|
|
13.02.2012, 13:38
|
#1
|
Элита
Регистрация: 05.10.2007
Сообщений: 1 749
|
Немного лирики о физике...
Возможно, стоило в ОВО поместить, но как-то именно подростки меня на тему навеяли. Часто читаю комментарии о том, что в школе физику вообще не преподают, или только в 10-11 классе, а все остальное - и не физика вовсе. Или вообще, мол, физике в школе не учат. А что тогда в школе за предмет? Что он изучает? Чему учат на уроках физики? И где физику изучают? И что это вообще такое?
Изначально проблема в том, что ребенку вдруг физика стала неинтересна и непонятна. Класс 11. Раньше, вроде, все было ясно. А теперь - ступпор, даже приниматься за нее не хочет. Или раньше была вовсе и не физика? Поэтому было другое отношение? Когда я училась, мне подобные мысли в голову не приходили, мне казалось, что физика плавно шла из 6 класса в 10, все было последовательно и логично (я училась в гуманитарной школе, хотя курс физики, наверное, был, как во всех обычных школах). Программы поменялись?
Хочу помочь ребенку преодолеть барьер, связанный с физикой, снять с него непонимание и отрицание. Но не знаю, с какой стороны приступить, каким путем пойти. Физика ему, все равно, будет нужна в техническом ВУЗе. Что в ней такого особенного, что такой перелом в сознании произошел в 10 классе? И, как я понимаю, такая проблема не только у нас.
В общем, мысли пока сумбурные, хочу услышать ваше мнение, может, меня это на что-то натолкнет и чем-то сможет помочь.
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 14:26
|
#2
|
Элита
Регистрация: 14.03.2011
Адрес: Москва, ЮВАО
Сообщений: 1 853
|
Расскажу своё.
Когда я училась в школе, у нас с 6 по 10 класс была одна и та же учительница. Ну вот какую судьба дала, такая и была. Мне хотелось учиться без троек, поэтому я изо всех сил старалась. Физика - это был один из моих кошмаров! Понять что-то было довольно трудно. Так и оставила я эти попытки при изучении темы электричества и, очевидно, там каких-то электромагнитных колебаний. Не помню, не знаю, не понимаю. Объяснений тоже не понимала. Очень трудно было решать задачи на сумму сил. Ооочень. Оптика, акустика, кинематика, термодинамика - это всё с удовольствием!
Сын у меня начал изучать физику на инд. обучении. Год учил. Потом пришла другая учительница, очень опытная, строгая и требовательная, очень возмущалась, что дети (восьмой класс) "всё ищут добреньких идиотов". Вот такое было выражение, чёткое, но культурно-безличное. Она не была добреньким идиотом. Но при всех пятёрках, сын не желал учить физику больше, чем на четыре. При всех пятёрках, при постоянном познавательном интересе по всем предметам с первого класса. То есть изначальный настрой на физику сразу не был сформирован, и потом это переломить очень сложно оказалось. В 10 классе коллектив полностью сменился, и дали другую учительницу (по соображениям администрации). У неё, оказывается, можно было "ничего не делать" на четыре. Ох, тайны выдаю! То есть у строгой учительницы он учился в меру сил, получая четвёрки, а тут можно было не учиться, опять же в меру сил, и получать те же четвёрки. Обе учительницы говорили, что он сам должен захотеть, тогда что-то получится. А так мы хоть убейся все втроём! Наконец, в 11 классе учительница № 3 уходит среди года, приходит учительница № 2. Для большинства класса она новая - все же заново набраны из других школ, все в ужасе, так как надо вкалывать. 11 класс на повестке дня, выпуск, всё такое. Лишняя нагрузка. Но - к моему удивлению - вдруг эта учительница, которая ругалась за поиски "добреньких идиотов", говорит, что у моего произошёл качественный скачок. Откуда? Почему? Непонятно.
Мораль: какие-то факторы (у каждого свои) могут переломить восприятие физики, как и любого другого предмета, у конкретного ученика.
Мне кажется, что переломить можно сочетанием двух вещей: а) чёткое объяснение от сих до сих, чтобы не оставалось непонятных мест, пропусков, чтобы была преемственность материала; б) строго спрашивать, чтобы учили все и всё.
