деградация школ. - Littleone 2009-2012
   

Вернуться   Littleone 2009-2012 > Все о детях > Подростки

Добавить сообщение

 
Опции темы Поиск в этой теме
Старый 09.01.2011, 16:37   #1
A_Konst
Активный участник
 
Регистрация: 30.10.2005
Сообщений: 460
деградация школ.



Наболело. Я об этом уже где-то писал, но вскользь, нужно написать явно и отдельной темой.

Вижу вокруг постоянно идущую деградацию школ. Заключается она не в том, что разными реформами остается меньше часов на важные предметы, перекраиваются программы, меняются формы выпускных и вступительных экзаменов, "оптимизируется" финансирование, и т.п. То есть, в этом тоже заключается, но не это главное, и с этим всем можно было бы бороться внутренними методами, если бы не то, что мне видится более важным.

Важнее всего то, что в школах остается все меньше людей, которые приходят в школу, чтобы учить детей.

Я лично в разных пед.коллективах работаю примерно с 2000 года. Могу по рассказам сравнивать, что происходит в других коллективах, и что было до того. Так вот, медленно но верно идет процесс "вымывания" из государственного образования тех, кто хочет в первую очередь учить. Давление со всех сторон направлено на то, что проще, удобнее, легче не стараться научить, а показать хорошие отчеты и вызывать меньше проблем у вышестоящих.

Расскажу подробнее.
Сколько нужно усилий, чтобы подготовиться к уроку? Если раньше никогда не вел урока на эту тему, то по хорошему, не меньше, чем длительность самого урока. Если вел - ну может поменьше. Сколько времени отнимает проверить стопку письменных работ детей? Если работы содержательные (а не типа теста), такие, в которых дети пишут свои мысли - то уж всяко не меньше времени, чем весь класс эту работу писал. Получается, на внеурочную, но очень нужную и важную работу учителю нужно не меньше времени, чем сами уроки.
Конечно, по факту большая часть учителей тратит на порядок меньше. К чему это приводит? к тому, что мы видим и что тут массово обсуждается: никакого индивидуального подхода, и даже редко у кого есть корректировка материала и стиля изложения к конкретному классу, закоснелость учителей. Нежелание ответить на вопросы детей после уроков. Ну много проблем, в общем.
Но я пишу это не чтобы поругать учителей, не дай бог кто-нибудь начнет вырывать эту цитату из контекста!!!!

На самом деле, в школы часто приходят, и особенно раньше (5-10-20 лет назад) приходили люди, которые не хотят ТАК халтурно учить. Да и многие из нынешних работающих, на самом деле, тоже не очень хотят. Людям во-первых НЕКОГДА, а во-вторых, себе дороже, пытаться сделать как лучше.

Обычному учителю нужно написать гору бюрократических бумажек, это занимает много времени. Уж не говорю о классном руководстве. Кроме того, учитель, пытающийся стимулировать учеников оценками, сродни мазохисту-самоубийце. Качество работы учителя оценивается по тому, какие оценки у детей по его предметам. Не буду приводить формулы расчета, просто поверьте, что значительно спокойнее (и прибыльнее) вообще не ставить четвертных и годовых двоек. И лучше побольше отличников. Нынешняя позиция руководства (от классного руководителя, который давит на предметника, до инспектора из РОНО) - в плохой оценке виноват исключительно учитель. Перед искушением нарисовать оценку получше и избежать кучи нервотрепки могут устоять немногие. Да и ведь непонятно, ради чего - НИКТО (в том числе родители) не скажут спасибо за честную оценку нерадивому ученику!
Поэтому учителя, которым труднее "договориться" со своей совестью, испытывают сильный соблазн бросить все это, и заняться чем-то более осмысленным.
Уже и так картина довольно безрадостная. Но в этой системе еще есть много людей, которые вопреки всему этому что-то стараются сделать. Понятно, что подготовка к занятиям у таких учителей происходит в уже личное время, за счет семьи, хобби, и т.д. (напоминает пост-перестроечный анекдот - "может нам деньги собирать за то, чтоб на работу пускать?")

