|
|
07.10.2011, 14:20
|
#1
|
Активный участник
Регистрация: 26.07.2009
Адрес: м. Академическая
Сообщений: 506
|
Школьная методика обучению чтению в школе - как она вам и вашим деткам?
Мы в школу только готовимся (5,5 лет) - дома, кроме прочего, совершенствуемся в чтении.
Сначала в книжных магазинах смотрел буквари и учебники по этому поводу. Я их как-то не понял. Перед тем, как что-то читать, там нужно разбираться в каких-то фонетических схемах, правилах деления на слоги, и каких-то еще теоретических моделях относительно букв, звуков, состава слова и пр. Потом читать слова которые изуверски расчленены де-фи-са-ми. Потом бессмысленные скучные словосочетания. А потом сразу тексты по несколько предложений (не слишком интересные).
В общем, мы пошли простым путём: буквы, слоги (му, ту-ту, гав и пр.), простые слова с делением на слоги, словосочетания. Соответственно, ребёнок сейчас читает по слогам, даже не подозревая о существовании шипящих, глухих и звонких, фонетических схемах и пр. вещах, которым в учебниках началки отведена ведущая роль при обучении чтению.
Вопросы к залу:
- Насколько полезна для обучения чтению теоретическая часть про фонетику и состав слов в учебниках? Я вот подозреваю, что этим уместнее заниматься уже в курсе грамматики, после обучения чтению...
- Как реагируют дети, умеющие читать, когда их в школе снова начинают учить читать такими тернистыми и извилистыми методами?
Всем заранее спасибо за бесценный опыт!
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 14:35
|
#2
|
Наш человек
Регистрация: 14.03.2008
Адрес: СПб, Охта
Сообщений: 5 581
|
Гы.
Никто детей в школе читать не учит, имхо
В школу нынче надо идти читающими. Кто не идет читающим - тому тяжело. И их единицы, в общем-то.
А об уместности изучения фонетики мы тут можем рассуждать сколько угодно - на программу обучения в школах это никак не повлияет. Кто читать уже умеет - тому просто легче вникать. Так что - учите по любой методике, главное - чтоб ребенок читал к школе.
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 14:51
|
#3
|
Свое дело добре знает
Регистрация: 06.02.2004
Адрес: В.О., линии
Сообщений: 22 887
|
принципиально все имеющиеся методики не отличаются друг от друга
чисто методически совершенно иной подход только у Зайцева, но его методика в школе не используется
первая часть букварей (добуквенный период) по большей части дублирует уже известный большинству дошкольников материал и позволяет не нагружая большим количеством новой информации дать возможность адаптироваться к работе в классе. По факту грамотные учителя дополняют эти уроки другим материалом, исходя из уровня знаний детей.
непосредственно фонетический материал - понятия звук, слог, слово, предложение, ударение - да, безусловно нужны
без понимания категории ударности, например, невозможно освоить правописание безударных гласных
без деления на слоги нельзя научится выполнять перенос слов
деление на слоги связано с пониманием слогообразующей роли гласных и т.п.
в период обучения грамоте (ознакомления с буквами) дети сразу учатся относить их к гласным или согласным, определять парность, звонкость и глухость и наблюдают, как написание слова отличается от его звучания - вполне уместно.
другой разговор, что в домашних условиях и при работе с дошкольником весь этот материал можно изучить в другом порядке.
младший у меня учился читать сам, тоже не вникая в фонетические дебри, потом дня за 2-3 быстро разобрались с этими делами
старший обучался классически по букварю
оба читать в итоге выучились
__________________
Ничто в мире не распределено между людьми так справедливо, как умственные способности, — каждый доволен тем, что имеет.
ex-BESTолочь
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 14:52
|
#4
|
Активный участник
Регистрация: 26.07.2009
Адрес: м. Академическая
Сообщений: 506
|
Спасибо за ответ, вопрос чуть в другом.
То, что все идут читающими - это понятно.
И то, что школьную программу муниципальной школы изменить нельзя - тоже понятно.
Меня интересует именно наблюдения относительно того, как этот школьный подход работает.
