Вход

Просмотр полной версии : И опять про новый школьный предмет


Страницы : [1] 2 3 4 5 6

Susan Sto Helit
26.03.2010, 23:35
Я максимально внимательно слежу за новостями про новый школьный предмет.

Основы религиозных культур и светской этики — учебный предмет, планируемый Министерством образования и науки Российской Федерации для включения в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в ряде регионов России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения

Список модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»

курс будет преподаваться в течение «IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса»

Я сама полностью прочитала только учебник «Основы православной культуры». А так же многочисленные прекрасные отзыва и об этом учебнике, и об учебниках «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры».
По учебникам «Основы буддийской культуры» и «Основы мировых религиозных культур» не нашла интересной информации.
А вот учебник «Основы светской этики» не удовлетворяет никого (вероятно, кроме авторов :065: )

Я понимаю, что этот топ рискует скатиться в махровый офф-топ. Но я открываю его не столько для обсуждения чего либо, а для того, что как можно больше родителей прочли следующие обращения:



Ольга Зубец, кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора этики РАН
"Я уже писала в блоге о своем впечатлении о разделе "Светская этика" в общем новом курсе по основам ряда религий. Я знакомилась с этим текстом в качестве эксперта РАН. И мой вывод заключался в следующем: учебник в предлагаемом виде не может быть рекомендован, более того - он не может быть исправлен путем редактирования.
Теперь я читаю следующее: http://www.vrem******/2010/31/51/248108.html
"По словам г-на Кондакова, все выпущенные «Просвещением» учебники уже прошли три необходимые экспертизы -- как конфессиональную, так и психолого-педагогическую и научную. На позапрошлой неделе книги были отправлены на сверку в Российскую академию наук. В среду было получено последнее экспертное заключение, и в настоящий момент учебники, исправленные и дополненные специалистами РАН, пошли в производство."
В связи с этим еще раз заявляю - учебник по светской этике не был исправлен и дополнен специалистами РАН, он был отвергнут. Уверена, что если под специалистами понимаются специалисты по этике, то в РАН нет ни одного эксперта, который одобрил бы предлагаемый вариант. И тем не менее, как видно, учебник издан и направлен в школы. Он был запланирован без участия специалистов и теперь опубликован вопреки их мнению.
Я бы очень хотела, чтобы эта информация стала известна каждому, кто возьмет его в руки!"


Андрей Кураев, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, автор учебника «Основы православной культуры»:
"В издательстве «Просвещение» учебник ОПК подвергся идеологической и радикальной правке. Урок 3 (о Боге) они сократили в 2,5 раза. Интересно, что в рецензии РАН именно этот урок был назван самым интересным. Руководство «Просвещения» лично вычеркнуло разъяснение понятия Бог, заявив, что не допустит пропаганды креационизма» и что это нарушение Конституции. Посему я обратился к Министру юстиции РФ, а тот к автору Конституции С. Шахраю. Вот ответ "Системное толкование статей 13, 14 и 19 Конституции Российской Федерации в их логической взаимосвязи показывает, что текст анализируемого урока 3 учебника «Основы православной культуры» не противоречит положениям Конституции Российской Федерации." Подробнее (http://diak-kuraev.livejournal.com/81671.html)
Так что у меня есть просьба к педагогам, ведите, пожалуйста, этот урок по его электронной авторской версии. Полную версию брать здесь (http://www.kuraev.ru/)

И ещё:
Авторы учебника «Основы иудейской культуры» также выразили недовольство новой редакцией уже согласованных с Министерством образования текстов. «Мы были раздосадованы, когда увидели многочисленные купюры. Книги из типографии еще не поступили, так что не знаем, что в результате осталось», – рассказал ИТАР-ТАСС один из создателей книги Андрей Глоцер.


Дорогие родители (в первую очередь учеников третьих и четвёртых классов)! Каждому из нас выбирать модуль, по которому будут учиться наши дети. И мне показалось важным поделиться с вами вышеизложенным.


Вот электронные варианты этих учебных пособий (ссылки не работают, к сожалению :( )

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. - М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. - М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин. - М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / В. Л. Чимитдоржиев. - М.: Просвещение, 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. А. Членов, Г. А. Миндрина, А. В. Глоцер. - М.: Просвещение, 2010.

Одно Расстройство
26.03.2010, 23:40
А когда это всё начнется? Классно:)

@...
26.03.2010, 23:43
Как бы это не закончилось религиозной рознью...

Martina+Lana
26.03.2010, 23:48
не понела это что обязательный предмет :010:

Susan Sto Helit
26.03.2010, 23:48
Как бы это не закончилось религиозной рознью...

Ну, вот! Как я и предполагала, офф-топ с первой страницы :046:

судя по тем материалам, которые читала я, то учебники по первым пяти модулям не несут в себе агитки (я раздумываю над тем, что бы завести себе по учебнику из каждого модуля). И представители конфессий очень дружелюбны друг другу в этом проекте. Агрессивны пока лишь защитники светской этики :065:

Нарайка
26.03.2010, 23:50
Ну мне ближе основы мировых религиозных культур.
В нашей семье разное вероисповидание.

Одно Расстройство
26.03.2010, 23:50
Выражаю возмущение светскими агрессорами!:015: Не хочешь опросик прикрепить, кто что выберет?

Susan Sto Helit
26.03.2010, 23:50
не понела это что обязательный предмет :010:

в скором времени - ДА. А что Вас смущает? Вы вправе выбрать из шести вариантов Вам близкий ;)

@...
26.03.2010, 23:50
Ну, вот! Как я и предполагала, офф-топ с первой страницы :046:

судя по тем материалам, которые читала я, то учебники по первым пяти модулям не несут в себе агитки (я раздумываю над тем, что бы завести себе по учебнику из каждого модуля). И представители конфессий очень дружелюбны друг другу в этом проекте. Агрессивны пока лишь защитники светской этики :065:
Дело не в том, что несут учебники, а в том, что это будет разбиение детей на группы по ... вернее всего, национальному признаку.

Петербурженка
26.03.2010, 23:50
А это...нельзя отказаться????:073::091:

Martina+Lana
26.03.2010, 23:53
в скором времени - ДА. А что Вас смущает? Вы вправе выбрать из шести вариантов Вам близкий ;)
:001: мне не нужен :001:ни ОДИН из вариантов.

