|
|
30.10.2009, 02:56
|
#1
|
Наш человек
Регистрация: 07.10.2007
Адрес: Долина трех хохлов
Сообщений: 5 409
|
Монтессори как развивающие заняия для кого и для чего.
Я вот очень зантересовалась повышенным интересом мам к занятиям Марии Монтессори.
Чесно говоря меня тярзают смутные сомнения что все знают на кого и на что они рассчитаны.Для справки :
Учение Марии Монтессори в последние годы из полузабытой области лечебной педагогики превратилось в популярное и эффективное направление современной реабилитологии и педагогики. М. Монтессори, являясь одновременно психиатром, психологом и религиозным философом, разработала новую технологию обучения аномальных детей моторике и сенсорике, а также предложила оригинальные приемы развития у малышей навыков письма, чтения и счета. Вскоре ее открытие стало широко использоваться во всей детской педагогике. В статье анализируются основные разделы учения М. Монтессори и раскрываются возможности его использования в различных областях детской реабилитологии.
Ключевые слова:
дети, лечебная педагогика, воспитание, обучение, реабилитация, система Монтессори.
Оригинальные принципы обучения и воспитания детей и основы лечебной педагогики, разработанные в начале 20-го столетия Марией Монтессори, вновь стали предметом повышенного интереса врачей и педагогов.
Мария Монтессори (1870-1952) была одновременно психиатром, психологом и философом, она жила и работала в Италии, где стала первой женщиной, получившей степень доктора медицины. В начале своей деятельности она занималась лечением детей с нарушениями нервно-психического развития. Опыт работы с такими детьми позволил ей сформулировать важное положение о том, что "умственно отсталые дети" нуждаются в большей степени в воспитании и реабилитации, чем в лечении. Опыт работы с умственно отсталыми детьми привлек внимание М. Монтессори к проблемам воспитания здоровых детей, в ее системе получили определенное развитие принципы воспитания Ж.Ж. Руссо, Э. Сегена и других известных философов, педагогов, врачей.
Сегодня Монтессори-педагогика переживает как бы второй пик заслуженной популярности. Как часто случается, после продолжительного периода широкого общественного признания интерес к социальным открытиям М. Монтессори в 30-е годы постепенно угас и в странах Европы, и в Америке, однако в 50-е годы, к сожалению, уже после смерти выдающегося ученого, развитые страны мира вновь стали использовать ее систему в обучении и воспитании здоровых детей и в реабилитации детей с ограничением жизнедеятельности и социальной недостаточностью [1-3].
В настоящее время в мире существует сотни тысяч детских учреждений, использующих систему Монтессори. Среди них значительную часть составляют детские реабилитационные центры. Активную работу по распространению этой системы ведет Международная Ассоциация Монтессори.
В нашей стране труды М. Монтессори не издавались более 60 лет, но в настоящее время ее учение стало предметом повышенного внимания отечественных специалистов. Учение и система Монтессори стали широко использоваться в различных детских учреждениях - домах ребенка, реабилитационно-восстановительных центрах, детских садах и школах, детских больницах [3].
Основу системы М. Монтессори составляют три главных принципа [4]: 1) учет индивидуальности каждого ребенка; 2) обеспечение свободы развития; 3) широкое использование возможностей сенсорного и физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребенка.
Принцип учета индивидуальности ребенка предопределяет соответствующий подход к его воспитанию, особенно в возрасте от 3 до 7 лет. На первый взгляд, все дети одного возраста кажутся похожими друг на друга, но при детальном наблюдении за каждым из них обнаруживаются прирожденные или приобретенные особенности или отклонения в развитии. Некоторые из них следует затормозить и, напротив, обеспечить лучшее развитие хорошим качествам ребенка.
"Воспитатель, - пишет М. Монтессори, - ... должен быть проникнут уважением, наблюдая с человеческим интересом за развитием детской жизни". М. Монтессори проводит резкую грань между биологическими и социальными компонентами человеческой природы и стремится определять индивидуальность прежде всего понятиями биологическими. В раннем возрасте наследственные и врожденные особенности или задатки организма, по ее мнению, факторы неизмеримо более важные для развития ребенка, чем воздействие на него окружающей среды. В периоде раннего развития - до школьного возраста - у детей формируются основы воспитанности и культуры. Ребенок учится помогать другим, постепенно постигая законы жизни в коллективе. При этом педагог стремится выявить у ребенка наиболее ценные природные человеческие качества или потенции, поддерживая их развитие в процессе воспитания [5].
