Не очень понятно, в каком формате Вы собираетесь устраивать экскурсии - выезды с классом в будни (то есть музейные дни) или походы группы одноклассников с родителями в выходные? То, что было написано выше, касалось, предполагаю, второго варианта. Я могу рассказать про первый.
Для начала вы определяете круг музеев, куда хотели бы сходить, причем ориентируетесь на самых неподготовленных к посещению музея одноклассников. Для меня было удивительным открытием, что дети, вполне усидчивые на уроках (мне иногда приходится сидеть в классе во время уроков), абсолютно безобразно слушают экскурсовода, даже очень интересно и "по-детски" ведущего экскурсию. То есть Ваша задача - оценить потенциал детей (учитель, может быть, что-нибудь посоветует) и выбрать самые простые, элементарные для их уровня экскурсии, лучше, естественно игровые. На мой взгляд, здесь главное - приучить детей ходить в музей с удовольствием, дальше будет проще. У нас очень хорошо пошли экскурсии с мастер-классами в Этнографическом - на экскурсии/игровом занятии дети уставали, на мастер-классе - отдыхали (а должно было быть наоборот).
Следующий этап - звоните в музей и заказываете день и час занятия. Для начальной школы однозначно лучше утро (10-11 часов), потом их уже уносит куда-то далеко. Заказ экскурсии не налагает на Вас никаких обязательств, от нее всегда можно потом отказаться (оплата обычно за 1-2 неделю до начала экскурсии). Во многие музеи запись ведется за месяц-два вперед (не во все). Например, на рождественские колядки и Масленницу в Этнографический я уже записалась.
Затем выбираете автобус, здесь тоже масса подводных камней. Начиная от цены - в среднем по городу в прошлом году было 750-800 руб./час и заканчиавя особенностями автобусов. Минимально возможный заказ - 4 часа (3 часа экскурсии+1 час подачи). Мы нашли по 650 руб., но у нас водители были странные-престранные. Иногда приходилось объяснять, как доехать, куда мы хотим, иногда парковались чуть ли не в километре от нужного нам места (при разерешенной парковке там, где нам надо). Автобусы, правда, были чистые, здесь претензий нет. Да, за простой в пробках нужно, естественно, доплачивать.
Когда все выбрано, подсчитываете денюжку. Считаете всегда с запасом - у нас в классе 29 человек, экскурсия по деньгам рассчитывается на 25 чел. В общем, лишних денег никогда не остается - то кто-нибудь не донесет деньги вовремя, то в пробку попадем, то еще что-нибудь.
Заключительный этап - список экскурсий нужно представить на родительском собрании и получить согласие родителей. Здесь тоже могут быть странности - в нашем первом классе в прошлом году родители наотрез отказались от посещения "Сказкиного дома", хотя там никто из детей не был. Если родителей, желающих возить своих чад с классом на экскурсии, окажется меньше, чем Ваше рассчетное число, придется все пересчитывать, стоимость с человека возрастает. И будьте готовы к тому, что Вам еще и претензии будут высказывать, или делать одолжение - "я не уверена, что моему ребенку это будет интересно, но так и быть, я подумаю". Главное здесь - не нервничать и понимать, что в данном случае Вы помогаете формировать вменяемую среду для своего ребенка, а экскурсии для души - это на ЛВ.
Ну потом надо еще суметь собрать деньги на экскурсию - у нас оплачивают все, но в последний день, то есть вся предоплата из моего кошелька.
Так вот вкратце, наверное, и все.