|
Роспотребнадзор не посчитал европейский авиаколлапс «форс-мажором»
Роспотребнадзор не посчитал европейский авиаколлапс «форс-мажором»
На сайте Роспотребнадзора появился официальный документ - письмо №01/6067-0-23, озаглавленное «О порядке реализации отдельных функций и полномочий в установленной сфере деятельности в связи с событиями, обусловленными извержением вулкана Эйяфьядлайёкюдль»,подписанное главой этого ведомства Геннадием Онищенко. В этом документе невозможность выполнения турпоездок в период недавней отмены авиасообщения в Европе квалифицируется не как «обстоятельство непередолимой силы» (форс-мажор), а как значительно более мягкое «существенное изменение обстоятельств».
Как говорится, в частности, в этом документе, «соответствующие требования к туроператору должны рассматриваться в контексте положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которыму… туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта… независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Указанное означает, что при контроле за соблюдением законодательства о защите прав потребителей применительно к событиям, связанным с массовыми отменами и задержками авиарейсов... территориальные органы Роспотребнадзора должны в каждом конкретном случае учитывать наличие причинно-следственной связи между соответствующими действиями перевозчика или туроператора (при чартерных перевозках) и информацией о причинах таких действий».
Как говорится в документе, «согласно положениям ст. 10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора… При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг". Таким образом, согласно этому письму, даже в случае если оператор понес в связи с отменой полетов существенные издержки, связанные со штрафными санкциями принимающей стороны и т.д., он, согласно данному документу, будет обязан вернуть клиенту полную стоимость неосуществленного тура.
Напомним между тем, что на минувшей неделе в своих разъяснениях Правовые комиссии РСТ и АТОР, не отрицая необходимости выполнения операторами обязательств перед клиентом, единодушно отнесли европейский авиаколлапс вследствие извержения вулкана к типичному форс-мажору. Так, по мнению юристов АТОР, «извержение исландского вулкана в разрезе туристического бизнеса трактовать можно только как наступление форс-мажорных обстоятельств... Согласно Гражданскому кодексу, стороны договора освобождаются от ответственности, если исполнение обязательств невозможно из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы. При оценке данных обстоятельств, сомнений в том, что это действительно форс-мажор, у компетентных структур не возникает».
|