Просмотр полной версии : Скоро заговорят о блокаде...
Но, как ни странно, в художественной школе, где учится сын, весь декабрь будут рисовать не новогоднюю тематику, а блокадную. На прошлом уроке им рассказывали о блокаде, показывали фотографии того времени. И дали задание подготовить к сегодняшнему уроку свои рассказы о блокаде. Я залезна в интернет и первое, что увидела, статью Даниила Гранина о его блокадной книге.
Прочитала и крепко задумалась... Сыну рассказала о своей бабушке - его прабабушке, которая не дожила до его рождения, о том, как она в блокаду тушила зажигалки, и как потом покупала очень много еды и никогда ничего съестного не выкидывала, всегда была гостеприимна и хлебосольна. А то, что я прочитала, ему пересказывать не решилась. Вот статья:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2002/11/gran.html
Теперь я вся в сомнениях, в размышлениях - а что мы знаем о блокаде вообще? Тот ее тефлоновый образ - город герой, стойкие ленинградцы, работавшие на военных заводах? Есть же еще очень много страниц этого периода, не входящие в эти слова-лозунги. Надо ли их знать теперь? Зачем? Можно ли это говорить детям? Ведь невозможно впечатлительному ребенку рассказать о случаях людоедства. А когда вырастет, надо будем ему это узнать? У меня пока нет ответов, но лично я хотела бы знать. Если изучать историю. то такую, какой она была на самом деле. Тем более, что сами блокадники потом так откликнулись и писали Гранину ВСЕ, им это было важно. Я хочу прочитать саму книгу, но как быть с детьми вообще? Скоро в феврале начнут опять проводить с ними беседы в школе, пусть остается образ блокады такой, как был десятилетиями?
Ваше мнение - надо нам знать историю даже в ее неприглядном виде, или лучше не "доставать из шкафа скелет".
Моё ИХМО надо,о том что были случаи людаедства я узнала уже не в "нежном" возрасте,а о том как люди жили в то время можно рассказать понятливо и без таких примеров.В моём случае так и было.
Топинамбур
12.12.2009, 14:45
То, что Ленинград выстоял в блокаду - это его подвиг. Подвиг города и людей, которые в нем жили. Вот об этом детям и надо говорить. А остальное пусть останется за кадром. ИМХО.
надо нам знать историю даже в ее неприглядном виде
Для меня этому варианту нет альтернативы. В каждом возрасте свой подход, естественно.
То, что Ленинград выстоял в блокаду - это его подвиг. Подвиг города и людей, которые в нем жили. Вот об этом детям и надо говорить. А остальное пусть останется за кадром. ИМХО.
Там по ссылке есть глава "Ленинградское дело", там описано, как жестоко расправились со всеми, кто этот подвиг совершил. Я это узнала впервые и еще не отошла. Теперь я просто должна узнать больше.
Вопрос не о детях как о детском возрасте, они рано или поздно вырастут. Мы же не открываем правду жизни малышам об очень и очень многом. А вот открыть ли когда вырастут? И почему остальное за кадром? Сами блокадники хотели открыть все.
Одно Расстройство
12.12.2009, 14:59
Для меня этому варианту нет альтернативы. В каждом возрасте свой подход, естественно.
Я исхожу из того, что всё знать, по-любому, невозможно. К тому же, ВСЁ просто не существует. Таким образом, любое знание - выборочно. Просто некоторые считают, что неприятные для слуха вещи - это и есть важнейшая и недостающая часть ВСЕГО, а это ложное утверждение.
Короче, "людаедство" могло быть, могло не быть - это абсолютно не имеет никакого отношения ни к истине, ник ВСЕМУ. То есть имеет, но такое же, как то, что в блокаду некоторые люди влюблялись.
когда станут понимать,то обязательно...
Топинамбур
12.12.2009, 15:06
Там по ссылке есть глава "Ленинградское дело", там описано, как жестоко расправились со всеми, кто этот подвиг совершил. Я это узнала впервые и еще не отошла. Теперь я просто должна узнать больше.
Вопрос не о детях как о детском возрасте, они рано или поздно вырастут. Мы же не открываем правду жизни малышам об очень и очень многом. А вот открыть ли когда вырастут? И почему остальное за кадром? Сами блокадники хотели открыть все.
За кадром ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Те, кто хочет узнать больше, могут узнать. Сейчас все это доступно.