Во многом сильный акцент на оценку личностных характеристик в воспитании был сделан М. Монтессори в связи с ее протестом против насаждавшихся в ее годы принципов "казарменного воспитания" детей с полувоенной дисциплиной.
Первоначально для анализа индивидуальных характеристик ребенка М. Монтессори привлекала антропометрические данные, характеризующие физическое развитие детей. Эти материалы были обобщены ею в капитальном труде "Педагогическая антропология". Однако в последующем она не смогла найти практического применения этим показателям в деле воспитания.
Здесь следует подчеркнуть неоспоримую значимость постоянной оценки антропометрических показателей физического развития детей с медико-педагогической точки зрения: если ребенок не отстает в росте и физическом развитии, значит он не страдает серьезными заболеваниями, которые могут существенно изменить условия и тактику его воспитания или сделать его трудно воспитываемым. Исключение из этого правила могут составить болезни психической сферы.
М. Монтессори не сочла возможным включать в биографическую карту ребенка его индивидуальные психологические черты, полагая, что каким бы длинным ни был их перечень, он всегда останется слишком бедным для отдельного ребенка.
Психологическое тестирование М. Монтессори считала делом громоздким, требующим большого труда.
Право оценивать личностные характеристики ребенка М. Монтессори предоставляет педагогу, который наблюдает за развитием ребенка, не втискивая эти характеристики в какие-либо схемы и рубрики.
Однако принимая эту позицию в учении М. Монтессори в качестве существенного элемента воспитания детей, нельзя не учитывать того, что человек - существо социальное и формируется обществом. Поэтому в процессе воспитания ребенка должны стимулироваться социально ориентированные черты его характера или склонности.
По мнению М. Монтессори, коллективное обучение и воспитание детей по стандартным программам подавляет индивидуальность и интеллектуальное развитие отдельного ребенка. Это положение остается справедливым, когда в дошкольных учреждениях дети объединяются в большие группы или обучаются в переполненных классах. С другой стороны, семья зачастую не в состоянии распознать индивидуальность ребенка и правильно воспитывать его: многим семьям недостает умелого наставника. Поэтому, по замыслу М. Монтессори, следует ввести школу в семью: реализация этой мысли может быть осуществлена путем создания миниатюрных "домов ребенка" или "домов дошкольника" - которые должны создаваться при больших домах или в каждом городском квартале. Эти дома по своим архитектурно-планировочным решениям должны быть приспособлены для нужд маленьких детей. В таких учреждениях дети воспитываются опытным педагогом при непосредственном участии родителей, которые всегда могут прийти к ребенку и при желании увести его в любое время домой или на прогулку.
Здесь следует отметить, что в современных условиях развитие детей должно находиться под контролем не только педагога, но врача и психолога. Однако на современном уровне осуществить такой контроль в большом числе мини-школ, создаваемых, согласно М. Монтессори, в каждом квартале города, задача нереальная.
__________________
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила -
Всех видов и мастей.(с)
|
|
Цитировать ·
|
30.10.2009, 03:04
|
#2
|
Наш человек
Регистрация: 07.10.2007
Адрес: Долина трех хохлов
Сообщений: 5 409
|
После этого у меня возникает вопрос какого уровня специалисты ведут эти занятия и понимают ли они смысл того что они делают.
Затем еще вопрос а понимают ли мамы для кого расчитаны эти занятия?
Простите великодушно, но занятия системы рассчитаны на детей с диагнозом ЗПР.Если это осазнают мамы то какие результаты они хотят увидеть?
Если пводят просто развлечь то тогда понятно что и результат естественнен ребенок поиграл. 
Если стоит диагноз то тут без вопросов.
Знают ли что этой методикой в Европе уже давно ни кто не занимается(Конечно Европа для нас не указ  )
Вобщем меня очень интересует все это.Хотелось бы понять логику.
Я обсалютно не против Монтессори просто мне не понятно массовое увлечение.
