И я к вам
Очень много настрочила, хочется на своем примере рассказать, как мы боролись.
СДВГ (и другие диагнозы) мы не лечили толком как надо. Меня сильно угнетают посещения врачей, они мне ребенка в калеки с рождения записали. Я всё делала по наитию, и сейчас понимаю, что много делала очень правильно. Сейчас нам 7 лет.
Из-за проблемных родов у нас началось, до 3 месяцев головку не держал, ставили подозрение на ДЦП, энцефалопатию. Мы сделали три курса массажа (в 3, 7, 11 мес.) в итоге и сел, и пополз, и пошел вовремя. Но что такое не просыпаться ночью я узнала только, когда ему исполнилось 5 лет (и то, когда он просыпался, пил и засыпал сам, не будя меня). До 3 лет просыпался по пять раз ночью, попить, поесть, просто так. Не могла ничему научить: ладушки, сороки вороны были нами постигнуты к 1,8 годам, до этого не могла его вниманием завладеть больше чем на 2-3 минуты. Мне все говорили, что с таким активным ребенком они бы давно свихнулись. Нас даже иногда просили не приходить в гости (например бабушки с дедушками), потому что больше 15 минут его никто не мог выдержать. А я привыкла настолько, что даже проблемы особой не видела, обычные дети казались мне немного "тормознутыми". С речью в начале были некоторые проблемы. Но в 2 года сын серьёзно заболел (происхождение болезни не известно, но с неврологией не связано), мы два месяца пролежали в больнице. Последний месяц, когда он пошел на поправку, ему нельзя было, чтобы кровяное давление поднималось (т.е. ни бегать, ни активных игр). Вот это был ужас! Как гиперактивного ребенка заставить сидеть 5 часов под капельницей? И я читала ему бесконечно, разыгрывала у кроватки спектакли с куклами, в общем изгалялась как могла. В итоге когда выписались, у него был резкий скачок в развитии, стал быстро и чисто говорить, рассуждать, знал много стихов, почти все буквы.
В сад нельзя было из-за этой болезни и до 3,5 лет мы сидели дома. А поскольку я училась на дневном, он часто оставался с бабушками, тетями, каждый с ним занимался, чему-то учил. В итоге к саду он мог рассказать подробно про процессы пищеварения или кристаллизации воды, чем повергал многих в шок. Ну и избалован вниманием конечно. Поэтому его "невоспитанность" я списывала на то, что он действительно привык, что все взрослые вокруг него вертятся. Но гиперактивность была явная, перестал спать днем в 2 года, к вечеру часто перевозбуждался, от смеха у него всегда начинается икота (до сих пор), закатывался до 3 лет.
Пошли в садик (а жили тогда в Москве). Нам очень повезло с воспитателем! Изумительная женщина! Она нашла к нему подход (через неделю сын сказал что его самый большой друг в садике Елена Валерьевна), нашла способ "усыплять" его в тихий час, чистила ему яблоки от кожуры (потому что он сильно давился негомогенными продуктами). Сын очень любил ходить в садик.
Невропатолог назначила нам, кроме прочего, фенибут. Я долго сомневалась, давать ли. Потом мне знакомые доктора объяснили, что он помогает скомпенсироваться (то есть успокаивает, и ребенок привыкает к себе спокойному, спокойное поведение становиться для него обычным). И фенибут нам помог. Я давала его курсами 2-3 раза в год, в моменты сильных эмоциональных нагрузок и при смене обстановки (осенью в начале садиковского сезона, летом по приезду на отдых в деревню и т.д.).
Где-то с 3х лет сын стал довольно сильно заикаться, но не совсем так, как обычно: в моменты сильного волнения, например когда рассказывает что видел за день, у него мысли как будто бегут вперед речи и он начинает повторять последний слог или слоги несколько раз. Например "Мам-ам-ам-ам, мы с бабулей катались на каруселях-селях-селях..." и так по многу раз. Слушать было очень тяжело. Ходили по врачам, никто не мог поймать этот момент заикания (ведь это только когда он говорил "взахлёб"). Толком никто ничего не мог посоветовать или назначить.