WEBchen
26.03.2010, 23:56
:010: Баба яга против (с)....Не думала, что этот предмет сделают обязательным :005: Ни один модуль не хочу выбирать:005:

Susan Sto Helit
26.03.2010, 23:58
Выражаю возмущение светскими агрессорами!:015: Не хочешь опросик прикрепить, кто что выберет?

Тормознула, а теперь никак не добавить опрос :( Хочешь, открой сама тему с опросом ;)

Дело не в том, что несут учебники, а в том, что это будет разбиение детей на группы по ... вернее всего, национальному признаку.

А при чём тут национальный признак? Или Вы имели в виду вероисповедание? Мне кажется, что многие выберут пятый модуль, кто-то шестой. Вне зависимости от вероисповедания.

Я не склонна разводить панику. :020:

А это...нельзя отказаться????:073::091:

А что, ни один модуль не устраивает?

РеДиСиНка
26.03.2010, 23:59
в скором времени - ДА. А что Вас смущает? Вы вправе выбрать из шести вариантов Вам близкий ;)
Марусь, а я не хочу выбирать. Категорически. Я не хочу, чтобы вероисповедание моей семьи стало достоянием общественности. Это тебя с Женечкой, ставящих свечки в церкви, показывали по ТВ (и, надо отметить, смотрелась ты очень хорошо). А для меня этот вопрос слишком интимен и я готова его обсуждать с очень немногими.

И не хочу, чтобы в классе судачили "А ты знаешь, что Х выбрал изучать буддизм/иудаизм/ислам.... Это значит, что ОН ... " А дальше - шушуканье, междусобойчики, разделение на наших и НЕнаших.

Я категорически против этого обязательного в ближайшем будущем предмета. :(

DonnaFlor
27.03.2010, 00:00
А чем "Основы мировых религиозных культур" не нравятся? По идее интересный предмет должен быть! Да и полезно знать про разные традиции. Ничего плохого не вижу. Мы вот православные, сразу была настроена на наш модуль... но призадумалась. Свои правила сами представляем, а вот чужие - любопытно :008:

Susan Sto Helit
27.03.2010, 00:03
Марусь, а я не хочу выбирать. Категорически. Я не хочу, чтобы вероисповедание моей семьи стало достоянием общественности. Это тебя с Женечкой, ставящих свечки в церкви, показывали по ТВ (и, надо отметить, смотрелась ты очень хорошо). А для меня этот вопрос слишком интимен и я готова его обсуждать с очень немногими.

И не хочу, чтобы в классе судачили "А ты знаешь, что Х выбрал изучать буддизм/иудаизм/ислам.... Это значит, что ОН ... " А дальше - шушуканье, междусобойчики, разделение на наших и НЕнаших.

Я категорически против этого обязательного в ближайшем будущем предмета. :(

Но ведь есть "Основы мировых религиозных культур". Я сам учебник не читала, но видела оглавление. Производит хорошее впечатления. И авторы хорошие!

Susan Sto Helit
27.03.2010, 00:06
А чем "Основы мировых религиозных культур" не нравятся? По идее интересный предмет должен быть! Да и полезно знать про разные традиции. Ничего плохого не вижу. Мы вот православные, сразу была настроена на наш модуль... но призадумалась. Свои правила сами представляем, а вот чужие - любопытно :008:

очень Вам рекомендую в любом случае скачать учебник по ОПК. Для внутрисемейного пользования ;) Хороший учебник (хотя я к Кураеву весьма критично отношусь)

Tasha007
27.03.2010, 00:08
:001::001::001:
а чего католиков так обидели?
и почему с третьего а не с первого - не... предлагаю с детсада сразу. :065:

@...
27.03.2010, 00:10
очень Вам рекомендую в любом случае скачать учебник по ОПК. Для внутрисемейного пользования ;)
Вот желательно чтобы в семьях это воспитание и остовалось.

Лично мне жалко лишнего часа в неделю...

РеДиСиНка
27.03.2010, 00:12
Но ведь есть "Основы мировых религиозных культур". Я сам учебник не читала, но видела оглавление. Производит хорошее впечатления. И авторы хорошие!
Надеюсь. Очень надеюсь. Но уверена, что на практике все будет уже не так радужно - я имела опыт прохождения такого предмета в ВУЗе. И преподавали его (никого не хочу обидеть, сама такая) не учителя-переучки, а куда более образованные люди. И я помню, КАК это было

3елёНка
27.03.2010, 00:12
Если будет обязательным,выберу 5 вариант!Сама почитаю на досуге!

НатаLи
27.03.2010, 00:13
Против всего вышеперечисленного. Я сама не религиозна, и отношение к религии, и всё, что к ней связно у меня категоричное. Не хочу чтобы это ребенку начали "впаривать".

Мэри вПоппинс
27.03.2010, 00:19
прально
грядет реформа образования
и будем вместо русского и математики эти модули изучать

Susan Sto Helit
27.03.2010, 00:25
прально
грядет реформа образования
и будем вместо русского и математики эти модули изучать

Внесла уточнение в первый пост.

курс будет преподаваться в течение «IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса»

Ма Ха
27.03.2010, 00:32
Только 4 и 5 класс?

Василина
27.03.2010, 00:32
Выбрала бы пятый модуль.
Правда, когда моя дочь пойдет в школу, этот предмет успеют ввести и отменить :065:

Батюшка
27.03.2010, 00:35
Грустно всё это... Могу представить, кто и как будет преподавать этот предмет. Я категорически против.

Lavinya
27.03.2010, 00:42
прально
грядет реформа образования
и будем вместо русского и математики эти модули изучать
Ага, и за это фуфло гос-во готово платить, лучше бы лишний раз урок руссого яз. и литературы провели.
Я категорически против, надеюсь, что это не будет обязательным предметом. Они там совсем уже наверху не знают, чем себя занять. Представляю, сколько наших денег потрачено на это.

ПризракБелойДамы
27.03.2010, 00:44
Я категорически против.
Религиозное воспитание - дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман. Предположу, что и у буддистов есть. Кстати, а как-же синтоизм, например?
Светская этика - тоже предмет для меня непонятныый. Он о чем? Что входя в помещение мужчины шляпу снимают? Подобным вещам тоже вроде бы должны учить в семье.

