|
Участник
Регистрация: 03.08.2011
Адрес: Санкт-Петербург, Центральный район
Сообщений: 126
|
Чушь ли это?
Опасности раннего развития
Светлана Фурс
Продолжение.
Сомнительность результатов
Дает ли раннее интеллектуальное развитие преимущество в жизни? Многие авторы отмечают, что в школе и вузе «раннеразвитые» дети никакими особыми способностями не отличаются. А по мнению психологов Татьяны Шишовой и Ирины Карпенко, вообще в подростково-юношеском возрасте эти дети отличаются неспособностью к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно.
В свою очередь, известный американский психолог, автор многих книг по психологии Эда Ле Шан тоже выступает против раннего развития: «Отсутствие внешней стимуляции развития не исключает того факта, что в то далекое время было столько же умных и столько же не очень умных детей, как и сейчас. Мне кажется, что теория раннего обучения младенцев стала причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе детской бессонницы».
«Каждому овощу свое время» — так называется одна из глав книги «Чтобы ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет» психолога Татьяны Шишовой, в которой она предостерегает родителей от чрезмерного увлечения идеями раннего развития. «Забегая вперед, заставляя его интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему трудно доступны, взрослые не стимулируют, а, наоборот, убивают детскую любознательность».
Сам лозунг, что учить годовалого ребенка легче, ставится под сомнение. Если начать учить буквы с ребенком в 6 месяцев, он выучит их за полтора года, а если в 6 лет — за 2 недели. И это совсем еще не поздно! Ведь Рихард Вагнер начал учиться музыке в 15 лет, а Поль Гоген начал рисовать в 26...
Ну и наконец, говоря о последствиях раннего развития, психолог Юлия Бабаева приводит интересный пример: «В психологии есть два известных имени из ХIХ века — шотландский экономист Джеймс Милль и его сын Джеймс Стюарт Милль. Отец развил своего ребенка до феноменальных способностей. Вот только сын, в 20 дет страдающий тяжелейшей депрессией, сказал: «В детстве у меня не было детства».
Мнение специалиста
Татьяна Егорова, психотерапевт
Как видно из статьи, мнения есть разные — есть сторонники раннего развития ребенка, и есть те, кто против. Я придерживаюсь точки зрения, что истина — где-то посередине. Все хорошо в меру.
Есть примеры, когда дети отстают в развитии, так как родители совершенно не занимались ими в детстве, и эти пробелы потом очень трудно заполнять. Но при этом есть такие ситуации, когда все внимание родителей направлено именно на развитие интеллекта ребенка, при этом из вида выпускается физическое развитие (занятия спортом), развитие творческого потенциала ребенка (рисование, лепка), развитие психоэмоциональной сферы (чтение сказок). В итоге, ему уже не интересно бегать со сверстниками, они бегают быстрее, да и не так быстро устают. Да и бег для них — приятное, радостное занятие, а не ерунда, на которую не понятно для чего тратить время «маленькому гению». Может быть, я в чем-то преувеличиваю, но с чем я согласна на все сто процентов, так это с тем, что у детей должно быть детство. А раннеразвитые дети похожи на маленьких «старичков» — такие же умные, рассудительные и малоподвижные.
Вот и возникает вопрос — чем расплачивается ребенок за свое раннее развитие? Я не думаю что ребенок, в 15 лет поступивший в вуз, счастлив. Он для всех возрастных категорий чужой — для сверстников «слишком умный», для однокурсников «слишком маленький»...
Родители, подумайте обо всем вышесказанном и выберите золотую середину.
|