Я исхожу из того, что всё знать, по-любому, невозможно. К тому же, ВСЁ просто не существует. Таким образом, любое знание - выборочно. Просто некоторые считают, что неприятные для слуха вещи - это и есть важнейшая и недостающая часть ВСЕГО, а это ложное утверждение.
Короче, "людаедство" могло быть, могло не быть - это абсолютно не имеет никакого отношения ни к истине, ник ВСЕМУ. То есть имеет, но такое же, как то, что в блокаду некоторые люди влюблялись.
Помимо "людаедства" есть очень многое, если читать ссылку, но это еще даже не книга, а только рассказ о ее создании. Просто не могу это все пересказывать, и незачем - Гранин обо всем написал лучше. Он счел важным, чтобы знали. Это не разоблачение страдавших блокадников, это более полная, чем нам преподносилась, картина. Надо ли возвращаться, чтобы переосмыслить, нужно ли это ради памяти этих людей? Я об этом думаю, а не о том, чтобы ужасы и пакости посмаковать.
Убило просто, что блокадники не получали льгот и жилья - это была политика, а не вынужденная необходимость.
Недавно читала книгу Радзинского про Николая. Мне было важно узнать, так что это был за царь и человек и как и почему его расстреляли. Чтобыли за люди, сделавшие революцию и расправившиеся с царской семьей. Мучает только то, что хоть Радзинский и провел весьма качественное исследование, истинную картину уже никто не узнает до конца, любое исследование субъективно.
Прочитала про царя Петра польскую книгу - ну совершенно другая картина получилась, чем из детского учебника по истории города. И гений его и безумие так ярко описано, так беспристрастно приведены факты, что невольно веришь.
Мне противно "хавать" то, что втюхивают, я хотела бы знать больше. Но, опять же, говорю за себя, а нужно ли это другим людям - очень интересно.
у меня бабушка на урале во время войны жила - в двумя детьми и мужем на фронте. И, когда мы были маленькими (в периоды болезни и непосещения Д/сада) она нам рассказывала, как они ели крапиву, выкапывали саранки и из лебеды что-то готовили.
Рассказывала, что некоторые сходили с ума, особенно женщины (тут шли рассказы про людоедство). И поскольку это происходило как-то близко (я знала места, где стояли дома, где во время войны съедали собственных детей), то это воспринималось довольно нормально: т.е. ужас-ужасный по поводу условий, когда выжить ужасно трудно.
А вот сейчас после такх рассказов надолго плохеет, да еще и присниться может.
Я за правду. а дети вообще очень чувствительны к фальши.
Неужели лучше, чтобы их обманывали, как нас, лживой пропагандой, а потом враз лишили розовых очков?
Я исхожу из того, что всё знать, по-любому, невозможно. К тому же, ВСЁ просто не существует. Таким образом, любое знание - выборочно.
Существует некая репрезентативность выборки, однако ;)
Я просто некоторые считают, что неприятные для слуха вещи - это и есть важнейшая и недостающая часть ВСЕГО, а это ложное утверждение.
Не "важнейшая", а просто часть, и не всего, а того, чей составляющей она являлась. Я естественно не утверждаю, что я, например, знаю всё, но делать вид, что я не знаю того, что я уже знаю, и скрывать это от других (подросшего ребенка) было бы как-то странно, по-моему.
Одно Расстройство
12.12.2009, 15:19
Помимо "людаедства" есть очень многое, если читать ссылку, но это еще даже не книга, а только рассказ о ее создании. Просто не могу это все пересказывать, и незачем - Гранин обо всем написал лучше. Он счел важным, чтобы знали. Это не разоблачение страдавших блокадников, это более полная, чем нам преподносилась, картина. Надо ли возвращаться, чтобы переосмыслить, нужно ли это ради памяти этих людей? Я об этом думаю, а не о том, чтобы ужасы и пакости посмаковать.
Убило просто, что блокадники не получали льгот и жилья - это была политика, а не вынужденная необходимость.
Недавно читала книгу Радзинского про Николая. Мне было важно узнать, так что это был за царь и человек и как и почему его расстреляли. Чтобыли за люди, сделавшие революцию и расправившиеся с царской семьей. Мучает только то, что хоть Радзинский и провел весьма качественное исследование, истинную картину уже никто не узнает до конца, любое исследование субъективно.
