Современная мифология.
Балтийский Титаник. Хроника и легенды крушения парома "Эстония".
По таким маленьким городам (имеется ввиду территория Старого Города) я обычно брожу без всякой цели, просто куда глаза глядят. В первый день я достаточно набегалась по центру, заглядывая в многочисленные переулочки, фотографируя фасады домов и разные интересные картинки из жизни Таллинна.
На следующий день решила выйти за пределы крепостной стены и посмотреть город с внешней стороны. Рядом с моим отелем обнаружился мемориал памяти жертвам крушения парома "Эстония" - "Broken Line".
Историю гибели "Титаника" знаю все, а вот об "Эстонии" забывают, а ведь те события были не менее драматичны.
В ночь с 27 на 28 сентября 1994 года паром затонул по пути из Таллинна в Стокгольм. Ужас трагедии состоял в том, что мало кому удалось спастись. Как и в случае с Титаником, цепь трагических ошибок при проектировании и эксплуатации парома, человеческий фактор и паника сыграли свою роковую роль в ту ночь
.
Вот примерная хроника событий.
Паром отчалил от порта в Таллине примерно в 19.15. Пассажиры веселились, ужинали, посещали магазины беспошлинной торговли. Некоторые отправились спать в свои каюты.
На море в тот день был достаточно сильный шторм. Потом выжившие члены экипажа и пассажиры вспоминали, что несмотря на погодные условия паром шел с большой скоростью (аж мурашки по коже, в случае с Титаником капитан также не реагировал на сообщения об айсбергах и держал достаточно высокую скорость, с той лишь разницей, что как раз тогда волн в Атлантике не наблюдалось ).
00.30 Последний вахтенный матрос "Эстонии" Сильвер Линде начал обход судна. В 00.35 Линде услышал металлический стук. Убедившись, что на носу корабля все в порядке, он продолжил обход.
01.00 Линде вернулся на мостик. Некоторые члены экипажа почувствовали легкий крен судна.
Примерно в 01.10 три запорных механизма носового визора разрушились (носово́й визо́р — подъёмная надводная часть парома, расположенная на носу судна. Подъём визора обеспечивает проезд транспортных средств на палубу для грузов - из википедии).
55-тонный визор стал раскачиваться на петлях. Рампа открылась. Визор оторвался и пропал в море.
Около 01.12 третий моторист "Эстонии" Маргус Трой услышал два-три сильных удара по корпусу судна. На мониторе в машинном отделении он увидел, что на автомобильную палубу течет вода.
01.15 "Эстония" резко накренилась. Люди стали падать, возникла паника.
01.20 Судно послало первый сигнал бедствия. В 01.24 —второй сигнал.
Парому Silja Europa сообщили, что судно накренилось на 20-30 градусов. Из-за отсутствия электричества штурман не мог назвать точное местонахождение "Эстонии".
01.25 Из-за сильного крена остановились машины левого борта. С мостика объявили тревогу. Капитан пытался развернуть паром кормой к волне, чтобы 10-метровые волны не заливали корабль через открытый носовой люк.
01.26 "Эстония" послала последнее радиосообщение. Второй штурман Торми Айнсалу сообщил координаты парома. Обстановка очень плохая, сказал он. После этого радиостанция парома "Эстония" замолчала навеки.
01.30 Главные моторы остановились, заработал аварийный генератор.
01.35 Остановился аварийный генератор, электричество давали судовые аккумуляторы. Примерно в это же время "Эстония" начала быстро идти ко дну.
01.55 Стокгольмский спасательный центр получил сообщение о катастрофе.
01.57Финны запросили у Швеции на помощь вертолеты. По сообщению отправившегося на помощь пассажирского судна Viking Mariella, из-засильного волнения спасать людей было практически невозможно.
01.58 "Эстония" пропала с экранов радаров в месте с координатами 59 градусов 23,9 минут северной широты и 21 градус 42,2 минуты восточной долготы. Место гибели "Эстонии" находится примерно в 100 километрах к востоку от побережья Швеции, в 40 км к югу от острова Уте и в 50 километрах ксеверо-западу от Хийумаа.
К району крушения подошло несколько паромов, в небе кружили вертолеты. Но спасти удалось только 137 человек. 852 - погибли .
94 тела подняли из воды, остальные ушли на дно вместе с паромом
.
Трагедия была в том, что непорядки с визором не были сразу замечены из-за того, что в этом месте парома не было камер, а также каких-либо приборов, которые бы среагировали на такую, мягко скажем, поломку. Когда же вода хлынула, то сделать уже было ничего нельзя, потому что, в отличии от Титаника, не было даже переборок, которые можно было закрыть, чем остановить распространение воды дальше. У пассажиров нижних палуб не было шансов спастись, потому что вода почти сразу отрезала их от лестниц, ведуших на верхние палубы. Остальные пассажиры пытались спастисть через главную лестницу, что вызвало давку и дополнительную панику. Выброшенные за борт надувные плоты волнами относило от парома, люди прыгали или падали в воду и впоследствии либо тонули, либо погибали от гипотермии. На подошедших паромах фактически не было средств для подъема людей из воды, также как и в посланных вертолетах.
Рассказы очевидцев читать без слез невозможно, когда они пишут, что слышали крики детей из тонущего парома
.
Ужас, и еще раз ужас!
Основной версией крушения были признаны конструктивные недоработки при проектировании парома, халатность при эксплуатировании и как последствие - оторвавшийся визор, который потом нашли на дне и исследовали.
Разумеется, тут же , , как и в случае с Титаником, крушение обросло своими легендами, в основе которых были фантастические, политические и криминальные версии. Всё в духе СМИ: на пароме перевозили наркотики и кто-то взорвал конкурентов, военные везли оставшуюся от Союза секретную военную технику на исследование к шведам, бо эстонцы не разобрались что это и как ее применять, и, то ли она рванула, то ли русские проклятые заложили бомбу, дабы секреты никому не достались, поди разберись...И все в таком роде.
Мнений и версий было много, однако исследования корпуса ничего не дали, поэтому была оставлена основная версия, от дальнейшего расследования отказались, паром запечатали цементом, а место его крушения объявили охраняемой зоной запрещенной для погружений.
Я помолчала у мемориала. Предопределение или право выбора? Этот вопрос мучает меня давно...