Ну, и любить детей. Это само собой разумеется. Чтобы они видели, что с ними приятно, что с ними интересно. Даже если с ними объективно неприятно.
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:06
|
#3
|
Элита
Регистрация: 25.03.2010
Сообщений: 1 994
|
Имхо, в школе физика преподаётся как набор классов задач, для каждого класса - свои рецепты решения. Это иногда даже довольно интересная дисциплина, для ЕГЭ полезно, но к физике имеет весьма отдалённое отношение.
А серьёзная физика - это мировоззрение. На уроках, например, не рассказывается, что физика сейчас в тупике: нет единой теории, объединяющей макро- и микро-эффекты. Квантовая механика (а именно это - передний край сегодня) вообще противоречит любому здравому смыслу, и никто пока не может с этим сладить. Что такое вероятность - физическая величина или мера нашего незнания? Бор думал одно, Эйнштейн другое, с тех пор никуда не сдвинулись.
Поэтому когда ребёнок получает пятерку за то, что "решил две задачи по квантовой механике", я понимаю, что это профанация.
Вроде самая понятная область - механика, но без знания дифференциального исчисления она обречена включать в себя какие-то непонятные вещи. Да ещё эти жуткие лабораторные, вырабатывающие умение возиться с верёвочками-колёсиками - зачем?
Законы сохранения не преподносятся как фундаментальный принцип... В общем, не знаю я, как правильно физику преподавать. И, по-моему, не только я.
Поэтому лучше книжки читать, их сейчас много. Тот же Боданис - "Электрическая вселенная" и "Е=mc квадрат", да много разных. Мне нравился "Путь в совремаенную физику", сын у меня вообще Дирака читал как роман (по-моему, невозможно читать).
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:09
|
#4
|
Элита
Регистрация: 05.10.2007
Сообщений: 1 749
|
Цитата:
Сообщение от Выхинка
Мне кажется, что переломить можно сочетанием двух вещей: а) чёткое объяснение от сих до сих, чтобы не оставалось непонятных мест, пропусков, чтобы была преемственность материала; б) строго спрашивать, чтобы учили все и всё.
Ну, и любить детей. Это само собой разумеется. Чтобы они видели, что с ними приятно, что с ними интересно. Даже если с ними объективно неприятно.
|
Спасибо за рассказ. Сделала вывод, что все непредсказуемо
Вы думаете, что стоит идти шаг за шагом, т.е. брать маленькие темки, разбираться от корки до корки, потом идти последовательно дальше? И начинать с самого начала или начало, если оно понятно было, пропустить, а начать сразу с темы, что вогнала в ступпор? Интересно, а насколько вообще тему по физики можно вырвать из контекста? Можно ли ее независимо от других рассматривать? Когда я открываю учебник, я постоянно возвращаюсь назад и назад и, в итоге, чтобы понять то, что в конце, мне необходимо прочесть все с самого начала. А ребенку, конечно, это не интересно вовсе - все с самого начала, он согласен только на конкретный параграф или главу
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:24
|
#5
|
Элита
Регистрация: 05.10.2007
Сообщений: 1 749
|
Цитата:
Сообщение от exponenta
Имхо, в школе физика преподаётся как набор классов задач, для каждого класса - свои рецепты решения. Это иногда даже довольно интересная дисциплина, для ЕГЭ полезно, но к физике имеет весьма отдалённое отношение.
А серьёзная физика - это мировоззрение.
|
Ну серьезная теоретическая физика нам, наверное, и не нужна, если она не станет профессией. Меня сейчас заботит решение задач, успешное получение аттестата, сдача ЕГЭ, процесс адаптации в ВУЗе и желание того, чтобы ребенок понимал физические процессы на бытовом уровне, не углубляясь в дуалистическую природу вещей. Почему ветер дует в эту сторону, почему звук слышен здесь, но не слышен там, что происходит внутри двигателя или телевизора и т.д. Т.е. умел бы применять законы физики в прикладных задачах и понимал суть окружающих его вещей и процессов. Я всегда воспринимала физику, как науку о природе. У всех законов, конечно, есть границы применимости, но внутри этих границ хотелось бы, чтобы ребенок умел эти самые законы применять
Цитата:
Сообщение от exponenta
Поэтому лучше книжки читать, их сейчас много. Тот же Боданис - "Электрическая вселенная" и "Е=mc квадрат", да много разных. Мне нравился "Путь в совремаенную физику", сын у меня вообще Дирака читал как роман (по-моему, невозможно читать).