Прочитала про царя Петра польскую книгу - ну совершенно другая картина получилась, чем из детского учебника по истории города. И гений его и безумие так ярко описано, так беспристрастно приведены факты, что невольно веришь.
Мне противно "хавать" то, что втюхивают, я хотела бы знать больше. Но, опять же, говорю за себя, а нужно ли это другим людям - очень интересно.
Ну, могу тока повторить - до конца ничего нельзя узнать, патамушта конца никакого нет, так что не мучайтесь.:flower: Радзинский - беллетрист, но занятный.
В целом прекрасно Вас понимаю, стремление к объяснению - неотъемлемая часть мышления.
Одно Расстройство
12.12.2009, 15:27
Существует некая репрезентативность выборки, однако ;)
Не "важнейшая", а просто часть, и не всего, а того, чей составляющей она являлась. Я естественно не утверждаю, что я, например, знаю всё, но делать вид, что я не знаю того, что я уже знаю, и скрывать это от других (подросшего ребенка) было бы как-то странно, по-моему.
Ты скрываешь от своего ребенка 99 процентов инфы, просто не озвучивая ее. Про "мысль изреченную" - это не к тебе, случайно? Говоря ребенку некий факт, ты придаешь ему (факту)неслыханную важность, ставишь на нем акцент. Те, кто рассказывают не про "людаедство", а про шпионов, ставят свой акцент - и ваши акценты равнозначны.
Репрезентативность выборки в близкой истории - страшно интересная вещь, если не помнить, что ее не может быть в принципе.:flower:
Я за правду. а дети вообще очень чувствительны к фальши.
Неужели лучше, чтобы их обманывали, как нас, лживой пропагандой, а потом враз лишили розовых очков?
Я тоже за правду. Но, кажется, есть люди, которые предпочитают оставаться в розовых очках, и очень сопротивляются, когда кто-то пытается их снять. И таких людей много.
Когда впервые (в 19 лет) услышала рассказы о том, как это было на самом деле, тоже картина мира сильно поменялась
Riki-Tiki-Tavi
12.12.2009, 15:31
В той же Блокадной книге есть золотые слова о том, что мы не имеем права судить, т.к. все что там происходило - за гранью нашего понимая, за гранью добра и зла, морали, этики и вообще многих вещей, люди ВЫЖИВАЛИ в условиях, противоречащих самому понятию жизни....
Дети должны знать. Соотвественно возрасту. И должны знать, что все это - неподсудно. И что все это - повод задуматься, как оставаться человеком в значительно более комфортных условиях.
ЗЫ меня до сих пор трясет от вчерашней картины в сбербанке, когда мама и папа 5-6 летней девочки практически матом орали на стариков...
Буквально пару месяцев назад, я тоже задумалась на эту тему. На Лепрозории выложили перепечатку рукописного дневника одного блокадного жителя. С этой стороны, с точки зрения обычного обывателя я о блокаде ничего не знала. Это страшно...Мы взрослые люди регулярно срывались в истерику, и начинали обвинять его в разных грехах, сетовать на его моральный облик, тут же друг-друга одергивать...Муж проснувшись ночью и увидев меня плачущую за компом реально испугался...Но это было страшно, люди. Грязь, полная антисанитария, деградация на уровень поглощающего пищу существа. Там нет описания людоедства, но и без этого ужасов хватает. Обычных, не книжных, бытовых. Никакого подвига человеческого духа в этом нет, они просто пытались выжить, банально остаться в живых. И как я их понимаю....На самом деле это ужасно!
Одно Расстройство
12.12.2009, 15:42
И в живых все пытались остаться вполне разными путями. И подвиги были, и убийства. Какой-то один выложенный дневник производит впечатления некоей общей правды, когда она такая разная и неохватная... в этом и есть главная проблема правдоискателей.:):)
Репрезентативность выборки в близкой истории - страшно интересная вещь, если не помнить, что ее не может быть в принципе.:flower:
:)Сразу видно, что Вы не математик:)
Дети-подростки тоже не дураки. Тоже умеют фильтровать и формировать собственное мнение. И понимать, что жизнь сложнее, чем черно-белое представление, кем-то разжеванное. Для собственного мнения нужна более полная информация. С разных ракурсов.