Мне кажется, что история основных мировых религий должна преподаваться в рамках МХК. Именно как элемент общей культуры.

мягкая
27.03.2010, 00:47
И как всегда нас ни кто не спросит, и будем изучать то что выберет школа.
А может в штат наберут шесть учителей и каждый будет говорить о своем?

Мэри вПоппинс
27.03.2010, 00:50
Внесла уточнение в первый пост.

курс будет преподаваться в течение «IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса»
все мой мозХ отключился
зачем , ну зачем это нужно?!
быренько пробежаться по основам , да не воспримут это дети в этом возрасте
пусть будет в виде факультатива , необязательного , если кому это надо...

Yoda
27.03.2010, 00:52
Вы вправе выбрать из шести вариантов Вам близкий ;)
Не поняла. Т.е. это шесть уроков параллельно будет идти? И кто их будет преподавать? Учителя труда, физкультуры... ?
Ну теоретически я это могу представить для школ крупных городов, где по 3-5 параллельных класса, их еще можно разбить на 6 групп по желанию. Но вот что делать со школами, где один класс, например в 25 человек, и все захотят изучать разное? Это для каждых четырех человек должны будут обеспечить отдельный урок с отдельным преподавателем? Ясное дело, никто не станет заморачиваться, и будет обязаловка по одному из блоков на выбор директора школы. И, можно долго не гадать, это будет или православие или светская этика.
Так что....

Iesta
27.03.2010, 00:54
Грустно всё это... Могу представить, кто и как будет преподавать этот предмет. Я категорически против.

+10000000

Фруза Марковна
27.03.2010, 01:00
Если мне что-то не понравится (преподаватель или цель этого преподавания), то будем просто игнорировать, думаю в ЕГЭ он не войдет. У нас светское государство и приоритет одной религии перед другой недопустим в принципе, но для общего развития пусть будет.

Tasha007
27.03.2010, 01:07
и будет обязаловка по одному из блоков на выбор директора школы. И, можно долго не гадать, это будет или православие или светская этика.
Так что....
с учетом того, что все директора в фаворе у ЕдРа, а Путимеды к Кириллу все ходют по праздникам и не только.... угадайте выбор директора :073:

bimbom
27.03.2010, 01:07
Если уж изучать - то все модули, а не на выбор, и в более старшем возрасте. А вообще, какое отношение имеет религия к школьному образованию? Лишнее это, да и государство у нас светское. Я лично никак к религии не отношусь, ей нет места в моей жизни, но "Основы религии" в университете в свое время изучала с интересом, так сказать, для общего развития.

JANKA@
27.03.2010, 01:09
У меня в школе были на выбор этика или религия. Тем,кто выбрал религию-очень нравилось. Что плохого в том,что детям прививают нравственность? пару лет были основы православия с изучением молитв,чтением библии и т.д. а потом 2 года мировые религии преподавал священник. было очень интересно! я ЗА преподавание религии в школах, но только по желанию!

SemOlga
27.03.2010, 01:09
спасибо.

Tasha007
27.03.2010, 01:12
Что плохого в том,что детям прививают нравственность?
не - ну вы правда можете объяснить связь религии с нравственностью? Интересно... особенно на примерах инквизиции с крестовыми походами пжста..

Tasha007
27.03.2010, 01:14
я ЗА преподавание религии в школах, но только по желанию!
ну и на том спасибо :091:
только предмет обязательный.. :009:

Tasha007
27.03.2010, 01:17
А когда это всё начнется? Классно:)
specially for you:
никак не пойму чему ты так радуешься? Не, ну понятно, что мол "никакие уроки не проймут человека", можно поприкалываться, наблюдая, но все же? Как же социум в конце концов? Он или человек? Социалистка ты наша :)))).

Хочу в Нью-Йорк
27.03.2010, 01:19
5 вариант если обяжут.
только зачем это в 4 классе(((((
бедные дети и так по субботам учатся.

грымзочка
27.03.2010, 01:21
Я узнала об этом не с ЛВ, но " Баба-Яга против" :))

Tasha007
27.03.2010, 01:25
но " Баба-Яга против" :))
может митинг? :))
правда поздно уже :001:

Susan Sto Helit
27.03.2010, 01:26
с учетом того, что все директора в фаворе у ЕдРа, а Путимеды к Кириллу все ходют по праздникам и не только.... угадайте выбор директора :073:

А вот и не угадала! Достоверно известно, что минобр спускает циркуляр в РОНО и школы, что бы вынуждать родителей голосовать за "светскую этику".

То, что мне удалось почитать из этого учебника - ужос-ужос :001:

mama krokodilchika
27.03.2010, 01:26
Не поняла. Т.е. это шесть уроков параллельно будет идти? И кто их будет преподавать? Учителя труда, физкультуры... ?
Ну теоретически я это могу представить для школ крупных городов, где по 3-5 параллельных класса, их еще можно разбить на 6 групп по желанию. Но вот что делать со школами, где один класс, например в 25 человек, и все захотят изучать разное? Это для каждых четырех человек должны будут обеспечить отдельный урок с отдельным преподавателем? Ясное дело, никто не станет заморачиваться, и будет обязаловка по одному из блоков на выбор директора школы. И, можно долго не гадать, это будет или православие или светская этика.
Так что....

Совершенно сгласна с данным оратором:flower: Я была бы не против, если бы был факультатив, где бы детям рассказывали про религии для расширения кругозора. Намедни ученик 9 класса англо-американской школы знакомил со своим выступлением на тему "Начало мира как это рассазывает ислам:ded:", мне понравилось.

А по модулям :073: Я против.

Mitsouko
27.03.2010, 01:27
Против всего вышеперечисленного. Я сама не религиозна, и отношение к религии, и всё, что к ней связно у меня категоричное. Не хочу чтобы это ребенку начали "впаривать".
Да ладно, все что впарят, успешно испарится из детской головы! Вот был же у нас чудный предмет "Природоведение", кто-нибудь помнит о чем он? :073: Так и с этим будет.