|
За книжку по физике ребенка не усадить, он уже испытывает отторжение всего, что с ней связано. У меня в детстве, помню, любимая книжка была по физике Уилкокса и Эллиота - читала ее перед сном, помню, что было очень увлекательно, но вот куда-то она пропала. Хотя, может, моего ребенка и она бы не увлекла.
Вот и размышляю, как бы склонить чашу весов в голове ребенка в сторону физики. А то он уже отказывается и на олимпиады школьников ходить, говорит, какой смысл, я, все равно, ничего не понимаю.
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:28
|
#6
|
Элита
Регистрация: 14.03.2011
Адрес: Москва, ЮВАО
Сообщений: 1 853
|
Цитата:
Сообщение от Metida
Вы думаете, что стоит идти шаг за шагом, т.е. брать маленькие темки, разбираться от корки до корки, потом идти последовательно дальше? И начинать с самого начала или начало, если оно понятно было, пропустить, а начать сразу с темы, что вогнала в ступпор? Интересно, а насколько вообще тему по физики можно вырвать из контекста? Можно ли ее независимо от других рассматривать? Когда я открываю учебник, я постоянно возвращаюсь назад и назад и, в итоге, чтобы понять то, что в конце, мне необходимо прочесть все с самого начала. А ребенку, конечно, это не интересно вовсе - все с самого начала, он согласен только на конкретный параграф или главу
|
Лично я не знаю.
Я поняла, что я в физике не понимаю ничего. Вот тут выше хорошо объяснили, что школьная физика и физика - это совсем разные вещи.
Но в школе-то нужна именно школьная физика!
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:28
|
#7
|
Элита
Регистрация: 12.03.2009
Адрес: Кировский р-н
Сообщений: 1 922
|
Цитата:
Сообщение от exponenta
Имхо, в школе физика преподаётся как набор классов задач, для каждого класса - свои рецепты решения. Это иногда даже довольно интересная дисциплина, для ЕГЭ полезно, но к физике имеет весьма отдалённое отношение.).
|
Совершенно согласна! До старших классов, когда появляются соотвествующие знания по математике, физику преподают весьма странно. Не объясняют до конца суть явлений, а ограничиваются каким-то куском и малопонятными "правилами" (в кавычках, т.к. они не универсальны и вообще бестолковы). "У нас "правила" требуют учить наизусть как стихи.
Ситуация. Дочка из хорошисток, ей задают задачу повышенной сложности, чуть-чуть отличающуюся от типовой. Что на тему соударения тел. Она ни в зуб ногой, идет ко мне за помощью. Я с высоты инженерного образования знаю ответ, но не знаю, как это положено решать в 7-м классе. Смотрю учебник и тоже ни в зуб ногой. Какие-то несвязные обрывки информации, что к чему непонятно.
С отчаяния начинаю объяснять на пальцах закон сохранения импульса и иже с ним. О, чудо! Ребенок со счастливым видом говорит, что всё понимает и решает все задачи подряд на ура.
на другой день учительница велела передать мне, что я физику знаю. Но эти задачи в 7-м классе нужно решать иначе.
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:31
|
#8
|
Элита
Регистрация: 14.03.2011
Адрес: Москва, ЮВАО
Сообщений: 1 853
|
Цитата:
Сообщение от Metida
Ну серьезная теоретическая физика нам, наверное, и не нужна, если она не станет профессией. Меня сейчас заботит решение задач, успешное получение аттестата, сдача ЕГЭ, процесс адаптации в ВУЗе и желание того, чтобы ребенок понимал физические процессы на бытовом уровне, не углубляясь в дуалистическую природу вещей. Почему ветер дует в эту сторону, почему звук слышен здесь, но не слышен там, что происходит внутри двигателя или телевизора и т.д. Т.е. умел бы применять законы физики в прикладных задачах и понимал суть окружающих его вещей и процессов. Я всегда воспринимала физику, как науку о природе. У всех законов, конечно, есть границы применимости, но внутри этих границ хотелось бы, чтобы ребенок умел эти самые законы применять
|
Так вот и я удивляюсь.
