|
|
17.01.2011, 20:45
|
#1
|
Элита
Регистрация: 14.09.2008
Сообщений: 2 174
|
Кто должен платить?
Бурная дискуссия на одном ресурсе по поводу того, кто же должен платить за случайно разбитую в магазине бутылку дорогого алкоголя, стала поводом поискать ссылки на применяемые в таких случаях нормативы. В итоге нашлась вот эта очень познавательная статья
"ПРАВИЛА БОЯ...
Никогда не думали о том, что произойдет, если вы в магазине разобьете бутылку дорогого коньяка? Или, взяв посмотреть ноутбук, уроните его на пол? Да все просто - придется заплатить. Вопреки расхожему мнению, закон в таких ситуациях не на стороне покупателя. За исключением случаев, когда очевидна вина магазина.
Чаще, конечно, люди разбивают в магазинах всякую мелочевку, но из мелочей и состоит жизнь, о чем свидетельствует пример нашей читательницы.
Пожилая дама, протискиваясь с тележкой сквозь уставленный коробками коридор в магазине «***», протянула руку за баночкой майонеза. Через секунду с грохотом и звоном бьющегося стекла вниз устремились 150 баночек. Прибежавшая вместе с администратором охрана заставила женщину оплатить на кассе весь бой. Обязана ли она была платить? Да и к каким вообще поворотам судьбы должен быть готов потребитель, когда переступает порог магазина?
Вы еще не покупатель
Многие потребители считают, что пока они не взяли в руки чек, то есть не стали собственниками товара, ответственность за повреждение или гибель этого товара они не несут. Корни такого мифа, вероятно, в следующем: продавцы часто машут рукой, видя, что вы разбили какую-нибудь баночку с болгарским лечо. На самом же деле здесь магазин просто идет навстречу клиенту, а прояви торговое предприятие упрямство, закон будет на его стороне.
Разберемся. В Гражданском кодексе есть ст. 459, речь в которой идет об ответственности продавца за товар, который еще не продан. Но она говорит о другом: скажем, о том, что если вы внесли за товар предоплату, то продавец отвечает за него до тех пор, пока не передаст с рук на руки.
Другой пример. Вы находитесь в магазине, и вдруг рядом под собственной тяжестью падает полка с французским коньяком. К вам действительно претензий быть не может: это продавец должен был задуматься, насколько соответствует металлическая мебель нагрузкам.
Но если беда случилась из-за того, что на стеллаж навалились вы,- ситуация кардинально меняется. В этот момент по закону вы еще не являетесь покупателем. Им, согласно ст. 493 ГК РФ, гражданин становится, когда заключает договор розничной купли-продажи, то есть получает кассовый товарный чек - документ, свидетельствующий об оплате.
«А пока вы до кассы не дошли и покупателем не стали, при причинении вами ущерба магазину против вас действует совсем другая статья ГК - 1064. Она обязывает возместить этот вред в полном объеме".. Об этом же говорят и принятые еще в 1994 году федеральные правила розничной торговли.
Иначе получается, можно было бы идти напролом сквозь стеллажи, а потом отказаться от оплаты уничтоженного товара - дескать, в это время вы размышляли о том, стоит ли России присоединяться к ВТО или лучше обождать.
По этой причине торговое предприятие вправе потребовать у гражданина возмещения ущерба на месте, а если тот не согласен - добиться своего через суд. Судебные приставы, как известно, могут, если надо, даже описать имущество должника и выставить его на аукцион.
Впрочем, при «товарном расколе» есть тонкости, из-за которых дело может принять иной оборот.
Степень вины
Требовать возмещения ущерба магазин может только тогда, когда гражданин действительно виновен, то есть, грубо говоря, взял бутылку в руки и не удержал. Однако посетитель магазина может не платить, если он опрокинул хоть целый стеллаж с Hennessy, поскользнувшись на свежевымытом, но не вытертом насухо полу. Или разбил товар, пробираясь сквозь проход, заставленный коробками. Другой вариант, когда в гибели товара виновен магазин: вы аккуратно расположили товар на ленте кассового транспортера, кассир нажала педаль, лента дернулась, банки и упаковки посыпались.
Тут уже, объясняет адвокат Домбровицкий, вступает в силу п. 2 ст. 1064 ГК, где сказано, что вы можете не возмещать кому-то причиненный ущерб, если докажете, что он причинен не по вашей вине.
В подобных случаях закон на стороне гражданина: ответственность за поврежденный товар целиком лежит на магазине.