Батюшка
27.03.2010, 01:31
с учетом того, что все директора в фаворе у ЕдРа, а Путимеды к Кириллу все ходют по праздникам и не только.... угадайте выбор директора :073:
Опубликовать Путина в кипе в обнимку с равинами? Или Медведева в Еврейской Академии? Так что кто его знает, каков будет выбор директора...

Tasha007
27.03.2010, 01:35
Опубликовать Путина в кипе в обнимку с равинами? Или Медведева в Еврейской Академии? Так что кто его знает, каков будет выбор директора...
не нада ничего публиковать :ded:
посмотрите первый и россию на рождество или пасху.

Tasha007
27.03.2010, 01:36
А вот и не угадала! Достоверно известно, что минобр спускает циркуляр в РОНО и школы, что бы вынуждать родителей голосовать за "светскую этику".

То, что мне удалось почитать из этого учебника - ужос-ужос :001:

эмс... в питере? поверю... надо же держать статус "культурной столицы".
ЗЫ: где-то читала, что православные священники редактировали курс по светской этике... и запретили термин "гуманность" :010: Так как мнения млин разошлись.

upd: гуманизм канешна ж..

Mitsouko
27.03.2010, 01:46
А вот и не угадала! Достоверно известно, что минобр спускает циркуляр в РОНО и школы, что бы вынуждать родителей голосовать за "светскую этику".

То, что мне удалось почитать из этого учебника - ужос-ужос :001:
Естественно, им же надо, чтобы преподавание велось своими силами (чтобы денег поменьше выделять), поэтому выбрали, что попроще. А в светской этике - все учителя сильны! :065:

Tasha007
27.03.2010, 01:48
Православие без гуманизма, но с административным ресурсом

Произошло то, что и должно было произойти. Об этом предупреждали многие обозреватели, когда решение о запуске эксперимента с преподаванием в школах курса «Основ религиозных культур и светской этики» было только принято. Невозможно за столь короткий срок, 3-4 месяца, создать пристойный учебник, пусть даже совсем маленький, в полтора печатных листа. Православная культура оказалась в лучшем положении, чем все остальные: худо-бедно преподавание ОПК в школах идет уже без малого пятнадцать лет, написаны десятки пособий, наработана солидная методическая база. У остальных допущенных в школу конфессий есть воскресные школы, которые тоже позволяют накопить пусть не совсем тот, но тем не менее опыт работы с детьми. Тяжелее всего пришлось разработчикам светской этики: учебников по этому предмету для детей младшего школьного возраста в России нет вообще. Неудивительно, что многие известные российские ученые-этики отказались участвовать в эксперименте. Но нереальные сроки — не единственная причина, да и не главная.

Группа разработчиков курса, как рассказывает ее координатор зав.кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СпбГУ Марианна Шахнович, с самого начала была поставлена в довольно жесткие условия: «На слово «гуманизм», указанное в модуле «Светская этика», г-жа Шевченко (представитель Русской православной церкви в команде разработчиков. — Прим. ред.) наложила вето, еще когда разрабатывалась общая структура всех учебников, — дескать, оно неприемлемо для православной аудитории. И мы ради достижения консенсуса, без которого невозможно двигаться дальше, пошли на это. Кроме того, учебники даются авторам для перекрестного чтения. С одной стороны, это правильно — должны быть сняты все вещи, которые могут вызвать вражду, неприятие представителей всех сторон, но с другой стороны, отказавшись от таких основополагающих принципов межкультурного диалога, как «гуманизм», «толерантность», «общечеловеческие ценности», как раз и можно вызвать взаимную нетерпимость».

Слово «гуманизм» убрали из структуры курса, не запретив использовать в тексте самих пособий. Увы, и это не помогло. В конце прошлой недели вокруг учебника светской этики, который 8 декабря (!) после долгих уговоров согласился писать питерский ученый Вадим Перов, разгорелся скандал: получив вчерне составленный курс, в издательстве «Просвещение», где пособия доводят до кондиции, попросили убрать определение светской этики как нерелигиозной, потому что «священнослужителям это не понравится».

Вадим Перов счел, что пожелания редакционного совета не соответствуют его профессиональной этике, и отказался дальше сотрудничать с издательством.

Как мог, поддержку коллеге оказывал введенный 12 января в состав группы разработчиков протодиакон Андрей Кураев, до того момента участвовавший в написании курса ОПК по заданию патриархии, а отнюдь не сформированного Министерством образования Межведомственного совета. Неизвестно каким образом (авторам было строжайше запрещено выносить на публику материалы до их окончательного одобрения, и Перов честно выполнял это требование) он раздобыл главы из пособия Перова и подверг их критическому разбору в своем ЖЖ. Возмущение Кураева вызвала, например, фраза «Пытаясь понять мир и объяснить, как возник человек, люди создали религию». «Очень вольное допущение, — пишет он. — Это некорректная проекция ценностей эпохи Просвещения в архаику». Но любому непредвзятому человеку понятно, что фраза Перова — зеркальное отражение утверждения самого протодиакона в его, православной, части курса: «Бог — это свободный Разум, который создал мир и любит свое творение». Просто каждый действует в своей системе координат. Однако система координат Перова, в глазах Кураева, не имеет права на существование.

В сущности патриархия продолжает держаться той лукавой позиции, которой придерживалась все годы, что шли споры об уместности религиозных предметов в школе. Не прошли ОПК в чистом виде — появилась Духовно-нравственная культура, не получилось с ДНК — на свет родились ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»). Курс чисто культурологический, светский, вот только слово «нерелигиозный» нельзя употреблять. Вдруг дети узнают, что не все верят в Бога, а некоторые считают, что Его вообще нет?


http://www.ej.ru/?a=note&id=9801

Susan Sto Helit
27.03.2010, 01:49
эмс... в питере? поверю... надо же держать статус "культурной столицы".
ЗЫ: где-то читала, что православные священники редактировали курс по светской этике... и запретили термин "гуманность" :010: Так как мнения млин разошлись.

upd: гуманизм канешна ж..

Нет, не в Питере, вести с полей так сказать. В регионах сильнейшее давление на этот счёт.


З.Ы. что-то ты странное читала... по моим данным, это учебники по религиозным культурам подверглись жестокой правке ( и даже помощь конституционного суда не помогла) читай первый пост...

