PDA

Просмотр полной версии : Топик для обсуждения статьи «Учимся решать задачи»


Аурелита
15.03.2011, 02:50
Как быть, если ребенок не может правильно понять суть задачи и верно решить её? С чем связаны трудности в решении задач и как их преодолеть?

Читаем на сайте новую статью «Учимся решать задачи (http://www.littleone.ru/articles/7-16/school/256/)»

Буду рада любым вашим комментариям.

По поручению администрации форума,
модератор Аурелита

Mischal
15.03.2011, 12:08
мне статья очень понравилась! спасибо:flower:

Vасилиса
15.03.2011, 14:34
У нас в школе упор делался на алгоритмическое решение задач (чтобы найти разность надо из уменьшаемого вычесть вычитаемое). В результате большинство детей почти произвольно "назначали" элементами алгоритма упоминаемые в задаче числа. Если ответ не сходился - "переназначали" и считали заново. Вопрос - почему из этого числа вычитаем это - вызывал полное недоумение. По правилу! Я правило учил и даже выучил!
Я долго боролась с дочкой за возвращение к физическому смыслу задач. Что на ветках растут шишки, а не белки. Что белки не едят елки. Что елки не едят белок. Что не может получиться "в ответе два землекопа и две трети" (с). На это ушло несколько лет, до сих пор случаются рецедивы.

Katarina
15.03.2011, 15:13
У нас те же проблемы - желание подогнать под алгоритм при полном отсутствии желания соображать. Вот и не понимаю, откуда это - изначально плохие способности соображать головой или порочный стиль обучения, приводящий в тупик.

rubus_arctica
15.03.2011, 15:13
алгоритмы - вообще штука хорошая, если уметь ими пользоваться, конечно

поэтому чтобы научиться их применять, действительно нужно понимать, где в задаче условие, какой вопрос, и разбираться какие числовые данные к чему относятся.

но то, что написано в статье, по-моему, более актуально для дошкольников, т.к. перечисленные упражнения вполне доступны на простых примерах уже в 4-6 лет.

rubus_arctica
15.03.2011, 15:13
а чертеж, схему или краткую запись ребёнка не приучили делать - перед тем, как пробовать применить алгоритм?

pogranec
15.03.2011, 15:18
а чертеж, схему или краткую запись ребёнка не приучили делать - перед тем, как пробовать применить алгоритм?
Мне кажется, что при подробной схеме/рисунке задача становится намного понятнее, иногда и вычислять уже ничего не надо - из рисунка всё видно.

У сына ещё были непонятки, пока не заставила заучить, что "на сколько" - это сложение/вычитание, а "во сколько" - это умножение/деление.

rubus_arctica
15.03.2011, 15:21
вот и по моему опыту краткая запись, схема, чертёж в 90% помогают разобраться в задаче

из трудных случаев помимо запуток с "на сколько" и "во сколько" - большинству детей трудно даются вопросы в косвенной форме (задачи типа "на тарелке 5 яблок, ЭТО на 2 больше, чем в вазе. Сколько в вазе?") - слово "это" сына прошу подчёркивать и думать именно над этим моментом.

Katarina
15.03.2011, 15:25
а чертеж, схему или краткую запись ребёнка не приучили делать - перед тем, как пробовать применить алгоритм?
У нас, наверное, странный случай, но схему ребнок с огромным трудом и помощью родителя рисовал уже ПОСЛЕ решения задачи. Сейчас, во втором классе, уже все более-менее наладилось, но произошло это совсем недавно. У меня создалось ощущение, что схемы путали ее еще больше.

KoshkaNatashka
15.03.2011, 16:04
Мне тоже понравилось, и согласна, что это скорее для дошкольников. У моего сына на подготовке бывают проблемы с выделением (и запоминанием) вопроса, иногда путает, что именно спрашивалось, попробую поиграть с ним в задавание другого вопроса.

мама Телятниковых
15.03.2011, 16:52
Понравилось, спасибо!
Но тоже сложилось впечатление, что это больше для дошколят. Моей старшей почти 4, ей как раз по уму такие упражнения будут, надо будет её погонять...

Люцида
15.03.2011, 17:38
У нас, наверное, странный случай, но схему ребнок с огромным трудом и помощью родителя рисовал уже ПОСЛЕ решения задачи. Сейчас, во втором классе, уже все более-менее наладилось, но произошло это совсем недавно. У меня создалось ощущение, что схемы путали ее еще больше.

Вот !!! У нас сейчас тоже самое творится сейчас в первом классе. Схемы сына путают. Он не понимает!!

Проще 7-2=5, чем составить схему в три строчки: сколько, вопросительный знак в кружочке, стрелочки....

Katarina
15.03.2011, 17:44
Вот !!! У нас сейчас тоже самое творится сейчас в первом классе. Схемы сына путают. Он не понимает!!

