Littleone 2009-2012 - Показать сообщение отдельно - Разрешать свободное владение оружием ...?
Показать сообщение отдельно
Старый 04.04.2012, 12:48   #192
a_zoly
Активный участник
 
Аватар для a_zoly
 
Регистрация: 09.09.2011
Сообщений: 410


Поэтому, начиная с 1927 г., за нарушение порядка приобретения огнестрельного оружия уже предусматривалась как уголовная, так и административная ответственность, а ст. 182 УК РСФСР была сформулирована в следующей редакции: "Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов или оружия".

Как видим, уголовная ответственность теперь была предусмотрена не только за нелегальное хранение огнестрельного оружия, но и за его незаконные изготовление, покупку и сбыт. Вместе с тем законодатель счел возможным не преследовать в уголовном порядке за хранение охотничьего оружия.

Характерно, что первые Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов, закрепляя уголовную ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, сбыт огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, в то же время не знали состава хищения этих предметов. Наличие в уголовном законодательстве этого времени специальных статей, карающих за незаконное хранение огнестрельного оружия, и отсутствие вплоть до 1929 года уголовно-правовой нормы, преследующей их хищение, объясняется, на наш взгляд, сложившейся в стране обстановкой, когда наибольшую общественную опасность вначале представляли факты незаконного хранения оружия, которое могло использоваться и зачастую использовалось в контрреволюционных целях. Случаи же хищения оружия имели относительно небольшое распространение.

Однако уже к концу двадцатых годов в результате большой работы, проведенной органами власти по изъятию оружия у населения, стали распространяться факты хищения огнестрельного оружия в целях последующего использования его для совершения преступлений. Кроме того, в этот период в связи с переходом партии большевиков от политики ограничения кулака в деревне к политике ликвидации кулачества как класса в стране резко обострилась классовая борьба, нередко принимавшая формы вооруженных нападений кулаков на представителей Советской власти. Все это вызвало необходимость принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г. <Об усилении уголовной ответственности за хищение оружия и огнестрельных припасов>. Соответственно Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьями 59 (3а) и 166-а, предусматривающими такую ответственность. Так, ст.59(3а) кодекса устанавливала уголовную ответственность за тайное или открытое похищение (путем кражи или грабежа) огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов из складов и хранилищ либо из мест постоянного и временного расположения армии, военизированной или пожарной охраны, милиции, экспедиции подводных работ, исправительно-трудовых учреждений. Квалифицированным видом данного преступления признавалось хищение огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное путем разбойного нападения на лиц, несущих соответствующую охрану или наблюдение за оружием и боеприпасами. О степени общественной опасности квалифицированного вида хищения оружия свидетельствовал тот факт, что за его совершение при наличии особо отягчающих обстоятельств законодатель предусматривал возможность применения к виновным высшей меры наказания - расстрела с конфискацией имущества. Ст. 166-а УК устанавливала уголовную ответственность за тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного) и огневых припасов к нему у отдельных граждан и со складов или хранилищ, не перечисленных в ст. 59 (3а) УК РСФСР 1926 года. Указанные статьи Уголовного кодекса действовали на территории Российской Федерации вплоть до 1967 года.

Что же касается порядка приобретения, хранения и пользования огнестрельным охотничьим оружием, то Постановлением СНК РСФСР от 23 января 1930 г. <О торговле охотничьим огнестрельным оружием и о хранении этого оружия> разрешения на него по-прежнему выдавали подотделы милиции территориальных административных отделов, на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного и холодного оружия получения разрешения не требовалось. По-прежнему данное право не распространялось на лиц, лишенных избирательных прав. Постановлением СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. уточнялось, что выдача разрешений на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием выдаются сроком на три года.

Постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 года был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Соответствующие разрешения выдавались органами Главного Управления Рабоче-крестьянской милиции, которые и осуществляли надзор за соблюдением установленных правил.

Вместе с тем Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 10 сентября 1935 г. некоторым категориям граждан было предоставлено право ношения оружия без разрешения органов милиции. Такой порядок распространялся на местное население национальных республик и областей РСФСР при условии ношения холодного оружия (кинжала) в качестве принадлежности национального костюма; местное промысловое население тех районов Крайнего Севера РСФСР, где ношение холодного оружия (охотничьего ножа) является необходимым по условиям быта или промысла. В последующем уголовная ответственность за нарушение порядка приобретения и хранения огнестрельного оружия еще более усиливается. Так, с марта 1933 г. изготовление, хранение, покупка, сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения каралась лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия (новая редакция ст. 182 УК РСФСР).

Характерно, что в середине 30-х годов объектом разрешительной системы становится холодное оружие. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года предусматривалось упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия, а также устанавливался административный надзор НКВД за выполнением этих правил. Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция определявшая, что ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.

В связи с участившимися в 1934 - 1935 г.г. случаями злостного хулиганства с применением холодного оружия, содержание ст. 182 УК было дополнено положением: <Запретить изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке>. В подобном виде редакция ст. 182 УК была сохранена вплоть до принятия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.

Таким образом, в середине 30х годов в Российской Федерации постепенно начали складываться основы системы законодательного и нормативно-правового регулирования и контроля за оборотом оружия.

Начиная с 1938 г., у граждан в целях занятия охотой и спортом широкое применение находят малокалиберные винтовки. В то же время винтовки, а также обрезы из них, нередко использовались в преступных целях. Поэтому их приобретение было ограничено как для предприятий, так и граждан Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1938 г. N 170 <О порядке приобретения малокалиберных винтовок>. Теперь продажа малокалиберных винтовок должна была производиться только с предварительного разрешения органов НКВД (Рабоче-крестьянской милиции). Соответственно лица, виновные в незаконном хранении, покупке и сбыте малокалиберных винтовок, привлекались к уголовной ответственности. Поэтому с этого времени приобретение и хранение охотничьих гладкоствольных ружей гражданами разрешалось только по предъявлении охотничьих билетов (Постановление СНК СССР от 29 ноября 1940 года N 2427). При этом право выдачи охотничьих билетов предоставлялось Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР для охотников любителей; Наркомзагу для охотников промысловиков.

Органам милиции соответственно было предоставлено право наложения штрафов на лиц, уклоняющихся от перерегистрации охотничьих ружей в сумме до 300 рублей, а при повторном случае - конфискация оружия.

Инструкцией <О порядке выдачи охотничьих билетов единого образца, торговли гладкоствольными охотничьими ружьями и их учете>, утвержденной НКВД СССР 14 февраля 1941 года право хранения гладкоствольных охотничьих ружей и пользования ими предоставлялось: лицам, достигшим 16-летнего возраста (а в основных охотничьих районах с 14 лет) и имеющим охотничий билет единого образца и зарегистрировавшим ружья в организации, выдавший охотничий билет; организациям, для целей охраны и учебно-спортивной работы, зарегистрировавшим ружья в органах Рабоче-крестьянской милиции.
a_zoly is offline   Цитировать ·