Ты скрываешь от своего ребенка 99 процентов инфы, просто не озвучивая ее. Про "мысль изреченную" - это не к тебе, случайно? Говоря ребенку некий факт, ты придаешь ему (факту)неслыханную важность, ставишь на нем акцент. Те, кто рассказывают не про "людаедство", а про шпионов, ставят свой акцент - и ваши акценты равнозначны.
Возможность одновременного рассказа о влюбленностях, людоедстве и шпионах не рассматривается? ;)
Еще раз, я говорила не об озвучивании "всей" информации, а о непримемлимости скрывания той части информации, которой я обладаю и которую считаю важной. Скрывания исключительно с целью лакировки прошлого.
Но я и в сказках никогда плохие концы не смягчаю.
Одно Расстройство
12.12.2009, 15:53
Возможность одновременного рассказа о влюбленностях, людоедстве и шпионах не рассматривается? ;)
Еще раз, я говорила не об озвучивании "всей" информации, а о непримемлимости скрывания той части информации, которой я обладаю и которую считаю важной. Скрывания исключительно с целью лакировки прошлого.
Но я и в сказках никогда плохие концы не смягчаю.
В сказке ты пересказываешь полноценное произведение, коего не ты автор. Идеальный вариант тут будет - слово в слово.:)
Разумеется, ты иммешь право озвучивать то, что считаешь важным - но ведь в этом и есть главный вопрос: почему разные люди считают главным разное? И не стоит одних упрекать в лакировке действительности, чтобы не получить в ответ обвинение в любви к чернухе.;)
Каждый, как обычно, выбирает для себя степень важности своей собственной, личной инфы. Одновременный рассказ о шпионах, влюбленности и людоедстве вполне может быть, но не думаешь ли ты, что это сделает ближе, понятней и объективней картинку блокады? В результате такого рассказа реципиенту станет ясно, что в блокаде главными составлющими были шпионы, людоеды и влюбленные.:017:
Сложный вопрос, Оксана.
Знать безусловно надо. Младшим я рассказываю в основном историю ВОВ на примере нашей семьи: тут и блокада, и Сталинград, и эвакуация. А старшие уже сами читают, остаётся только направлять. Но знать надо и не по школьным учебникам.
...Теперь я вся в сомнениях, в размышлениях - а что мы знаем о блокаде вообще? Тот ее тефлоновый образ - город герой, стойкие ленинградцы, работавшие на военных заводах? Есть же еще очень много страниц этого периода, не входящие в эти слова-лозунги...
С блокадой как раз немного было связано лозунгов. Достаточно посмотреть фотографии тех лет, на них видна трагедия происходящего. Альбомы с фотографиями издавались и в советское время. Не думаю,что я узнаю что-то кардинально новое по сравнению с тем, что знала в школьные годы.
Ангелиночка
12.12.2009, 15:59
Если ребенок в 5ом классе, то какие-то моменты не стоит рассказывать. а 10-11 классы - возраст приемлимый для знаний такого рода. для меня не было шоком узнать обо всем этом (мародерство, людоедство, воровство и многое другое в блокаду) - нам всё это рассказывали в школе. не вижу, что из этого надо скрывать, ведь в ленинграде жили люди, а не запрограммированные роботы.
Какую хочет родитель картину мира сформировать у ребенка - о том он ему и рассказывает. Это не значит, что что-то умалчивать нужно, но акценты - они очень важны, и у каждого они по-своему будут расставлены. Каждый в картине будет свой участок под лупой рассматривать, а остальные - мельком.
Разумеется, ты иммешь право озвучивать то, что считаешь важным - но ведь в этом и есть главный вопрос: почему разные люди считают главным разное? И не стоит одних упрекать в лакировке действительности, чтобы не получить в ответ обвинение в любви к чернухе.;)
Надеюсь, ты не считаешь, что возможны лишь крайности? ;)
Кстати, хорошо помню одну передачу по телевизору, где выступали историки и современные коммунисты, последние применительно к репрессиям тоже всё говорили о чернухе и "неважном" ;)
Вообще, мне кажется, что спор теоретический, а по факту мы действуем примерно одинаково :flower:
В той же Блокадной книге есть золотые слова о том, что мы не имеем права судить, т.к. все что там происходило - за гранью нашего понимая, за гранью добра и зла, морали, этики и вообще многих вещей, люди ВЫЖИВАЛИ в условиях, противоречащих самому понятию жизни....
