offline   Цитировать ·