Если покупатель уверен в своей невиновности, ему нужно позвонить с жалобой на мокрый пол, или шаткие пирамиды из бутылок, или другие нарушения правил торговли в территориальное отделение Роспотребнадзора. Перед этим, имеет смысл сказать администрации магазина, что вы собираетесь звонить в контролирующий орган. И тогда, возможно, проблема тут же разрешится в пользу покупателя. Готовы вступиться за потребителя - или, по крайней мере, разъяснить ситуацию - и в департаменте потребительского рынка и услуг правительства Москвы. У них имеется "горячая линия".
На практике магазины часто идут навстречу покупателям: лучше поработать на дружелюбный имидж, чем качать права перед бабулькой, разбившей копеечный товар. «Любые спорные ситуации, связанные с порчей товара, трактуются в пользу наших покупателей. Они платят только тогда, когда согласны, что порча произошла исключительно по их вине".
Впрочем, при гибели дорогого товара магазин уже не будет так расположен к великодушным жестам, как при утрате пары пакетов молока. В магазинах были случаи, когда оставленные без присмотра дети посетителей разбивали дорогую оргтехнику. И всегда «родители признавали свою вину и соглашались возместить ущерб».
Многие магазины, страхуют дорогостоящий товар. Но и при наличии страховки двойная компенсация за разбитую плазменную панель (и от признавшего свою вину посетителя, и от страховой компании) магазину не светит. Просто после наступления страхового случая магазин составляет акт, в котором гражданин подтверждает свою вину в гибели товара, и передает документ в страховую компанию. Она платит магазину компенсацию и начинает процесс по взиманию денег с несостоявшегося покупателя.
Если же прийти к соглашению не удается, конечной инстанцией остается как всегда суд. Когда покупатель отказывается платить, а магазин хочет взыскать ущерб, затевать тяжбу придется торговой организации. И она, конечно, взвесит, стоит ли овчинка выделки. Поэтому в большинстве случаев упрямство посетителя магазина - мол, подавайте на меня в суд, если хотите,- наверняка снизит активность администрации. Мало кому из торговых менеджеров надо, чтобы в ходе разбирательства всплыло несоблюдение каких-то из многочисленных норм раскладки товаров, параметров полок и т. д. Впрочем, если магазин уверен в своей правоте, а разбито что-то ценное, он может и не испугаться долгого и дорогого процесса.
Так или иначе, оценивая степень своей вины в порче товара, нужно понять, какие у вас, помимо собственных ощущений, имеются доказательства.
Тонкости процедуры
Администрация магазина, если гражданин отказывается от оплаты поврежденного товара на месте, скорее всего, станет составлять акт о случившемся. Он понадобится если не для суда, то для бухгалтерии магазина.
Имейте в виду, что продавцы могут пойти на хитрость. «Скорее всего, у вас потребуют документы - ваши данные нужны для составления иска в суд. Советую не давать паспорт в руки сотруднику магазина: хоть это и незаконно, но он может его отобрать в залог. Лучше просто продиктовать свои данные".
__________________
любимое блюдо - креветки с гуакамоле
любимая поза - маваси гири
|
|
Цитировать ·
|
17.01.2011, 20:46
|
#2
|
Элита
Регистрация: 14.09.2008
Сообщений: 2 174
|
Кстати, этот «диктант» - дело добровольное. Требовать документы может только сотрудник милиции, но не охрана или продавцы. Если вы убеждены в своей невиновности, потребуйте вписать в акт ваши соображения о причинах происшедшего - тот самый мокрый пол, коробки в проходе и прочее. Опишите, свои моральные переживания и физические повреждения, если таковые имеются, ведь падающая груда банок не только пугает человека, но может и ушибить. А главное, постарайтесь взять телефоны минимум у двух свидетелей происшедшего. Ими, конечно, скорее захотят стать другие посетители магазина, чем продавцы.
Имейте в виду, что магазин наверняка сможет привести в суд своих свидетелей-сотрудников, а зачастую и предоставить видеозапись инцидента.
Не нужно пытаться, манкируя разбирательством, гордо покинуть место происшествия. Если сотрудники ЧОПа попробуют вас задержать, то будут правы. У охранников будет такой аргумент против ваших возражений: вы уронили товар намеренно, то есть совершили посягательство на собственность. Другое дело, что охранники могут останавливать вас только аккуратно и уважительно. «Если они действуют грубо, напомните им ст. 203 Уголовного кодекса РФ («Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб»), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы вплоть до семи лет".
Нужно учесть и еще одну правовую тонкость. После того как вы заплатили за поврежденный или погибший товар, он стал вашей собственностью. И, казалось бы, апеллируя к ст. 18 Закона о защите прав потребителей («Последствия продажи товара ненадлежащего качества»), вы можете потребовать обмена очевидно некачественного товара на аналогичный, уже хороший.
