Из архива педагогической работы...
1. Корректор
Количество игроков: любое
Дополнительно: листы с крупным печатным текстом
Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К.
(
Похожее задание есть в одном из очень популярных тестов психодиагностики. В иделае ребенок должне легок работать с буквами газетного шрифта)
2.Летает-не летает
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки.
(
Аналогично - игра с мячом съедобное-несъедобное. На съедобное название мяч ловим, на несъедобное - не ловим. Веселья добавляют двойные названия "сапог...шоколадный; самолет...без крыльев" )
3.Да и нет
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
- Да и нет не говорить, черное и белое не носить.
Далее он начинает задавать вопросы, но которые игроки не должны отвечать словами "да", "нет", "черное", "белое". Вопросы должны задаваться быстро.
Проигравший становится ведущим.
4.Дрессированная муха.
Количество игроков: любое
Дополнительно: лист бумаги, расчерченный на 16 клеток, изображение мухи или пуговка (игровая фишка), которая будет просто символизировать это насекомое
Поместите вашу "муху" на какую-либо клетку игрового поля . Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), ребенок должен показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку.
(
Моим было интересно играть на заготовках в виде лабиринта; приходилось заранее готовить несколько листов; для увеличения вариантов, рисовала лабиринты с исходной точкой в центре и несколькими выходами; листы поворачивали разными сторонами)
5.Ухо-нос.
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
(
Если честно, я сама жутко тормозила в этой игре. Но детям она очень нравиться.)
6.Где что?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.
Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.
(
Нам больше нравилось играть на пропуск числа - считаешь по порядку, какое-то число пропускаешь, в этот момент игрок должен хлопнуть. Смешно, но дети часто ошибаются - хлопают когда не надо и уверяют, что именно это число и было пропущено.)
7.Что изменилось?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
У данной игры существует З варианта.
Вариант 1. Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д.), разложить его на столе и накрыть газетой.
Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение.
За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко.
Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.
Вариант 2. В этой игре должны принимать участие несколько игроков.
Участники должны встать в шеренry, а ведущий - выбрать одного участника. Выбранный игрок запоминает внешний вид каждого участника.
После этого он уходит или отворачивается, а затем пытается назвать произошедшие изменения (pacстегнутые пуговицы, развязанные шнурки и т. д.).
Вариант 3. Данное занятие можно проводить с одним ребенком. Для этого следует дать ему для сравнения две картинки с одинаковыми на первый взгляд изображениями.
Пусть малыш постарается найти различия.
Также для развития внимания применяется следующее упражнение: надо дать ребенку картинку с изображенным на ней наполовину раскрашенным предметом, например бабочкой или цветком, и предложить малышу раскрасить ее до конца.
8.Цифровая таблица
Количество игроков: любое
Дополнительно: таблица с расположенными в произвольном порядке цифрами от 1 до 25
Таблицу следует показать ребенку и предложить ему как можно быстрее показать и назвать все цифры по порядку от 1 до 25
Более сложный вариант - в таблицу с 25 клетками вписать цифры от 1 до 35, пропустив 10 из них. Ребенок должен показать все цифры, назвать их и заметить ошибки.
При этом можно засечь время.
Еще вариант - называть цифры в обратном порядке.
В том случае, если ребенок не справляется с заданием, можно сделать для него таблицу из 9 клеток.
(
Потом цифры писала в разном расположении, разными шрифтами и цветами. )
9.Будь внимателен!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен.
Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.
(Великолепно подходит для игры на улице, пока идем или едем куда-то - в течении какого-то времени просто двигаемся и наблюдаем, потом перечисляем, кто что увидел. Внимательность и наблюдательность, память развивиается на ура. Проверено на собственном ребенке )
10. Важные мелочи
Количество игроков: любое
Дополнительно: любой предмет
На несколько секунд ведущий показывает предмет игрокам. Показывать надо так, чтобы у всех была возможность хорошо рассмотреть со всех сторон предложенный предмет.
Затем ведущий прячет предмет и спрашивает игроков о какой-нибудь малозаметной особенности этого предмета.
Игроки должны постараться припомнить названную деталь и дать правильный ответ.
(
играли с иллюстрациями в книжках.)
11. Помехи.
Количество игроков: любое
Дополнительно: сложный текст
Одному из игроков вручают какой-нибудь сложный текст.
Играющий в течение минуты должен прочесть этот текст, а затем пересказать его или ответить на вопросы. В то время, пока он читает, остальные участники должны активно ему мешать: шуметь, смеяться, задавать вопросы и т.д.
12.
Птицы летают высоко.
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой фант.
13. Бонжур, месье
Количество игроков: 2-4
Дополнительно: колода карт
Раздайте всю колоду игрокам и договоритесь, какие действия вы будете совершать при определенной карте. Например, в нашей игре, увидев валета, мы должны были воскликнуть "Бонжур, месье!", если видели даму - "Бонжур, мадам!", короля - "отдать честь", т.е. приложить руку к голове, а когда выпадал туз - накрыть его ладошкой.
Игру можно упростить: только хлопать рукой по валету. Игроки играют вслепую, т.е. никто не видит своих карт. Кладут свою стопку перед собой и ходят верхней картой, а добытые кладут снизу. Ходит первый игрок, открывает свою карту и кладет на середину стола. Если попалась картинка, играющие выполняют действия, соответствующие этой картинке.
Кто выполнил первым, забирает карты себе. Играющие по очереди открывают по одной карте и кладут их друг на друга посередине стола.
Игра должна проходить в быстром темпе и продолжаться до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока, а остальные не останутся без карт.
(
Условия и правила совершенно условные. нам не удавалось диграть до полной колоды одного игрока, просто у кого больше - тот и молодец)
14.И только зеленого цвета!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие садятся в кружок. Выбирается какой-нибудь цвет, например зеленый.
- Буква М! – говорит ведущий, а затем называет игрока. Участник, которого он выбрал, в течение минуты должен назвать 10 предметов зеленого цвета, чье название начинается на букву М.
Если игрок справляется с заданием, он получает 1 балл, а ведущий называет другую букву и другого игрока.
(
Первое время играть было сложно, т.к слов. запас просто вылетал из головы. Чем больше играем, тем быстрей и интересней идет игра.)
15.Назови число
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Игроки становятся в круг. Первый кидает мяч и одновременно называет любое число от 1 до 19.число надо говорить в момент броска. Игрок, которому первый участник кинул мяч, должен назвать число на единицу большее, пока мяч находится в воздухе.
Поймав мяч, он бросает его следующему игроку и одновременно называет любое другое число, но не то, которое по порядку за первым или вторым из уже названных.
(
быстро усвоили это условие. Меняли - называли меньшее, называли меньше или больше на определённое число, т.е надо было быстро сделать прибавление или вычитание)
...
Достаточно?