Littleone 2009-2012 - Показать сообщение отдельно - Совершенствование законодательства в отношении устройства сирот в семьи
Показать сообщение отдельно
Старый 24.10.2011, 21:43   #117
Lyudmila
Наш человек
 
Аватар для Lyudmila
 
Регистрация: 14.01.2004
Сообщений: 5 944


продолжение

Система сопровождения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей

1.В настоящее время система воспитания детей в сиротских учреждениях нуждается в реформировании. Дети-сироты не должны считаться устроенными, если они воспитываются вне семьи. Пребывание ребенка в детском учреждении должно рассматриваться как временная мера, независимо от возраста, состояния здоровья ребенка и иных факторов. Поиски семьи для ребенка должны вестись постоянно, эта работа должна быть вменена в обязанность конкретным специалистам. Тем не менее даже на период временного размещения в государственном учреждении ребенку должны быть гарантированы реабилитация и условия жизни максимально приближенные к семейным, о чем не идет речь в сегодняшних реалиях при сложившейся системе воспитания детей-сирот.

1. Необходимо создать Попечительские советы детских домов, куда войдут все заинтересованные стороны: ?????????. Принятие судьбоносных для каждого ребенка решений (как помещение в психиатрическую больницу, перевод в школу 8-го вида и т.д.) должно осуществляться под контролем этого Попечительского Совета с возможностью проведения независимой экспертизы.
2. Отмена перевода в домах ребенка детей из группы в группу по возрасту, поскольку такие переводы влекут за собой стресс, нарушение привязанности, депривацию.
3. Отмена одиночных переводов детей из домов ребенка в детские дома.
4. Отмена перемещений детей между учреждениями.
5. Отмена изолированного образования для детей из детских домов.
6. Обеспечить достойную жизнь и полноценное развитие детям-сиротам, вынужденным проходить лечение в больницах: развивающие занятия, игровые комнаты, полноценное обучение школьников, прогулки на свежем воздухе - для многих детей в больницах это пока не доступно.
7. Ограничение численности детей в детских домах - не более восьми детей разных возрастов.
8. Принять закон об общественном контроле в закрытых учреждениях, привлечь для этой работы приемных родителей и профессионалов, представителей НКО. Этот закон также поможет контролировать не только защиту прав и интересов конкретных воспитанников, но и деятельность волонтерских и общественных организаций в учреждениях. Чтобы это начинание принесло плоды, нужно четко прописать регламент взаимоотношений НКО и государственных учреждений для детей-сирот. Только когда стандарты такого сотрудничества будут определены законодательно, оно будет осуществляться не на уровне конфликтов, а на уровне профессиональных споров и выработки совместных решений.
9. Внедрить систему обязательного дополнительного специального психолого-педагогического образования для сотрудников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, с ежегодным курсом повышения квалификации. На данный момент, независимо от специальности, кандидаты в опекуны должны пройти ШПР, в то время как к специалистам, работающим в детских учреждениях и круглосуточно обеспечивающим безопасность и развитие детей-сирот, требования относительно знаний об особенностях развития и психологии детей-сирот не предъявляются.


Но все перечисленное это только полумеры, позволяющие на время облегчить существующее положение детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях и снизить риск нарушения их прав, произвола со стороны государственных опекунов.
Результатом реформ системы детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна стать трансформация закрытых детских учреждений в малоформатные детские дома за счет выделения жилого фонда (квартир в городах, домов в деревнях) под их организацию. Это прекратит социальную изоляцию детей: они станут посещать обычные поликлиники, играть с детьми на детских площадках, ходить в муниципальные школы, приобретать навыки самообслуживания, что поможет им в дальнейшем стать самостоятельными и трудоспособными членами общества. По этому пути уже давно идут все цивилизованные страны.
На базе закрытых детских домов появится возможность открыть специализированные центры для профилактики социального сиротства, подготовки и консультирования приемных родителей и специалистов по семейному устройству, социальные квартиры для семей, оказавшихся в кризисной ситуации.

Пример: в Калининградской области, продвигая идею воспитания ребенка в семье, практикуют размещение детей в патронатные семьи, а на базе детских домов создают консультационно-поддерживающие Центры, где проводится профессиональное обучение сотрудников социальных структур, кандидатов в приемные родители и патронатные воспитатели, тренинги для состоявшихся приемных и патронатных семей и консультации для всех желающих по вопросам семейного благополучия (психологи) и для желающих принять ребенка в семью.
Таким образом, сохраняется штат персонала детских домов, производится только переквалификация. Сотрудники не препятствуют устройству детей в семьи (поскольку не боятся потерять рабочее место в связи с сокращением).



2. Одной из причин вторичного сиротства продолжает оставаться отсутствие у детей-сирот собственного жилья. Предлагаем реформировать законодательство, регламентирующее меры социальной поддержки детей-сирот в жилищной сфере, следующим образом.
В отношении предоставления жилья:
На федеральном уровне подробно регламентировать процедуру постановки детей-сирот на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, в том числе:
а) установить предельные сроки постановки детей-сирот на учет - не позднее 14 лет;
б) установить ответственных лиц в детском учреждении и органе опеки и попечительстве, а также административную и уголовную ответственность за невыполнение обязанностей по постановке на учет и реализации меры социальной поддержки.
в) учитывая создавшуюся непростую ситуацию с получением жилья создать альтернативное предложение с выдачей денежного сертификата для улучшения жилищных условий во всех регионах России.

В отношении закрепления жилья:
а) законодательно закрепить случаи, в которых возвращение ребенка по прежнему месту жительства (закрепление жилья) невозможно:
- если по данному адресу проживают родители, лишенные родительских прав;
- если жилье непригодно для проживания;
- если размер общей площади жилого помещения не позволяет обеспечить соблюдение учетной нормы жилья, установленной в соответствующем регионе РФ;
- если ребенок был взят под опеку, проживал и обучался все время нахождения под опекой в другом регионе РФ (имеющееся закрепление отменять и ставить на учет по месту фактического проживания);
б) на федеральном уровне установить обязанность за счет бюджета однократно производить ремонт закрепленного жилого помещения (в случае наличия в собственности нескольких жилых помещений - в одном жилом помещении по выбору) до возвращения ребенка к месту жительства после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов и видов профессионального образования независимо от форм собственности, в приемной семье, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пример: Закон Санкт-Петербурга № 529-110 от 10 октября 2011 года.
в) на федеральном уровне предусмотреть процедуру реструктуризации задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, образовавшейся за время пребывания ребенка в детском доме или под опекой (в приемной семье) и допущенной по вине родителей, лишенных родительских прав, проживавших в жилом помещении, или опекунов, своевременно не предоставивших документы на освобождение ребенка от платы за жилье и коммунальные услуги.

Нормативно-правовые акты для доработки:
- Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
- Постановления Правительства РФ, утверждающие типовые положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Lyudmila is offline   Цитировать ·