Просмотр полной версии : Топик для обсуждения статьи "Дважды два – четыре!"
Аурелита
07.10.2010, 02:49
Освоение навыков устного счета – непростая задача, у которой множество вариантов решения. Как помочь ребенку справиться с этой работой?
Читаем на сайте новую статью "Дважды два – четыре!": http://www.littleone.ru/articles/7-16/school/211/
Буду рада любым вашим комментариям.
По поручению администрации форума,
модератор Аурелита
Хорошая статья. Кратенько и по существу.:flower:
Спасибо!
Узнала,что мой сын - дискрет.:))
Только вчера хотела купить говорящий плакат с таблицей умножения:008:.
Теперь подумаю ;)
Мурашкина
07.10.2010, 11:20
УЧИМ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ. КАК? (мой опыт)
1) NB. Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а со столбика таблицы на 9: 9х2=, потом переходить на столбик 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д.
Примечание. Во-первых, когда ребенок "спустится" до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9.
2) Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8...
3) Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множимое и множитель, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =?
Примечание. Во-первых, таким образом ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится.
4) Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка "отскакивать от зубов" (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).
Примечание. Если у моего сына на заучивание таблицы на 9 ушло с недельку (я его не торопила), то на таблицу умножения на 8 уже дня четыре, а потом он каждый столбик запоминал всё быстрее и быстрее.
pogranec
07.10.2010, 11:30
У нас, к счастью, таблица умножения была задана на лето, т.ч. на каждый столбик отвели дня 3-4, в августе - только закрепляли, гоняла уже по всей таблице - и устно, и письменно, и с умножением, и с делением.
А вот про таблицу сложения - не учили и не заставляла, ИМХО, но это то, что можно сосчитать, а не зубрить...
А вот про таблицу сложения - не учили и не заставляла, ИМХО, но это то, что можно сосчитать, а не зубрить...
А я и умножение не знаю, тк считаю за пару секунд:008:. Вот как ребенка заставлять-то? Она быстро считать не умеет:(
Ленусичек
07.10.2010, 11:42
У меня дочь визуал.
Полгода назад прочитала интересную книгу о восприятии информации детьми. Проверяла на дочери разные варианты восприятия. Была у нас проблема с одеванием и обидами. У вешалки повесила рисунки одежды в порядке их одевания. Заметила, что дочь четко следовала этой "инструкции", стала одеваться быстрее, без окриков.
Как-то она сильно расплакалась от обиды (бедную девочку обидели, заставляли в комнате прибираться). Я стала тихо рисовать (не художник, как смогла) картинки с ее и моими эмоциями, положила перед ней без слов одну картинку(она сидит и плачет в неубранной комнате) , потом другую ( я сижу с грустным лицом в неубранной комнате, где валяются игрушки, книжки и т.д.), потом третью (где мы уже помирились и убрали комнату). Странно, но слезы прекратились, она с интересом разглядывала рисунки, мы еще обсудили их уже без слез и убрали комнату.
Думаю, что идея со счетом очень хорошая. Тем более сейчас продается цв., барх., перламутр. бумага с самоклеющимся слоем.
pogranec
07.10.2010, 11:54
А вот что делать, если ребёнок дискрет-тормозун :)). Ну вот сегодня смотрю на проверочную работу, - детям вслух читали простейшие задачи в одно действие. Надо было записать и вычислить. Мой не сделал ни одной :(. Ну не аудиал он ни разу... Я ему и просьбы все по три раза повторяю...
Если бы письменная работа была, наверное, лучше было бы, но всё равно медленно, т.к. мой задание по нескольку раз перечитывает, чтобы вдуматься... хотя считает быстро и правильно.
grungagen
07.10.2010, 14:51
А мне понравилась. Для меня большая проблема придумать какое-нибудь пособие самой. По отношению к плакатам никогда не испытавала лишних иллюзий. Поэтому в выходные попробуем совместно заняться изготовлением "домиков" для таблицы умножения. Таблица для нас то же проблема. Ну ни как не срастается, уже в "Отличнике" пытаемся заниматься и скачала материал пегагога, там при правильном ответе автомобили и пр. техника ездит, летает, плывет, а мы "автомобилисты". Пока бестолку.