Но в ситуациях с оплатой испорченного товара эти положения не работают. «При подобной оплате товара гражданин не становится покупателем, он - ответчик. Очевидно, что на «купленный» таким образом ноутбук магазин имеет полное право не давать гарантии.
Эта норма закрепляется и документально. «Возмещение оформляется не чеком, а приходным кассовым ордером, в котором указывается причина выплаты.. Кроме того, требование гражданина, который, скажем, разбил и оплатил банку с корнишонами, помыть огурць и сложить их в чистый пакетик, магазин выполнять не будет. Эт требование можно трактовать как злоупотребление правом - шикану. Таким термином ст. 10 ГК РФ называет действие, осуществляемое исключительно с намерением причинить вред.
Зато и посетителя не заставят убрать за собой, например, бутылочные осколки и вытереть разлитое молоко. Даже если предположить, что в суде магазин докажет, что грязь нанесла ему ущерб (скажем, потребовалось платить уборщице) - от гражданина потребуют не браться за тряпку, а погасить эти расходы. В реальности, конечно, ни одна уважающая себя торговая точка усердствовать в таком крохоборстве не станет."
взято отсюда: http://tochek.net/index.php?showtopi...dpost&p=511785
|
|
Цитировать ·
|
17.01.2011, 20:53
|
#3
|
Старожил
Регистрация: 09.01.2009
Адрес: Шлиссельбургский пр.
Сообщений: 1 187
|
Спасибо за статью!  Всегда удивлялась распространенному мнению, что за испорченный товар покупатель ответственности не несет.
|
|
Цитировать ·
|
17.01.2011, 21:04
|
#4
|
Участник
Регистрация: 05.12.2010
Сообщений: 243
|
Спасибо
|
|
Цитировать ·
|
17.01.2011, 21:38
|
#5
|
Элита
Регистрация: 14.09.2008
Сообщений: 2 174
|
пожалуйста)
теперь точно знаем, кто кому что должен и - главное - почему
__________________
любимое блюдо - креветки с гуакамоле
любимая поза - маваси гири
|
|
Цитировать ·
|
17.01.2011, 21:43
|
#6
|
Наш человек
Регистрация: 20.09.2009
Адрес: Бернгардовка, почти что м. Пл.Ленина
Сообщений: 7 974
|
Много букаф  Можно вкратце?)) Кто несёт ответственность за разбитую вещь в магазине?
|
|
Цитировать ·
|
18.01.2011, 01:44
|
#7
|
Элита
Регистрация: 14.09.2008
Сообщений: 2 174
|
Цитата:
Сообщение от Little Lady
Много букаф  Можно вкратце?))
|
даа.. страничка текста 
а потом начинается "подскажите, расскажите, помогите"
__________________
любимое блюдо - креветки с гуакамоле
любимая поза - маваси гири
|
|
Цитировать ·
|
18.01.2011, 01:54
|
#8
|
Элита
Регистрация: 19.10.2007
Сообщений: 1 712
|
Цитата:
Сообщение от Little Lady
Много букаф  Можно вкратце?)) Кто несёт ответственность за разбитую вещь в магазине?
|
Угу,очень много,тоже хочу вкратце  . ЗЫ.Вчера в Пятёрке парень выронил из рук банку баклажанной икры(ещё у полки),и пошёл себе. Все видели,никто догонять и что-то требовать не стал,принесли совок с метлой и убрали. Запах чесночищи на весь магаз  .
|
|
Цитировать ·
|
18.01.2011, 03:34
|
#9
|
Элита
Регистрация: 04.04.2008
Адрес: Питер, но душою в Павловске
Сообщений: 2 759
|
А при мне вчера тиотко такая большаааааая большая в парфюмерном духи грохнула и ушла.. Продавец убрала
__________________
Зафлужу любую тему! Быстро, качественно, недорого...!
|
|
Цитировать ·
|
18.01.2011, 10:09
|
#10
|
Наш человек
Регистрация: 20.09.2009
Адрес: Бернгардовка, почти что м. Пл.Ленина
Сообщений: 7 974
|
Цитата:
Сообщение от Nimfa78
даа.. страничка текста 
а потом начинается "подскажите, расскажите, помогите" 
|
После целого дня работы с текстами - это много. Буквы и так уже перед глазами плывут.
Просто по себе скажу, что за что-то случайно разбитое платить бы не стала.
__________________
Я Кристина, ко мне на "ты"
17.02.2010
Little Lady в анамнезе
|
|
Цитировать ·
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов. © 2000—2012 Littleone®.
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод на русский язык - idelena
|
|
|
|