Проще 7-2=5, чем составить схему в три строчки: сколько, вопросительный знак в кружочке, стрелочки....
Вот-вот.
На пальцах растолковываешь - понимает. Как только схему рисуешь, все - ступор. О чем это говорит - я не знаю. Стала отчетливо понимать и рисовать схемы только во 2 полугодии 2 класса. До этого помогали только наглядные натюрморты из яблок, карандашей, книжек, которые перекладывали в кучки итп

rubus_arctica
15.03.2011, 17:46
Как только схему рисуешь, все - ступор. О чем это говорит - я не знаю. Стала отчетливо понимать и рисовать схемы только во 2 полугодии 2 класса. До этого помогали только наглядные натюрморты из яблок, карандашей, книжек, которые перекладывали в кучки итп

схема - это асбтрактное представление
раскладывание яблок, карандашей и т.п. - предметно-действенное

так что проблемы с составлением и восприятием схем говорят о том, что у ребёнка ещё плохо сформировано абстрактное мышление (оно формируется долго), а предметно-действенное более понятно, т.к. опыт его использования у ребёнка большой (практически с младенчества).

Katarina
15.03.2011, 17:54
схема - это асбтрактное представление
раскладывание яблок, карандашей и т.п. - предметно-действенное

так что проблемы с составлением и восприятием схем говорят о том, что у ребёнка ещё плохо сформировано абстрактное мышление (оно формируется долго), а предметно-действенное более понятно, т.к. опыт его использования у ребёнка большой (практически с младенчества).
Ну я о чем-то таком догадывалась и особо не переживала. Вот бабушка жестко записала ребенка в "тупые".

Люцида
15.03.2011, 18:04
Дааа.... бабушки это другое поколение. Надеюсь, ребенок не слышать такого мнения о себе.

Я вот все думаю, а нужны вообще эти схемы. Или это специально так задумывалось составителями программ учебных, чтобы развивать абстрактное мышление.

rubus_arctica
15.03.2011, 18:08
ну если не заниматься развитием, то абстрактное движение само по себе не разовьётся - другой вопрос, что не всем оно по жизни нужно

вообще, кстати, рукоделие (в частности чтение схем по вязанию и вышивке) - отличный способ развить асбтрактное мышление.

Экира
15.03.2011, 20:47
очень интересная статья, когда я училась в школе мне действительно было сложно кое-какие задачи решить, так как их я просто не понимала.А теперь у меня растет замечательный малыш и я постараюсь объяснить все подробно, чтоб у него в решениях задач не было вопросов, а были только ответы))))

rubus_arctica
15.03.2011, 22:29
Проще 7-2=5, чем составить схему в три строчки: сколько, вопросительный знак в кружочке, стрелочки....

возможно, проблема в том, что способ составления схемы, который показывают в классе, просто неудобен ребёнку, и поэтому не помогает, а только мешает

детям в школе часто вообще мешает всё, смысле чего они не понимают - бывает, достаточно показать практическую пользу того, что непонятно, как сразу появляется желание и мотивация к тому, чтобы разобраться и научиться использовать это на практике

Vасилиса
16.03.2011, 11:51
схема - это асбтрактное представление
раскладывание яблок, карандашей и т.п. - предметно-действенное
так что проблемы с составлением и восприятием схем говорят о том, что у ребёнка ещё плохо сформировано абстрактное мышление (оно формируется долго),.

Далеко не всегда абстракция предпочтительна. Временами она действительно только мешает. Поэтому плохо все сводить к единообразию.
ОФФ: Когда мы на 2-3 курсе института решали задачи по теоретической механике (на взаимодействие разнонаправленных сил в сложных системах - б-р-р-р), то при составлении уравнений проще было смоделировать систему пространственно. Буквально на пальцах - студент крутил руками туда-сюда, показывая направления действия сил и поворотов. Со стороны выглядело забавно.

rubus_arctica
16.03.2011, 21:10
Далеко не всегда абстракция предпочтительна. Временами она действительно только мешает.

согласна
но у нас же типа "гармоничное развитие учащихся", видимо без развития абстрактного мышления никак :))

Vасилиса
17.03.2011, 12:47
Да вот в том-то все и дело, что гармоничности не получается. Перегиб или в одну сторону, или в другую, или в пятую. Часто со сменой коней на переправе. Вместо разумного применения конкретного метода там, где он нужен.
Вы помните ужас обучения чтению в первом классе, когда надо было красными-синими блоками и стрелочками что-то выделять в словах? Этого не понимало большинство и детей, и родителей. Дети учились читать вопреки данной методике, через нервотрепку и ужас непонимания.
Еще недавно был "привет из прошлого" - в 6-м классе устроили проверку техники чтения. Сколько знаков вслух дети прочтут за минуту. Это при том, что большинство уже могут про себя читать "по диагонали" с огромной скоростью и нормально усваивать прочитанное. А вслух никто не читает, дикция хромает, язык заплетается - и результаты низкие.

Сникерс
17.03.2011, 17:31
:080::080::080:Очень интнресно! Спасибо! Тоже будем пробовать!

a.fox
17.03.2011, 20:55
Все сводится к тому, какое мышление у вашего ребенка. Моему (13 почти) картинки мешают (особенно если он сам их рисует), а объяснение последовательных действий помогает. Это как память, у кого-то она зрительная, у кого-то-образная и т.д. Можно попробовать с ребенком рассуждать вслух, за одно и послушаете как он формулирует предложения.