Дети должны знать. Соотвественно возрасту. И должны знать, что все это - неподсудно. И что все это - повод задуматься, как оставаться человеком в значительно более комфортных условиях.
ЗЫ меня до сих пор трясет от вчерашней картины в сбербанке, когда мама и папа 5-6 летней девочки практически матом орали на стариков...
Вот! И это тоже, только у меня не получилось бы так хорошо озвучить!
Одно Расстройство
12.12.2009, 16:23
:flower::flower::flower: разумеется.
А мне и передачи не надо, вполне достаточно форума, где частенечко любое что-то хорошее, демонстрирующее человека в ситуации войны/беды не животным, а духовным созданием, объявляется лакировкой действительности.:)
Я считаю, что всё зависит от возраста, в котором находится ребёнок, наверное, мама сама понимает, когда можно говорить о людоедстве в то время.
У меня есть дневник моей бабушки, которая от начала до конца Блокады прожила в городе на ПС вместе со своими родителями - это страшные страницы, описаны художественным языком, т.к. у неё было филологическое образование. Но знать конечно это надо любому россиянину.
Там и без людоедства полно страшных фактов, которые можно дать прочитать ребёнку и кот. помогут составить реальную страшную картину тех времён,
например, как ели клей или как видели людей, бредущих по замёрзшей Неве с саночками, на которых как мумии завёрнуты тела умерших:(
Вспомнилось - уже и забыла и книгу, и автора, надо бы вспомнить и перечитать. Там была революция глазами очевидца. Есть эпизод - после революции эту семью заселили в пустующий дом одного бывшего богатого интеллигента. Но однажды это человек с семьей вернулся. В своих скитания они сильно голодали. Пришли во двор своего дома, увидели, что он занят, молча стояли, смотрели. Те выскочили, завели, отделили им половину дома. Накормили супом из картошки. Вечером уже зашли в кухню и увидели старика, набивающего карманы картошкой. Интеллигентный, очень скромный ранее человек (они его знали), ни в чем не нуждавшийся в жизни, теперь от голода больше не понимал, что делал. И те люди сделали вид, что ничего не заметили, а старик вышел с картошкой, безразличный ко всему.
Жизнь такая
12.12.2009, 16:46
Моё ИХМО надо,о том что были случаи людаедства я узнала уже не в "нежном" возрасте,а о том как люди жили в то время можно рассказать понятливо и без таких примеров.В моём случае так и было.
Я только после 20 лет узнала - бабушка рассказала. А раньше - зачем оно? Тем более маленьким...
mama krokodilchika
12.12.2009, 16:57
Может, навлеку сейчас на себя потоки тухлых яиц, но, честно говоря, мне не понять, зачем перед НГ грузить детей блокадной тематикой.
И вообще, такое ощущение, что ВОВ стала каким-то историческим монстром, затеняющим другие, также важные исторические события. Вот, например, Первая Мировая Война, она - не менее интересный исторический феномен. Целый пласт мировой литературы посвящен ей. А у нас?
Одно Расстройство
12.12.2009, 16:59
Мама крокодильчика! Я все больше к Вам проникаюсь:flower:
...И вообще, такое ощущение, что ВОВ стала каким-то историческим монстром, затеняющим другие, также важные исторические события. Вот, например, Первая Мировая Война, она - не менее интересный исторический феномен. Целый пласт мировой литературы посвящен ей. А у нас?
Только вчера Бумбараша :love: с ребенком смотрели по ТВ.
И у них в школе нет упора на блокадную тематику, наверное, это частная инициатива конкретной школы. В других городах наверняка блокаде вообще особого внимания не уделяют.
Может, навлеку сейчас на себя потоки тухлых яиц, но, честно говоря, мне не понять, зачем перед НГ грузить детей блокадной тематикой.
И вообще, такое ощущение, что ВОВ стала каким-то историческим монстром, затеняющим другие, также важные исторические события. Вот, например, Первая Мировая Война, она - не менее интересный исторический феномен. Целый пласт мировой литературы посвящен ей. А у нас?
Наверное, ещё много тех, кто перенёс эти дни и до сих пор о них не помнит государство.
В войне с Наполеоном тоже много погибло людей, но эта тема уже история и мы уже не говорим о ней со слезами на глазах, всё дело в актуальности темы для наших дней.