Мой ребёнок всю жизнь, ещё с садика любил все, что касается окружающего мира. А физика - это самый натуральный окружающий мир. И для меня странно было, что ему не интересно на физике.
Да, я тоже считаю, что главное в физике - научиться разбираться в связи объективных физических законов с теми их проявлениями, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Если бы все знали физику, наверное, меньше было бы происшествий на дорогах, все бы понимали про массу, инерцию, ускорение, силу, второй закон Ньютона и третий тоже... Вот хотя бы.
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:39
|
#9
|
Элита
Регистрация: 14.03.2011
Адрес: Москва, ЮВАО
Сообщений: 1 853
|
Цитата:
Сообщение от Vасилиса
Ситуация. Дочка из хорошисток, ей задают задачу повышенной сложности, чуть-чуть отличающуюся от типовой. Что на тему соударения тел. Она ни в зуб ногой, идет ко мне за помощью. Я с высоты инженерного образования знаю ответ, но не знаю, как это положено решать в 7-м классе. Смотрю учебник и тоже ни в зуб ногой. Какие-то несвязные обрывки информации, что к чему непонятно.
С отчаяния начинаю объяснять на пальцах закон сохранения импульса и иже с ним. О, чудо! Ребенок со счастливым видом говорит, что всё понимает и решает все задачи подряд на ура.
на другой день учительница велела передать мне, что я физику знаю. Но эти задачи в 7-м классе нужно решать иначе.
|
Какая прелесть!
Это про Вас с дочкой.
И какая глупость - это про программу и методику. Если семиклассница в силах понять то, как ей объяснили Вы, то почему нельзя так же понятно преподавать?
( Хотя, впрочем, у меня и по русскому есть те же вопросы. Сначала учат общему принципу (скажем, определения частей речи), а потом в учебнике какие-то слова оказываются "исключениями" из такой-то части речи, хотя они прекрасно и полностью вписываются в другую, про которую детям говорить запрещено )
|
|
Цитировать ·
|
13.02.2012, 15:43
|
#10
|
Мега-элита
Регистрация: 12.07.2007
Адрес: Коломяги
Сообщений: 3 101
|
согласная с ораторами. Есть физика как наука - и есть физика, как умение решать задачи (школьный вариант). Одно с другим связано, но косвенно. "Малопонятности", которых к старшим классам становится все больше - от невозможности объяснить реальность ученикам обычной школы - потому что для этого нужны знания и умения другого уровня. поэтому учат решать задачи, а "вот это просто запомните". потому что если объяснять все серьезно, то для этого этих несчастных пары часов не хватит. В физматах объясняют более серьезно, конечно, но там и часов больше и математический аппарат у ребят в голове получше (потому что на математику тоже часов побольше).
На пальцах можно объяснить начала физики - механику, кинематику. Так, чтобы ребенок умел решать задачи. Более сложное (про квантовую физику вообще молчу) можно объяснить на пальцах, и ребенок поймет суть явления - но чтобы решать задачи "пальцев" не хватит, тут нужны знания.
а вообще - просто на самом деле хороших школьных курсов физики мало. Не физматов, а просто обычного уровня. Все можно было бы сделать по уму, только тогда с самого начала надо учить детей по другому, с 5 класса. Чтобы они сами выводили эти законы, понимали их смысл. взаимосвязь. ТОгда у них физика будет не самодостаточная вещь, которую надо выучить и куда-то "сдать" в виде ЕГЭ, а способ восприятия мира вокруг, умения понять явление, поразмышлять о нем, уловить суть происходящего... ну и формулы - просто как средство выразить эти явления не физически, а математически и численно.
Увы. в рамках существующих школьных курсов приходится уповать только на учителя (который будет иметь смелость от курса отойти в сторону) - а таких ой как мало!
|
|
Цитировать ·
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов. © 2000—2012 Littleone®.
|
Powered by vBulletin® Version 3.8.7 Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод на русский язык - idelena
|
|
|
|