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 14:55
|
#5
|
Свое дело добре знает
Регистрация: 06.02.2004
Адрес: В.О., линии
Сообщений: 22 887
|
нет чистоты эксперимента, т.к. дети приходят с разным уровнем знаний
как этот школьный подход работает - можете оценить на себе и всех выпускниках советских школ
в классическом букваре Горецкого образца 70-80х (синяя обложка с желтой буквой А, с Незнайками-Буратино-Мурзилками) - подход точно такой же был
__________________
Ничто в мире не распределено между людьми так справедливо, как умственные способности, — каждый доволен тем, что имеет.
ex-BESTолочь
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 15:03
|
#6
|
Активный участник
Регистрация: 26.07.2009
Адрес: м. Академическая
Сообщений: 506
|
Цитата:
Сообщение от Глеб Егорыч
непосредственно фонетический материал - понятия звук, слог, слово, предложение, ударение - да, безусловно нужны
без понимания категории ударности, например, невозможно освоить правописание безударных гласных
без деления на слоги нельзя научится выполнять перенос слов
деление на слоги связано с пониманием слогообразующей роли гласных и т.п.
|
Да, я понимаю, что при обучении письму и грамоте этих знаниях появляется прикладной смысл. Но для обучения чтению они как бы и не нужны особо. Соответственно, я не могу ребёнку объяснить, зачем для умения читать нужны фонетиеские схемы, или деление согласных на звонкие и глухие, или умение делить на слоги.
Цитата:
Сообщение от Глеб Егорыч
в период обучения грамоте (ознакомления с буквами) дети сразу учатся относить их к гласным или согласным, определять парность, звонкость и глухость и наблюдают, как написание слова отличается от его звучания - вполне уместно.
|
И как раз этот подход вызывает у меня замешательство! В моих представлениях в период ознакомления с буквами нужно научиться их читать и понимать прочитанное, радоваться по этому поводу и читать тексты с нарастающей сложностью, нарабатывать автоматизм чтения. А потом уже переходить на следующий виток - обучение фонетике, грамматике.
Цитата:
Сообщение от Глеб Егорыч
другой разговор, что в домашних условиях и при работе с дошкольником весь этот материал можно изучить в другом порядке.
младший у меня учился читать сам, тоже не вникая в фонетические дебри, потом дня за 2-3 быстро разобрались с этими делами
старший обучался классически по букварю
оба читать в итоге выучились
|
И что думаете, как эффективнее и разумнее?
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 15:11
|
#7
|
Свое дело добре знает
Регистрация: 06.02.2004
Адрес: В.О., линии
Сообщений: 22 887
|
нет универсальных рецептов - всё индивидуально
дома не стала бы сильно заморачиваться схемами, но по крайней мере делить на слоги, ставить ударение и отличать гласный от согласного придется и в процессе обучения чтению
в книгах будут встречаться слова с переносами
в текстах будут новые слова или слова, значение которых зависит от ударения
почему бы не рассказать об этом параллельно? одно другому не мешает
не можете объяснить, зачем это нужно ребенку - зачем заморачиваться? пойдёт в школу - там и объяснят
__________________
Ничто в мире не распределено между людьми так справедливо, как умственные способности, — каждый доволен тем, что имеет.
ex-BESTолочь
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 15:28
|
#8
|
Активный участник
Регистрация: 26.07.2009
Адрес: м. Академическая
Сообщений: 506
|
Цитата:
Сообщение от Глеб Егорыч
не можете объяснить, зачем это нужно ребенку - зачем заморачиваться? пойдёт в школу - там и объяснят
|
Конечно объяснят: "Это надо сделать потому что так в учебнике, иначе поставлю плохую оценку"
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 15:32
|
#9
|
Свое дело добре знает
Регистрация: 06.02.2004
Адрес: В.О., линии
Сообщений: 22 887
|
в 1 классе отметок нет
но вообще к слову "надо" привыкнуть к моменту поступления в школу не менее полезно, чем научиться читать
__________________
Ничто в мире не распределено между людьми так справедливо, как умственные способности, — каждый доволен тем, что имеет.
ex-BESTолочь
|
|
Цитировать ·
|
07.10.2011, 15:56
|
#10
|
Активный участник
Регистрация: 26.07.2009
Адрес: м. Академическая
Сообщений: 506
|
Цитата:
Сообщение от Глеб Егорыч
в 1 классе отметок нет
|
отметок-то нет, а санкции дисциплинарные всё равно есть!
Цитата:
Сообщение от Глеб Егорыч
но вообще к слову "надо" привыкнуть к моменту поступления в школу не менее полезно, чем научиться читать
|
я предпочитаю чтобы ребёнок думал не в духе "надо потому что надо", а в духе "а что действительно мне надо?", "для чего это требуется?", "как это использовать?"
|
|
Цитировать ·
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов. © 2000—2012 Littleone®.
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод на русский язык - idelena
|
|
|
|