Вредная баба
07.10.2010, 15:12
не понимаю, зачем нужна таблица сложения? зачем заучивать состав числа? ребенок должен понять, как складывать-вычитать (а не зубрить), а потом тренироваться на примерах.... У детей младшего школьного возраста наглядно-образный тип мышления: им не цифИрки на бумажке показывать надо, а учить считать с помощью счетных палочек, как учили нас в детстве...
Глеб Егорыч
07.10.2010, 15:30
Можно и не заучивать ни таблицу сложения, ни состав числа. Но знание и того, и другого, программное требование. Выполнение программных требований - способ снизить стресс и уменьшить количество неприятных ситуаций для ребенка.
Техника счета (понимание КАК провести вычисление) - это тоже важный навык, но как раз он формируется достаточно быстро. Темп счета (способность быстро выполнить вычисления, в т.ч. устно) - длительно формирующийся навык, который пригодится на последующих этапах обучения.
Состав числа используется при обучении сложению и вычитанию с переходом через десяток. Для того, чтобы вычислить, например, сколько будет 13-7, сначала надо вычесть 3 (останется 10), а потом из 10 вычесть оставшуюся от 7 часть - это 4. Если ребёнку придётся долго вспоминать, что 7 это сумма 3 и 4, то освоение этого способа вычисления будет очень долгим и трудным.
Учить считать с помощью счетных палочек (другой вариант - с помощью линейки или просто на пальцах) - это своеобразные "костыли". Ребенок быстро учится использовать вспомогательные методы (они, кстати, предметно-действенные по методу использования) и без палочек/линейки/пальцев часто оказывается растерян и беспомощен. Примерно тот же эффект наступает после активного использования калькулятора.
Идея с "домиками" для запоминания состава числа - не откровение. Она используется в большинстве современных учебников - у Демидовой, Бантовой, Истоминой.
Вредная баба
07.10.2010, 17:55
Не могу с Вами спорить, т.к. я - не педагог.... Мой комментарий основывается на сравнении того, как учат сейчас моих детей и того, как когда-то учили меня... Возможно, счетные палочки - это "костыли", но именно с их помощью учили считать меня, состав числа я в школе не учила и проблем с устным счетом (в т.ч со сложением-вычитанием с переходом через десяток) не имела.... Математика у моей дочери началась с состава числа.... и, судя потому, сколько примеров было прорешено за 2 года (в домашней работе с 1 класса по 30 -100 и более примеров!!!! Узорова - это наше все :073:), зазубривание состава числа наизусть не очень помогло ренкиному классу в освоении устного счета....
Глеб Егорыч
07.10.2010, 18:10
комментарий основывается на сравнении того, как учат сейчас моих детей и того, как когда-то учили меня...
Тупиковый путь - сравнивать то, как раньше и то, как сейчас, увы.
Вот ведь парадокс - раньше подавляющее большинство первоклашек не умели ни читать, ни писать, считали с горем пополам в пределах десятка. А в школе как-то даже и неплохо учились.
Сейчас редкость - нечитающий первоклассник, т.е. формально уровень подготовки к школе стал на порядок выше. И несмотря на это, освоение относительно несложных тем для многих оказывается проблемой.
В общем, нужно ли учить таблицу сложения - решать каждому индивидуально. Но поскольку знание состава числа является программным требованием, и многим детям трудно запомнить этот материал, то статья может оказаться полезной.
Насколько эти знания "лишние" - это дискуссионная тема, так же, как и постоянные обсуждения, зачем детям учиться разным видам разбора на уроках русского языка, звуко-буквенный анализ и т.п.
Глеб Егорыч
07.10.2010, 18:19
Ну не аудиал он ни разу...
Тренироваться.
Попробовать перестать повторять просьбы по несколько раз. Попросите посмотреть на вас, озвучьте просьбу (ОДИН раз). Попросите ребёнка повторить то, о чем вы только что попросили.
