Littleone 2009-2012 - Показать сообщение отдельно - глен доман-ваше мнение
Показать сообщение отдельно
Старый 31.10.2011, 13:20
ответ для vdozerov , на сообщение « Чушь ли это? »
  #352
vdozerov
Участник
 
Аватар для vdozerov
 
Регистрация: 03.08.2011
Адрес: Санкт-Петербург, Центральный район
Сообщений: 126
Чушь ли это?



Опасности раннего развития

Светлана Фурс

«Ваш ребенок слишком развит интеллектуально, поэтому и проблемы в эмоциональной сфере», — таков был вердикт психолога, к которой мы пришли с 4-летней дочкой с жалобами на истерики, страхи и трудности в общении. Неужели можно навредить ребенку, развивая его умственные способности? А как же мнение о необходимости усиленного развития именно в раннем детстве, ведь после трех уже поздно?

В журналах, в книгах, в Интернете много говорится о плюсах раннего развития. Но найти информацию о минусах сложнее. По крайней мере, когда я была молодой восторженной мамой, стремившейся дать ребенку все самое лучшее, мне не встретилось никакой негативной информации. Мне и в голову не приходило, что можно навредить занятиями, которые нам обеим приносили лишь радость...
После разговора с психологом я стала искать мнения специалистов против раннего развития. И, к своему удивлению, нашла. Результатами своих поисков хочу поделиться с вами.

Негармоничное развитие
Многие психологи говорят об опасности дисгармонического развития ребенка — опережающего развития интеллектуальной сферы в ущерб другим. Особенно часто при этом страдает психоэмоциональное развитие малыша.

Но мы же все хотим видеть своих детей всесторонне и гармонично развитыми... Стремимся чуть ли не с пеленок записать в развивающие студии... На это психолог, к которой мы обращались за помощью, лишь развела руками и привела пример сообщающихся сосудов в физике — помните из школьной программы, если где-то прибавилось, то где-то, соответственно, убавилось.

Получается, что раннее, преждевременное развитие интеллекта — вообще явление нездоровое. Ведь есть четко выявленные периоды развития ребенка. Раннее детство — время конкретного мышления. Абстрактная деятельность, например изучение букв и цифр, — неестественна для детей младшего возраста. Зачатки логического мышления формируются лишь к концу дошкольного периода, а окончательно формируются лишь к подростковому возрасту. Есть также периоды сензитивности — наилучшее естественное время для развития определенных способностей и формирования навыков.

Специалист в области начального образования, кандидат психологических наук Алексей Кушнир пишет: «Исходя из сензитивности, надо учить тому, что ребенок легко может усвоить. Мы же «вталкиваем» в детей теоретические понятия и гордимся тем, что «втолкнули». А время, которое можно было бы потратить на более адекватные для его развития процессы, мы протранжирили. Мы не дали ему предметную деятельность, не дали ритмику, не загрузили моторику, не пробудили эмоциональную отзывчивость и т. д. Мы затормозили его собственные тенденции и не дали проявиться его одаренности, если она была. То есть школа, «заточенная» под раннее развитие, губит внутренний потенциал в ребенке. Зачем учить ребенка теоретическим понятиям сейчас и тратить на это 120 уроков в год, если этот же материал учитель может дать в пятом классе с тем же эффектом, но за 10 уроков?»

В свою очередь, известный детский психиатр Галина Козловская утверждает: «Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга. Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате — лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается и впоследствии он будет плохо развиваться».

Неразвитые чувства

Многие психологи отмечают, что раннее обучение приводит к недоразвитию эмоций, неумению чувствовать, сопереживать, нормально общаться.
У моего ребенка были эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, истерики, неустойчивая самооценка, плаксивость и инфантилизм.

По наблюдениям психолога Татьяны Шишовой «раннеразвитые» дети не умеют играть, особенно в ролевые игры, что приводит к деформации личности. Ведь ролевая игра — это и познание мира, и школа общения, и возможность примерить на себя разные социальные роли.

Другая проблема — раннее взросление. Часто уходит детская непосредственность, радость жизни, вера в чудо...

Трудности в общении
Психологи утверждают, что довольно часто у «раннеразвитых» детей возникают проблемы с адаптацией в обществе. В одних случаях они отстранены от мира, не стремятся к общению, смотрят на сверстников свысока. В других — потребность в общении есть, но эти дети просто не умеют общаться. Сверстники же, в свою очередь, часто отвергают тех, кто отличается от них, кто умнее их.

Влияние на здоровье
Дочка моей подруги — умница, веселый, очень развитый ребенок двух лет. Мама очень много занималась с ней, девочка рано начала говорить, но в два года стала заикаться. По мнению врачей, за слишком развитым сознанием не успевают органы речи. Заиканием довольно часто страдают очень развитые, впечатлительные дети. Для лечения советуют успокоительные, снижение нагрузки как интеллектуальной, так и эмоциональной.

А статья невролога Елизаветы Меланченко так и называется: «Я — против раннего развития».
Она рассказывает о своих маленьких пациентах с нервными тиками, головными болями, недержанием мочи. И все это вызвано чрезмерной интеллектуальной нагрузкой, после уменьшения которой происходит улучшение состояния детей.

Но почему ранняя интеллектуальная деятельность может навредить? «Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение, и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты».

Если ребенок склонен к психическим нарушениям, то при чрезмерных нагрузках они могут проявиться раньше и острее.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко также говорит о психосоматических заболеваниях (гастрит, бессонница), связанных с большой интеллектуальной нагрузкой.

Проблемы в школе
Заведующая лабораторией проблем развития одаренности Московского психолого-педагогического института Виктория Юркевич обвиняет неправильно организованное раннее развитие в большом количестве проблем у школьников. Часто такие дети не хотят учиться в школе, так как уже устали от учебы. Вместо этого, если в детстве они не наигрались, они усиленно ищут развлечения, играют «под партами». С другой стороны, современная школа часто не готова принять «слишком развитых» детей, они обычно только мешают учебному процессу.

Еще одна проблема — такие дети часто не готовы к однообразной деятельности, к приложению постоянных целенаправленных усилий для достижения цели. Ведь в младших классах они и так «все знали». А занимаясь по методикам раннего развития, дети привыкли усваивать знания в игре без напряжения. В школе же без умения трудиться, преодолевая себя, часто не обойтись.

См. Продолжение
vdozerov is offline   Цитировать ·