Susan Sto Helit
27.03.2010, 01:53
http://www.ej.ru/?a=note&id=9801

Ога! Только слова о Боге из кураевского учебника вымарали...


Про гуманизм не в курсе, постараюсь нарыть... Подозреваю, что дело не в термине, а в трактовке

denis
27.03.2010, 01:54
У меня в школе были на выбор этика или религия. Тем,кто выбрал религию-очень нравилось. Что плохого в том,что детям прививают нравственность?
:046::046::046:
религия и нравственность - две вещи несовместные

Lavinya
27.03.2010, 02:05
Нет никакой прямой зависимости между религиозностью и нравственностью. Лучше бы государство обратило внимание на ТВ, печатную продуцию, а также реламные плакаты и постеры, которыми увешены все улицы всех городов России. Со всех сторон пропагандируют разврат и насилие, нравственные наши.

Petri
27.03.2010, 02:16
курс будет преподаваться в течение «IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса»Был бы жЫв старик Конфуций, сказал бы, что поздно. А я говорю, что рано, ой как рано!:001:
Андрей Кураев, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУЯ очень извиняюсь, но "старший научный сотрудник кафедры" - это невозможно.
Да и послушав внимательно почти часовую пресс-конференцию А. Кураева по каналу "Союз", посвященную выпуску этого учебного пособия, я засомневалась, а стоит ли его дум высокое стремленье, а главное, результат сего стремленья читать вообще:017:

Фигня это все, беспомощная и баблопопилочная.:(
Реальные проблемы сосуществования разных по национальности и вероисповеданию людей и детей надо решать не разными видами учебных пособий, которые на деле будут только разделять людей, а единым общим внятным подходом общества и государства (семьи и школы).
А что, ни один модуль не устраивает?Меня, как уже писали другие форумчане:flower::flower::flower:, не устраивает сама необходимость выбора:ded:.
Ага, и за это фуфло гос-во готово платить, лучше бы лишний раз урок руссого яз. и литературы провели.
Я категорически против, надеюсь, что это не будет обязательным предметом. Они там совсем уже наверху не знают, чем себя занять. Представляю, сколько наших денег потрачено на это.Точно-точно:053:
не - ну вы правда можете объяснить связь религии с нравственностью? Интересно... особенно на примерах инквизиции с крестовыми походами пжста..Не, ну я правда могу объяснить связь. Только не буду - если бы вы хотели ее узнать, вопрос был бы задан совсем другим тоном.
Агрессивное полузнание - страшная штука:005:.

Вот еще и поэтому, Маруся, я против таких уроков в школе. А то слово "инквизиция" дети выучат, а что это такое на самом деле было - не узнают. Или забудут. А слово-то красивое, ну как при случае не ввернуть, и пофиХ, что не в тему?
Кстати, о теме. Принимал мой научный руководитель экзамен по религиоведению на химфаке Университета. Только не спрашивайте меня, зачем химикам годовой курс религиоведения - я не знаю. Сейчас не об этом (с) :)). Задает он студенту, отвечающему про католицизм, дополнительный вопрос (который, есессьно, освещался на лекции): "что такое целибат?" Студент упорно хмурит лоб, потом морщинки на челе разглаживаются, и он радостно вопит: "вспомнил!! Это большой религиозный праздник!":)):)):))

А тут - 4 класс школы... Зачем? Они еще и вопросы-то толком сформулировать не научились, для ответа на которые религии сформированы, а им уже ответы пытаются выдать...:005:

Веркис
27.03.2010, 02:23
Таня, объясни мне как философ, почему в нашем обществе именно самые дебильные безумные проекты легко проходят все стадии утверждения и согласования и претворяются в жизнь? Неужели только ради пиления бабла? Или есть еще какие-нибудь разумные объяснения этому явлению? теория мирового заговора, например...

Lotis
27.03.2010, 02:32
В детстве я, дура, мечтала жить в эпоху перемен - скучно мне, видишь ли, было.
Бойся своих желаний, как говорится.
С чем лезут к детям, что пытаются донести? Все сыро и бездарно, но деньги выделены - надо осваивать.
Реальные проблемы сосуществования разных по национальности и вероисповеданию людей и детей надо решать не разными видами учебных пособий, которые на деле будут только разделять людей, а единым общим внятным подходом общества и государства (семьи и школы).
А мы доиграемся до драчки, единство противоположностей - не наши методы.

Lotis
27.03.2010, 02:41
Что плохого в том,что детям прививают нравственность?
ИМХО, нравственность надо прививать задолго до школы, дальше не работает. В 5-7 лет основные ценности уже сформированы, а все, что сверху - наносное и изменчивое.

Susan Sto Helit
27.03.2010, 02:42
Был бы жЫв старик Конфуций, сказал бы, что поздно. А я говорю, что рано, ой как рано!:001:
Я очень извиняюсь, но "старший научный сотрудник кафедры" - это невозможно.
Да и послушав внимательно почти часовую пресс-конференцию А. Кураева по каналу "Союз", посвященную выпуску этого учебного пособия, я засомневалась, а стоит ли его дум высокое стремленье, а главное, результат сего стремленья читать вообще:017:

Каюсь, взяла из википедии :091:

Вот еще и поэтому, Маруся, я против таких уроков в школе. А то слово "инквизиция" дети выучат, а что это такое на самом деле было - не узнают. Или забудут. А слово-то красивое, ну как при случае не ввернуть, и пофиХ, что не в тему?

А тут - 4 класс школы... Зачем? Они еще и вопросы-то толком сформулировать не научились, для ответа на которые религии сформированы, а им уже ответы пытаются выдать...:005:



Когда были дебаты на тему нужно-ненужно, я говорила, что не надо. Я и сейчас считаю, что элементы православной культуры (и других культур) должны быть включены в основные предметы (литература, история) там, где не имея понятия об этих элементах не понять сути изучаемого.

А сегодняшний мой топ я писала исходя из данности.