Вадим Шефнер про блокаду хорошо написал
Может, навлеку сейчас на себя потоки тухлых яиц, но, честно говоря, мне не понять, зачем перед НГ грузить детей блокадной тематикой. Вот и я удивилась, причем весьма. Правда из-за этого и начала свои "правдоискательства".
Очень жаль этого чудесного декабрьско-новогодне-творческого времени, но сын ходит еще и в ИЗО-студию и там будут что-то творить белой гуашью на синем картоне.
Прочитала, вспомнила, как бабушка рассказывала про соседа, который в 42-м своих маленьких сыновей зарубил топором, сварил и съел.
Мне кажется, что она рассказывала это потому, что просто не могла держать это в себе, не очень-то задумываясь о моем возрасте и о влиянии этих рассказов на мою детскую психику. Я не помню, в каком возрасте я это узнала, но довольно рано, думаю, в начальной школе. Так как это расказывала родная бабушка, которая это все пережила, я воспринимала это как общий ужас слова "блокада", и прочно засело в мозгах, что "дядя сошел с ума от голода".
Возможно, эти рассказы повлияли на мое отношение к еде, у меня в подсознании прочно засела мысль, что еды должно быть много, что она - основа счастливой жизни. Возможно, во многом благодаря этим рассказам я всю жизнь безуспешно борюсь с полнотой, потому что не могу не есть.
Но совершенно точно, что этот пример людоедства не был "второй стороной медали", когда на первой - подвиг Ленинграда. Я никогда не воспринимала того бабушкиного соседа, как преступника. Мне всегда его было пронзительно жаль. Его, и его мальчиков Ваню и Жору. Может, кроме меня уже никто и не помнит, что такие люди жили на этой земле...
Но это - не специальное знакомство с блокадой "чтоб знала", а просто семейные разговоры, не история страны, а бабушкина жизнь.
В специально подготовленом для детей занятии я бы об этом говорить не стала.
Мариксен
12.12.2009, 20:14
Мне с детства про блокаду рассказывала бабушка. Какой подвиг совершил народ я знаю не по книгам. Кроме того люди, котрым бабушка помогла во время блокады ( и жизнь спасла) были ей потом как родственники и они тоже явяллись для меня частью той истории. Потом школа была, там уже все было не такое живое.
Говорили ли мне, что во время блокады были преступления? Говорили.
А сейчас родители говорят детям, что есть преступники? Родители рассказывают в подробностях, что именно преступник сделал с жертвой, в красках? Это же правда, почему же не рассказать как кто кого насиловал, куда и сколько раз нож воткнул?
То же и относительно к блокаде+ к тому еще и страшный голод, на фоне которого у некоторых людей вообще наступало сумасшествие. Давайте детям про сумасшедших рассказывать, что они делают зачем и как.
Мне кажется вполне естесственным, что раз есть герои, то есть и антигерои. И это мне как-то было понятно с детства, хотя конкретно про людоедство мне и не рассказывали. Если кто-то считает, что было тотальное людоедство или кошкоедство, то это уже проблемы считающего. Были люди, которые и на краю могилы на своих кошек не покушались, не то что на людей. А есть кто-то кто говорил мне на полном серьезе, что ВСЕХ кошек съели...
Я уже писала раньше по этому поводу. Те, кто говорят, что во время блокады были страшные преступления правы. Правы и те, кто говорит о подвиге ленинградцев.
Вопрос в том, кем себя считаешь, потомком людоедов или потомком героев.
Ваше мнение - надо нам знать историю даже в ее неприглядном виде, или лучше не "доставать из шкафа скелет".
Моё мнение - надо знать всё!
Ибо - мир многогранен...
Например мой дядька-блокадник, как только слышал разговоры о блокаде, всегда закуривал Беломорину, ругался матом и говорил: "А этим сукам-коммунистам всю блокаду варили пиво и подавали на обед!"
Тоже правда.
Тоже история.
Кстати - полностью согласен с Мариксен!
Одно Расстройство
12.12.2009, 20:23
Моё мнение - надо знать всё!
.
Хорошее мнение, но труднореализуемое.:) А из Вашего рассказа я приняла тока один факт - что у Вас есть/был дядя, который курил Беломор и в Блокаду находился в городе (это я уже лично Вам верю). А еще более анонимная инфа дает еще меньше фактов.
Гы)))
Вы собираете досье?
Хорошее мнение, но труднореализуемое.
Я, видимо, коряво выразился - я хотел сказать, что любая информация - важна.