__________________
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила -
Всех видов и мастей.(с)
|
|
Цитировать ·
|
30.10.2009, 09:49
|
#3
|
Активный участник
Регистрация: 08.09.2008
Сообщений: 598
|
Отвечу словами Введение профессора Гарвардского университета Генри Гольмса к книге М. Монтессори: Дом ребёнка
Система, воплотившая в себя такой запас человеческих усилий, не может быть малозначительной. Некоторые черты ее сами по себе разительны: она применяет к воспитанию нормальных детей приемы и аппараты, первоначально применявшиеся к отсталым детям; она построена на радикальном требовании свободы питомца; она ведет высокоформальное воспитание отдельных чувственных, моторных и умственных способностей; она приводит к быстрому, легкому и основательному усвоению начатков чтения, письма и счета...
Взгляды г-жи Монтессори на раннее детство в иных отношениях тождественны с воззрениями Фрёбеля, хотя в общем характеризуются ярче выраженным радикализмом. И она, и он отстаивают право ребенка быть активным, исследовать окружающую среду и развивать, свои внутренние силы всеми видами пытливости и творчества. Воспитание должно направлять деятельность, но не подавлять ее. Среда не создает силу человека, а только дает ей цель и материал, дает направление, или, в крайнем случае, толчок; задача педагога состоит скорее в том, чтобы питать и содействовать, наблюдать, поощрять, руководить, побуждать, чем вмешиваться, предписывать или ограничивать. ..
__________________
|
|
Цитировать ·
|
30.10.2009, 10:33
|
#4
|
Старожил
Регистрация: 13.09.2008
Адрес: Ленинский пр.
Сообщений: 1 164
|
ой... видите ли в чем дело... у нас в России любят по вершкам хватать, не вникая в сути и истины... Вот увлеклись Монтессори..... и, почитав книги, сделав выводы, начинаем практиковать на детях. Причем читаем часто в грубых переводах... Мне нравится ее методика, но, как я уже не раз писала, НИ ОДНУ МЕТОДИКУ НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО! Т.к. она не может быть настолько разносторонней, что охватит все стороны развития полноценной личности.
Почему в Европе не занимаются по методике Монтессори? Занимаются... так уж "никто" я бы не стала говорить...
Дело не в том, что методика Монтессори рассчитана на "особенных" детей... Просто многим нравится принцип "можно все". А уже задача воспитателя направить, подсказать, научить... С моей дочкой - это хороший вариант. У нас можно все. Естественно, что в пределах разумного. Т.е. залезть в розетку ребенку не дам =)
__________________
"Научись радоваться" (Сенека)
|
|
Цитировать ·
|
05.11.2009, 21:21
|
#5
|
Участник
Регистрация: 05.05.2008
Сообщений: 218
|
Смысл не в том, что эта методика для отсталых детей, а в том, что,если уж такие дети могут, то, какой тогда потенциал у здоровых детей.Посещаем Монтессори школу почти пол-года, очень довольны. Родители,выбравшие Монтессори, детей уважают, с ними общаются на равных, объясняют что-то, а не подзатыльника дают и орут(как некоторые родители любят делать). Дети убирают за собой пособия, игрушки, стол вытирают - и это без пинков и окриков. Вообщем, чтобы рассуждать мало прочитать, нужно еще и попробовать!
__________________
Смотрю на мир голубыми глазами через розовые очки и мне фиолетово!
|
|
Цитировать ·
|
06.11.2009, 11:02
|
#6
|
Наш человек
Регистрация: 07.10.2007
Адрес: Долина трех хохлов
Сообщений: 5 409
|
Я как то не вижу в связи с общением с ребенком как с личностью и выбором Монессори и если я выбираю что то другое то это не значит что я ребенка не уважаю или отношусь к нему не как к личности.
А с Монтессори мне интерессно какой ожидают результат от занятий, да вобщем все что меня интересует я написала в начале топика.
Для моего конкретного ребенка таая методидика не подходит по индивидуальным особенностям, но при этом мой ребенок имеет свое мнение, убирает свои игрушки, доброжелателен, и многое другое.Я не от ом что методика плоха я совсем о другом.
просто я вот понимаю что мой ребенок имеет свои потребности и учитываю их, и тут уж как раз и проявляется мое уважение к его индивидуальности.
Я удивляюсь массовому повальному стремлению отдать именно в группу с методикой Монтессори.
А кроме рассуждений я хорошо знаю что такое Монтессори, и знаю как должны проводиться занятия и что в них должно быть.И какого уровня должны быть педагоги что бы не искажать методику.
По этому и вопросы такие как я их сформулировала.