про целибат - смешно :))

Petri
27.03.2010, 02:42
Верочка, ну тут все сложно (хорошая отмазка, а?:)))

Ты знаешь, если бы я верила в мировой заговор, наверное, было бы легче - знала бы, что есть некая могущественная сила... бла-бла-бла... А так - противно постоянно наблюдать константу человеческой глупости и жадности. А с другой стороны, представь, что было бы, если бы все на форуме стали писать по-русски правильно? Скучно, и не посмеяться в аПшЫпках:))

Эх, пойти, штоль, попроситься в ближайшую школу сеять разумное, доброе, религиозное... :))
P.S.Ты как прочтешь, я потру, а то что-то меня сестра таланта покинула в ночи:))

Tasha007
27.03.2010, 02:43
Не, ну я правда могу объяснить связь. Только не буду - вы ее все равно не увидите, даже если я вам лупу подарю. Или микроскоп:0052:.
Агрессивное полузнание - страшная штука.

давайте :fifa:
всегда рада послушать вумного человека. Может, и как со Спартой просветите :flower:
итак - нравственность и религия. В чем связь?

Petri
27.03.2010, 03:07
:046::046::046:
религия и нравственность - две вещи несовместныеБорис, ты не прав!:)
Нет никакой прямой зависимости между религиозностью и нравственностью. Если вы понимаете прямую зависимость как прямую пропорцию :) - наверное, нет. Но здесь нужна статистика, а я, например, ею не обладаю, поэтому однозначно отрицать все-таки не буду. Видимо, она есть у вас, раз вы это делаете? :009:
А мы доиграемся до драчки, единство противоположностей - не наши методы.Золотые слова! :053:
ИМХО, нравственность надо прививать задолго до школы, дальше не работает. В 5-7 лет основные ценности уже сформированы, а все, что сверху - наносное и изменчивое.А вот здесь не могу согласиться. Потому что так ты отбираешь у человека возможность и право духовного и нравственного возрождения, во-первых. А во-вторых, нравственность нельзя сформировать так рано, она осознается и принимается как СОБСТВЕННЫЙ ВЫБОР человека все-таки в сознательном возрасте.
Я и сейчас считаю, что элементы православной культуры (и других культур) должны быть включены в основные предметы (литература, история) там, где не имея понятия об этих элементах не понять сути изучаемого.Все верно, казалось бы, НО...
Но согласитесь тогда, что православие окажется в несколько привилегированном положении? В силу особенности изучения русской литературы и русской истории?:)
А именно этого (формально) всеми силами стараются избежать наши "верхи". По существу, чтобы зарегистрировать новое религиозное объединение (в дремучем русском сознании - "тоталитарную секту", ууу, стра-а-а-ашно :) ), нужно бы совершить гораздо меньше усилий, чем отдать историческое сокровище икону в храм. Это и было бы равенство не только формальное, но и сущностное, прописанное в Конституции. У нас же все наоборот, то есть в сущности религиозные объединения не равны. Но по форме должно быть показное равенство. Отсюда и этот курс с его блоками:005:.

Petri
27.03.2010, 03:12
всегда рада послушать вумного человека.А не буду:fifa:

Веркис
27.03.2010, 03:15
Что оно всё сложно и имеет причину, и что мировой заговор - слишком примитивно, я и сама знаю :)) Вот пытаюсь до причин докопаться :))
Кое-что интересное нарыла:

То есть ни тебе равноправия экономического, ни тебе РАВНЫХ возможностей для реализации своих умений, знаний и талантов. вывод - социальная разобщенность и культ денег как единственный реальный символ

4. но сделать в экономике ничего нельзя (по крайней мере, снизу). Следствие - будем решать проблемы надстроечные (социальные, психологические, культурные) как-нибудь, ибо они есть. Вот и решаем. Как-нибудь.
Не думаю, что пытаются решить надстроечные проблемы. Я бы сказала - имитируют процесс :)). Шоб оправдать свое присутствие у кормила власти: "видите, мы стараемся, делаем что-то". Поскольку сделать человечество счастливее, образованнее, культурнее и тыпы целью не является вовсе, а основная цель - любым способом остаться у кормушки.
К чему это я? "Социальная разобщенность" - ключевое слово. Имхо, обсуждаемые нововведения в школьной программе прекрасно этому способствуют... :065:
Как бы нашла рациональное зерно в этой "реформе" :005:

А с другой стороны, представь, что было бы, если бы все на форуме стали писать по-русски правильно? Скучно, и не посмеяться в аПшЫпках:))

Апшипки это очень весело, но боюсь, что при реализации некоторых безумных проектов станет очень грустно - типа, грунты под вновь построенным небоскребом поплывут и рухнет ОНО. Или начнутся в средней школе драки стенка на стенку по национальному признаку выбора "модуля" :065:
О! только щас вспомнила. Нас в 5 классе средней школы поделили на две группы. Пол класса пошли изучать английский язык, остальные - немецкий. Дык, это было поводом погнуть пальцы и поглумиться над теми, кто в другой половине класса. Типа, "немцы" против "англичан" :046: Что будет в школах после введения нового предмета? :001:
Вот, еще на ночь глядя, про реформу часовых поясов вспомнила :001:

~Василиса~
27.03.2010, 03:22
Что будет в школах после введения нового предмета? :001:

Талирантнасть?:016:
:))

Веркис
27.03.2010, 03:27
Талирантнасть?:016:
:))
Мне детей жалко - им же эту хрень поставят шестым уроком, заставят зазубривать и сдавать :001:
ПС Завтра же объясню ребенку, что такое "целибат". :))

Petri
27.03.2010, 03:33
Не думаю, что пытаются решить надстроечные проблемы. Я бы сказала - имитируют процесс :)). Шоб оправдать свое присутствие у кормила власти: "видите, мы стараемся, делаем что-то". Поскольку сделать человечество счастливее, образованнее, культурнее и тыпы целью не является вовсе, а основная цель - любым способом остаться у кормушки.
К чему это я? "Социальная разобщенность" - ключевое слово. Имхо, обсуждаемые нововведения в школьной программе прекрасно этому способствуют... :065:
Как бы нашла рациональное зерно в этой "реформе" :005:Вера, стоп:)
Надстроечные проблемы - это НЕ только СОЦИАЛЬНЫЕ (в общепринятом понимании), не только бедность, разрыв между богатыми и бедными, образование, медицинское обслуживание:ded:. Имеются в виду, прежде всего, проблемы осознания человеком бытия (выражаясь языком философии, проблемы онтологические и экзистенциальные), выраженные через искусство, религию, философию, право. А экзистенциальные проблемы - это и проблема "свой - чужой", она необходима для человека!
А постановка и решение любой экзистенциальной проблемы обусловлены определенным историко-культурным контекстом. Наш нынешний контекст - обострение национального ущемленного самосознания, усугубленное экономическими и социальными проблемами (как раз бедность, разрыв в доходах, медицинское обслуживание и т.д.).
Это я к чему занудствую - надстроечные проблемы - они реальны. Всегда. И решение их необходимо ПОСТОЯННО и на уровне индивида, и на уровне общества, и на уровне государства. Так что оно не имитирует, оно пытается решить их. Но решает как-нибудь - бессмысленно и баблопопилочно:(.

