Вот еще чудная тематическая подборка по триумфальным аркам. Не моя, к сожалению. Огромная благодарность источнику:
http://vkontakte.ru/album-10791950_97274855
НАРВСКИЕ ВОРОТА:

17 (29) августа 1834 г. в Санкт-Петербурге у Нарвской заставы состоялось торжественное открытие триумфальных ворот – памятника побед Российских войск в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах 1813-1814 гг.
В 1814 г. у Нарвской заставы Петербурга для торжественной встречи гвардейских полков, возвращавшихся из заграничного похода, были построены деревянные триумфальные ворота, декорированные гипсовой скульптурой (архитектор Дж. Кварнеги, скульптор И.И.Теребенев). В 1824 г. император Александр I повелел «Триумфальные ворота… соорудить из мрамора, гранита и меди». Руководство всеми работами было возложено на петербургского военного генерал-губернатора М.А.Милорадовича. Выбором места для ворот и автора проекта занялся президент Академии художеств А.Н.Оленин. На месте старых ворот в 1827-1834 гг. по проекту архитектора В.П.Стасова, одобренному новым императором Николаем I, были возведены в стиле ампир кирпичные, облицованные медью ворота, в виде однопролетной арки с высоким аттиком. Торжественная закладка Нарвских триумфальных ворот состоялась 26 августа 1827 г. (в 15-ю годовщину Бородинского сражения) в присутствии бывшей в походах 1812-1814 гг. гвардии. В строительстве участвовали солдаты гвардейских полков. В честь открытия Нарвских триумфальных ворот была выбита бронзовая памятная медаль. Командующий гвардейским корпусом граф Ф.П.Уваров пожертвовал на строительство 400 тыс. руб. (об это свидетельствовала надпись на малом фризе), 56,6 тыс. руб. внесли петербургское дворянство и купечество, общая стоимость работ составила около 1,1 млн. руб.
Высота ворот - свыше 30 м, ширина 28 м, высота пролета около 15 м, ширина – 8,5 м. Пилоны арки украшены 12 каннелированными чугунными коринфскими колоннами, между колоннами у подножия арки – 4 фигуры русских воинов (скульптор В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов), над ними – названия гвардейских полков, в тимпанах – 4 летящие Славы (скульптор И.И.Леппе). Над колоннами по фасадам – 8 аллегорических фигур (скульпторы М.Г.Крылов, Н.А.Токарев). На аттике – шестерка бронзовых лошадей, влекущих колесницу, в которой стоит богиня Паллада. В ее вытянутой правой руке – лавровый венок, венчающий победителей (шестерка коней – скульптор П.К.Клодт, фигура Паллады – скульптор С.С.Пименов). Скульптурное убранство ворот выполнено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге.
В центральной части аттика помещена надпись – на русском и латинском языках: «Победоносной Российской гвардии признательное Отечество в 17-й день августа 1834», в четырех нишах аттика – названия сражений 1812-1814 гг.: «Бородино, Тарутино, М.Ярославец, Красное, Кульм, Лейпциг, Ф.Шампенуаз, Париж».
Спустя 10 лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать. Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя "Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди".
Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить и новый монумент.
5 августа 1827г. на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.
Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа 1827г. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета "Северная Пчела" так описывала эти события:
После укладки камней Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые разложили на камнях. Последнюю из них положил сам архитектор. Затем на дно были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской. Завершением церемонии стал марш гвардейцев вокруг места закладки Нарвских ворот.
В сентября 1827г. в фундамент были забиты 1076 свай. Длина каждой из них была больше восьми метров, а толщина - до полуметра. Между сваями уложили каменные плиты, а на них - слой гранитных плит толщиной до полуметра. Сверху также уложили полутораметровый слой из тосненских плит, затем такой же слой из гранита.
После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года. Долго решался вопрос выборе материала для памятника.
Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора. Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830г. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.
С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.