Воспринимать занятия на слух, особенно задачи - очень трудно многим детям, а такие математические диктанты будут постоянно, плюс в более старшем возрасте придётся освоить навык конспектирования.
Если ребёнок визуал - пусть попробует представить себе то, о чём говорится в задании, которое слышит. Кинестетик может попробовать, например, загнуть нужное количество пальцев при прослушивании задания. Дискреты обычно с устными заданиями справляются неплохо.
Вредная баба
07.10.2010, 18:43
Тупиковый путь - сравнивать то, как раньше и то, как сейчас, увы.
Вот ведь парадокс - раньше подавляющее большинство первоклашек не умели ни читать, ни писать, считали с горем пополам в пределах десятка. А в школе как-то даже и неплохо учились.
Сейчас редкость - нечитающий первоклассник, т.е. формально уровень подготовки к школе стал на порядок выше. И несмотря на это, освоение относительно несложных тем для многих оказывается проблемой.
.
Вот, я именно об этом.... слов нужных не сыскалось:).... действительно, парадокс... :flower:
(Шепотом и не по теме: может проблема не в детях, а в методиках обучения?)
Суповой набор
07.10.2010, 19:48
Статья очень славная.
Могу только добавить, что я со старшей учила таблицу умножения так - сначала квадраты всех чисел, потом x9, x8..
где-то тут меня на форуме научили :) спасибо добрым людям..
ну и конечно же я очень поддерживаю тему "устного счета по пути" - решение бытовых задачек :support:
например - у виолончелиста Васи урок специальности 2 раза в неделю, и ему каждый раз - бедняге - задают домашнее задание. сколько домашних заданий выполнит Вася за месяц? моя первоклашка недавно решала эту сложную проблему в автобусе - пол-автобуса рыдало..
но тут есть такой момент - малыши (именно малыши) часто как Буратино реагируют на "у тебя есть 2 конфеты" - "нет у меня конфет". Поэтому задачи лучше задавать не "пусть у тебя есть", а "пусть у него есть". Поэтому и виолончелист Вася, а не скрипачка Даша :)) - потому как иначе скрипачка Даша сразу скажет, что иногда ей не задают или задают то же самое, чем собьет себя с решения задачи.. но это про малышей
pogranec
07.10.2010, 20:08
Тренироваться.
Вот, самое интересное, что сейчас всю дорогу до тренировки и обратно сын с лёгкостью решал задачи именно на слух... Или у меня и учительницы они по-разному звучат... или проблема глубже...
ТАУ КИТА
07.10.2010, 20:33
не понимаю, зачем нужна таблица сложения? зачем заучивать состав числа? ребенок должен понять, как складывать-вычитать (а не зубрить), а потом тренироваться на примерах.... У детей младшего школьного возраста наглядно-образный тип мышления: им не цифИрки на бумажке показывать надо, а учить считать с помощью счетных палочек, как учили нас в детстве...
+1
Глеб Егорыч
08.10.2010, 01:05
ТАУ КИТА, вроде бы в статье речь совершенно о другом...
Так или иначе, вычислительный навык необходимо автоматизировать. Знание таблицы сложения (или умение считать на палочках - дело вкуса) - инструменты овладения этим навыком.
Марлена7
08.10.2010, 10:58
уже в "Отличнике" пытаемся заниматься и скачала материал пегагога, там при правильном ответе автомобили и пр. техника ездит, летает, плывет, а мы "автомобилисты". Пока бестолку.
Подскажите, а что такое Отличник и где его взять?
А по поводу состава числа - думаю вещь полезная, если доведено до автоматизма. Когда я узнала об этой методике, даже немного позавидовала, что меня в школе так не учили... видимо я дискрет полнейший...
Суповой набор
08.10.2010, 11:03
Отличник - http://www.forum.littleone.ru/showthread.php?t=1595990
Марлена7
08.10.2010, 11:09
Супер, спасибо! обожаю такие штуки...