Правда, все это не отменяет и того факта, что остаться у кормушки им все равно очень хочется, а принцип "разделяй и властвуй", кажется, еще никто не отменял?;)
Или начнутся в средней школе драки стенка на стенку по национальному признаку выбора "модуля" :065:Я тоже об этом подумала, да:(

P.S. А поймет ребенок? :))

мвБ
27.03.2010, 03:41
А чего протестантов, католиков, лютеран тю-тю в списке?

Веркис
27.03.2010, 03:46
Это я к чему занудствую - надстроечные проблемы - они реальны. Всегда. И решение их необходимо ПОСТОЯННО и на уровне индивида, и на уровне общества, и на уровне государства. Так что оно не имитирует, оно пытается решить их. Но решает как-нибудь - бессмысленно и баблопопилочно:(.
Знаешь, я не считаю властьимущих идиотами. А вот по факту, решения они принимают идиотские. Ну если исходить из того, что они что-то ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ. Потому остаюсь при мнении, что главное, таки, - попил бабла и:
принцип "разделяй и властвуй", кажется, еще никто не отменял?;)
И мне от этого невесело :(

P.S. А поймет ребенок? :))
Я доступно объясню :))

Tasha007
27.03.2010, 03:48
Если вы понимаете прямую зависимость как прямую пропорцию :)

Уважаемая Petri!
Видимо по каким-то причинам вы прям-таки имеете некое предубеждение к мои высказываниям, которое как следствие позволяет вам трактовать мои слова как вам удобнее. Не в силах вам противостоять.
Про пропорции - давайте я вам не буду про философию, а вы мне про математику :fifa:
Про прямую зависимость лично я и слова и сказала, а всего лишь акцентировала внимание на гуманизме, понимаемом по разному людьми верующими и нет. Собственно об этом:

СОБСТВЕННЫЙ ВЫБОР человека

Посему соглашаюсь с вашим выбором не участвовать в дискуссии между нами - всего хорошего :flower:
Читаю вас с удовольствием. Жаль, что ваша эмоциональность мешает продолжать.

Tasha007
27.03.2010, 03:55
Знаешь, я не считаю властьимущих идиотами.
эээ... какбы далеко не идиоты. И прекрасно понимают, что большинство будет за пропагандируемое отвсюду православие. Но не делать же обязательным ОПК в самом деле.. - не поймут. Поэтому дается мнимый выбор между буддизмом и православием (условно).
Мне тут уже заявили в школе родительница одноклассника(цы) "и правильно вводят предмет, а то мусульман развелось - жуть" - вот как люди понимают :(

iralisk
27.03.2010, 12:27
:001: мне не нужен :001:ни ОДИН из вариантов.

И мне. НИ ОДИН.

Ремизов
27.03.2010, 12:37
А чего протестантов, католиков, лютеран тю-тю в списке?

Угу. Надо было еще иеговистов добавить... :))

Susan Sto Helit
27.03.2010, 12:39
Угу. Надо было еще иеговистов добавить... :))

Ну, тут Вы не правы! Где католики, а где иеговисты!

Lavinya
27.03.2010, 12:43
Уважаемая Petri!
Видимо по каким-то причинам вы прям-таки имеете некое предубеждение к мои высказываниям, которое как следствие позволяет вам трактовать мои слова как вам удобнее. Не в силах вам противостоять.
Про пропорции - давайте я вам не буду про философию, а вы мне про математику :fifa:
Про прямую зависимость лично я и слова и сказала, а всего лишь акцентировала внимание на гуманизме, понимаемом по разному людьми верующими и нет. Собственно об этом:


Посему соглашаюсь с вашим выбором не участвовать в дискуссии между нами - всего хорошего :flower:
Читаю вас с удовольствием. Жаль, что ваша эмоциональность мешает продолжать.
Про пропорции я писала . Беру свои слова обратно. Без пропорций вообще. Для меня нет связи между нравственностью и религией, никакой. У религии в принципе в основе своей немного другие задачи, поэтому нравственность идет вторым планом, хотя и довольно важным (все-таки стадо надо как-то сдерживать ) Все ИМХО.

~Василиса~
27.03.2010, 12:43
Ну, тут Вы не правы! Где католики, а где иеговисты!
Сеем межрелигиозную рознь?:065:

Ремизов
27.03.2010, 12:46
Ну, тут Вы не правы! Где католики, а где иеговисты!

Ну да. Это ж я с юмором - сам-то не иеговист ни разу. До кучи в список еще надо было старообрядцев и трясунов-пятидесятников добавить. Ну, и, конечно баптистов... :))

~Василиса~
27.03.2010, 12:49
Ну да. Это ж я с юмором - сам-то не иеговист ни разу. До кучи в список еще надо было старообрядцев и трясунов-пятидесятников добавить. Ну, и, конечно баптистов... :))

А атеистов почему забываем? Они-то чем хужелучше?

Ремизов
27.03.2010, 12:51
А атеистов почему забываем? Они-то чем хужелучше?

+1
Еще стОит добавить сатанистов...