Сейчас сверху спустили очередное новшество - электронные дневники. Количество совершенно бесполезной бюрократической работы возросло ужасно (двух-трех кратное дублирование всех учебных планирований, документы на каждое отклонение от заранее написанного плана, а отклонения неизбежны - учителя болеют, уроки по разным причинам пропадают, в конце концов, дети могут освоить тему не за то количество уроков, что запланировано!).
Теперь каждый учитель должен потратить еще один час (в среднем) времени каждый рабочий день, чтобы вбить туда все, что сегодня у него было. Заметим, что ДО этого он обязан, по идее, успеть проверить ВСЕ СЕГОДНЯШНИЕ работы учеников. По свидетельству человека, бывшего на районном совещании еще осенью на эту тему, на вопрос одного из директоров или завучей на тему "А если учителя в массе откажутся это делать, или будут не успевать" был ответ прогрессивного чиновника РОНО: "значит вы не умеете работать с коллективом".

И снова это бьет в первую очередь по тем, кто переживает за дело, кому не все равно, что тема, записанная в эл. журнал в соответствии в планом, проведена чисто для галочки, а для усвоения надо бы еще урок провести по ней, и что сейчас контрольную давать рано, или что задания в ней должны быть не совсем такими, как заранее запланировано...
Может быть, это кажется мелочью и пустым сентиментализмом. Дескать, ко всему люди приспосабливаются.

Но в каждый учебный год есть несколько людей, действительно хороших педагогов, которых очередное повышение административного маразма достает настолько, чтобы уйти совсем из школы. Медленно, но верно, с годами процент таких все меньше. А у тех, что остается, этот маразм постепенно повышает терпимость к нему и склонность работать спустя рукава, для бумажки.

Что с этим всем делать - не знаю. Программы "революции" у меня нет, да и повредит тут только любая революция.
Наверное, помогло бы организованное сопротивление этому маразму со стороны, не тотально "отменить все РОНО", а очень конкретно "вот это нововведение отменить". Или "вот этого учителя отстоять" (когда начинают бочку катить за то, что много годовых двоек, скажем).
A_Konst is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:02
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #2
Бетти
Элита
 
Регистрация: 04.09.2002
Сообщений: 2 521


А может, все зависит от директора? Вот если он понимает, что детей надо в первую очередь учить, а во вторую бумажками заниматься, то находит пути, чтобы своих учителей отстоять? Или он не в состоянии это сделать?
В конце концов в наш век электронных технологий посадить кого-нибудь и создать что-нибудь для автоматического создания всех этих документов для РОНО? Все равно же все это типовое, ну можно же какие-то шаблончики навалять - и вносить только изменения? Или это нереально?
Вот только я очень мало видела директоров, которые бы хотели учить детей... Они все время говорят о ремонтах, проблемах, РОНО, директивах и прочей лабуде, но не о качестве знаний... Почему так - не знаю. В директора попадают плохие учителя? Кто не умеет учить - руководит? Один из законов Мэрфи в действии?
Бетти is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:05
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #3
Мурашкина
с орбиты
 
Аватар для Мурашкина
 
Регистрация: 15.02.2008
Сообщений: 27 359


Цитата:
Сообщение от A_Konst Посмотреть сообщение
Что с этим всем делать - не знаю. Программы "революции" у меня нет, да и повредит тут только любая революция.
Наверное, помогло бы организованное сопротивление этому маразму со стороны, не тотально "отменить все РОНО", а очень конкретно "вот это нововведение отменить". Или "вот этого учителя отстоять" (когда начинают бочку катить за то, что много годовых двоек, скажем).
Вы хотите дать возможность просто учителям поговорить о наболевшем?
Что ж. Лично я считаю, что это тоже путь (гражданская позиция). Если ветка не трансфоримруется в "базар", быть может когда -нибудь и количество превратится в качество.
В любом случае, как мама школьника я рада, что учителей волнуют ПРОБЛЕМЫ образования.
Мурашкина is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:11
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #4
КаТеНа77
Элита
 
Аватар для КаТеНа77
 
Регистрация: 01.08.2008
Адрес: центр города
Сообщений: 1 786


Вот если бы директора школ избирались учителями......И лет на 5. Так, чтобы потом можно было в приятном случае переизбрать!) К сожалению, их (директоров) сверху спускают на бедные головы учителей. И начинается...суматоха бюрократическая.
Нет, даже не на 5. Год-как испытательный срок!)))
__________________
Артем (07.02.2001), Настена (06.01.2004), Алисенок (03.08.2010)
КаТеНа77 is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:29
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #5
barkar
Ветеран
 
Аватар для barkar
 
Регистрация: 27.07.2010
Адрес: Озерки
Сообщений: 728


во-первых, абсолютно согласна, что электронный журнал в том виде, который спускают сверху, направлен лишь на то, чтобы РОНО могло "лучше" контролировать школу (повторюсь: кто не умеет лечить, работает в СЭС).

