Рассказ про злыдню педагога (т.е. про меня) и несчастную студентку, которую, по ее словам, достает весь профессорско-преподавательский состав. И я, разумеется, первая.
История такова.
Эпиграф:
Жил в Париже месье Жан.
Каждый день после работы он гулял по Елисейским полям и заходил в общественный туалет.
Там работала уборщицей мадам Мари.
Ей месье Жан давал 1 франк чаевых.
Много лет так было.
В какой-то момент мадам Мари пропала из общественного туалета.
Через несколько лет, находясь на окраине Парижа, месье Жак зашел по надобности в грязный общественный туалет, и встретил там мадам Мари.
- Ах, мадам Мари! Как же так?! Елисейские поля - и вдруг Вы в этой клоаке?!
- Ах, месье Жак! В нашей сфере такие интриги...
История.
Преподаю я в художественном вузе. Название упоминать не буду. Готовит оно Творческих Личностей. А также педагогов для этих Творческих Личностей и Теоретиков. Преподаю я специальность для Теоретиков - учу их писать научные работы, веду критический семинар и прочее. Обучение штучное. Это означает: один-два студента наедине с педагогом, разбор и анализ написанных ими текстов, правка, домашняя доработка, на следующем занятии - разбор написанного. В финале пишется магистерская диссертация (то, что при советской системе обучения называли дипломом).
Студенты были у меня трудолюбивые. Работы писали хорошие. Многие из них публиковались в научных сборниках. Ну и работала я с ними, соответственно.
В прошлом году мне дали студентку. Одну. От которой уже отказался педагог. Задачу мне поставили: вытащить из нее хоть что-нибудь и постараться ее научить чему-нибудь.
Студентка из категории Творческих Личностей. Т.е. в творческой работе. Но решила получить диплом о высшем образовании, теоретическом. Решила это ее мама. Девочка (21 год) маму слушает. При поступлении ее проректор по учебной работе предупреждал, что учиться очень нелегко, писать надо будет много, работать надо много. В общем, всячески отговаривал ее от дополнительной нагрузки. Девочка гордо воскликнула: "Мне нужен этот диплом" и принялась грызть гранит науки.
Первый год, пока она творчеством по малолетству была мало занята, училась неплохо. Там были сплошные теоретические предметы по гуманитарным дисциплинам. Она честно выучивала конспект, отвечала, получала свои средние баллы.
На втором курсе произошла историческая встреча со мной. Правда, студентка практически весь год провела на гастролях. Никаких индивидуальных занятий у нас не было, встречались мы с ней два раза. Составить впечатление о ее способностях к письму у меня не было.
Летом она мне звонит: ей нужно сдать экзамен по моей специальности. Мне нужен текст. Она приносит две
рукописные странички, мотивируя тем, что она такая бедная, что у нее нет компьютера. Ко мне домой (занятия закончены, меня в учебном заведении уже нет) приехала на купленной недавно машине. Объясняю, что это не соответствует требованиям, она как писать не знает, т.к. занятия со мной пропустила за целый год (в течение года, давая небольшие конкретные задания, разбирая их, можно научить внятно излагать свои мысли). Объясняю элементарные правила, отправляю ее переписывать работу. Она имеет наглость требовать, чтоб я ей поставила "удовлетворительно", а работу она
потом переделает.
Знаю я эту систему.
Потом , имея в зачетной книжке оценку, уже никто ничего не переделывает. Я отказала.
В сентябре приносит мне новый текст. Полторы страницы, уже набранные на компьютере, такой же беспомощной писанины.
ПОЛТОРЫ СТРАНИЦЫ - КУРСОВАЯ РАБОТА!!!
Мы встречаемся с ней, я ей прямым текстом говорю, что данных и способностей заниматься Теорией у нее нет. ТИли ей надо оставлять Творчество и погружаться в профессию, которой она хочет овладеть, и заниматься со мной систематически. Или она идет в Творчество, а в Теорию вернется чуть позже.
На что она заявляет (ценю ее упорство!): "Я все равно закончу и получу диплом!". Я ей говорю, что это крайне затруднительно, потому что экзамен я у нее не приму. Сначала она пыталась давить на жалость:
- у меня такая трудная работа
- я постоянно на гастролях
- мама требует от меня высшего образования
- педагоги, гады, меня не понимают, что я езжу на гастроли
- они, вредные такие, от меня требуют и требуют
Потом сказала, что перейдет к другому педагогу, который ее ценит и любит, "И буду счастлива никогда вас больше не видеть!" (это ее дословный текст)
Уверена, что ее текст - гениален, и любое издание почтет за счастье опубликовать его. Я, как пишущий человек публикующийся в одном из центральных изданий, сказала, что мое издание как-нибудь обойдется без подобного счастья.
Потом она начала на меня кричать, говорить тоном базарной торговки, а когда я ей сделала замечание, вообще заявила: "Я буду разговаривать с вами в таком тоне, в каком я считаю нужным, и какого вы заслуживаете!"
Пытаясь воззвать к ее разуму, я привела пример. Скажем, пришла в оперную труппу молодая бездарная певица, которой поручают ведущие партии потому что у нее влиятельный покровитель. Вас это несомненно оскорбляет и задевает, т.к. человек не на своем месте. Вот так и вы, говорю ей: вы - не профессионал, вы занимаете не свое место. Тут начался бабский визг: вы меня оскорбили, вы сказали, что я не тем местом карьеру делаю!
Пошла она к художественному руководителю. Назовем его ААА. И вот ААА приказывает проректору по учебной работе "унять распоясавшегося препода" (меня), поставить студентке экзамен, и дать ей возможность получить диплом.
Проректор тоже оскорбился: почему ему приказывают кому ставить экзамен, а кому нет. Тем более, он согласен с моим мнением о непрофессионализме и неспособности этой студентки заниматься наукой. Всячески убеждали ее, что отчисление для нее благо.
Вы думаете, этим все кончилось? И студентка поняла, что ей лучше быть отчисленной, а спустя несколько лет, как она накопит опыт и знания, восстановиться и закончить?
Нет. Она подключила маму. Ту самую, которая мечтает увидеть свою девочку с дипломом о высшем образовании. Вновь подключила ААА, который ПРИКАЗЫВАЕТ поставить экзамен. Студентка демонстративно легла в больницу - я ее довела.
Честно говоря, совесть меня не терзает. Я вообще не чувствую себя виноватой.
И что вот теперь делать?
Я попросила передать Художественному начальству:
1. Пусть мне прикажут в письменном виде поставить экзамен этой студентке.
2. Меняю оценку за экзамен на диплом, скажем, вокалистки с высшим образованием (петь никогда не умела).
3. Ее вообще-то еще ждет государственный экзамен и написание диссертации...
Ах, в нашей сфере такие интриги!