__________________
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила -
Всех видов и мастей.(с)
|
|
Цитировать ·
|
06.11.2009, 11:18
|
#7
|
Элита
Регистрация: 01.02.2008
Адрес: Пушкин
Сообщений: 2 223
|
Главный принцип методики - "помоги мне это сделать самому", и на мой взгляд, абсолютно неважно, есть ли у ребенка ЗПР или нет. Детям нравится учиться что-то делать самим, это поднимает их самооценку.
Мы ходили в прошлом году в монтессори-центр, я читала много книг, у меня мама- профессионал в дефектологии, работает много лет в д/с как раз с детьми с ЗПР, много рассказывала про эту методику, но комфортно общаться с ребенком я научилась только на совместных занятиях.Комфортно для себя и для ребенка.
|
|
Цитировать ·
|
06.11.2009, 11:23
|
#8
|
Элита
Регистрация: 01.02.2008
Адрес: Пушкин
Сообщений: 2 223
|
кстати диагноз ЗПР бывает разный, есть детки с небольшими отставаниями в развитии, с нарушениями речи и памяти - с ними интересно работать по этой системе и методика дает результаты, а есть дети со сложными диагнозами - с ними очень тяжело работать по этой методике, но минимальные результаты она все-таки дает. Это я к тому, что в большинстве своем методика применяется в массах обычных детей без приписки диагноза ЗПР, и к детям с незначительными отклонениями в развитии, которые корректируются до школьного возраста и дети идут в обычные массовые школы.
|
|
Цитировать ·
|
06.11.2009, 11:30
|
#9
|
Элита
Регистрация: 04.07.2008
Адрес: угол Светлановского и Просвета
Сообщений: 2 227
|
Девочки,не могла пройти мимо - спасибо, очень познавательно написали!
__________________
Плохо - это когда вас запаковывают в чёрный непрозрачный пластиковый пакет. Очень плохо - когда по частям. Всё остальное - просто отлично(с)
|
|
Цитировать ·
|
06.11.2009, 12:24
|
#10
|
Наш человек
Регистрация: 07.10.2007
Адрес: Долина трех хохлов
Сообщений: 5 409
|
К в вопросу о диагнозе ЗПР и как эта методика работает слава Богу.   
У меня нет ни каких вопросов.Я не противник Монтессори методики.
Меня интересует Совсем другое.
Я могу повторить еще раз что мне интересно :
осле этого у меня возникает вопрос какого уровня специалисты ведут эти занятия и понимают ли они смысл того что они делают.
Затем еще вопрос а понимают ли мамы для кого расчитаны эти занятия?
Простите великодушно, но занятия системы рассчитаны на детей с диагнозом ЗПР.Если это осазнают мамы то какие результаты они хотят увидеть?
Если пводят просто развлечь то тогда понятно что и результат естественнен ребенок поиграл.
Если стоит диагноз то тут без вопросов.
Хотелось бы понять логику.
Я обсалютно не против Монтессори просто мне не понятно массовое увлечение.
Про различную степень ЗПР я в курсе.
Про поднятие самооценки так это вопрос для каждого индивидуальный и я знаю массу других методик которые поднимают самооцену.Это дело выбора каждого родителя .Есть неоторые индивидуальные особености типо интроверссии и экстраверсии и нейро динамически свойства.Котрые желательно что бы были учтены.По этому и специалисты должны понимать кому что необходимо и давать рекомендации родителям которые водят своих детишек на занятия.А не так что денег заплатили и все.
Или же родителям интересоваться куда они ведут своего ребенка.Впринципе я создала топик не для того что бы ругать методику и родителей.
Для меня когда я веду ребенка на занятия есть несколько вопросов на которые я для себя отвечаю, это с какой целью веду именно на эти занятия,
какой результат хочу увидеть на выходе .
И какого уровня специалист по моему мнению имнно на этих занятиях должен быть.
Ну и моя печаль в моем подходе я смотрю как грамотно построено занятие.С учетом возрастных особенностей.К сожалению я слишком многое понимаю.
Но конечно я смотрю на то как нравиться моему ребенку. И для меня важно его удлетворение от занятий!
__________________
Когда б мы жили без затей,
Я нарожала бы детей
От всех, кого любила -
Всех видов и мастей.(с)
|
|
Цитировать ·
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов. © 2000—2012 Littleone®.
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод на русский язык - idelena
|
|
|
|