во-вторых, если это Вас утешит, такое положение вещей имеет место во всех областях отчетностей - с тех пор как появился компьютер, в нашей стране бумагооборот увеличился на порядок - раньше налоговая декларация была на 1 листе, теперь на 10.

в-третьих, кому и для чего нужен электронный журнал - учителю, родителю,ребенку, инспектору РОНО, дяде Васе (обслуживающегму соответствующий интернетресурс)
1) учителю, подозреваю, эл.журнал (с учетом существования бумажного журнала) совсем не нужен, ну, разве что с отдельными родителями попереписываться, что собственно, легко заменяется на позвонить.
2) родителю хочется знать информацию об успеваемости своего ребенка, причем, желательно, свежую и достоверную - полагаю, что получить такую информацию можно (должно) из уст самого ребенка - взаимопонимание и доверие - самое главное в отношениях (по моему мнению) - если ребенок скрывает от родителя что-то, то никакой электронный дневник (или бумажный) не поможет. Однако (надо быть четсным с самим собой), мне было бы удобно, если бы эл.дневник заполнялся оценками - поскольку ребенок не всегда знает, какую из оценок учитель поставил в журнал, а какую нет - например, у нашего однокалссника был случай: ребенок много болел, в результате за всю четверть по биологии получил одну тройку (неудачно пришел сразу на контрольную работу) - мама и классным руководитель в конце четверти уже планы строили о сдаче пропущенных тем - но вдруг (в понедельник за полторы недели до окончания четверти) в журнале волшебным образом появились еще две тройки задним числом - ребенок утверждает, что этих троек не получал, но чем докажешь?
3) ребенок знает о своей успеваемости лучше всех (в том числе, лучше учителя) - ребенку эл.дневник вообще не нужен, т.к. единственное ценное для ребенка в дневнике - это домашнее задание, которое легко узнается от одноклассников (уже многие поколения)
4) РОНО нужны хорошие и своевременные отчеты - посему полагаю, что самым простым выходом из положения будет - заполнить темы, задания и т.п. в журнале, как того требует планирование - и больше к этому не возвращаться - зачем инспектору РОНО знать лишнее - ему хочется хорошей отчетности - он ее получит.
5) дядя Вася в любом раскладе (заполняете Вы журнал правильно или "как лучше") свое получит.

конечно, правильнее всего было бы нанять в школу специального человека для ведения электронных журналов - полагаю, что к этому в итоге придут (надеюсь)
barkar is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:49
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #6
barkar
Ветеран
 
Аватар для barkar
 
Регистрация: 27.07.2010
Адрес: Озерки
Сообщений: 728


по поводу массовых двоек: считаю, что, если двоек действительно слишком много, т.е. класс вцелом не усвоил материал, то это "заслуга" учителя.
если же пара-тройка учеников регулярно учатся на два, то это жизненная позиция ребенка и его родителей - зачем тратить время и силы на человека, который НЕ ХОЧЕТ знать предмет?

PS: речь идет об общеобразовательной районной школе, не имею в виду школы типа 239, ФТШ и т.п., где двойку тоже надо заслужить
barkar is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:56
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #7
Юлёнок
Наш человек
 
Аватар для Юлёнок
 
Регистрация: 06.01.2010
Адрес: м.Пионерская, аллея Поликарпова
Сообщений: 7 242


У нас в школе текучки не было и нет. Если учителя и уходят, то только в декрет. Новые приходят на их место и это радует
Двойки бывают у всех..и даже триместровые..но дают возможность пересдать.
Эл.дневник это очень даже нужная вещь .
Юлёнок is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 17:58
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #8
Булька
Участник
 
Регистрация: 26.08.2007
Сообщений: 156


Не согласна. Наличие электронного дневника позволит узнвать своевременно оценки. Например, в нашей школе оценки выставляются крайне редко(несмотря на то, что классный руководитель раз в неделю забирает все дневники для проставления оценок). На собрание придешь, журнал пестрит от отметок, а в дневнике ничего. Как это можно назвать? И чтобы узнать успеваемость, мне надо каждую неделю просить у классного руководителя полный отчет?
Булька is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 18:20
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #9
Boreal
Вольный ветер
 
Аватар для Boreal
 
Регистрация: 19.02.2002
Адрес: Коломна
Сообщений: 22 404


Хм... типа раньше не надо было писать поурочные планы или проверять тетради? Надо было, что изменилось-то?
Вы вообще в курсе, что в ставку учителя входит работа по составлению планов, изучению методической литературы (на нее даже деньги давали раз в год) и проверку работ? У учителя сколько часов рабочая неделя? 18 вроде на 1 ставку? А у остальных (8х5) 40 часов. Чувствуете разницу? Так вот эта разница не Ваше личное время, а время для методической работы. Просто в школе может это не озвучивают, а в ВУЗе у нас примерно одинаковое время выделяется на лекционные часы и столько же на научно-методическую работу.