Не нужно от чего-то отмахиваться или замалчивать.
Потому что - это было!
Это - жизнь наших родителей / бабушек / дедушек...
Одно Расстройство
12.12.2009, 20:28
Это в другом топике))
Каскавелла
12.12.2009, 20:44
Я тоже за правду. Но, кажется, есть люди, которые предпочитают оставаться в розовых очках, и очень сопротивляются, когда кто-то пытается их снять. И таких людей много.
+100000
Фруза Марковна
12.12.2009, 20:56
Моя бабушка блокадница никогда ничего не рассказывала про Блокаду, когда слушала про всякие гадости типа людоедства так говорила "Мели, Емеля, твоя неделя", если короче, то много вранья вокруг того периода, много и правды. А ребенку можно просто стихи почитать, Ольги Берггольц, например. Тема будет раскрыта.
Alexandr#
12.12.2009, 21:18
Это в другом топике))
Каком?:009:
mama krokodilchika
12.12.2009, 23:34
Мама крокодильчика! Я все больше к Вам проникаюсь:flower:
Спасибо!!!:099:
Только вчера Бумбараша :love: с ребенком смотрели по ТВ.
И у них в школе нет упора на блокадную тематику, наверное, это частная инициатива конкретной школы. В других городах наверняка блокаде вообще особого внимания не уделяют.
Бумбараш Бумбарашем:)), а в литературе я пока могу только "Хождение по мукам" припомнить. А если посмотреть на европейскую литературу - то навскидку Ремарк, Олдингтон, Лоуренс, Селин... И в каждой деревушке есть обелиск с именами погибших и в первую, и во вторую мировые войны..
Наверное, ещё много тех, кто перенёс эти дни и до сих пор о них не помнит государство.
В войне с Наполеоном тоже много погибло людей, но эта тема уже история и мы уже не говорим о ней со слезами на глазах, всё дело в актуальности темы для наших дней.
А если бы государство помнило и "отблагодарило", то мы бы не должны были помнить?:016:
Настоящая Блондинка
12.12.2009, 23:39
Я сторонница того, что "всякому овощу свое время". Сначала мне рассказали про 125 граммов хлеба, столярный клей, про "сладкую землю" с Бадаевских складов, и про то, как бабушка с ее подругой, тетей Аней, воровали отходы с военной кухни (картофельные очистки из офицерской столовой) - их почему-то выбрасывали, да еще и часового у помойки ставили, чтоб никто не взял. Мне было лет 8, когда мы с бабушкой прошли пешком ее блокадный путь на работу от нашего дома (Московский парк Победы) до "Третьей мармеладной фабрики", где во время блокады бабушка боеприпасы делала. Потом услышала рассказ, как бабушка убежала из страшной квартиры, куда ее заманили под предлогом письма с фронта, чтобы съесть. Подросла - услышала и про "персиковый компот" самолетом. И так как блокадников в моем окружении было очень много, и рассказывали они примерно одно и тоже, я верю и в персиковый компот, и в несвежие булочки. Да, мне рассказывали все, но у меня информация о людоедстве и "нравах отдельных руководящих товарищей" стала не черным пятном, а еще одним плюсом к подвигу ленинградцев - да, было трудно, некоторые не выдерживали, сходили с ума, но их были единицы, а остальные ленинградцы до скотского состояния не опустились и выстояли, вопреки всему. Просто надо выбирать, что и когда ребенок готов осознать правильно, а что ему еще рановато
Подросла - услышала и про "персиковый компот" самолетом.
А что это, извините?
Tvilling
22.12.2009, 12:23
Мой папа сказал однажды такую фразу, после которой говорить уже ничего не надо:
"После блокады мне уже ничего не страшно."
И да, у меня в доме тоже всегда должна быть еда. Запасы еды. Это даже не обсуждается.
(Правда, у старшего поколения здесь, тоже пережившего войну и голодавшего, правда, в намного меньших масштабах, установка та же. Одинокая тетка мужа до сих пор делает такие запасы, что закачаешься).
То, что Ленинград выстоял в блокаду - это его подвиг. Подвиг города и людей, которые в нем жили. Вот об этом детям и надо говорить. А остальное пусть останется за кадром. ИМХО.
+1000000000000000000000000
А что это, извините?