Real Mallena
08.10.2010, 11:19
Вот, самое интересное, что сейчас всю дорогу до тренировки и обратно сын с лёгкостью решал задачи именно на слух... Или у меня и учительницы они по-разному звучат... или проблема глубже...
Вполне может быть такое. Учитель подает материал определенным образом, который, может, не подходит вашему ребёнку. Вы своего ребёнка знаете лучше и интуитивно выбираете понятный способ подачи.
Глеб Егорыч
08.10.2010, 11:22
Вот, самое интересное, что сейчас всю дорогу до тренировки и обратно сын с лёгкостью решал задачи именно на слух... Или у меня и учительницы они по-разному звучат... или проблема глубже...
Ещё вариант - вы с ним решали задачи на слух ПО ДОРОГЕ на тренировку, т.е. совмещая устный счет с активным движением и на улице, а не сидя в помещении за партой. Возможно, и в этом тоже причина. Плюс вы общались один на один, а в классе учитель обращается сразу ко всему классу.
ТАУ КИТА, вроде бы в статье речь совершенно о другом...
Так или иначе, вычислительный навык необходимо автоматизировать. Знание таблицы сложения (или умение считать на палочках - дело вкуса) - инструменты овладения этим навыком.
+100
никто ведь не сомневается в необходимости автоматически знать таблицу умножения.
С таблицей сложения - то же самое. Это упрощает выполнение математических действий в пределах сотни. То что дети должны понимать, как присходит предметно сложение-вычитание (палочки, конфеты, яблоки...), не отменяет того, что они численно должны это ВЫУЧИТЬ. Кто не выучивает - имеет в дальнейшем проблемы не только в устном счете.
Глебу Егоровичу спасибо за профессионально грамотные комментарии.
Поддерживаю идею маленьких задачек "по дороге" или "бытовых домашних" про себя и окружающих. Хорошо, если ребенок не только их может решить, но и сам составляет и проверяет мамин-папин ответ.
Я еще числовые домики рисую с пустыми окошечками, а дочка спасает птенчиков (составные части числа), которые повыпадали из своих домиков и забыли, где они живут.
Лёленька
08.10.2010, 14:07
Не знаю что сказать по поводу этой статьи...
У нас никогда не было проблем заучиванием таблицы сложения и таблицы умножения. Мой ребенок "видит" числа, без труда решает задачи для более старшего возраста и считает в уме такие числа, которые старший сын (разница 5 лет) решает на листочке. Как он это делает - для меня загадка. И при всем этом ни что не мешает мелкому впасть в "ступор" и забыть сколько будет 7х8 или 2х7.
И самое худшее для нас что я не знаю как бороться с этм "ступором"
Высказала идею про плакат с таблицей умножения. Ребёнка сидит весь вечер. Вырезает цифры, клеит их на большой лист))). Не знаю, поможет ли, но очень надеюсь:)
Глеб Егорыч
09.10.2010, 15:35
Кстати, сейчас припомнилось, что по крайней мере мои учителя давным-давно использовали принцип "рука-глаз-язык" (т.е. написал-нарисовал, посмотрел, произнёс вслух). Все учебные таблицы - про падежные и родовые окончания, спряжение глаголов, ещё что-то такое - вот всё это дело нас просили вручную красиво перечертить-переписать на отдельную картонную карточку, причём именно самостоятельно переписать. Во время проверочных работ самодельными карточками пользоваться разрешалось, а в учебники подглядывать - нет. На контрольных, конечно, уже никуда вообще нельзя было подсматривать, но к тому времени твоя собственноручно изготовленная таблица чётко отпечатывалась в памяти. Свою рукописную таблицу с падежными окончаниями до сих пор помню - самая трудная для меня была.
И ещё был самодельный словарик по английскому - приклеивали в тетрадку картинку, подписывали её по английски плюс транскрипция. Опять же до сих пор - иногда вылетит из головы элементарное слово, всплывает в памяти картинка с подписью из той тетрадки. И это при том, что я аудиал - т.е. основной объём информации беру на слух.
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.