Я стала бороться с этим сама. В такие моменты просила, очень мягко, его остановиться, подумать, что он хочет сказать, сформулировать мысль. Помогло. Сейчас уже почти не бывает такого.
Когда сыне было 6 лет, год назад, мы переехали в Питер. Пошли в сад в Приморском районе. Что это был ад, это ничего не сказать. Каждое утро и каждый вечер он умолял не водить его туда. Воспитатели жаловались на него бесконечно, на диалог не шли, устроили по сути травлю на него. Было несколько крупных скандалов, в итоге нас оттуда попросили в начале марта. Я была в шоке. Пошла к логопеду-психологу в саду посоветоваться (я постоянно с ней общалась до этого по поводу его проблем, она много советов дельных давала). Она порекомендовала вернуться в прошлый садик в Москве, где ему было комфортно, чтобы у него не осталось негативной модели поведения в коллективе к школе. Скрепя сердце, отвезла его в Москву к моему отцу и уговорила заведующую взять обратно в ту же группу. Всё нормализовалось. Скучали друг по другу. Но мужское воспитание пошло сыну на пользу.
Летом мы съездили в отпуск, а осенью вернулись в Питер и пошли в школу на Петроградке. Я очень волновалась. Но строго настрого запретила себе при нем высказывать хоть как-то свои страхи. Или вообще акцентировать его внимание на том, что могут возникнуть какие-то конфликты и проблемы в учебе. В итоге, всё ттт, в порядке пока. Ходит в школу с удовольствием, после школы ходит на шахматы сам. Заикаться почти перестал.
Но появились новые трудности. Учительница (и многие посторонние) замечают, что он постоянно вступает в дискуссии и полемики по любому поводу ("а почему я должен?", "а это обязательно?", "А я считаю это неправильным"). Дело в том, что я избрала с ним такой способ общения: я его убеждаю в чем-то, он может мне возразить, если я принимаю его доводы, то соглашаюсь, что он прав. Это конечно не касается вопросов здоровья и опасностей. Просто тупо "делай, как сказала!" у нас никогда не прокатывал, начинались истерики. А вот логические рассуждения привели к тому,что он теперь рассуждает с учителем на тему, почему в столовую надо ходить именно строем парами? Стараюсь внушать, что в некоторых случаях, как с учителем, требуется повиновение без рассуждений.
Ещё в школе стало очень видно, какой он, при всей его гиперактивности, медлительный и несобранный: одевается и ест дольше всех, постоянно что-то теряет, забывает. Помогает мне с этим бороться четкий распорядок дня, в 21:00 строго должен лежать в кровати. Всегда по дороге из школы я ему проговариваю, что вот сейчас мы приходим домой, я делаю это, а ты то, то, то, и только потом можешь поиграть, если останется время. Одеваемся, раздеваемся и кушаем под счет, тоже хорошо помогает. Ещё часы ему купила со стрелками, чтобы видел наглядно, сколько времени уходит. Очень хочу его на подвижный спорт отдать.
Последний успех: я два раза в неделю после работы хожу на учебу, дома бываю в 21. Обычно я приходила, и выяснялось, что он забыл поужинать, собрать портфель, и вообще не знал, сколько времени. Так вот удалось добиться, чтобы к моему приходу он уже лежал в кровати, с собранным портфелям, с почищенными зубами и т.д. Но я несколько раз за день напомнила ему, какого я жду к вечеру результата.
Мы говорим, говорим, обсуждаем что-то всё свободное время. Я иногда очень устаю. Бывает, накапливается раздражение, появляется желание отдохнуть от всего. Я в такие моменты прошу его хоть 10 минут помолчать
А ещё он часто спрашивает, люблю ли я его. Я всегда отвечаю, что очень сильно люблю. Недавно спросила: "А у тебя есть сомнения? зачем спрашиваешь всё время?
Он ответил: "Я знаю, что ты меня любишь, мне просто очень приятно это слышать!"
Вот такая моя история. Мое мнение, что часто при диагнозе СДВГ можно помочь ребенку скомпенсировать чутьем нашим мамским, которое нам дано, чтобы помогать нашим деткам во всем.