~Василиса~
27.03.2010, 12:57
+1
Еще стОит добавить сатанистов...
Язычников забыли!!! :080::080::080:

Ремизов
27.03.2010, 12:59
Язычников забыли!!! :080::080::080:

Точняк! И приглашать в школы в качестве преподавателей шаманов - с бубнами и со всеми делами. :065:

Lavinya
27.03.2010, 12:59
Борис, ты не прав!:)
Если вы понимаете прямую зависимость как прямую пропорцию :) - наверное, нет. Но здесь нужна статистика, а я, например, ею не обладаю, поэтому однозначно отрицать все-таки не буду. Видимо, она есть у вас, раз вы это делаете? :009:
Золотые слова! :053:
А вот здесь не могу согласиться. Потому что так ты отбираешь у человека возможность и право духовного и нравственного возрождения, во-первых. А во-вторых, нравственность нельзя сформировать так рано, она осознается и принимается как СОБСТВЕННЫЙ ВЫБОР человека все-таки в сознательном возрасте.
:005:.
Про пропорции уже ответила выше.
Вот я совсем не поняла про нравственность
- нельзя сформировать рано - это как понимать? Есть какой-то определенный возраст как получение паспорта?
Т.е. дети до опред. возраста безнравственны? Простите за грубый примитивный вывод из Вашего поста

Ярославна
27.03.2010, 13:03
Из предложенного вы брала бы Основы мировых религиозных культур

бармалей
27.03.2010, 13:04
Из предложенного вы брала бы Основы мировых религиозных культурА почему нельзя говорить о них на истории?

Lavinya
27.03.2010, 13:04
Язычников забыли!!! :080::080::080:
Скорее РПЦ иеговистов пустит в школы чем язычников:001:

Susan Sto Helit
27.03.2010, 13:05
А атеистов почему забываем? Они-то чем хужелучше?

Как забыли? А свеццкая этика для кого?!

~Василиса~
27.03.2010, 13:06
Скорее РПЦ иеговистов пустит в школы чем язычников:001:

Абыдно.:005:

~Василиса~
27.03.2010, 13:07
Как забыли? А свеццкая этика для кого?!

Семён Семёныч!:009:
Но язычников-то всё-таки обидели опять!:ded:

Susan Sto Helit
27.03.2010, 13:08
Про пропорции уже ответила выше.
Вот я совсем не поняла про нравственность
- нельзя сформировать рано - это как понимать? Есть какой-то определенный возраст как получение паспорта?
Т.е. дети до опред. возраста безнравственны? Простите за грубый примитивный вывод из Вашего поста

Вообще-то дети до определённого возраста безнравственны.И кризис семи лет (плюс-минус) - это начало возникновения собственного отношения к происходящему. Попытки самому решать что хорошо, а что плохо. До этого возраста хорошо то, что мама сказала хорошо.

Susan Sto Helit
27.03.2010, 13:10
Семён Семёныч!:009:
Но язычников-то всё-таки обидели опять!:ded:

А что языческая культура жива и актуальна? Имхо, это уж точно раздел истории. Исключение - народы Крайнего Севера, но для них уже давно есть специальные программы, они-то свою культуру поднимают лет десять активно.

Ремизов
27.03.2010, 13:12
Как забыли? А свеццкая этика для кого?!

Ага. Вапще, непонятно, для кого всё это? Для детей неверующих родителей? Для того, чтобы привить детям идеосинкразию к религии? Дурдом на выезде. Пирожок "с ничем".

Lavinya
27.03.2010, 13:13
Вообще-то дети до определённого возраста безнравственны.И кризис семи лет (плюс-минус) - это начало возникновения собственного отношения к происходящему. Попытки самому решать что хорошо, а что плохо. До этого возраста хорошо то, что мама сказала хорошо.
Т.е. с 7 лет? Забавно.
А совесть с нравственностью пересекаются, как Вы думаете?
Совесть тоже с 7 лет обнаруживается?

Ремизов
27.03.2010, 13:14
Т.е. с 7 лет? Забавно.
А совесть с нравственностью пересекаются, как Вы думаете?
Совесть тоже с 7 лет обнаруживается?

У некоторых она вообще не обнаруживается. Никогда. :(

бабка-ежка
27.03.2010, 13:18
Только 4 и 5 класс?

Новый предмет - в виде эксперимента - начинают преподавать в 4-5 классах. Но нет никакой гарантии, что в случае, если эксперимент будет признан удавчным, духовно-нравственное воспитание (а именно так называется новый курс) не сделают "сплошным". Остальные предметы можно и нужно подвинуть (ну, чтобы детей не перегружать), но вот духовно-рнавственное воспитание, физкультура и НВП - это в обязательном порядке.

Ремизов
27.03.2010, 13:21
Новый предмет - в виде эксперимента - начинают преподавать в 4-5 классах. Но нет никакой гарантии, что в случае, если эксперимент будет признан удавчным, духовно-нравственное воспитание (а именно так называется новый курс) не сделают "сплошным". Остальные предметы можно и нужно подвинуть (ну, чтобы детей не перегружать), но вот духовно-рнавственное воспитание, физкультура и НВП - это в обязательном порядке.

И кто именно будет признавать, удачен ли эксперимент? Те, кто его органиовали (кстати, кто именно)?

Susan Sto Helit
27.03.2010, 13:22
Т.е. с 7 лет? Забавно.
А совесть с нравственностью пересекаются, как Вы думаете?
Совесть тоже с 7 лет обнаруживается?

Опять же. Стыд до семи лет - это нежелание расстраивать маму. Или огорчение, что мама расстроится. Своей, внутренней морали ещё нет. А вот когда возникает самостоятельная оценка, то и совесть начинает функционировать. И стыдно даже если никто-никто не узнает.

Не зря дети до семи лет в православии допускаются к причастию без исповеди. И в японской традиции не ругать детей до семи лет...

Lavinya
27.03.2010, 13:23
А что языческая культура жива и актуальна? Имхо, это уж точно раздел истории. Исключение - народы Крайнего Севера, но для них уже давно есть специальные программы, они-то свою культуру поднимают лет десять активно.
Это с какой стороны смотреть - для язычников (не народов крайнего севера) жива и актуальна , а для христиан - раздел истории.

Susan Sto Helit
27.03.2010, 13:26
Это с какой стороны смотреть - для язычников (не народов крайнего севера) жива и актуальна , а для христиан - раздел истории.

Я ж обидеть никого не хотела. А какие культы сейчас живы и актуальны в России?

Исключая народы Крайнего Севера, и восточные культуры (синтоизм и пр.)