Что касается электронных дневников, но на сколько я понимаю, они со временем должны полностью заменить бумажные дневники и классные журналы. А пока стОит поучиться печатать быстрее, чтобы не по часу тратить на то, чтобы дз набить и отметки в соответствующие графы занести, а меньше.

Что касается молодежи в школах, то на моей памяти всегда основная масса учителей была предпенсионного и пенсионного возраста и всегда были молодые, которые работали за идею. И сейчас знаю много молодых увлеченных учителей, не вижу, что бы здесь что-то изменилось.
Если работать на 1,5 - 2 ставки + кл.руководство + образование, то и зп получится вполне себе нормальная, так что разговоры все эти в пользу бедных. Вы кого хотите разжалобить?
Boreal is offline   Цитировать ·
Старый 09.01.2011, 18:21
ответ для A_Konst , на сообщение « деградация школ. »
  #10
Саломея
Активный участник
 
Аватар для Саломея
 
Регистрация: 08.03.2010
Сообщений: 414


Цитата:
Сообщение от A_Konst Посмотреть сообщение
Наболело. Я об этом уже где-то писал, но вскользь, нужно написать явно и отдельной темой.

Вижу вокруг постоянно идущую деградацию школ. Заключается она не в том, что разными реформами остается меньше часов на важные предметы, перекраиваются программы, меняются формы выпускных и вступительных экзаменов, "оптимизируется" финансирование, и т.п. То есть, в этом тоже заключается, но не это главное, и с этим всем можно было бы бороться внутренними методами, если бы не то, что мне видится более важным.

Важнее всего то, что в школах остается все меньше людей, которые приходят в школу, чтобы учить детей.
25 января Оргкомитет Балтийского научно-инженерного конкурса планирует проводить круглый стол в Агентстве Бизнес Новостей в том числе как раз по поводу деградации образования. В прошлом году на такое мероприятие в рамках конкурса собралось более 20 журналистов. Было заметно, что для них откровением были слова преподавателей и бизнесменов - работодателей (спонсоров Балтийского конкурса) о низком уровне учеников, студентов, молодых специалистов. Потом мы с удивлением обнаружили около 20 статей на эту тему. Это был прорыв, потому что раньше совсем не реагировали на темы научной работы школьников, образования. Показалось, что процесс прошел, что все это стало активно "цеплять".

В этом году приглашаем всех, кому эта тема интересна, кто может выступить и что-то существенное сказать в процессе обсуждения! Информация (план круглого стола и способ регистрации) будет на сайте Балтийского конкурса www.baltic.contedu.ru в ближайшее время.
Для Оргкомитета БК это очень больная тема, так как научных работ, присылаемых на конкурс, все меньше и меньше, они буквально "наскребаются". Причем чем больше вручается подарков - тем меньше работ.
Осенний конкурс в МГУ, который проводила компания Интел, с оплаченным проездом, питанием, подарками -ноутбуками и т.д., по некоторым секциям собрал около десятка работ - и все..... Организаторы плакали.

Я сама внутренне убеждена, что поднятые вопросы необходимо обсуждать. Тогда людям, которые заинтересованы в сохранении серьезных традиций в образовании, легче будет объединяться, Может быть, кто-то вспомнит, что школы нужны для обучения, а не для комфорта, и что-то начнет происходить к лучшему.

А поводу электронных журналов, бумаготворчества и невозможности выставлять двойки - это все второстепенное, и мало влияет уже на ситуацию . Это от того, что люди не понимают, где корень беды, и делают жалкие попытки восстановить хоть что-то.
Я сама лично не думаю, что преподаватели в большинстве своем перестали хорошо учить, писать с учениками научные работы и ездить на конференции, потому что их заставляют вносить оценки в электронный журнал. ЗДЕСЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ.
Саломея is offline   Цитировать ·

Добавить сообщение


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.
© 2000—2012 Littleone®.
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод на русский язык - idelena