А это современные либеральные авторы утверждают, что в Ленинград самолетами возили персиковый компот и прочие деликатесы для Смольного. Вот и Стеду рассказывали,что персонально для Смольного пиво варили...
И вот, мол, в то время, как весь город голодал, Жданов, Кузнецов, Попков и остальные там пировали...
Правда тут же эти авторы утверждают, что те же самые руководители потом несправедливо пострадали...
Примерно так.
Но, как ни странно, в художественной школе, где учится сын, весь декабрь будут рисовать не новогоднюю тематику, а блокадную. На прошлом уроке им рассказывали о блокаде, показывали фотографии того времени. И дали задание подготовить к сегодняшнему уроку свои рассказы о блокаде. Я залезна в интернет и первое, что увидела, статью Даниила Гранина о его блокадной книге.
Прочитала и крепко задумалась... Сыну рассказала о своей бабушке - его прабабушке, которая не дожила до его рождения, о том, как она в блокаду тушила зажигалки, и как потом покупала очень много еды и никогда ничего съестного не выкидывала, всегда была гостеприимна и хлебосольна. А то, что я прочитала, ему пересказывать не решилась. Вот статья:
http://magazines.russ.ru/druzhba/2002/11/gran.html
Теперь я вся в сомнениях, в размышлениях - а что мы знаем о блокаде вообще? Тот ее тефлоновый образ - город герой, стойкие ленинградцы, работавшие на военных заводах? Есть же еще очень много страниц этого периода, не входящие в эти слова-лозунги. Надо ли их знать теперь? Зачем? Можно ли это говорить детям? Ведь невозможно впечатлительному ребенку рассказать о случаях людоедства. А когда вырастет, надо будем ему это узнать? У меня пока нет ответов, но лично я хотела бы знать. Если изучать историю. то такую, какой она была на самом деле. Тем более, что сами блокадники потом так откликнулись и писали Гранину ВСЕ, им это было важно. Я хочу прочитать саму книгу, но как быть с детьми вообще? Скоро в феврале начнут опять проводить с ними беседы в школе, пусть остается образ блокады такой, как был десятилетиями?
Ваше мнение - надо нам знать историю даже в ее неприглядном виде, или лучше не "доставать из шкафа скелет".
Когда вырастет,тогда и раскажите:)Хотябы для того,чтоб вовремя успел спрыгнуть,а не стать жертвой пропаганды.
Я, видимо, коряво выразился - я хотел сказать, что любая информация - важна.
Не нужно от чего-то отмахиваться или замалчивать.
Потому что - это было!
Это - жизнь наших родителей / бабушек / дедушек...
Это да.Чем больше информации,тем больше шансофф выжить,когда затеют очередную войнушку.
Да и ваще,больше знаешь-долше живешь.
Мой папа сказал однажды такую фразу, после которой говорить уже ничего не надо:
"После блокады мне уже ничего не страшно."
И да, у меня в доме тоже всегда должна быть еда. Запасы еды. Это даже не обсуждается.
(Правда, у старшего поколения здесь, тоже пережившего войну и голодавшего, правда, в намного меньших масштабах, установка та же. Одинокая тетка мужа до сих пор делает такие запасы, что закачаешься).
+ мульон, так говорила моя бабушка, и говорят мои мама и тети.
а еда в доме всегда, в очень большом количестве, так как мою семью спасли несколько мешков сухарей заготовленных бабушкой для обмена.
и дядя лежавший под вагонами на складе Бадаева часами, а когда часовые уходили подметал муку сыпавшуюся из вагона. , а за это расстреливали...
Всякому знанию свое время.
Вы ж не будете пятилетке рассказывать про аборт, верно? А подростку, которого заинтересует эта тема?
У любой темы много граней.
Можно рассказать про то, что Ленинград сдерживал немецкую группировку войск и спасал тем самым Москву.
Можно - про непроведенную толком эвакуацию.
Можно - про героизм жителей. Можно - про мандарины в мусорке Смольного.
Можно про людоедство. Можно - про чудом спасенных домашних животных, семена, лекции в Эрмитаже, научные доклады.
И все это будет правдой.
Главное - не врать.
Мне проще. Я буду рассказывать про мою бабушку.
Если ребенка заинтересует - "Блокадная книга" у нас есть. Я ее читала в 12. "Нюрнбергский трибунал" с отсылкой на документы - в 15. Но я любитель истории. Причем ее неприлизанного варианта.
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.